Блог Нетологии

Советы и обзоры для новых высот в карьере, бизнесе и жизни

Научный руководитель программы «Менеджмент игровых интернет-проектов» Константин Сахнов и директор образовательных программ по игровой индустрии Вячеслав Уточкин написали для «Нетологии» колонку о том, как найти работу в игровой индустрии и где получить необходимые знания.

В России рынок кадров для геймдева подчинен, как любят говорить программисты, «Парадоксу 22» (catch-22). Это ситуация, следствие которой является её же причиной. На рынке существует огромное количество начинающих разработчиков, которые хотят трудоустроиться в лидирующие компании. При этом крупные компании постоянно испытывают кадровый голод. Парадокс заключается в том, что при совпадении интересов обоих сторон, они так и не могут найти друг друга.

Это связано с тем, что компании ищут специалистов, обладающих определенным опытом, которые могут сразу ворваться в работу, повышая эффективность разработки продукта. Неопытный специалист может нанести вред проекту своими действиями. Он тратит время и внимание старших коллег на своё обучение, которое могло бы пойти на решение рабочих задач. Кроме того, в отличие от многих других направлений бизнеса, в российской игровой индустрии не существует стандартизации. Каждый игровой проект уникален и требует особого подхода. Еще не сложилось универсальной методологии, и это делает добавление к команде нового сотрудника еще более проблематичным.

Частичным решением проблемы «Парадокса 22», сложившегося на российском рынке кадров для игровой индустрии, является развитие профессионального образования.

Полезно для бизнеса

В краткосрочной перспективе образование даёт учащимся минимальный набор знаний, а в долгосрочной формирует единый подход к разработке. Важно выбрать правильно образование, которое даст не только список теорем, но и расскажет, как применить это в бизнесе.


Мастер-класс Константина Сахнова по геймдизайну

Три кита разработки игр

Мы в XXI веке. И китами являются только люди. А точнее специалисты.

В кадрах разработки игр три кита: художники, программисты и геймдизайнеры.

Первый кит: арт-команда

Кого ищем: 2D-, 3D-художники, дизайнеры интерфейсов, аниматоры, иллюстраторы и др.

Художникам можно работать на аутсорсе, выполняя заказы как для отечественных, так и для западных компаний без привлечения в штат. Часто для выращивания сильной команды художников нанимают несколько сильных специалистов, а к ним прикрепляют не столь опытных сотрудников. Это применимо к проекту «на ногах».

Второй кит: программисты

Кого ищем: серверные программисты, клиентские программисты, unity-программисты, тестировщики, аналитики и многие другие.

Их стараются набирать в штат, однако мы иногда встречаем целые студии, которые можно нанять для разработки игр или их компонентов.

В любом случае потребность в этих кадрах, особенно в программистах, не исчезнет в ближайшей перспективе. Это обусловлено продолжающимся ростом темпов создания новых игровых продуктов. Прогнозируется, что в ближайшие 3 года потребность в квалифицированных программистах возрастет на 40%.

Третий кит: геймдизайнеры

Самый редкий вид. На самом деле мы подразумеваем под этим понятием не только непосредственно геймдизайнеров. Это все люди, отвечающие за игровую логику, включая креативных продюсеров и руководителей проектов.

Вот что говорит про важность геймдизайнеров Дмитрий Табаков, креативный продюсер Mail.Ru Group и преподаватель геймдизайна в Высшей школе бизнес-информатики НИУ ВШЭ:

«Даже самая лучшая графика и безошибочный код не могут зажечь маяк, который будет целью игрока и даст ему смысл играть. Свет этого маяка может зажечь лишь геймдизайнер»
 

Кого ищем: геймдизайнеры, менеджеры проектов (продюсеры), креативные продюсеры.

В настоящее время наблюдается повышенный спрос на профессиональных геймдизайнеров со стороны игровых компаний, а специалистов, обладающих большим опытом, мало. Это связано в том числе и с тем, что обучение программистов и художников уже организовано и поставлено на поток, а с подготовкой кадров из группы, которую мы назвали «геймдизайнерами», до сих пор существуют определенные проблемы.

В России попросту нет единой методологии подготовки таких специалистов. И основным требованием к геймдизайнеру при устройстве на работу является практический опыт, а также умение мыслить образно, критически и аналитически.

Россия развивается

Всего два года назад в России существовало лишь две достаточно заметные школы, обучающие студентов геймдизайну. Это Scream School и Real Time School. Обе они начинали с компьютерной графики и в качестве дополнительных курсов ввели у себя программы по геймдизайну. А в 2014 году стартовала первая в России программа дополнительного образования в области создания  игр. Она было организовано на базе Высшей школы бизнес-информатики Национального исследовательского университета Высшая школа экономики (ВШБИ). Этой зимой там проводится уже третий набор слушателей на весеннюю программу профессиональной переподготовки «Менеджмент игровых интернет-проектов».

Дефицит с профессиональными кадрами в стране одна эта программа безусловно не решает, но уже обладающие опытом специалисты приходят на нее для того, чтобы повысить свою квалификацию и получить карьерный рост, а новичкам учеба позволяет начать работать либо над собственным проектом, либо трудоустроиться в игровую студию.

К примеру, один из выпускников 2015 года был трудоустроен гейм-дизайнером в Mail.ru Group, в слушательница программы 2016 года стала гейм-дизайнером в RJ Games. Интересно отметить тенденцию к росту интереса к образованию со стороны молодых специалистов, и если в 2015 году на курсе обучалось всего 10 слушателей, то в 2016 году эта сумма выросла до 30 человек.  

В ногу со временем

Пройдет еще не один год перед тем, как образование для разработчиков игр станет в России общедоступным, бесплатным и достаточно массовым. До этого времени компании будут постоянно испытывать нехватку подобных специалистов, а сама профессия будет достаточно закрытой, то есть обладать высоким порогом вхождения, и неплохим потолком потенциальных доходов.

Время действовать

Вывода у статьи два:

  • Работникам: учиться, учиться и ещё раз учиться.

  • Компаниям: нанимать людей, которые готовы учиться.

Читайте книги и статьи, посещайте конференции, слушайте открытые лекции и продолжайте делать игры. Любой проект можно сделать лучше. Каждый день! Подумайте над своими ошибками, и этот опыт поможет следующей вашей игре стать более успешной.


Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши правила публикации.

Об авторе

Константин Сахнов,
Директор отдела геймдизайна RJ Games

Оплатить этот курс за 490

comments powered by Disqus

Видеокурсы по маркетингу и менеджменту

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!

Сообщите о предложении или проблеме