Блог Нетологии

Советы и обзоры для новых высот в карьере, бизнесе и жизни

По мотивам интерактивного курса Павла Кудинова (7 лет занимается IT-решениями для офлайн- и онлайн-ритейла; оптимизировал внутреннюю логистику в «Связном», сейчас разрабатывает платформу Everada).

В прошлый раз мы объясняли, как автоматизировать работу контакт-центра. Сегодня рассказываем о том, как организовать внутреннюю логистику — работу с поставками, хранением и подбором заказов.

Работа с поставками

 

Как товар поступает на склад

Автоматизированный склад принимает товар в три этапа:

1. Прием партии по коробам или паллетам. Когда оптовик привозит партию на склад, менеджер по поставкам пересчитывает короба, сверяет количество позиций и подписывает транспортную накладную. Этот процесс будет быстрее, если все отношения с поставщиком будут формализованы с помощью IT-системы, а вся нужная кладовщикам информация об объемах и сроках будет заранее оповещать их о приеме.

2. Прием товаров поштучно. Как только короба оказываются в зоне приема, кладовщики переходят к поштучному приему. На этом этапе они проверяют товар на брак (комплектация и внешний вид), маркируют штрихкодами, измеряют габариты и распечатывают документы по приемке (ТОРГ-12).

Прием товара заканчивается вместе с оформлением ТОРГ-12 и ТОРГ-2. Складская система должна готовить печать таких документов автоматически. Кладовщики не вбивают вручную реквизиты интернет-магазина и не вычисляют сумму расхождения на калькуляторе.

3. Размещение принятых товаров в зоне хранения. Оптимизировать размещение позволяет маркировка товаров — процесс, который поможет полностью автоматизировать товародвижение внутри склада.

Как маркировать товар

Автоматизация товародвижения на складе невозможна без штрихкодов. В них записана вся информация о самих товарах и об их месте внутри складской логистики. Все штрихкоды должны читаться одним и тем же физическим сканером.

Есть два типа штрихкодов:

1. «Заводской» штрихкод от производителя. Он кодирует страну, поставщика и сам артикул, но у двух одинаковых товаров будет идентичный штрихкод.

2. Этикетка с уникальным штрихкодом. Это когда у каждого артикула есть уникальный маркер и одинаковые товары не могут иметь идентичный штрихкод. Без системы уникальных маркеров построить автоматизированное товародвижение по складу будет непросто.

Идеально, когда товар маркирует сам оптовик. Если он этого не делает, печатайте уникальные штрихкоды сами. Правда, этого можно избежать, если вы работаете с теми категориями товаров, которые всегда имеют специальные этикетки с уникальным серийным номером (есть почти у всех телефонов, но редко бывают у одежды).

Что позволяют делать уникальные штрихкоды:

  • отслеживать передвижение каждой единицы по складу: узнавать, какие сотрудники перемещали товар, к каким заказам он прикреплялся или какие курьеры его доставляли);
  • переходить на LIFO (сначала отгружаются те товары, которые пришли последними) или FIFO («первым пришел — первым ушел»);
  • соблюдать сроки годности (кладовщики знают, какой товар пришел раньше);
  • соотнести товар с заказом, в составе которого он был отправлен изначально (бесценно для магазинов, которые часто имеют дело с возвратами).

Зачем нужен кросс-докинг

Кросс-докинг — это когда товар принимают и отгружают через склад напрямую, без размещения в зоне долговременного хранения. Склад интернет-магазина больше похож на сортировочный центр, который в полуавтоматическом режиме управляет потоками заказов.

В основе лежит автоматизированная логистическая система, которая помогает кладовщикам быстрее собирать заказы и распределять их по разным курьерским службам. Она сама рассчитывает оптимальный путь товара и объясняет кладовщикам, где что взять и куда положить. Сотрудники склада взаимодействуют с системой через личные ТСД или обычные компьютеры.

С помощью кросс-докинговых центров логистику автоматизирует крупный ритейл, но на саму концепцию стоит обратить внимание и игрокам поменьше. Особенно тем, чьи поставщики комплектуют заказ самостоятельно.

Адресное хранение и подбор заказов

 

Как организовать адресное хранение

У каждого товара должен быть адрес, который позволяет системе найти его на складе и использовать — для сбора заказов, отгрузок оптовикам или уплотнения зоны хранения. Другими словами, без адресного хранения сложно организовать процесс как такового физического перемещения товаров по складу.

На складе есть две зоны:

1. Зона длительного хранения. Здесь хранятся товарные остатки, которые в настоящий момент не используются для подбора заказов.

2. Зона подбора. Здесь хранится небольшое количество товаров, которые в настоящий момент участвуют в оформлении и упаковке заказов. Как только зона подбора исчерпывает свои запасы, туда поступают новые товары из зоны хранения.

Улучшить процессы подбора товаров помогут ТСД — терминалы сбора данных. Это небольшие карманные компьютеры, которые крепятся на руку. Гаджеты помогают кладовщикам быстрее находить и перемещать товары. Еще карманные терминалы собирают много полезных данных, которые потом позволяют менеджерам улучшать алгоритмы подбора заказов в системе управления логистикой.

Итак, товар пришел на склад. Его оформили, разместили в зоне подбора или отправили на длительное хранение. Теперь его нужно отправить клиенту. Система создает новый заказ, и весь фулфилмент-центр приступает к его сборке.

Сотрудники склада получают входящую заявку:

1. По накладным. Процесс начинается с печати накладной, которая затем пойдет в заказ покупателю. Документ выдается кладовщику, который идет собирать заказ.

2. Через ТСД. Задание приходит кладовщику на ТСД. В нем отображается список задач — какие секторы хранения нужно посетить и какие товары забрать. По понятным причинам кладовщики этот способ любят меньше.

Три стратегии оптимизации сборки заказа

При разном объеме бизнеса эффективно использовать один из трех методов комплектации заказов.

Показная сборка. Заказы собираются поштучно. Кладовщик сканирует сначала полку с товаром (чтобы система узнала, откуда и когда его забрали), а потом и сам товар (чтобы система начала фиксировать перемещение). Так кладовщик последовательно собирает весь заказ и переносит его в зону подбора. После этого все готово к упаковке.

Проблема в том, что оптимизировать путь кладовщика можно только в рамках работы с одним заказом. Он не может, например, «прихватить» товар с соседней полки — за ним придется идти отдельно. Зато после сборки заказ сразу же готов перемещаться дальше без дополнительных сортировок.

Волновая сборка. Артикулы из нескольких заказов смешиваются, а потом сортируются по принципу «куда ближе дойти кладовщику». После этого весь товар одним скопом переносят в зону комплектации.

Система анализирует перемещения кладовщика и общее время сборки заказов. Она сама прокладывает маршруты, чтобы «пробег» сотрудников был минимальным. Для этого нужно, чтобы IT-решение поддерживало работу с топологией склада.

Если склад большой и заказов много, волновая сборка поможет сэкономить время. Однако надо иметь в виду, что это потребует дополнительного процесса — сортировки.

Мультипикинг. Путь заказа начинается не с поиска товара, а с подбора упаковки или пакета. Далее кладовщики собирают туда все товары, но при этом подбор ведется для нескольких заказов параллельно. Зато когда сток заказов обработан, их остается только запаковать и передать в доставку.

Мультипикинг потребует вложений не только в IT-систему, но и 
в инфраструктуру склада — подразумевается, что без тележек этот метод использовать нерационально. Зато все заказы из одной «партии» финализируются одновременно, а дополнительная пересортировка и комплектация не потребуются.

Об авторе

Александр Рай

Оплатить этот курс за 490

comments powered by Disqus

Видеокурсы по маркетингу и менеджменту

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!

Сообщите о предложении или проблеме