Блог Нетологии

Советы и обзоры для новых высот в карьере, бизнесе и жизни

В новом выпуске «Рунетологии» Максим Спиридонов беседует с гендиректором и сооснователем социальной сети для врачей «Доктор на работе» Станиславом Сажиным. Мы выбрали самые интересные цитаты из интервью.

О госте

Cоциальная сеть для врачей «Доктор на работе» основана в 2009 году. Фонды Bright Capital Digital, Aurora Venture Capital и Guard Capital вложили в нее 5 млн долларов. В соцсети зарегистрирована половина всех врачей России. Другие проекты компании — соцсеть для фармацевтов «Смартфарма» и для студентов медвузов «Медкампус». Общая годовая выручка — 60 млн рублей, чистая прибыль — 20 млн.

Станислав Сажин родился в 1983 году в Перми.

В 2006 году окончил МГИМО по специальности «Международные отношения». С 2004 по 2005 год работал графическим дизайнером и веб-разработчиком в компании «Интертрэйд». С октября по декабрь 2005-го — графическим дизайнером в Российском издательском доме. С февраля 2004 года по сентябрь 2006-го был графическим дизайнером в продюсерском центре Юрия Айзеншписа.

В октябре 2006 года основал компанию «Шоколад.ком». В апреле 2007-го основал компанию «Олд Медиа Старс». С 2008 по 2009 год работал директором по развитию в рекламной группе «Старый город». С февраля по июль 2010 года был директором по развитию в рекламной группе «АТОР». С марта по октябрь 2010-го работал главным редактором газеты «Международник» (МГИМО). С апреля по ноябрь того же года — директор по развитию бизнеса Фонда развития МГИМО.

В октябре 2009 года основал социальную сеть для врачей «Доктор на работе».

Увлекается живописью и теннисом. Женат, воспитывает дочь. Живет и работает в Москве.

О знании медицины для работы в сфере здравоохранения

Для запуска чего-то в медицине нужно иметь несколько компетенций — техническую, в области продаж и в той области, где находится наша аудитория, то есть в медицине. Тот факт, что я изначально в медицине не разбираюсь, нам не особо помешал, потому что мой партнер и сооснователь Андрей Перфильев — врач, и часть, касающуюся медицины, в «Докторе на работе» изначально закрывал он.

Андрей — практикующий врач. Он открыл клинику в Москве и сейчас все время посвящает ей. У нас треть команды — это врачи: психиатры, дерматовенерологи и прочие доктора на все случаи.

О медицинских знаниях

Я много раз слышал о том, что неважно, что продавать — утюги, КамАЗы или рекламу в интернете. Охотно верю, что для многих отраслей это именно так, но медицина — это направление, где спасают жизни людей. Жизнь может внезапно оборваться из-за ошибки врача или плохого лекарства и спасена благодаря хорошему врачу или эффективному препарату. Из-за этого в медицине сложно что-то запустить, не понимая механизма, где есть жизнь, врач, лекарства и оборудование. 

О создании соцсети «Доктор на работе»

Я работал на высокой позиции в большом рекламном агентстве, очень хорошо зарабатывал, но мне было там жутко скучно. Я просто продавал клиентам и получал процент с продаж.

Ко мне обратилась моя знакомая, которая сказала, что у ее жениха давно есть идея сделать сайт для врачей. Мы с ним встретились, мне очень понравилась его идея, плюс мы с ним провели исследование и выяснили, что на Западе есть сайты наподобие того, что придумал он, и что они много там зарабатывают.

По сути, я пошел на мальчишеский риск, ушел с работы и попробовал вложить все свое время и деньги в „Доктора на работе“».,
 
В 2009 году найти инвестора было нереально, поэтому мы запускались с Андреем на свои. Наверное, первые плоды были, когда мы летом 2010 года смогли привлечь 9 млн рублей инвестиций. Получается, мы кого-то смогли убедить вложить свои деньги в идею, которая в России вообще еще не была реализована, на рынке, где понятия ангельских инвестиций просто не существовало.

Как мы смогли этого добиться? Мы сами запустили сайт, мы сами начали искать врачей, мы смогли найти тысячу врачей сами, они зарегистрировались и стали ходить на сайт. Это убедило инвесторов, что идея живучая, что мы справимся.

О конкурентах

Есть много независимых исследований, доказывающих, что врачи посещают «Доктора на работе» чаще, чем соцсети «ВКонтакте» и «Одноклассники». Вторая по размеру сеть в России — «МирВрача», но они меньше нас в 5 раз.

Исследования говорят, что мы больше всех вместе взятых, по тому, сколько врачей посещают сайт за квартал. Есть площадки, которые оценивают посещаемость сайтов, на них можно зайти и увидеть, что мы во много раз опережаем их всех.

Я думаю, что сейчас, скорее, проблема в том, как бы ФАС не прикрыла нас за то, что мы стали монополистом на рынке.

Если взять 30 крупнейших фармкомпаний, то все 30 работают с нами, а с ближайшим конкурентом работают 5, со следующим конкурентом работают 4. Фармкомпании, которые серьезно думают о том, кому отдать свои деньги, тоже делают существенный выбор в нашу пользу. 

О мобильных пользователях

60 процентов врачей, даже больше, используют «Доктора на работе» в момент принятия решения о выписке препарата на работе, то есть в основном до общения с пациентом, во время общения с ним и после. Это происходит буквально в промежутке с 11 часов дня до 17−18 часов.

Для фармкомпаний важно, что врач сейчас думает, что выписать пациенту. Доктору не нужно включать компьютер, он прямо с телефона открывает сайт, быстро пишет свой вопрос, и в этот момент фармкомпания может ему показать сообщение: «Уважаемый врач, мы заметили, что вы ищете информацию про диабет. В этом случае мы рекомендуем то-то».

Намного выше в этом случае вероятность того, что врач примет решение в пользу нашего клиента, чем если бы врач пришел домой и вечером за чашечкой кофе открыл сайт и там увидел информацию про препарат.

Главная причина, по которой мы так активно пушим мобильную аудиторию, заключается в том, что чем выше мобильная аудитория, тем выше наша привлекательность.

Мы первые в России сделали приложение для врачей, студентов и фармацевтов на iOS и Android. И первыми в России сделали полнофункциональную мобильную версию, чтобы все, что врач ни захотел, он мог легко сделать с телефона. Он может задать вопрос, повесить фотографию, пообщаться с коллегами, написать в чат. Он может это сделать с любого телефона, будь это допотопный Symbian или современный смартфон. Это позволило нам за 3 года прыгнуть с 20 до 60 процентов.

О главной проблеме

Наша главная проблема — это недостаток людей в команде. Если мы бы сейчас могли удвоить команду, нанять хороших и классных специалистов, мы бы смогли в пять раз увеличить свои обороты, но мы месяцами ищем каждого человека.

Мы долго искали человека, который бы смог заниматься привлечением фармацевтов в «Смартфарму». Для этого нужен специалист, имеющий опыт работы в аптеке, чтобы он понимал, чем там вообще люди занимаются, который разбирается в интернете и при этом имеет цель в жизни не просто ходить на работу по утрам. Мы не можем найти такого человека второй год. У меня есть проблемные позиции в компании, которые я не могу закрыть.

О возможном заработке на медицинском страховании

В России есть гигантский фонд обязательного медицинского страхования, в который каждый из нас каждый месяц с белой зарплаты платит около 15 процентов. Это госденьги, на которые можно претендовать.

Можно делать сервисы для госклиник, сервисы по работе со страховкой, придумать запись в такие клиники. Этим никто не занимается.

Я не думаю, что здесь будет маленький мультипликатор. В Америке сервисы по работе со страховкой зарабатывают сотни миллионов долларов. В России я таких вообще не знаю.

Государство тратит огромные деньги на оснащение клиник, подготовку врачей. Даже на самом базовом уровне нет ничего, никто этим не занимается, все продолжают делить маленький рынок коммерческой медицины.

Об отличии медицинского рынка России

В США сейчас есть понимание, что цифровая медицина была переоценена. Все делали большие ставки на нее, но они не сработали, к сожалению. Все думали, что уже сейчас это будет рынок объемом в сотни миллиардов, но это не так.

Сейчас в США цифровая медицина круто развивается, но это не стало бумом. Выяснилось, что пациенты не заботятся о своем здоровье. Об этом говорят на крупных конференциях, об этом говорят на встречах с клиентами, об этом говорят инвесторы.

Как выяснилось, люди не готовы платить из своего кармана за свое здоровье.

Пациенты готовы платить только в двух случаях — если они начали умирать или если есть проблемы у их детей.

В остальных случаях не готовы.

Сейчас главная в мире тема — как брать кровь неинвазивно, как проверить кровь диабетика без инъекций, без вскрывания поверхности кожи. Это сейчас главная тема. Фармкомпании сейчас что-то запатентовали, другие думают, как это использовать. На это делают ставку в США.
К сожалению, в России до сих пор думают масштабно и делают массированные атаки на рынок. В России хотят делать браслеты для всех, сайты для всех. Я думаю, постепенно мы поймем, что просто так, нахрапом, на этой теме не заработать.

Например, есть пациенты с онкологическими заболеваниями, которые восстанавливаются после химиотерапии или операции. Сервисы, которые позволяют им общаться между собой, общаться с врачом, правильно выбирать страховую компанию, правильно выбирать, что им купить в магазине, популярны в узкой группе, но они там реально могут зарабатывать. Нет смысла делать сервис для всех, потому что пациенты, которым отрезали ногу, совершенно другие.

В России никто не запускает стартап по психологической помощи пациентам, перенесшим химиотерапию. Это отличная идея узко сфокусированного стартапа, где реально можно заработать, потому что люди, стоящие на грани жизни и смерти, готовы платить, как бы это цинично ни звучало.

Оплатить этот курс за 490

comments powered by Disqus

Видеокурсы по маркетингу и менеджменту

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!

Сообщите о предложении или проблеме