Ни кнута, ни пряника: как найти мотивацию для обучения онлайн

Ни кнута, ни пряника: как найти мотивацию для обучения онлайн

Карьера Саморазвитие

CTO и сооснователь онлайн-маркетплейса для поиска репетиторов Preply Дмитрий Волошин — о том, как преодолеть прокрастинацию и получить от онлайн-обучения максимум пользы.

Современный мир развивается так быстро, что онлайн-образование становится просто незаменимым. Во многих профессиях, особенно в IT-секторе, набор необходимых навыков меняется настолько стремительно, что вузы просто не успевают обновлять программу. Маркетологи, дизайнеры, разработчики ПО — все эти специалисты не могут обойтись без дополнительного образования, потому что к моменту окончания университета часть знаний, которые они получили, уже устаревает.

Решением становится онлайн-обучение. Но проблема в том, что большинству людей для такого обучения не хватает мотивации. Многие программы предполагают свободный график, отсутствие оценок и прямого контакта с преподавателем. Предполагается, что студент будет руководствоваться внутренней мотивацией, но как её отыскать — вопрос на миллион.

«Встроенная» мотивация eLearning-продуктов и сервисов

Согласно данным eLogicLearning, 80% учащихся считают, что онлайн-обучение более эффективно, когда включает в себя элемент игры. Поэтому многие сервисы активно используют геймификацию. Например, в приложении для изучения иностранных языков Duolingo пользователи собирают внутреннюю валюту — «линготы», а сервис для запоминания новых слов Memrise предлагает ученику побыть астронавтом.

Программа обучения: «Геймдизайн с нуля: станьте профессионалом игровой индустрии»

Другие популярные инструменты — внутренние награды и рейтинги лучших учеников, уровни сложности, неожиданные «пасхалки» для самых успешных и настойчивых. Все это тоже можно считать элементами геймификации.

Однако данные Statista показывают, что на рынке eLearning доминирует «packaged content» — контент, который может доставляться через различные системы и каналы, и не все они позволяют использовать геймификацию. Часто пользователям приходится полагаться только на собственное желание и умение бороться с ленью.

Как повысить вовлечённость в онлайн-курс

Опыт показывает, что для многих людей групповое обучение работает лучше индивидуального: появляется соревновательный дух, возможность обмениваться опытом порождает новые идеи. Но что делать, если в курсе не предусмотрено никакого контакта с другими учениками и/или преподавателем?

Все довольно просто. На помощь придут сообщества в социальных сетях, где можно рассказывать об успехах, спрашивать советов, рекомендовать другим понравившиеся упражнения.

Ещё один полезный инструмент — оценки. В школе не зря постоянно оценивают знания. Регулярный мониторинг качества знаний повышает мотивацию, потому что ученику не хочется «снижать планку».

Мы все хотим как минимум держаться на том же уровне, а лучше — расти. Если инструментов оценивания нет, их стоит придумать самостоятельно. Например, если учите новые слова на английском, можно раз в неделю устраивать себе «контрольную»: переводить упражнения с карточек и считать, сколько будет правильных ответов.

Расписание, ритуалы и графики

Мозг работает таким образом, что для каждого непривычного действия человеку приходится совершать серьёзное волевое усилие, принимать решение. Решения изматывают. Не зря известные предприниматели вроде Стива Джобса и Марка Цукерберга решили носить одинаковую одежду, чтобы экономить силы на принятии даже таких решений.

Чтобы экономить эмоциональные и интеллектуальные ресурсы, нужно превращать нужные действия в привычки, доводя их до автоматизма. Стоит определить чёткое время для занятий, внести его в календарь и чётко следовать установленному графику.

Читать ещё: «Тайм-менеджмент: советы и инструменты»

Чтобы настроиться на учёбу, можно придумать себе ритуалы: где вы будете заниматься, в какой одежде, что будет лежать на столе, чем вы вознаградите себя за пройденный урок.

Рейтинги и публичное признание

Некоторым людям важно делиться своими достижениями с окружающими. Для них отлично работают те самые рейтинги в геймифицированных онлайн-сервисах. Если такого рейтинга нет, можно добиться подобного эффекта самостоятельно: например, отчитываться об успехах в Facebook или публиковать сертификаты пройденных курсов в LinkedIn.

Но следует понимать, что подобный подход работает не для всех. Тем, кто меньше ориентирован на внешнее одобрение, такая публичность может только помешать. Если вы не чувствуете необходимости делиться новостями о процессе обучения с другими людьми, лучше не объявлять о новом курсе публично, пока не пройдёте финальный экзамен (тот, что включён в курс, или тот, который определите для себя самостоятельно).

Проект ARCS

Эффективную модель мотивации, которая помогает в обучении, разработал в 80-х американский психолог Джон Келлер. Самый известный проект его карьеры получил название ARCS. Расшифровывается эта модель так: Attention, Relevance, Confidence, Satisfaction (дословно — внимание, соответствие, уверенность и удовлетворённость). Именно эти критерии определяют, будет ли ученик мотивирован.  

Первый пункт — внимание. Предмет обучения всегда должен быть «в фокусе». Нам сложно заставить себя учить что-то новое, то, с чем пока не сталкиваемся в повседневной жизни. Именно поэтому эмигранты учат язык так быстро: у них просто нет выбора, эти «ужасные» английские времена или французские глаголы становятся их реальностью. Это не значит, что нужно все бросить и переехать в другую страну, но можно расклеить по дому стикеры с новыми словами или формулами и установить в телефоне напоминание, которое будет сообщать, когда придёт время пройти новый урок в курсе.

Второй пункт — соответствие, или релевантность. Вы должны понимать, зачем нужен этот курс, как он сопоставляется с вашими жизненными целями. Учить язык, чтобы переехать в другую страну. Освоить новый профессиональный навык, чтобы получить повышение и прибавку к зарплате. Научиться играть на гитаре, чтобы исполнить детскую мечту (кстати, быстрее всех учатся те, кто в качестве упражнений использует любимые произведения).

Уверенность в своих способностях — следующее важное условие. Не нужно сразу браться за самые сложные задания и выбирать «продвинутые» курсы. Это заставит чувствовать себя неуверенно. Лучше повышать сложность постепенно (на каждом уровне должен быть небольшой челлендж), а успехи фиксировать и обязательно время от времени их пересматривать, чтобы понять: «Я могу, у меня получается».

Читать ещё: «Как выбрать профессию, не потерять время и не разочароваться»

И, наконец, последнее — искреннее удовлетворение. Если учёба не приносит никакой радости, возможно, вы выбрали не тот формат или преподавателя. Удовлетворение формируется, когда результаты соответствуют ожиданиям. Раз удовлетворения нет, значит, вы не реализуете поставленные цели. Имеет смысл сменить учителя или попробовать другие образовательные продукты. Все люди индивидуальны, и нужно экспериментировать с продуктами, приложениями и сервисами, чтобы найти для себя оптимальное решение.

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Оцените статью

Средняя оценка 5 / 5. Всего проголосовало 6