Блог Нетологии

Советы и обзоры для новых высот в карьере, бизнесе и жизни

Почему некоторые старательные сотрудники, прекрасно выполняющие свою работу, никогда не смогут стать эффективными начальниками? Как отличить хорошего управленца от исполнителя? В очередном выпуске «Заметок управляющего» разбираем, какие качества необходимы лидеру любого уровня.  

А что предложил ты?

Александр сидел в переговорной, ожидая начала очередной ежемесячной планерки, и очень нервничал. Еще три месяца назад он был совершенно счастлив – после года стараний его повысили до руководителя отдела. Как вышло, что за столь короткий срок из уверенного в себе специалиста он превратился в совершенно раздавленного и никчемного руководителя отдела, Александр не знал.

– Как дела с новым проектом? – спросил директор по маркетингу через 10 минут после начала совещания.

Новый проект находился в ведении Александра. И с новым проектом стабильно не клеилось… Александр побледнел и пошел включать презентацию.

Он перечислил выполненные за прошедший месяц задачи. В виде списка они выглядели хорошо, а вот как отметки на общем плане проекта – не очень. Александр знал, что это неизбежно вызовет вопросы.

– Резюмируя вышесказанное, сроки реализации переносятся, – окончил Александр свой доклад.

– Почему? – директор по маркетингу недавно прочитал «Дао Тойота». С тех пор это был его любимый вопрос.

– Как я уже говорил, – ответил Александр, – люди из соседних отделов не справляются с возросшим объемом работ. Они задерживают промежуточные этапы.

– Ты обсуждал этот вопрос с их руководителями? – гнул свое директор по маркетингу.

– Да, – ответил Александр, – Но мы так и не смогли найти выход из ситуации.

– А какие решения предлагались? – директор по маркетингу был неумолим.

– Эээ… – Александр замялся, – Дело в том, что мы так и не предложили толковых решений. Руководитель отдела разработки, – он кивнул в сторону виновника, – вообще проигнорировал наши совещания.

– Давай подведем итоги, – директор по маркетингу прищурился. – Сроки по проекту, которым ты руководишь, задерживаются. Тебя игнорирует твой коллега. И рассказываешь ты об этом в конце месяца, когда сделать уже ничего нельзя. Тебе не кажется это странным? Какие лично ты предложил варианты решений?

– Ммм... – Александр чувствовал, что под ним начинает плавится пол, – Я ожидал предложений от руководителей отделов…

– Которые тебя игнорируют… — продолжил директор по маркетингу.

Александр почувствовал, что под ним разверзается бездна…

Лидерство не на визитке

Давайте поговорим о мироощущении руководителя. О той ауре, которая делает одного человека лидером, а второго – подчиненным.

Дело не в формальных должностях: случается, что процессом руководит человек без должности, а человек с должностью не может руководить процессом. Способность быть лидером – внутреннее качество, которое можно при желании развивать и совершенствовать.

Лидер не замалчивает проблемы

(За исключением тех случаев, когда лидер замалчивает проблемы сознательно).

Руководители – люди чаще всего небезразличные. Большинство лидеров испытывают внутреннее неприятное ощущение, которое не позволяет «закрыть глаза» при взгляде на беспорядок. Если руководитель видит проблему – он об этом говорит. Более того, основная задача руководителя – находить и решать проблемы.

Лидер решает проблемы

Он не жалуется, не собирает совещания, он находит решение. Если один коллега не может помочь, лидер будет искать другого — и так до тех пор, пока ситуация не будет разрешена. Первостепенен результат.

Если лидер понимает, что ему не хватает компетенций/знаний/навыков/ресурсов для достижения результата, он попытается недостающее найти. Лидеры придумывают варианты, которые зачастую не приходят в головы рядовым сотрудникам.

Лидер ставит задачи

Опытные руководители задают вопросы тогда, когда хотят узнать информацию, и ставят задачи тогда, когда хотят, чтобы определенные работы были выполнены. Они не путают одно с другим (если это только не постановка задач через наводящие вопросы).

Дискуссии из разряда «что бы нам такого сделать, чтобы…» не являются постановкой задачи.

Лидер берет ответственность на себя

Он не ждет, что результат упадет с неба или будет достигнут кем-то другим, не жалуется на обстоятельства или коллег. Если возникает кризисная ситуация, лидер включается в поиск решения, даже если это решение лежит в ведении его подчиненного.

Вопрос: «Кто это будет делать?» – перед руководителем не стоит.

Лидер умеет разделить вину

Эмоции во время кризиса – это неизбежно, но неконструктивно. Если неприятность еще не случилась, нужно сделать все, чтобы она не случилась никогда. Если неприятность случилась – нужно разбираться с последствиями.

Хорошие руководители помнят, что ошибки – обычные следствия рабочего процесса. Если ошибается специалист – частично ответственность за его промахе лежит на руководителе.

У лидеров есть принципы

Даже если вам кажется, что это не так, у каждого руководителя есть свои принципы – правила, с которыми он или она сверяются, когда требуется принять то или иное решение. Поэтому лидеры редко соглашаются с предложенным извне решением сразу: как минимум, информацию нужно взвесить на внутренней чаше весов. Как максимум – удостоверится, что предложенное решение мотивировано и учитывает все аспекты ситуации.

Лидеры не боятся выражать свое мнение

Неосознанный страх – это внутренний ограничивающий фактор. Осознанные страхи ощущаются не как эмоция, а как информация – следствие из ранее случившейся ситуации и ее последствий. Это похоже на понимание: если сунуть руку в огонь – будет ожог, который потом придется лечить и который усложнит жизнь.

Если промолчать, неприятная ситуация не изменится. Если выразить свое мнение, существует вероятность появления неприятных последствий, но существует и вероятность изменения неприятной действительности к лучшему.

И да, идеальных лидеров не существует.
 
PS. У Мегаплана на днях вышла отличная рассылка на этот счет, почитайте.

Выпуск № 26. Предыдущий выпуск — «О бесцельной критике на работе».

Об авторе

Анна Караулова,
директор по развитию рекламного агентства i-Media

comments powered by Disqus

Видеокурсы по маркетингу и менеджменту

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!

Сообщите о предложении или проблеме