Блог Нетологии

Советы и обзоры для новых высот в карьере, бизнесе и жизни

Игровые механики помогают продуктам вовлекать, удерживать и возвращать клиентов. На прошедшем РИФе им был посвящен доклад Якова Филиппенко — сооснователя и директора по продукту платформы SailPlay. Мы записали его рассказ о том, как и зачем внедрять геймификацию в массовые продукты.

Зачем игры интернет-магазинам?

В России насчитывается несколько десятков тысяч интернет-магазинов. Каждый день их количество увеличивается. В то же время население убывает, в результате чего цена привлечения клиентов растет. При этом малый бизнес работает в минус, когда привлекает клиента за сумму большую, чем показатель его LTV (пожизненной ценности клиента).

В результате существовать небольшим интернет-магазинам становится сложнее. Они вынуждены предлагать клиентам что-то помимо низкой цены. Хорошо на эту роль подходит повышение клиентской вовлеченности с помощью игровых стратегий.

Геймификация — это внедрение игровой динамики во взаимодействие с продуктом, сервисом или сообществом. Сегодня малому и среднему бизнесу следует обратить внимание на то, как геймификация и программы лояльности (которые тоже основываются на игровых сценариях) могут помочь решить ту или иную задачу.

Что дает геймификация бизнесу? Дополнительная мотивация, обусловленная игровыми механиками, способствует росту важнейшего маркетингового показателя в электронной коммерции — возвращаемости.

Цифры из кейса SailPlay: обобщенные результаты внедрения игровых механик (сегмент — доставка еды)

Начать с малого: игрофицируем традиционные каналы

Количество традиционных инструментов, которыми может пользоваться бизнес, сильно ограничено. Рекламные кампании, ретаргетинг объявлений, работа в соцсетях, рассылки — все эти инструменты существуют давно, поэтому конкуренция между каналами растет.

Внедряя те или иные игровые механики, можно улучшить работу практически любого традиционного канала. Каждый раз, когда вы поощряете покупателя за активность или пытаетесь продать ему что-то вдогонку, вы так или иначе пользуетесь инструментами геймификации. В таких случаях задача — оформить этот процесс так, чтобы пользователь четко понимал стимулы и финальную цель.

Например, маркетологи внедряют игровые механики в рассылку.

Было:

Стало:

Игрофицировать можно сам процесс покупки. Главное — внятно объяснить пользователю, что покупка — первый шаг на пути к чему-то большему. В этом поможет визуализация целей и прогресса.

Было:

Стало:

Делаем интересно

Нужно делать все, чтобы процесс игрового взаимодействия был увлекательным и ценным. Здесь свои правила диктует пользователь: если ему станет скучно, он уйдет.

Поэтому ему нужно добавить мотивации. Мотивация может быть любой — например, экономической (дать какую-то выгоду, сделать офер) или игровой. Процесс становится интереснее, если добавить к собственной мотивации пользователя дополнительную. Достижение пользователем целей — это следущий шаг. Если интересен сам процесс, то цели нужно просто сформулировать и визуализировать.

Foursquare — самый известный пример успешного применения игровых механик в пользовательском сервисе

Как построить процесс: подводные камни

Главная проблема в том, что внедрение игровых механик — это сложный и долгий процесс. Во-первых, чтобы внедрить даже простой функционал — например, квесты и бейджи, — нужно реализовать технически сложный продукт.

Во-вторых, нужно иметь дополнительные инструменты для сбора статистики и построения аналитики, чтобы измерять результат от внедрения игровых механик.

Компаниям, которые хотят поэкспериментировать с игровыми механиками, не нужно разрабатывать собственные технологию и аналитику. Готовые платформы, такие как SailPlay, помогают закрыть эти задачи. Таким образом, чтобы протестировать применимость идеи и запустить несложные механики, достаточно инструмента, примерного понимания аудитории и общего представления о том, что такое геймификация.

Более серьезная задача — концептуальная: нужно придумать сами игровые механики, логику их работы и встроить их в нужные участки пользовательских сценариев.

Обычно это достаточно специфические задачи, требующие участия отдельного специалиста. Если заниматься внедрением игровых механик полномасштабно, стоит подключить профессиональных геймдизайнеров. Они разработают игровые сценарии, уделят должное внимание мотивации пользователя, придумают роли, награды и миссии (в России такие специалисты существуют в России (подобные услуги оказывает, например, компания GameTreck).

Из-за сложностей в проектировании и разработке российские интернет-магазины не используют геймификацию в полную силу. При этом есть несколько примеров (Ozon, Ютинет), которые используют отдельные механики, и достигают хороших результатов.

С чего начать

Предпринимателям, которые хотят развивать игровые механики в своих продуктах, имеет смысл посмотреть на работающие примеры из своей отрасли (например, LinguaLeo для контент-сервисов или Ozon для магазинов), пройти теоретический курс на «Курсере» и прочитать книгу «Геймификация в бизнесе»

Подготовлено по материалам секции «Малый и средний бизнес онлайн: как конкурировать с большими компаниями за счет технологий» (РИФ+КИБ 2014) и интервью со Яковом Филиппенко.

Об авторе

Наталья Скуратова,
продюсер интерактивных курсов в «Нетологии»

comments powered by Disqus

Видеокурсы по маркетингу и менеджменту

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!

Сообщите о предложении или проблеме