Известный режиссёр Альфред Хичкок до последнего держал интригу вокруг фильма «Психо», а создатели «Ведьмы из Блэр» убедили зрителей, что перед ними реальная история, снятая на плёнку. Это примеры маркетинга в кино.
Рассказываем, какими методами голливудские кинокомпании продвигают свои фильмы и сравниваем с ситуацией на российском рынке, считаем, сколько денег на это уходит, и рассуждаем, почему в индустрии всё так неоднозначно.
Благодарим за помощь в подготовке материала и экспертные комментарии промопродюсера Джулию Король и посылаем ей лучи добра.
Перед киномаркетологами стоит сложная задача — убедить зрителя в том, что проект качественный, показав при этом минимум деталей. Более того, для каждой аудитории эти детали будут свои. Чтобы дотянуться до всех потенциальных групп зрителей и указать им именно на то, что их может привлечь в фильме, используют множество каналов продвижения.
Всё это сложно, трудозатратно и дорого — затраты на маркетинг могут составлять до 50% от стоимости производства технической части фильма: съёмок, монтажа, гонораров артистам и создания декораций.
Если бюджет картины составляет $100 млн, затраты на маркетинг могут доходить до $50 млн, а то и больше.
Развитие отрасли в целом, а также набирающих популярность стриминговых сервисов и онлайн-кинотеатров приводит к росту конкуренции, а вместе с ней — затрат на киномаркетинг. По данным The Hollywood Reporter, в 1980 году средняя стоимость продвижения фильма оценивалась в $4,3 млн, а к 2021 году этот показатель составлял уже $35 млн. Крупные блокбастеры или кинофраншизы всегда тратили на маркетинг ещё больше. В 2019 году Marvel потратил на продвижение «Мстителей: Финал» больше $200 млн.
Несмотря на развитие технологий, которые позволяют создавать фильмы быстрее и дешевле, современные проекты стали масштабнее и имеют гораздо больший бюджет, чем те, что были созданы в последние десятилетия. Чтобы компенсировать эти огромные затраты, сегодняшние фильмы нуждаются в маркетинговых кампаниях, которые вызовут ажиотаж среди потенциальных зрителей.
Джулия Король
Промопродюсер и основатель киномаркетингового агентства «Хороший Четверг»
Подход к продвижению фильма зависит от масштаба релиза, его потенциала и ожиданий создателей, от того, насколько широка аудитория, на внимание которой кино претендует. Например, если фильм будет интересен только подросткам, очевидно, не стоит тратить рекламный бюджет на тех, кто постарше и далёк от подростковой повестки. Они таким проектом либо не заинтересуются совсем, либо выберут его только по остаточному принципу. Лучше глубже проработать и зацепить именно ту аудиторию, для кого проект создан в первую очередь. Здесь отдельно хочется отметить, что успеха в коммерческом кино добиваются те, кто думает о маркетинге и зрителе уже на этапе написания сценария.
Традиционные методы киномаркетинга, надёжные как швейцарские часы
Хотя модные стриминговые сервисы больше полагаются на цифровые платформы как на ключевой ресурс в своих рекламных стратегиях, Голливуд по-прежнему достаточно консервативен в части выбора маркетинговых площадок и продолжает делать ставку на телерекламу.
В 1975 году Universal Pictures решилась на смелый шаг: чтобы прорекламировать выходящий в начале лета фильм «Челюсти», студия вложила невиданные на тот момент $700 000 в рекламу на местных телеканалах. И это в то время, когда студии почти не тратили средства на телерекламу. И это был успех: зрители с энтузиазмом шли в кино, за лето продали около 67 миллионов билетов. Популярность телевидения как средства киномаркетинга взлетела, а картина целых 2 года, до выхода «Звёздных войн», оставалась самой кассовой в мире.
Сегодня телевизионная реклама фильмов по-прежнему занимает первую строчку в списке маркетинговых затрат. По данным Variety, кинематограф и стриминговые сервисы входят в топ-10 индустрий с самыми большими бюджетами на телерекламу. В 2021 году кинокомпании потратили на неё $757,7 млн, и это в пандемию.
Джулия Король
Промопродюсер и основатель киномаркетингового агентства «Хороший Четверг»
Мы живём в эпоху диджитализации, но старую добрую рекламу на ТВ и форматы наружной рекламы никто не отменял. Использование этих каналов позволяет проекту обрести дополнительный вес в глазах аудитории, прибавляет значимости и работает на ощущение «это фильм-событие». Ведь маркетологи кино часто решают задачу, как создать эффект, что кино нельзя пропустить, ведь о нём будут говорить или уже говорят все вокруг. Телек и наружка — это дополнительный buzz, который иначе можно назвать рекламой из каждого утюга.
Buzz-marketing — маркетинг слухов, который создаёт ажиотаж вокруг продукта
Реклама между передачами не единственный способ продвижения фильмов на телевидении. Большой популярностью пользуются ток-шоу. У звёзд берут короткие интервью, в ходе которых выясняются интригующие подробности со съёмок или делаются намёки на неожиданные сюжетные повороты. Живое общение ведущего с кем-то из каста или съёмочной группы создаёт иллюзию того, что и зритель стал ближе к проекту, узнал что-то, чего не знают остальные.
Джон Красински пришёл на «Позднее шоу со Стивеном Колбером» рассказать о «Тихом месте 2», а его опять приняли за Джима Халперта. Скриншоты: сообщество во ВКонтакте «Интертейнмент»
Небольшую часть маркетингового бюджета кинокомпании всё ещё тратят на радио и прессу. Это тоже традиционный, но умирающий рекламный формат. Читающих периодические издания всё меньше. В 2020 году аудитория совершеннолетних читателей американских журналов составила $221,9 миллиона, что на шесть миллионов меньше по сравнению с предыдущим годом. Тем не менее для глянцевых обложек всё так же принято снимать актёров предстоящих премьер.
Out-of-home: от билбордов до гигантских стеклянных шаров с чудовищами
Английский термин out-of-home (OOH) шире, чем русский «наружная реклама». OOH — это вся реклама, которую человек видит, выйдя из дома. Плакаты на автобусных остановках и брандмауэры давно обыденность, индустрия эволюционировала до принципиально новых интерактивных форматов и не останавливается. Большой вклад в её развитие вносят кинокомпании, придумывая самые необычные способы рассказать о новинках максимально широкой аудитории.
Брандмауэр — плакат, расположенный на торцевой стене здания
По данным рекламного агентства Dash Two, OOH на 382% эффективнее, чем телевидение, мотивирует людей узнать больше о продукте в интернете после того, как они увидели рекламу. А ещё этот канал помогает рекламодателю заработать $5,97 с каждого потраченного доллара. Вот почему OOH всё ещё так популярна. Netflix не только активно использует её для рекламы своих проектов, но даже сдаёт собственные билборды другим компаниям.
В преддверии второго сезона «Ведьмака» в московском Внуково и на Васильевском острове в Питере появились вот такие зимние Многоножки. Петербуржцам особенно повезло: самым удачливым и бесстрашным
удалось разжиться чеканными монетами — ну а вдруг пригодятся
Джулия Король
Промопродюсер и основатель киномаркетингового агентства «Хороший Четверг»
Для продвижения российских фильмов и сериалов тоже используются спецпроекты, но это скорее дополнительный шаг. Сначала мы создаём стратегию продвижения и решаем, как будет выглядеть основная рекламная кампания, а потом уже придумываем, что ещё прикольного и интересного можно сделать. Надо понимать, что спецпроект — это отдельная статья расходов в бюджете, и эта статья требует обоснования. Что мы получим, если сделаем этот спецпроект? Это станет сильным инфоповодом, и о фильме будут говорить СМИ? Мы позовём лояльных блогеров и опинион-лидеров, и они создадут много контента для своих соцсетей, тем самым нативно рекламируя фильм? Мы привлечём партнёров, которые возьмут производственные расходы на себя, в то время как со стороны фильма спецпроект будут представлять известные актёры? Спецпроекты бывают разные, и цель работы маркетолога в том, чтобы это был win-win для всех участников и желательно большой охват за небольшие деньги.
На Западе к средствам OOH относят и рекламу в кинотеатрах. Этот особый канал помогает нацелиться хотя и на широкую, но тёплую аудиторию любителей ходить в кино. Как правило, в холлах зрителей ждут листовки, постеры, ростовые фигуры, стенды, тантамарески, рекламирующие всё, что идёт или будет идти в прокате. Но по-настоящему захватить внимание публики могут трейлеры перед сеансами.
Режиссёр Альфред Хичкок был мастером не только в кино, но и в киномаркетинге. Хотя кампания его фильма «Психо» имела успех отчасти благодаря случайному стечению обстоятельств — во всяком случае, режиссёр и Paramount Studio не ожидали такого развития событий.
Хичкок снял специальный шестиминутный трейлер-приманку. Вместо того чтобы показать зрителям главных героев и немного раскрыть сюжет, как в то время делали большинство киностудий, режиссёр лично провёл экскурсию по местам съёмок — в частности, по заброшенному мотелю Bates. Пятна крови в кадре и интригующий рассказ о месте событий сработали отлично — зрителям захотелось узнать, что произошло.
Альфред Хичкок (1899–1980) — британский и американский режиссёр, продюсер и сценарист. Автор культовых фильмов «Головокружение», «Психо», «Птицы»
Кроме того, Хичкок запретил актёрам давать интервью, а менеджерам Paramount Studio — смотреть сценарий. Режиссёр также требовал от кинотеатров не пускать зрителей в зал после начала фильма — это спровоцировало ещё больший интерес к картине, и толпы опоздавших пытались купить билет на следующий сеанс. Иногда очереди выходили даже за пределы кинотеатра.
Всё это привело к рекордным на тот момент сборам. Фильм, производство которого стоило $800 тысяч, а маркетинг был почти бесплатным, в прокате собрал $40 миллионов. И к тому же получил статус культового ужастика.
Современник Хичкока Уильям Касл был главным провокатором Голливуда 1950–1960-х годов и легендарным киномаркетологом. Продюсер делал кампании второсортным триллерам и фильмам ужасов — причём чаще всего они проходили прямо в кинотеатре.
Например, для продвижения фильма «Тинглер» — хоррора о паразите, который цепляется к позвоночнику жертвы, продюсер придумал вмонтировать в кресла кинозала вибрирующие электрические зуммеры. Во время сцен, где паразит нападает на одного из героев, вибромоторы включали, а у зрителя создавалось ощущение, что существо напало на него самого.
Уильям Касл (1914–1977) — американский режиссёр, продюсер, актёр. Известен эффектной раскруткой своих фильмов
Ещё один запоминающийся трюк для привлечения людей в кинотеатры связан с фильмом «Мистер Сардоникус» того же мастера жанра Уильяма Касла. Перед началом сеанса зрители получали опросники, в которых должны были определить судьбу главного героя в ключевой момент сюжета. Хотя Касл утверждал, что решение зрителей напрямую влияет на финал истории, это было не более чем маркетинговым ходом — на самом деле голоса зрителей не могли изменить уже отснятый материал.
Случались и не очень удачные эксперименты в кинотеатрах. В 1960-х продюсер Майкл Тодд мл. придумал другой способ привлечения зрителей в кино — запахи. «Запах тайны» стал первым фильмом, во время сеанса которого в зале распространялись ароматы. Причём они были неотъемлемой частью сюжета: зрители могли почувствовать запах духов главной героини или аромат свежей выпечки, которую в этот момент показывали на экране. Но не всё работало, как задумывалось: до сидящих на последних рядах ароматы доходили с опозданием, от просмотра отвлекало шипение распылителей, которыми, кстати, были оборудованы всего три кинотеатра. В итоге фильм провалился в прокате.
Майкл Тодд мл. (1929–2002) — американский продюсер и режиссёр
Реклама на телевидении и OOH работают, но сильно размывают аудиторию. Поэтому киномаркетологи ищут новые, более точные способы дотянуться до тех, кого вероятнее всего заинтересует тот или иной фильм.
Интернет, соцсети, ИИ и практически безграничные возможности
Одним из пионеров интернет-эры киномаркетинга стала «Ведьма из Блэр» (1999). А началось всё с того, что у создателей фильма не было денег на съёмки. Чтобы заполучить инвестора, они заявили, что история с исчезновениями студентов — правда и есть плёнки, найденные в лесу. Когда фильм был снят, назад дороги уже не было. Продюсеры создали сайт, где разместили якобы реальные архивные кадры, а ещё биографию жертв и интервью с их родственниками.
Но это ещё не всё. К показу фильма на кинофестивале по городу развесили фальшивые листовки о пропавших без вести студентах, на самом деле актёрах, и смогли убедить общественность в том, что история — правда. В итоге картина собрала более $248 миллионов во всём мире при бюджете в $22 тысячи — ещё $25 миллионов позже потратили на маркетинг — и попала в Книгу рекордов Гиннеса за лучшее соотношение расходов и доходов. Каждый доллар, вложенный в производство фильма, принёс прибыль в $10 931.
Джулия Король
Промопродюсер и основатель киномаркетингового агентства «Хороший Четверг»
«Ведьма из Блэр» — безусловно изобретательный, но очень старый кейс. Всё когда-то было в первый раз, но маркетинг кино тем и интересен, что приходится выдумывать всё новые и новые ходы и фишки. В продвижении некоторых российских фильмов были попытки информационных вбросов, когда под видом утечки со съёмочной площадки публикуется какой-то жареный факт, но, на моей памяти, особых результатов это не принесло. А сейчас вообще не получится разместить никаких фейковых новостей в приличных изданиях, потому что размещение недостоверной информации под видом достоверной запрещено Законом о рекламе.
Если говорить о вирусных кейсах, то на ум приходит это видео:
Ролик набрал свои первые 20 млн просмотров, кажется, спустя несколько дней после публикации. Но любой маркетолог сразу вам скажет: связать в голове зрителя ролик и фильм, который он рекламирует — та ещё головная боль. Люди любят ролики без брендинга, потому что, когда ролик забрендирован, он уже не вирусный, а рекламный. Но кто из посмотревших вирус потом поймёт, что это всё было по случаю выхода фильма — большая загвоздка.
Новый сдвиг парадигмы в маркетинге голливудских фильмов произошёл, когда популярными стали соцсети — там кампании смогли более прицельно искать своего идеального потребителя. Сейчас официальными сообществами проектов, где публикуют тизеры и кадры со съёмок, уже никого не удивишь. Чтобы выделяться, студии вовсю экспериментируют. Например, перед выходом «Матрицы: Воскрешение» фанаты обнаружили в Instagram два аккаунта — The Red Pill и The Blue Pill.
Вообще, создавать профили от лица персонажей киномаркетологи придумали уже давно. Первым тизером «Монстро» стал короткий вирусный ролик, из которого никто ничего не понял. Всё, что показали людям — любительскую съёмку какой-то вечеринки, которая закончилась жутким рёвом и летящей на героев головой Статуи Свободы. Публику взбудоражила загадочность, но больше никаких новостей о происшествии не было, пока в соцсетях не стали появляться аккаунты героев видео. Они общались между собой, рассказывали о том, как пострадали, пытались разузнать что-то о пропавших в тот вечер друзьях.
Через некоторое время в свет вышел фильм — это оказался проект Дж. Дж. Абрамса и Мэтта Ривза, о котором они до последнего ничего не рассказывали. Сборы за первую неделю проката достигли $40 миллионов.
Джулия Король
Промопродюсер и основатель киномаркетингового агентства «Хороший Четверг»
Российские киномаркетологи внимательно смотрят на развитие соцсетей и тех инструментов коммуникации с пользователями, которые соцсети предлагают. Со стороны платформ тоже есть интерес. Моя команда работала в партнёрстве и с ВКонтакте, и с Одноклассниками, и с TikTok, и с Likee — все площадки открыты тому, чтобы придумывать в рамках промо фильмов что-то новое и неожиданное для своих пользователей. Трансляции с актёрами и создателями фильмов, танцевальные флешмобы и челленджи, творческие конкурсы с художниками и музыкантами, создание брендированных масок — чего мы только не делали!
Следующий этап эволюции цифровых киномаркетинговых кампаний — использование иммерсивных технологий, которые погружают зрителей в мир будущего фильма. Большой популярностью здесь пользуются созданные на основе сюжета игры и VR-симуляции. А если это VR-игры — ещё лучше. Согласно исследованию аналитического сервиса GWI, ещё в 2018 году 52% потребителей отрасли из США и Великобритании считали VR будущим кино и ТВ.
Незадолго до начала проката фильма «Трон: Наследие» по его мотивам Disney выпустил игру в виртуальной реальности. Помимо прочего, она позволяет свободно перемещаться по футуристичному дому, который принадлежит главному герою фильма, брать в руки различные вещи и взаимодействовать с предметами интерьера.
Ролик в формате 360° к выходу первого сезона «Очень странных дел», от которого, по словам комментаторов, может хватить удар, ещё перед премьерой в 2016 году посмотрели 5 миллионов человек, а сейчас отметка перевалила уже за 12 миллионов.
- Научитесь превращать идеи в истории, придумывать интригующие сюжеты и управлять вниманием зрителя
- Подготовитесь к питчингу сценариев перед экспертами индустрии сериалов
- Узнаете, как написать сценарий сериала — одного из самых популярных и востребованных в мире форматов
Команда маркетологов HBO пошла ещё дальше. В преддверии выхода финального сезона «Игры престолов» весной 2019 года поклонникам сериала предложили поучаствовать в квесте #ForTheThrone. Шесть настоящих тронов были спрятаны по всему миру. Найти их можно было, используя подсказки из шести 360-градусных видео. Фанаты изучали мельчайшие детали местности и обсуждали догадки в соцсетях.
Ещё одно интересное явление на службе у современных киномаркетологов — большие данные и искусственный интеллект.
Для продвижения сериала «Молодой Папа» Canal+ запустил в Twitter бота по имени AiMEN. Он проанализировал 4 миллиона твитов и обнаружил, что каждый четвёртый из них греховен. Поэтому под ними от лица героя Джуда Лоу, Папы Пия XIII, бот оставил уникальные комментарии с подходящими цитатами из Библии и хештегами сериала. Вот так без затрат на рекламные размещения удалось охватить несколько миллионов пользователей.
Однако ИИ может помочь не только в конкретных рекламных кампаниях. Netflix использует его, чтобы советовать своей аудитории фильмы и сериалы, которые ей вероятнее всего понравятся. Нейросеть анализирует данные о запросах пользователя и на их основе предлагает рекомендации.
Почему киномаркетинг — это так сложно
Главный недостаток киномаркетинга в том, что он дорогой и не даёт гарантий на успех. Бывает сложно предугадать, как люди отреагируют на ту или иную кампанию. А иногда компании рискуют и используют не совсем честные приёмы, сильно приукрашивая детали или откровенно обманывая зрителя. Такое ни к чему хорошему уже не приводит, времена «Ведьмы из Блэр» прошли.
Джулия Король
Промопродюсер и основатель киномаркетингового агентства «Хороший Четверг»
Если вы знаете, как выгодно подчеркнуть преимущества и ловко прикрыть возможные недостатки фильма — это хорошо. Если же вы обманываете зрителя и продаёте ему совсем не то, что он в итоге увидит, усевшись в кресло в кинотеатре — будьте готовы к праведному гневу и негативным отзывам в соцсетях. Зрители сейчас очень насмотренные, не забывайте, что у них есть и подписки на разные онлайн-кинотеатры, а значит, им всегда есть с чем сравнивать. И нет, никто не должен делать скидку русскому кино, да простят меня коллеги по цеху, ведь перед экраном зритель в идеале должен забывать обо всём и просто верить в историю, которую ему показывают, вне зависимости от страны производства фильма.
Даже будучи откровенными со зрителями, маркетологи не всегда достигают желанных сборов. В попытке заинтересовать аудиторию студии часто показывают в трейлере слишком много — в результате видео, которое должно было заинтересовать, раскрывает главную интригу и портит впечатление от финала. Провал «Острова» Майкла Бэя связывают с тем, что его трейлер был сплошным спойлером. После первых же выходных в прокате зрители посчитали себя обманутыми, не увидев в фильме никаких не засвеченных сюжетных поворотов.
Случаются и совсем непрогнозируемые вещи. «Рыцарь дня» не вызвал ажиотажа среди любителей ходить в кино — они посчитали, что Кэмерон Диаз уже не в том возрасте для одной из главных ролей в боевике, пусть и комедийном. Реагируя на недовольство публики, маркетологи переработали всю рекламную кампанию и заменили актёров на постерах силуэтами, но было слишком поздно.
Другая серьёзная проблема — киномаркетинг медленно развивается, в последние годы это стало ещё заметнее. Эксперты уже давно надеются, что огромные бюджеты будут снижаться за счёт того, что сегментировать аудиторию можно куда проще через социальные сети и технологические решения, которые стоят дешевле традиционной рекламы. В 2016 году на долю цифровых технологий приходилось лишь 14% среднего маркетингового бюджета фильма в Голливуде, но они всё равно приносили прибыли на 4% больше, чем телевизионные кампании, на которые обычно уходит большая часть бюджета. Даже пандемия не ускорила процесс смены парадигмы — киномаркетологи всё ещё не используют по максимуму возможности, которые дают цифровые методы продвижения.
Почему киномаркетинг в России — это ещё сложнее
Есть мнение, что многие вещи Россия перенимает у Запада. В случае с киномаркетингом оно ошибочно. Российский кинематографический рынок устроен иначе. Да, для продвижения фильмов маркетологи могут использовать те же инструменты, но стратегии, условия и проблемы в отрасли у нас другие. Главная сложность в том, что зрители недоверчиво относятся к российскому кино.
Джулия Король
Промопродюсер и основатель киномаркетингового агентства «Хороший Четверг»
В последние годы наметился явный тренд — зритель стал больше доверять российским кинематографистам. Достаточно посмотреть на недавние кассовые успехи. Особую гордость можно испытать по поводу фильма «Холоп» — той самой зрительской комедии, которой покорился рубеж в 3 миллиарда бокс-офиса, пока это рекорд среди российских фильмов. Точно можно сказать, что мы умеем делать качественные народные комедии и духоподъёмные картины о советском прошлом. Но есть и жанры, к которым зритель настроен опасливо. Например, «Притяжение» Фёдора Бондарчука, по сути, стало первым фильмом в жанре sci-fi, который доказал, что на территории фантастики мы вполне можем конкурировать с зарубежными релизами. Пока это скорее одиночные истории успеха, но индустрия развивается, в том числе индустрия компьютерной графики — хочется отдельно поблагодарить студию Main Road Post, я многолетний фанат их работы — и есть уверенность, что дальше будет лучше.
Российское кино существует в крайне конкурентном окружении, которое меняется от уикенда к уикенду. За зрителя приходится бороться и друг с другом, и с зарубежными проектами. Когда большие студии выпускают очередные части любимых публикой франшиз, таких как «Мстители» или «Форсаж», они привлекают большу́ю часть аудитории. Такая конкуренция задаёт высокую планку, и российским маркетологам приходится работать ещё усерднее, чтобы выдавать максимально качественный результат.
Джулия Король
Промопродюсер и основатель киномаркетингового агентства «Хороший Четверг»
У жителей крупных городов, которые приносят бо́льшую часть кинокассы, огромное количество вариантов досуга и развлечений помимо кино. Конкурировать фильму приходится буквально со всем: домашним просмотром Netflix или ivi, походом на выставку или на концерт, а ещё можно с друзьями новый стендап или «вДудя» на YouTube посмотреть, а ещё любимый блогер эфир в Instagram проводит, а ещё вебинар, онлайн-курс, туториалы и так далее. Поскольку контента стало больше, и он разнообразен по форме, выбирать людям действительно сложнее, чем раньше. Рекламным кампаниям фильмов очень важно быть внятными и заметными: донести хай-концепт проекта, убедить, что на него стоит потратить время. Все создатели развлекательных продуктов борются за личное время зрителя, самый ценный ограниченный ресурс, а побеждает тот, кто пообещал (и дал!) больше дофамина. Кино в этом смысле — искусство больших впечатлений и эмоциональных потрясений.
Хай-концепт — это идея фильма или сериала, которую легко можно описать в двух–трёх предложениях
Резюмируем
За крутой рекламой фильмов, которую мы видим, лениво листая ленту соцсети, стоит огромная работа. Каждая кампания — это чётко выверенный план, с отдельной статьёй маркетингового бюджета на каждый пункт. Грамотная стратегия в разы увеличивает шансы проекта собрать большую кассу, хотя и не даёт никаких гарантий.
В мире жёсткой конкуренции и постоянно меняющихся внешних факторов, таких как пандемия или внезапно наметившиеся тренды, киномаркетологам приходится постоянно совершенствовать уже рабочие инструменты продвижения и изобретать новые. Когда-то Universal Pictures впервые отважились пойти с рекламой на телевидение, а HBO мотивировала тысячи фанатов отправиться на поиски трона из «Игры престолов», используя VR.
Будущее киномаркетинга, как и многих других областей, связано с Data Science. Анализ данных может многое: прогнозировать успех фильма, найти горячую аудиторию, а на этапе продакшена даже помочь выбрать актёров и улучшить сценарий. У киностудий уже есть огромные массивы нужных данных — маркетологам осталось понять, как использовать их для эффективного и недорогого продвижения фильмов. С нетерпением ждём, чтобы посмотреть, к каким крутым промокампаниям это приведёт.
Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.