Стать признанным экспертом в своей отрасли, улучшить благосостояние, получать удовольствие от работы и обрести независимость — помочь в исполнении каждого из этих желаний может образование.
Но если просто записаться на первый попавшийся курс или прочитать гору книг, скорее всего, достичь желаемого не удастся. Гораздо надёжнее грамотно построить личную образовательную траекторию.
Руководитель учебно-методического отдела Нетологии Мария Панкова рассказала, как проложить этот путь и не сбиться с него.
Личная образовательная траектория — это персональный путь студента, который позволяет ему реализовать свой потенциал и достичь поставленных целей обучения. Чтобы получить желаемый результат, нужно точно знать, из чего он слагается и чего хочешь на самом деле.
Постановка цели — самая важная часть обучения и первый этап разработки личной образовательной траектории. Чем правильнее человек сформулировал, зачем вообще ему всё это нужно, тем вернее он к своей цели придёт.
С целеполаганием помогут таймлайн карьерного развития и пирамида Дилтса. Разберёмся, как их сделать, а затем — как определить свой стиль обучения, чтобы прохождение выбранного курса было результативно.
Нарисовать таймлайн карьерного развития
Рисование таймлайна, то есть временной шкалы, — классический инструмент целеполагания. Его можно сделать как на пару-тройку, так и на 10 лет. Последний вариант используется чаще всего.
Прежде чем рисовать временную шкалу, следует определить период планирования и конечную точку. Понять, «кем хочешь быть, когда вырастешь» может быть сложно, но это важный вопрос, которому стоит уделить внимание.
Здесь можно сделать упражнение о профессии мечты: представить пару вариантов своей идеальной работы, расписав, что бы это было, в какой обстановке, кто нас окружает и как выглядит рабочий процесс.
Упражнение «Профессия моей мечты»
Какая профессия: копирайтер
Что меня окружает: работаю с ноутбуком дома или в любом удобном месте, могу даже на пляже в тени пальмы
Как выглядит рабочий процесс: работаю на фрилансе, поэтому у меня гибкий график, а ещё я сам выбираю клиентов и партнёров, благодаря чему чувствую себя свободно
Нужно постараться почувствовать себя в новой роли и прислушаться к ощущениям. Возможно, в ходе упражнения станет ясно, что одно занятие сопровождают страхи, а другое, наоборот, такое манящее, что хочется и дальше оставаться в этом состоянии. Если профессию мечты определить удалось, то можно использовать её как конечную точку в таймлайне.
Временную шкалу следует начинать с двух засечек: текущей точки и той, куда хочется прийти в итоге. Цель желательно ставить большую. Конечно, глобальные планы могут пугать своим масштабом, но потом мы их декомпозируем — что снизит вероятное сопротивление.
Наметив конечную точку, идём с конца в начало. 10-летний план можно разбить на двухлетние этапы. И на каждом из них фиксировать, кто я здесь, что нужно сделать для достижения цели на текущем этапе, что уметь и какими навыками обладать.
То есть мы не просто пишем, что через n-количество лет хотим быть, например, продакт-менеджером, а разбиваем шаги до освоения необходимых навыков — когда и что нужно знать и уметь, чтобы овладеть профессией и уверенно чувствовать себя на рынке труда.
Курсы Нетологии сразу проектируются на основе матрицы компетенций, но студенты других школ и платформ могут самостоятельно разобрать составляющие желанной профессии, ступая на образовательный путь.
В 10-летнем плане мы обязательно прописываем цель на первый год, а если общий план у нас более короткий, то фиксируем её на ближайшее время — месяц, два, три. Обратить внимание на обозримое будущее необходимо, потому что в историях про долгосрок мы можем упустить текущие проблемы и боли, а они могут серьёзно влиять на наши решения.
Например, через три года я хочу стать опытным методологом с заработной платой 120–150 тысяч рублей в месяц. Чтобы в заявленный период стать методологом уровня senior, примерно через два года мне нужно стать middle-специалистом в этой профессии. До этого нужно набраться опыта в качестве методиста, а значит, до позиции уверенного junior и стажёра мне необходимо пройти курс методиста. В среднем он длится шесть месяцев. Сейчас я записываюсь на курс, через полгода — или уже во время обучения — иду на стажировку и стажируюсь минимум три месяца, чтобы чувствовать себя уверенно.
После стажировки я могу устроиться на начальную позицию методиста. Через полгода повышаю свой скилл. Можно параллельно выйти на поле фриланса, чтобы наполнить портфолио разными проектами и расширить пул компетенций. Ещё через через полгода-год я уже становлюсь вполне себе middle-методистом и готов приступать к методологическим задачам и набираться опыта уже в этой стезе.
Такую схему проще всего строить из конечной точки, к чему в итоге нужно прийти. Однако, если мы ограничимся только метками на таймлайне, целеполагания может оказаться недостаточно. Поэтому лучше прописать цель развёрнуто, понимая, как ощущаешь себя в конечной точке, почему важен этот путь, какие ценности преследуешь. В этом может быть полезна пирамида Дилтса.
Построить пирамиду Дилтса
Роберт Дилтс считается экспертом по техникам нейролингвистического программирования. НЛП ругают за псевдонаучность, однако конкретно этот инструмент вполне применим для того, чтобы разобраться в сложном жизненном вопросе, в том числе «зачем мне учиться».
Пирамида Дилтса состоит из шести уровней:
- «Окружение». Здесь определяем всё, что нас ежедневно окружает: место и условия жизни, имущество и предметы, которыми мы обладаем, людей, с которыми общаемся.
- «Поведение». О наших действиях: что делаем, когда контактируем с другими людьми и с самим собой.
- «Способности». О конкретных знаниях и навыках: например, умелая координация проектов, беглое чтение на китайском и тому подобное.
- «Убеждения и ценности». Тут проясняем значимость пути и конечной точки.
- «Идентичность». О том, кто я есть, как себя ощущаю, какое место занимаю в обществе.
- «Миссия». На вершине пирамиды определяем, какую пользу несём миру, достигнув цели.
При целеполагании эта модель позволяет сформировать образ желанного будущего. Заполненная схема должна давать понимание, каким будет человек, когда достигнет своей цели. При этом прописывать ответы необходимо из будущей точки, но в настоящем времени, будто цель уже достигнута и чувства по этому поводу ясны.
Рассмотрим пирамиду Дилтса на моём личном примере, который многим будет легко прикинуть на себя — получение водительского удостоверения.
Так, на уровне «Окружение» можно написать, что я чувствую, когда уже получила права и веду собственный автомобиль. Какое авто мне принадлежит и как классно, что принадлежит оно только мне.
На уровне «Поведение» пишем, что едем отдыхать к морю — и вообще, важно, что я могу ездить куда и когда захочу, а другие ценят и уважают меня за это, воспринимают самостоятельной личностью.
На уровне «Способности» я точно знаю, что теперь умею, что круто ориентируюсь в правилах дорожного движения, а ещё у меня классно получается справляться со стрессовыми ситуациями во время движения. Важно погрузиться в эту атмосферу, своё состояние там. Тогда удастся прочувствовать, где кроется истинная цель.
Уровень «Ценности» — «мне важно чувствовать себя независимой, теперь я могу никого ни о чём не просить».
Следующий уровень предлагает задуматься, как я себя ощущаю. Тут хорошо помогает идентификация себя с человеком, на которого хочется равняться. Например, Шумахера или героиню из фильма, которая едет в кабриолете по серпантину к Лазурному берегу.
В примере с водительским удостоверением некоторые вопросы неприменимы. Здесь сложно рассуждать о вере и миссии. Вероятнее всего, для мира ценность моего навыка водить машину нулевая. В таких случаях последний уровень можно пропустить. То ли дело пример выше — у профессии методиста понятная социальная миссия: помогаешь людям лучше усваивать материал — меняешь их жизни.
Зато пример с правами показывает, что глубинный расклад может помочь добраться до истинной цели: как оказалось, лично мне прежде всего важно чувствовать себя независимой, а не получить права и купить машину.
Пирамиду Дилтса и все свои соображения по поводу каждого уровня я рекомендую фиксировать на бумаге или в цифровом блокноте. Удобно, когда план будущего нагляден и хранится под рукой. Ведь может понадобиться внести в него изменения, а свойство этой модели таково, что перемены на одном уровне влекут обновление соседних.
- Научитесь определять свои ценности и на их основе формулировать цели
- Узнаете, как разделять цели на задачи и выстраивать путь к их решению
- Научитесь добиваться всего, что запланировали
Определить свой стиль обучения
После того как мы расписали глобальные цели, становится ясно, чему учиться — и что вскоре нам нужно приступить к обучению. Теперь нужно решить, на что следует ориентироваться, на какие флажки обращать внимание, по каким критериям выбирать курс.
Кстати, о выборе курса мы подробно рассказывали в статье «Как выбрать онлайн-курс: форматы, критерии, вопросы менеджеру» 🙂
Но для начала нужно разобраться, какой стиль обучения будет эффективнее для достижения конечной точки. В этом помогут конкретизация образовательных целей, понимание того, какие объёмы информации человек может усвоить за один раз и какие форматы ему комфортны, а также анализ действенных стимулов.
Конкретизировать образовательную цель
На этом этапе человеку нужно сформулировать чёткие ожидания от онлайн-курса, который будет первым на пути к глобальной цели. Нужно тщательно подумать и прописать, что следует искать в курсе, чтобы результат соответствовал плану.
5 распространённых образовательных целей
Изучить конкретный инструмент. Например, для освоения новой профессии нужно научиться пользоваться Adobe Photoshop или «1С:Предприятие».
Что ищем в курсе:
- как можно больше практических занятий;
- задачи для самостоятельной отработки навыков;
- наличие живой обратной связи от преподавателей.
Подтвердить свои знания дипломом. В определённых профессиях или компаниях, где хотел бы работать человек, наличие официального документа может быть обязательным.
Что ищем:
- известную образовательную компанию, которая выдаёт юридически значимые документы — удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной подготовке.
Повысить квалификацию, чтобы больше зарабатывать. Актуально в ситуациях, когда человек уже имеет квалификацию и хочет подняться в своей профессии на следующий качественный уровень.
Что ищем в курсе:
- регулярное обновление программы или контента;
- преподавателей с большим практическим опытом;
- желательно — отсутствие новичков в группе.
Разобраться в чём-то новом. Например, человек хочет верхнеуровнево изучить тему искусственного интеллекта или понять, как работает виртуальная реальность.
Что ищем в курсе:
- небольшую продолжительность;
- много теории, меньше практики;
- допустимо — отсутствие живой обратной связи от преподавателей.
Освежить знания, расширить нетворк. Такую цель может преследовать специалист, которому хочется здоровой встряски и новых профессиональных знакомств.
Что ищем в курсе:
- групповую работу студентов;
- наличие комьюнити.
Понять, какие форматы лучше воспринимаются
Разобравшись с целями, идём вглубь, чтобы понять, как нам лучше учиться, какие форматы позволят лучше воспринимать и усваивать новую информацию.
Рассмотрим восприятие по условному разделению студентов на активных пользователей популярных соцсетей.
YouTube, Facebook*. Пользователи и частые гости этих площадок обычно готовы к объёмному контенту, требующему погружения и анализа.
Что ищем в курсе:
- вебинары и видео от 20 минут;
- большие материалы для самостоятельного изучения;
- большие отрезки времени на учёбу.
*Facebook принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской организацией и запрещена в РФ.
TikTok, Twitter. Приверженцам коротких форматов будет сложнее фокусироваться на обучающих материалах с большим объёмом и сложной структурой.
Что ищем в курсе:
- видео до 15 минут;
- чеклисты, короткие заметки и памятки;
- учёба короткими сессиями — 30 минут за раз.
Поняв, что ближе, нужно смело спрашивать менеджера по продажам о форматах программы, средней продолжительности лекций и видео. В процессе обучения несоответствие личным особенностям восприятия может сильно демотивировать и учиться будет тяжело.
Решить, какой тип обучения удобнее
Тип обучения на курсе может быть синхронным и асинхронным. Первый предполагает взаимодействие участников в режиме реального времени. Второй — когда такого взаимодействия нет совсем или оно разделено во времени.
Безусловный плюс синхрона в чётком ритме всего процесса, который зафиксирован в расписании, и живом контакте с однокурсниками и преподавателями, то есть ощущение присутствия. В то же время неоспоримый плюс асинхрона в том, что его значительно проще внести в график, ведь расписание занятий студент составляет сам. Но есть и существенный минус — часто без дедлайна студенты теряются, без живого участия и эмоционального подкрепления преподавателя и группы легче забрасывают обучение.
При этом стоит учитывать, что обычно длительные курсы, где можно освоить новую профессию, — смешанные: с лекциями в записи и вебинарами, короткими и длинными форматами. Тут самое главное оценить свои ресурсы и количество свободного времени.
Если график настолько плотный, что вероятность попасть даже на непродолжительный вебинар стремится к нулю, то следует постараться выбрать курс где, например, вебинары можно посмотреть в записи. Иначе обучение будет сплошным стрессом.
Проанализировать эффективность мотивационных приёмов
Когда с конкретной целью, эффективными форматами и ритмом обучения всё стало ясно, нужно задуматься о том, что будет поддерживать азарт в процессе. Мотивация может быть внешней и внутренней. Хороша любая, но важно понимать, что внешняя — краткосрочна, а внутренняя — долгосрочна.
Внешняя мотивация — это воздействие какого-либо инструмента на человека извне. Например, баллы, награды, рейтинг студентов и так далее. Внутренняя мотивация — это личная установка человека, зачем ему учиться.
На одну только внешнюю мотивацию полагаться не стоит, это будет работать недолго. А вот внутренняя всегда будет стимулировать к поглощению новой информации и освоению новых навыков. Глубокое целеполагание как раз помогает проработать внутреннюю мотивацию.
Обучение обязательно нужно подпитывать приятными для себя ритуалами. Это позволит мозгу сформировать ассоциативную связь «обучение — удовольствие». Предположим, человек любит вести красочные конспекты: использовать яркие закладки, разноцветные ручки текстовые маркеры, определённым образом линованные тетради. Если записывать лекции со всем многообразием канцелярского магазина, то мозг будет с нетерпением ждать нового занятия.
Такими ритуалами может быть что угодно, что поддерживает в человеке хороший настрой. Например, чашка любимого кофе перед вебинаром как встречей с добрыми друзьями или музыка для состояния потока, позволяющая настроиться на выполнение домашней работы. Чтобы легче было интегрировать ритуалы в образовательный процесс, лучше продумать их заранее.
Кстати, можно объединить инструменты внешней и внутренней мотивации. Если студент — большой поклонник порядка и систематизации, то он может сделать собственную шкалу успеха или таблицу с достижениями. Трекеры позволят отслеживать прогресс, их приятно и создавать, и заполнять.
Что поможет эффективнее двигаться по намеченному пути
Как бы ответственно мы не подходили к формулированию целей, они могут оказаться недостигнутыми. Чтобы минимизировать такой риск, рекомендую присмотреться к стратегии достижения целей обучения «3х3х3» консалтинговой компании McKinsey&Company или взять на вооружение три совета из моего опыта.
3 ключевых элемента стратегии McKinsey
3 цели. Лучший способ достичь целей — сосредоточиться на конкретном, ограниченном их количестве. Когда люди ставят перед собой слишком много целей, им часто не удаётся добиться реального прогресса ни в одной из них. Однако ограничиваться одной тоже не слишком правильно, потому что это тормозит развитие и заставляет часть навыков пылиться в ожидании интересной задачи.
Эксперты McKinsey рекомендуют ставить не более трёх целей на один момент времени. Когда цели достижимы и превращены в конкретный план действий, они усиливают друг друга и лучше мотивируют человека.
3 месяца. Мы уже проговорили, что всегда важно обозначать конкретные сроки для достижения целей. Продолжительность пути зависит от характера самой цели, но исследование McKinsey показало, что три месяца — оптимальный срок. Этого времени достаточно, чтобы ощутить прогресс. Тут уместно вспомнить о привычных многим ежеквартальных отчётах.
Когда до финальной точки 12 недель, сложно откладывать на потом. Это вынуждает нас дробить долгосрочные цели на достижимые части, грамотно распределять ресурсы и спокойнее двигаться к великим делам.
3 человека. Это люди перед которыми студент обязуется отчитаться о прохождении курса. Согласно методу McKinsey, «наблюдатели», которых в действительности может быть больше, призваны поддерживать человека в процессе и даже контролировать его прогресс в достижении целей, что создаёт «здоровое социальное давление». Людям свойственно держать планы при себе, чтобы не чувствовать себя уязвимыми, но считается, что мы с большей вероятностью достигаем целей, когда чувствуем ответственность ещё и перед другими.
У меня этот способ дисциплинирования вызывает сомнение: кто эти бедные люди, которые вынуждены за нами присматривать? В своём списке советов я тоже предлагаю привлечь других, но в несколько ином ключе.
3 совета из личного опыта
Найти людей, которых можно обучить после прохождения курса. Это классный способ повторить и проанализировать полученную информацию — и таким образом лучше запомнить её. Особенно эффективен этот приём в случаях, когда человек прошёл курс повышения квалификации, и должен рассказать своим коллегам обо всём, что узнал сам. Котам и собакам тоже можно пересказывать изученное 😺
Выделить в календаре слоты под обучение. Настоятельно рекомендую прямо в календаре — цифровом или бумажном — выделять время на работу с образовательным контентом. Делать это нужно согласно своим особенностям восприятия информации. Это могут быть 30-минутные задачи или двухчасовые погружения. Расписание позволит держать себя в тонусе и не забывать о занятиях и дедлайнах, а выделенные слоты будут служить внешней мотивации. «Всего полчасика посижу» отлично затягивает.
Приблизившись к новой теме, сразу начинать её. Большинство из нас — и почти все любители сериалов — сталкивались с клиффхэнгером. Это художественный приём, который предполагает обрыв сюжета «на самом интересном месте». А развязка, как водится, «в следующей серии». Наш мозг инертен, и если его подпнуть, как мячик, он неминуемо покатится дальше. Поэтому в конце занятия бывает полезно совсем немножко, одним глазком заглянуть в следующую тему. Таким образом мы снижаем сопротивление мозга и потом вернуться к материалу будет гораздо легче.
Резюмируем
Грамотно выстроенная образовательная траектория призвана помочь человеку реализовать свой потенциал и достичь поставленных целей обучения.
Постановка цели — самая важная часть образовательного процесса и первый этап разработки личной траектории студента. Чем правильнее он сформулировал цель, тем вернее к ней придёт.
Есть два эффективных способа сформулировать цель:
- Нарисовать таймлайн карьерного развития. Обозначив начальную и конечную точки, ближайшую и промежуточные цели. Временную шкалу следует заполнять с конца в начало, декомпозируя этапы до конкретных знаний и навыков, которыми нужно обладать в этом моменте.
- Построить пирамиду Дилтса. Эта система позволяет сформировать образ желанного будущего в мельчайших деталях и с эмоциональными крючками. Правильно заполненная схема даёт понимание, каким будет человек, когда достигнет своей цели. Прописывать ответы нужно из будущей точки, но в настоящем времени, будто цель уже достигнута.
Когда глобальные цели прописаны, пора приступать к обучению. Чтобы понять, как определить свой стиль обучения, нужно:
- Конкретизировать образовательную цель. Тщательно подумать и прописать, что следует искать в курсе, чтобы результат соответствовал плану.
- Понять, какие форматы лучше воспринимаются. Разобраться, как эффективнее учиться, какие форматы позволят лучше воспринимать и усваивать новую информацию.
- Решить, какой тип обучения удобнее. Синхронный тип предполагает взаимодействие участников в режиме реального времени. Асинхронный — когда такого взаимодействия нет совсем или оно разделено во времени. Первый будет сложнее встроить в плотный график.
- Проанализировать эффективность мотивационных приёмов. Задуматься, что будет поддерживать азарт во время обучения. Внешняя мотивация — баллы, награды, рейтинг студентов и так далее — краткосрочна. Внутренняя — личная установка, зачем учиться — долгосрочна.
Чтобы минимизировать риск не достичь цели, можно присмотреться к стратегии «3х3х3» McKinsey&Company: определить три цели развития на три месяца и привлечь трёх человек, которые будут поддерживать в достижении этих целей. Эксперты McKinsey отмечают, что люди с большей вероятностью достигают целей, когда чувствуют ответственность перед другими.
Также можно взять на вооружение три совета из моего личного опыта:
- Найти людей или котов, которых можно обучить после прохождения курса. Это позволит повторить и проанализировать полученную информацию, а значит, лучше запомнить её.
- Выделить в календаре слоты под обучение. Чтобы держать себя в тонусе и не забывать о занятиях и дедлайнах.
- Приблизившись к новой теме, сразу начинать её. Если в конце занятия заглянуть в следующую тему, то в следующий раз вернуться к ней будет проще. Любопытство снизит сопротивление мозга, новый материал уже не будет казаться ему чужеродным.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.