Инфобизнес или онлайн-школа: что выбрать и как развиваться

22.02.2019
2023
Подпишитесь, чтобы получать новые статьи на почту

Руководитель проекта EdMarket в Нетологии-Групп Анастасия Карпова рассказала, в чем разница между онлайн-образованием и инфобизнесом, к какому направлению отнести свое дело и как его развивать.

Обучение в онлайн-университете: профессия «Директор по онлайн-маркетингу»

Что такое инфобизнес

Миф: обман ради наживы инфобизнесмена. Инфобизнесмены обещают научить зарабатывать быстро и много, говорят о миллионных доходах и путешествиях по миру, но в итоге их ученики не получают ничего.

Правда: продажа информации заинтересованным пользователям. Ученики получают информацию. Например, оплачивают участие в вебинарах, покупают дополнительные материалы — полезные статьи, книги, чек-листы, алгоритмы заработка. Как они будут распоряжаться этой информацией и смогут ли зарабатывать с ее помощью — зависит только от них.

Миф: громкие пустые заголовки. Инфобизнес ассоциируется с громкими заголовками вроде «Заработайте первый миллион за 5 дней», «Получите востребованную онлайн-профессию и работайте из любой точки мира», «Как я открыла онлайн-школу и переехала на Бали».

Правда: любые способы продвижения. Крикливые рекламные сообщения — не главный признак инфобизнеса. Некоторые инфобизнесмены поняли, что такие призывы вызывают только раздражение аудитории, и используют более ненавязчивое продвижение.

Что такое онлайн-образование

Миф: онлайн-образование неэффективно. У него многочисленные недостатки, например, отсутствие обратной связи между учителем и учениками, ограниченный набор обучающих инструментов, низкая эффективность по сравнению с очной формой.

Правда: онлайн-образование эффективно. Ученики общаются между собой и с учителем в режиме реального времени во время занятий, могут задать вопрос и получить обратную связь. Интерактивные инструменты помогают преподавать наглядно. Например, учитель может рассказывать о формулах в Excel и одновременно демонстрировать свой экран.

Миф: дипломы онлайн-университетов не котируются на рынке. После обучения вы никак не сможете подтвердить, что получили профессиональные знания и навыки.

Правда: работодатели ценят документы онлайн-университетов. Сертификаты и дипломы проверенных университетов дают преимущество при трудоустройстве. Часто в онлайн-школах учителя сами советуют выпускников работодателям.

Отличия

Задачи

Инфобизнес. Инфобизнесмен передает полезную информацию заинтересованным пользователям. Например, рассказывает свою историю успеха, перечисляет полезные книги по заработку или продает свое издание.

Онлайн-университет. В процессе онлайн-обучения студентов проводят от незнания к навыку, делают из новичков подготовленных специалистов, готовых к работе. Информацию не просто транслируют, а создают полноценный учебный контент:

  • подбирают формы и форматы обучения под потребности целевой аудитории;
  • выбирают методики, которые соответствуют поставленным учебным задачам;
  • проектируют практические задания для отработки новых знаний; 
  • обеспечивают сопровождение обучения, работают над мотивацией студентов; 
  • продумывают форму обратной связи по домашним заданиям.

Инфобизнесмен отвечает только за качество информации. Онлайн-университет — за то, как студенты поняли и усвоили материал.

Команда

Инфобизнес. Инфобизнесмены работают одни. Команды встречаются редко, например, семейные пары, которые рассказывают об опыте переезда и удаленной работы.

Онлайн-университет. Над учебным курсом работает команда:

  • методист строит образовательные траектории;
  • куратор обеспечивает сопровождение слушателей; 
  • продюсер выявляет запросы аудитории, подбирает преподавателей под задачи курса, работает с ними.

В начале образовательного проекта эти задачи может выполнять один человек, но только при условии, что у него достаточно знаний и навыков во всех перечисленных сферах.

Подача учебного материала

Инфобизнес. Делает акцент на мотивации слушателей и уникальности информации. Инфобизнесмены используют формулировки «уникальные технологии», «авторские методики», «проверенные инструменты». Им нужно продать информацию, поэтому важно подчеркнуть ее ценность, отсутствие в свободном доступе в Сети и мотивировать клиентов.

Онлайн-университет. Разработчики учебных программ считают, что информация сама по себе ничего не стоит, поэтому делают упор на сопровождение обучения. К теории добавляют практические упражнения, разбор кейсов, обеспечивают обратную связь по домашним заданиям.

Что прокачивать инфобизнесмену

Между инфобизнесом и онлайн-университетами нет пропасти, как может показаться. Направления бизнеса перекликаются. Существуют моменты, которые им стоит позаимствовать друг у друга.

Работать над качеством контента. Инфобизнесмену недостаточно рассказать о своей истории успеха и мотивировать слушателей достичь того же. Нужно добавлять в инфопродукты полезный контент:

  • кейсы, примеры из практики;
  • пошаговые руководства; 
  • книги, пособия; 
  • практические задания для отработки навыков. 

Оптимально, если инфобизнесмен поддерживает обратную связь с со слушателям, отвечает на их вопросы.

Что прокачивать онлайн-школе

Работать в режиме MVP. У вас вряд ли получится сразу выпустить идеальный образовательный курс, который удовлетворит все запросы целевой аудитории. Если продукт будет таким, возможно, на него не окажется спроса. Поэтому целесообразно позаимствовать стратегию инфобизнесменов:

  1. Выпустить курс в формате MVP — минимально жизнеспособного продукта.
  2. Убедиться, что общее направление выбрано верно, и есть спрос. 
  3. Улучшать курс, добавлять новые возможности. 

Уделять внимание маркетингу и продажам. Понаблюдайте, как инфобизнесмены общаются с покупателями, выстраивают воронки продаж. У них можно научиться:

  • проводить продающие вебинары;
  • подогревать интерес аудитории; 
  • мотивировать учеников. 

Продукт + продвижение = успешная онлайн-школа

Вывод

На ранних этапах образовательные проекты начинающих онлайн-школ напоминают инфобизнес. Для начала развития продукта это нормально, но дальше нужно определиться: зарабатывать деньги на продаже информации или развивать проект до полноценного университета.

Читать еще: «Онлайн-обучение — предпосылки к революции в традиционном понимании образования?»


Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Анастасия Карпова
Руководитель проекта EdMarket
Университет интернет-профессий
Мы используем файлы cookie
Чтобы улучшить работу сайта и предоставить вам больше возможностей для обучения. Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookie.