Блог Нетологии

Советы и обзоры для новых высот в карьере, бизнесе и жизни


Анна Караулова продолжает рассматривать типичные управленческие проблемы и искать пути их решения. На этот раз — о том, как быть с переработками.

Отдел, в котором работал Виктор, участвовал в запуске нового большого проекта. Сроки были сжатыми. Люди буквально жили в офисе: рабочий день начинался в 9 утра и заканчивался в 9 вечера. Воскресенье был выходным, а вот суббота — таким же рабочим днем, как понедельник и пятница.

Через месяц аврала 80 процентов задач было выполнено. Однако заказчик выставил дополнительные требования. Сроки сдачи проекта перенесены не были. Режим работы остался прежним.

К концу второго месяца аврала Виктор стал замечать, что его коллеги работают спустя рукава. Как и прежде, они приезжали в офис к 9 утра, а уезжали в 9 вечера. Но время, которое до этого посвящалось работе, стало уходить на другие нужды.

Сначала коллеги Виктора стали собирать рублевые монеты и строить из них башню. В основание башни легли 40 монет. Другие монеты клали сверху с небольшим углом отклонения. За месяц башня выросла на 30 сантиметров. В ней было несколько десятков тысяч рублей.

Ежедневный обеденный перерыв растянулся. Если раньше люди быстро перекусывали в ближайшей столовой и бежали обратно на рабочие места, то теперь после обеда отдел Виктора дружно отправлялся на спортивную площадку. Минимум час ребята посвящали физическим упражнениям на свежем воздухе. Если шел дождь, тот же час тратился в игровом пространстве свежего шутера.

Через пару недель коллектив решил, что шутерные тренировки также важны, как и рабочий процесс. Командные виртуальные стрельбища были включены в ежедневный распорядок дня. За соблюдением регламента никто не следил — сколько получалось, столько и играли. Радость длилась ровно неделю — до тех пор, пока служба безопасности не сообщила директору проекта о злостном нарушении.

Совещания и крики не помогали. Отдел Виктора медленно, но верно сполз к семичасовому рабочему дню. Остальные четыре часа, которые люди проводили в офисе, тратились, откровенно говоря, на фигню. При этом моральный дух команды падал день ото дня. Злые начальники не стеснялись демонстрировать свою злость подчиненным. Сроки сдачи проекта сдвигались. Руководители искренне считали, что в этом виноваты сотрудники, которые мало работают. Что думали на сей счет сотрудники, никого не интересовало.

Финал, я думаю, очевиден: проект не был сдан в срок. Через четыре месяца после начала авральных работ двое из шести коллег Виктора подали заявления об уходе. Остальные четверо также начали искать работу. Но делали это в мягком режиме, ожидая возможного повышения зарплаты в связи с увольнением коллег. Друзьям они говорили, что увеличение заработка будет наградой за прошлые труды, а не стимулом к будущим свершениям.

Судя по моей ленте в Facebook, тема систематических переработок сейчас актуальна для многих. Начался период летних отпусков, когда нужно не только выполнять свои задачи, но и страховать отсутствующего соседа по кабинету. Времени не хватает всем.

Когда-то давно мы с друзьями обсуждали, сколько длится рабочий день в наших компаниях. Разговор начался с бородатого анекдота о раннем уходе сотрудника с работы во время отпуска.

Солидная компания. Все сотрудники приходят на работу ни свет ни заря, а уходят далеко за полночь. И вот как-то один менеджер начал работу в 11 утра. Все переглянулись. Ушел в 6 вечера. Все снова переглянулись.

На следующий день все повторилось снова, и через день тоже. Наконец кто-то не выдержал и решил разъяснить бунтарю правила игры.

Тот ответил робко: «Ребята, да вы что, я же в отпуске!»


Один из моих собеседников сказал, что не видит в этом анекдоте ничего смешного. В его компании не принято уходить сразу после окончания рабочего дня. На таких пунктуальных сотрудников коллеги смотрят косо. Люди, которые не перерабатывают, в компании не задерживаются.

Для меня было важно, чтобы ровно в 10:00 все сотрудники были на своих местах. Ровно в 19:00 каждый мог уйти с работы. Да, переработки случались. Однако человек, который оставался работать после формального окончания рабочего дня, понимал, для чего и ради чего он это делает. Важен был результат, а не время, которое было потрачено на его достижение.

Для меня тот факт, что человек постоянно задерживается на работе, – это повод задать вопросы. Или человек перегружен, или неправильно распределяет свое время и расставляет приоритеты, или же основное рабочее время расходуется на что-то, не связанное с основной работой, – варианты могут быть разными.

В итоге в менеджменте существуют две противоположные точки зрения. С одной стороны, руководители хотят, чтобы сотрудники работали как можно дольше, подразумевая, что и задач за это время будет закрыто больше. С другой стороны, переработки не означают, что время будет потрачено с толком. Где решение?

Это уже 28-й выпуск «Заметок управляющего». Поскольку вопрос на самом деле спорный, мне кажется, пришло время обратиться к вам, дорогие читатели.

Как вы считаете, какой из этих двух подходов более результативен? Что влияет на интерес человека к результатам работы, которой он занимается? Какие факторы должны быть учтены в организации труда, чтобы авралы и задержки воспринимались адекватно, а результативность со временем не падала?

При этом я предлагаю не обсуждать легитимность переработок. Давайте примем как факт то, что люди задерживаются на работе дольше положенного по ТК РФ.

Мы с удовольствием выслушаем мнения как сотрудников, так и руководителей. Лучшие комментарии читателей опубликуем в следующем выпуске «Заметок управляющего».

Поехали!

Об авторе

Анна Караулова,
директор по развитию i-Media

comments powered by Disqus

Видеокурсы по маркетингу и менеджменту

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!

Сообщите о предложении или проблеме