Блог Нетологии

Советы и обзоры для новых высот в карьере, бизнесе и жизни

В новом выпуске оcнователь одного из крупнейших разработчиков и издателей игр Wargaming Виктор Кислый рассказал Максиму Спиридонову о том, почему стоит выбирать «условно бесплатную» модель для игрового бизнеса, и поделился футурологической картиной будущего игрового мира.

Виктор Кислый, компания Wargaming
Компания Wargaming Виктора Кислого по объему выручки идет сразу после Яндекса и Mail.ru

— В одном из интервью ты говорил о том, что очень важно выдержать баланс между функциональностью бесплатной игры и прелестью платной игры.

— Надо находить грамотный баланс. Наша формула такова — мы должны не прекращая давать людям больше value, а не говорить: «Ты вначале заплати, а потом мы тебе что-нибудь дадим». У нас совершенно другая философия.

Очень многие крупные компании долгое время не могли этого понять, поэтому нам удалось вырваться вперед, опередив больших конкурентов в этом направлении. У больших корпораций совет директоров и инвесторы хотят вначале взять деньги, думая о том, что вдруг потом пользователи не заплатят, а раз так, то раздавать бесплатно людям ничего нельзя. Мы перевернули всё с ног на голову. Мы сказали: «Бери всё. Более того, каждые месяц–полтора мы будем выкатывать патчи с новыми танками и новой графикой, и всё будет еще лучше».

Ты завоевываешь сердца миллионов, а лучше даже десятков миллионов людей по всей планете тем, что ты даешь так много прелестей, по сути, бесплатно. Играйте и пользуйтесь! Потом монетизация происходит статистически. Понятно, что никто не знает, что произойдет завтра, но пока эта модель шагает по планете, и среди других конкурентов WoT и все наши последующие игры по монетизации являются самыми мягкими.

В 2014 году количество игроков Word of tanks, одновременно находящихся в онлайне, превысило миллион
В 2014 году количество игроков Word of tanks, одновременно находящихся в онлайне, превысило миллион

Есть игры, особенно на мобильных платформах, где ты начинаешь что-то строить, и через полминуты появляется лицо персонажа, которое говорит: «Заплати прямо сейчас, иначе тебе придется ждать день для продолжения игры». Ты понимаешь, что день – это очень много, и платишь. Когда ты переходишь на следующий уровень, там требуют еще  больше денег, или придется ждать 3 дня. В индустрии есть такой термин «отжим бабла». Отжим бабла идет самым бессовестным образом. Почитайте обзоры WoT. На Западе, в России и Китае одинаковая монетизация. Даже россияне и китайцы считают, что всё сделано по-божески. Я даже видел высказывания, обозначающие, что мы всё делаем честно, не жадничаем и последнюю копейку не выживаем. Более того, играть в WoT можно, даже ни разу в жизни не заплатив ни копейки.

— Насколько я понимаю, подобного рода настроения в сфере предпринимателей прослеживаются не только в игровой индустрии. Возникает подход, при котором нужно облагодетельствовать  потребителя, со всех сторон облизать его, сдуть с него пылинки, и потом благодарный потребитель, наверное, заплатит. Разумеется, он еще не везде присаживается, но в игровой индустрии он уже обрел какие-то понятные бизнес-рамки.

— Согласен. Эта модель в игровой индустрии зародилась в Китае и Корее, но там был жесткий отжим бабла, потому что у игроков не было других альтернатив. Они могли ходить в интернет-кафе и играть в эти игры, потому что других игр не было. Потом он прокатился по России в виде браузерных игр. Запад еще не очень был в курсе этого дела.

Предметом нашей гордости является то, что мы не только непосредственно продвигали WoT, использующий эту концепцию, но и саму концепцию. Мы хотели, чтобы эта концепция пришла в Россию, а потом и на Запад и прижилась.  Практически в каждом интервью  я всегда говорю  фразу про то, что free-to-play — это не только WoT, и что вообще эта модель скоро победит. Я призывал со сцен разных конференций присоединяться к этой философии. Мы объясняли наши механизмы, делились информацией и занимались образованием. Мы считаем, что расцвет free-to-play, который сейчас наблюдается в России и на Западе, в некоторой степени является нашей заслугой. Мы считали это благородным делом.

Победитель одного из конкурсов по боди-арту, организованных Wargaming
Победитель одного из конкурсов по боди-арту, организованных Wargaming

— Давай коротко поговорим о том, что ждет рынок игр. Попробуй построить футурологическую картину будущего игрового мира. Я уверен, она у тебя есть. Наверняка ты уже размышлял об этом.

— У меня и у всех игровиков есть уверенность, что игры будут развиваться. Благодаря развитию интернета и мобильных технологий доступность игр на мобильном телефоне хоть на островах в Индонезии, хоть в Сан-Франциско, хоть в Рязани одинакова. Любой может нажать на кнопочку и буквально за копейки или бесплатно скачать себе игру.

Другой вопрос – понравится она ему или нет, но игр становится всё больше и больше. Рынок игр делится на игры, в которых можно просто убить время и отключить мозг, и игры, в которых интересно подумать, применить стратегию и тактику, скооперироваться с друзьями и вместе победить врага. Всё это будет развиваться.

—Какие платформы будут доминировать?

— PC останется, хотя  за последние несколько лет только ленивый не предрекал закат персональных компьютеров. Пока эти слухи слегка преувеличены. Пока персональные компьютеры остаются на месте, и всё больше и больше людей подсаживаются там на игры. Это и World of Warcraft, и Танчики, и League of Legends, и Dota 2, это тот же Steam с сотнями самых разных игр.

Возрастают темпы роста у мобильных платформ. Есть избитая фраза «За мобильными платформами будущее». У тебя в кармане лежит телефон, ты по нему звонишь, смски набираешь, смотришь интернет и время от времени играешь в какую-нибудь игрушку. Планшеты и телефоны будут только развиваться. Они миниатюризируются, нажатием одной кнопки смартфон по wi-fi соединяется с телевизором, и на телевизоре выводится изображение. Технологии будут распространяться семимильными шагами и становиться всё лучше и мощнее. В этом нет никаких сомнений. Игровики должны туда смотреть. По факту это будет означать, что миллиард, второй и третий людей будут иметь эти смартфоны, и они будут играть на них. Это происходит сейчас.

Мобильное приложение World of Tanks Assistant — личный профиль пользователя
Мобильное приложение World of Tanks Assistant — личный профиль пользователя

Консоли, в частности PlayStation и xBox – это традиционное времяпрепровождение классического хардкорного американского, британского, японского геймера. Сразу представляется большая гостиная, в которой весит большая плазма. Кстати, диагональ плазм будет расти, толщина уменьшаться, яркость и прочие прелести улучшаться, поэтому можно просто посидеть на диване, поесть поп-корн, попить кока-колы, а заодно пострелять с другом, и это никуда не уйдет.

— Мне кажется, приставки будут постепенно исчезать, поскольку они перестанут быть нужными, достаточно будет мощности самого телевизора и того, что можно будет впаять в Smart TV.

— Да. Всем тем, кто думает о создании игр или занимается этим, я хотел бы сказать, что здесь скорее вопрос не в технологической платформе. За последние 10 лет поколения платформ уже много раз сменили друг друга, а некоторые платформы, о которых мы даже не мечтали 10 лет назад, уже появились, и на них игры становятся более популярными, чем на тех же консолях.

Нужно заставить себя мысленно оторваться от железки. Когда были мобильные телефоны Nokia, Samsung и так далее, у них всех были разные технологии, разные экраны и разные прошивки, поэтому игровикам приходилось делать 158 версий одной, даже очень простой игры.

Сейчас этого нет, сейчас есть iOS и Андроид, и наша задача резко упрощается.

Мой прогноз состоит в том, что за технологиями платформ, конечно, надо следить. Как только Samsung сделает в своем телевизоре пару микросхем, которые будут отвечать за игры, понятно, что там резко появятся игры, и надо будет что-то делать для этих микросхем. Мы всё-таки возвращаемся к истокам.

Что такое делать игры? Это давать людям мир и динамические ощущения. Это не просто посмотреть полуторачасовой фильм, поесть поп-корн и пойти домой, предварительно перекинувшись парой фраз с друзьями. Ты сам творишь свой мир, сам воюешь на танках, строишь свое королевство, летаешь в космосе. Это времяпрепровождение перед экраном, с мобильным телефоном. Вполне возможно, через три года будут голографические изображения, которые будут проецироваться с маленького фонарика, закрепленного под потолком, и можно будет войти в эту реальность, руками что-то раздвинуть и так далее. Вечные ценности останутся вечными даже в этих футуристических играх. Это истории, персонажи, анимация, графика, то, как игрок путем своего персонажа развивается, как он от каменного топора идет в космос.

Полную аудиоверсию разговора с Викторым Кислым в нашей программе «Рунетология» слушайте здесь:


Подготовил Андрей Митрохин,
редактор «Рунетологии»

comments powered by Disqus

Видеокурсы по маркетингу и менеджменту

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!

Сообщите о предложении или проблеме