Блог Нетологии

Советы и обзоры для новых высот в карьере, бизнесе и жизни


К запуску корпоративного доступа к интерактивным курсам руководитель по интернет-маркетингу «Нетологии» Александр Еграшин поразмышлял о том, как работает идеальная платформа для обучения сотрудников сегодня.

Любой бизнес ищет способы растить команду. Руководители приглашают спикеров на внутренние семинары, устраивают деловые игры, вывозят сотрудников на тренинги, покупают видеокурсы и пробуют разные системы тестирования.

Но все сталкиваются с одним и тем же барьером — низкой мотивацией сотрудников к обучению. Многие будут искать любой повод отказаться от образования, ссылаясь на недостаток времени, на слабых спикеров, на вторичные и устаревшие знания, на скучный контент или неудобный интерфейс (если речь о некой IT-платформе).

Предприниматели, которые хотят растить профессиональных сотрудников, забывают про одну вещь — к мнению команды, вообще говоря, стоит прислушаться. Многие существующие решения и подходы к образованию морально устарели. Я знаю это, потому что изучил их почти все.

Идеальная образовательная платформа — такая, в которой сотрудники хотят учиться сами. Давайте разберемся, какими качествами она должна обладать.

1. Механика и подход

Рост сотрудников — это инвестиция, а не издержки

За одноразовыми корпоративными тренингами и деловыми играми на свежем воздухе нет системы. Они нацелены на решение узких проблем.


При таком подходе менеджеры воспринимают расходы на образование как издержки, которые нужно сокращать. Начнем с аксиомы: корпоративное обучение не решает текущих проблем, а помогает бизнесу расти. В долгосрочной перспективе это создает ту ценность, за которой к вам приходят клиенты.

Стратегический подход предполагает непрерывный процесс обучения. Чтобы сделать рост стабильным, корпорации открывают собственные учебные центры или нанимают дорогих подрядчиков. Компании поменьше ищут более доступные решения.

Так или иначе, правильно выстроенная система развития сотрудников подчиняется определенному плану и имеет свои показатели эффективности, как и любой другой бизнес-процесс.

Но цель образовательной деятельности — именно прибыль, которую вы получите в будущем благодаря профессионализму команды. Понимание этого факта помогает смотреть на корпоративное образование под правильным углом.

Сотрудники учатся в удобное время

Офлайновое образование отнимает у сотрудников ценное рабочее время.


Сегодня в офлайне нет решительно никакой необходимости. Секрет в том, чтобы сделать процесс обучения дистанционным, но сохранить эффективность офлайна. В сущности, идеальная образовательная платформа — это некий внутренний портал, в котором сотрудник через собственный аккаунт потребляет контент — видеокурсы, подкасты или книги. Делает он это тогда, когда считает необходимым, — в выходные, за обедом или в метро. Но этот процесс, конечно, должен быть под контролем.

Проверка знаний заложена в систему

Руководители не имеют достаточных компетенций, чтобы оценивать, насколько хорошо усвоились знания. В итоге эффективность всего процесса под вопросом.


Особенно этим страдают офлайновые мероприятия, тестирование по результатам которых, если оно есть, чисто формально. Чтобы следить за ростом сотрудников, в платформу должна быть встроена простая и автоматизированная механика проверки знаний, — например, многоуровневые тесты, которые нужно проходить параллельно обучению.

Для руководства такой подход воплощается в отдельном интерфейсе. В личном кабинете менеджеры видят и работу системы в целом, и работу конкретного пользователя — сколько контента он потребил, за какое время, к чему возвращался, с какой попытки выполнил задания. Все это поможет найти пробелы в его знаниях, а также выявить предпочтения и скорректировать учебный план в индивидуальном порядке.

Как видите, мы приходим к некой коммуникационной среде: здесь сотрудники получают знания, а руководители работают над учебными планами и следят за прогрессом подчиненных.

Сотрудники соревнуются друг с другом

Если просто дать сотрудникам доступ к базе контента, на этом образовательный процесс и закончится.


Геймификация — очевидный способ сделать так, чтобы учиться было интересно. Чем профессиональнее выстроена социальная составляющая платформы, тем быстрее сотрудники идут вперед. В идеале любые их действия отражаются в общей ленте событий. Здесь виден общий прогресс — кто прошел занятия, кто выполнил практическое задание, кто закончил цикл лекций. Это базовое решение, но даже оно лучше, чем ничего.

Гибкая, удобная и понятная среда

Часто разработкой образовательного решения занимаются люди, далекие от дизайна. Обычно с такой платформой никто не хочет иметь дело — ни сотрудники, ни руководители.


Тут все просто: образовательная платформа — это продукт. Сложно описывать достоинства хорошего интерфейса, но есть несколько базовых требований к опыту взаимодействия, которым должна соответствовать такая платформа:

— студенты с легкостью возвращаются к изученному материалу,

— система сохраняет полную функциональность и работоспособность на любых мобильных устройствах,

— работать с платформой просто, как с социальной сетью.

2. Знания и формат

Рост за 15 минут в день

Любой образовательный процесс занимает время и внимание, которые могли бы тратиться на рабочие задачи.


Руководству приходится искать компромиссы — занижать темп обучения или отнимать у сотрудников выходные дни. Поэтому идеальная платформа построена вокруг короткого, фрагментарного и регулярного контента — такого, который возможно потреблять в ежедневном темпе, не покидая рабочее место. У сотрудника это не должно занимать больше 10 или 15 минут — это максимальное время, в течение которого он фокусирует внимание и не отвлекается на посторонние вещи.

Контент готовят профессионалы

Если образовательный контент сделан на коленке, сотрудники всеми силами избегают его.


Тут речь даже не о качестве знаний, а о том, как контент упакован. Он должен быть динамичным, нескучным и хорошо структурированным. Работают базовые правила: если имеем дело с текстом, зовем опытного редактора; если с презентацией или справочником — информационного дизайнера. Дороже обойдется видео — придется снять студию и позвать продюсера, режиссера, оператора и монтажера. Обычно на такие траты никто не готов.

При этом видео всегда выигрывает — оно затрагивает визуальную и аудиальную память, и знания усваиваются лучше. Самый дорогой и эффективный вариант — сделать так, чтобы одну и ту же информацию можно было бы потребить в любой удобной форме: звуке, тексте или видео.

Знания из первых рук

Компании, которые не реагируют на изменения рынка, стагнируют и умирают.


В случае с интернет-профессиями актуальность знаний слишком важна — в отрасли, как известно, ориентиры меняются ежемесячно. Отчасти проблему решают конференции и профессиональные веб-сообщества. Правда, об их эффективности тоже сложно судить.

Вообще с этим пунктом сложнее, чем кажется. Сделать так, чтобы база пополнялась актуальными знаниями, можно единственным способом — предоставить это тем, кто занимается этим профессионально.

Навыки, а не теория

Среди консультантов и тренеров по большей части встречаются «теоретики». Они не нацелены на то, чтобы развивать конкретные навыки сотрудников.


Они могут быть прекрасными преподавателями и даже строить занятия на реальных кейсах, но все это очень далеко от реальных проблем команды.

Поэтому в идеальной системе роста знания поступают от самых что ни на есть практиков отрасли. Это как минимум специалисты, которые работают в крупных и успешных компаниях. С их помощью можно прокачать конкретный навык, а не получить абстрактный набор знаний. Но привести общение с экспертами отрасли к системному виду — сложно и дорого. Тут придется искать внешнее решение, некоего поставщика экспертного контента.

Система роста сотрудников от «Нетологии»

Как видите, предприниматели и менеджеры, нацеленные на рост команды, сталкиваются с массой проблем. Эти выводы привели команду «Нетологии» к тому, чтобы открыть корпоративный доступ к нашим интерактивным курсам. По сути, это база видеокурсов со встроенным тестированием и оценкой прогресса. Для руководителей предусмотрен специальный интерфейс с лентой событий, рейтингом и предпочтениями сотрудников:

Система обучения сотрудников от Нетоолгии

Я уверен, что формат, в который упакованы наши курсы, — это именно то, что нужно развивающимся компаниям. Наши преподаватели — практики и эксперты отрасли. Совместно с ними продюсеры придумывают курс, методисты разрабатывают тесты, отдел видеопродакшн записывает занятие, дизайнеры оформляют простые и однозначные презентации. Профессиональный и хорошо поданный контент позволяет сотрудникам осваивать навык всего за 2–3 часа.

При этом база знаний постоянно растет и обновляется — в среднем мы выпускаем по 6−7 новых курсов ежемесячно. Курсы разбиты на занятия, каждое из которых длится от 10 до 15 минут. Это как раз то время, которое позволяет получать образование в ежедневном темпе.

Любое системное решение требует наличия специального подразделения, отдела, учебного центра — методистов, тренеров по корпоративному обучению, менеджеров и консультантов.

Польза нашей платформы в том, что деньги на все это тратить не нужно. Встроенные механики проверки знаний и простой интерфейс для руководителя позволяют сделать затраты минимальными. Мы строили систему так, чтобы управлять ростом команды мог один человек.

Об авторе

Александр Еграшин,
руководитель по интернет-маркетингу «Нетологии»

comments powered by Disqus

Видеокурсы по маркетингу и менеджменту

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!

Сообщите о предложении или проблеме