Блог Нетологии

Советы и обзоры для новых высот в карьере, бизнесе и жизни


Основатель презентационного агентства esPrezo и эксперт «Нетологии» Марк Хлынов рассказал о типичных ошибках в дизайне презентаций, которые в том или ином виде допускают почти все.

Ошибка 1: перегрузка информацией

Как возникает

Едва ли не 9 из 10 презентаций страдают от одной и той же проблемы — в них решительно невозможно ничего понять. Перегруженную презентацию легко распознать по длинным и неструктурированным текстам, а также по обилию графических объектов на одном слайде. Чаще всего, впрочем, оба признака встречаются вместе.

Иногда перегрузка происходит из-за ограничений по количеству слайдов, которые установлены кем-то свыше (к примеру, инвестором, который просит уложиться в десять слайдов, или начальником, требующим executive summary).

Гораздо хуже, если автор экономит на слайдах по своей инициативе. Он вроде бы понимает, что повествование должно быть кратким, но вместо того чтобы ограничить содержание, сокращает количество слайдов. От этого рассказ только страдает.

Часто запутанная и перегруженная презентация исходит из желания докладчика выглядеть экспертом. К примеру, в академической среде презентации с огромными текстовыми массивами на слайдах — стандарт представления информации.

перегрузка информацией

Как исправить

Нужно проводить подготовительную работу — сформулировать цель презентации, написать ее сценарий, составить тезисы на каждый слайд. Нельзя придумывать план на ходу и писать все, что приходит в голову. Мозг не выдает информацию в нужной последовательности, а раскидать всю информацию по слайдам в последний момент — почти невозможно.

Если цель презентации — заставить кого-то принять решение, то нужно говорить простым и понятным языком. Я всегда рекомендую следовать беспроигрышной формуле: 1 слайд = 1 идея. В дополнение к основному тезису использовать максимум 3–4 подпункта. Все, что не влезает, переносится на следующий слайд.

От любых лимитов, установленных сверху, нужно избавляться. Самое лучше — узнать, почему ограничение существует, и снять его с помощью переговоров.

Ошибка 2: множество стилей

Как возникает

Явный бардак со стилями — признак совсем еще зеленого новичка. Он верит, что аудиторию можно удивить оформлением. Поэтому он мыслит исходя из того, как лучше применить свои умения. Решаемая задача отодвигается на второй план.

О том, чтобы следовать единым принципам оформления, он даже не думает. Все время расходуется на выбор — элементов верстки, фона, шрифтов, видов анимации. Каждое «удачное» решение автор обязательно внедрит в презентацию. Вдруг сработает хоть что-то? В результате оформление меняется от слайда к слайду.


В менее радикальном варианте от смешения стилей страдают и вполне себе опытные ребята. Они знают, что стандартные элементы должны везде выглядеть одинаково. Но до деталей обычно не доходят. Однако даже кастомизированное оформление заголовков на каждом слайде иногда способно вызвать недоумение аудитории. Созданием единого стиля мы должны выстроить визуальную иерархию слайда (порядок считывания объектов) и создать ритм и повторение (одинаковое оформление от слайда к слайду помогает аудитории быстрее считать смысл).

Еще разнородный стиль встречается в презентациях, которые создаются на основе разрозненных материалов. Кусочек отчета, инфографика из интернета, презентация коллеги, скриншот таблицы — такие массивы данных действительно непросто привести к единому виду.

каша из стилей

Как исправить

Отсутствие единого стиля приводит к хаосу в визуальной иерархии объектов. Когда оформление скачет от слайда к слайду, сознание зрителя не может связать все увиденные элементы в единую систему. Мозг не цепляется за уже знакомые вещи, а каждый раз интерпретирует новые. Это точно не помогает информации усваиваться лучше.

Нужно научиться воспринимать стиль как систему. В системе любой элемент оформления содержит определенный смысл и подчиняется общей логике.

Начните с базовых вещей — заголовков, текстов, фона, цветов. Одинаковые элементы сразу повысят шанс на нормальное усвоение информации.

Ошибка 3: расфокусировка

Как возникает

Отсутствие фокуса заметно, когда за презентацией стоит слабый рассказ, — такой, который не выстроен вокруг одной конкретной идеи.

Причина, впрочем, может быть и ровно противоположной: когда хороший и логичный рассказ уже есть, автор начинает мыслить в опасном направлении «что бы еще улучшить».

Бывает, что автор сначала идет по правильному пути, но в самом конце вдруг понимает, что получилось бедно и скучно. Тут он пускается во все тяжкие. Белый фон становится темно-синим. Заголовки и пояснительный текст дружно меняют шрифты и начертания. Пересобирается верстка слайда. Череда неоднозначных оформительских решений тоже может привести к смещению акцентов.

В итоге получаются слайды, где невозможно за несколько секунд считать ключевую идею. Слишком много акцентов на слайде приводит к тому, что его логика построения нарушается — получаются разрозненные блоки информации, которые зритель считывает в произвольном виде.

нет фокуса

Как исправить

Главная трудность в том, что презентации, страдающие этой проблемой, часто выглядят неплохо. За ними видно старание авторов. Но приятное оформление работает вхолостую — хочется поскорее пролистать дальше. Возникает ощущение, будто смотришь на нечеткий снимок, в котором цвета и контрастность вышли удачно, но распознать изображенный объект почти нереально.

Явные признаки расфокусировки — обилие равнозначных по смыслу, но по-разному оформленных крупных объектов на слайде (а это намек на то, что слайд стоит разделить на несколько), а также вымученные фоны, отвлекающие внимание от сути, лишние пояснительные тексты. Чтобы добиться фокуса, для начала стоит избавиться от них. Внимание зрителя должно быть приковано к содержанию слайда, а не к его внешнему виду.

Ориентируйтесь на то, чтобы случайный зритель смог за три секунды полностью понять то, что ему хотят донести. Если это занимает больше времени, вероятность потери внимания выше.

Особенно печально, когда фокуса не хватает в презентации для выступления. Здесь бороться за внимание придется и с гаджетами, и мыслями, и неотложными делами слушателей, и постоянным желанием поговорить с соседом. Зато уровень фокуса легко измерить по количеству голов, которые уткнулись в экраны.

Ошибка 4: творческий беспорядок

Как возникает

Слайд выглядит так, будто его содержимое вырезали из разных презентаций. Расположение элементов не подчиняется логике, словно каждый из них оказался здесь случайно. Бардак в слайде исходит из желания автора подойти к делу «творчески». Но верстка слайдов — это технический, а не креативный процесс. Во время работы над слайдом нужно запретить себе заниматься поиском идей. Помимо этого, автор не воспринимает презентацию как систему. Каждый элемент существует изолированно.

Такие презентации хочется «причесать» — упорядочить информацию, выстроить элементы логично, расставить акценты по-новому.

беспорядок творческий

Как исправить

Чтобы достичь гармонии, нужно отсортировать объекты по значимости для создания визуальной иерархии на слайде. После этого необходимо распределить по нему элементы, упорядочить их между собой, а далее — выровнять объекты относительно друг друга. Так слайды примут чистый и опрятный вид, и сложится понятная считываемая композиция.

Ошибка 5: декорирование слайда

Как возникает

Украшение слайдов любыми абстрактными элементами — еще один признак новичка. Им движет страх перед белым пространством, которое кажется ему «пустым». Он уверен: чтобы выглядеть экспертом и чувствовать себя уверенно, нужно заполнить слайд до краев. Поэтому он не видит ничего плохого в том, чтобы воспользоваться базовыми шаблонами PowerPoint или Keynote. Главное — чтобы нигде не осталось белого цвета.

Декорирование может быть как смысловым (лишние пояснения и детали), так и оформительским (визуальные абстракции). Последним, кстати, особенно страдают начинающие графические дизайнеры.

ошибка декорирования

Как исправить

Любые абстракции требуют дополнительного времени на то, чтобы расшифровать их смысл. Поэтому «декорации» всегда работают против понимания презентации аудиторией. Они не несут никакого смысла, зато отлично поглощают внимание.

В презентации надо уважать и ценить свободное пространство. Благодаря ему слайд «дышит». Все остальные элементы по умолчанию должны быть информативными. Все, что не доносит смысл, — это шум, от которого лучше избавиться.

P. S. 15 июля я проведу бесплатное открытое занятие «Дизайн презентаций как искусство: основы мастерства», где расскажу, как подходить к дизайну презентаций системно и не допускать базовых ошибок.

Об авторе

Марк Хлынов,
CEO esPrezo

comments powered by Disqus

Видеокурсы по маркетингу и менеджменту

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!

Сообщите о предложении или проблеме