Запуск онлайн-программы высшего образования — процесс сложный и комплексный. Чтобы всё сложилось удачно, EdTech-платформа должна проанализировать рынок, подобрать экспертов, наладить сопровождение студентов и организовать им подходящую практику. На вуз чаще всего ложится преподавание фундаментальных дисциплин, приём и выпуск студентов и формализация процессов. Но главное в таком партнёрстве — чётко обозначить цель и правильно выстроить совместную работу.
Оксана Апрельская, заместитель руководителя направления «Высшее образование» в Нетологии, рассказывает, как команде удаётся соединять фундаментальные университетские знания с актуальными требованиями рынка и создавать образовательные программы вместе с вузами.
Шаг первый: найти актуальную тему и выбрать партнёрский вуз
Онлайн-бакалавриаты и магистратуры Нетология реализует совместно с российскими вузами. От традиционных университетских программ они отличаются тем, что всё обучение здесь проходит дистанционно. При этом выпускники получают такой же диплом государственного образца, как и после окончания университета.
Создание таких программ начинается с исследования рынка. Продюсеры и маркетологи EdTech-платформы анализируют вакансии на сайтах по трудоустройству, существующие на рынке программы обучения, запросы пользователей, а также ориентируются на внутренние исследования Нетологии по разным направлениям обучения. Они смотрят, какие профессии пользуются спросом на рынке или станут востребованы в ближайшие годы, какие именно навыки и компетенции нужны работодателям. Мы не ограничиваемся диджитал-профессиями, но выбираем те, которым можно обучить в онлайне. Подходящие варианты ранжируем по востребованности и определяем приоритетные для запуска в ближайшем академическом году.
Для всех программ мы ищем такие специальности, которые требуют глубокого комплексного обучения.
В последние годы на российском рынке резко выросла популярность профессии UX/UI-дизайнера, которой ещё не обучали в вузах. Данные исследований вакансий и онлайн-курсов подтвердили её востребованность, но перечень требуемых навыков был слишком узким для программы высшего образования. Более краткосрочные и менее дорогие онлайн-курсы вполне могли обучить этой профессии, и магистратуре было бы сложно с ними конкурировать.
Мы решили создать для потенциальных студентов программу по продуктовому дизайну, которая помогает освоить более широкий набор навыков. Так появилась совместная магистратура с Университетом ИТМО. Она включает в себя обучение UX/UI-дизайну и навыкам из разных направлений: менеджмента, исследовательской деятельности, аналитики и маркетинга.
После исследований мы приступаем к поиску будущего партнёра. На основе анализа рынка высшего образования и университетских рейтингов мы составляем список потенциальных кандидатов и отдаём приоритет вузам, которые завоевали доверие абитуриентов по интересующим нас направлениям. Обычно мы сами обращаемся к университету с предложением запустить совместную образовательную программу. Но бывает и наоборот — представитель вуза приходит к нам, и мы вместе подбираем тему, которую могли бы лучше всего реализовать в партнёрстве.
Дарья Гриц
Директор по цифровизации образования в МФТИ
Все знают, что поступить в МФТИ сложно, а удержаться ещё труднее, поэтому в основном отбор в нашу магистратуру проходят наши же бакалавры. Но вуз заинтересован в привлечении выпускников и из других университетов. Чтобы найти достойных кандидатов, нужен большой конкурс. Для этого о наших программах должно было узнать как можно больше потенциальных студентов, и мы искали партнёра, который мог бы обеспечить такой охват.
Нам предстояло стать одной командой и принять общий процесс разработки. Сложно представить сотрудничество без солидарности в использовании инструментов и подходов, поэтому от партнёра мы ждали продуктового подхода и умения применять лучшие практики в проектировании учебного опыта.
Мы стремимся, чтобы наши студенты получили необходимые компетенции, широкую сеть профессиональных контактов и в результате нашли работу мечты или начали исследовательскую карьеру. Но мы также хотим, чтобы люди унесли с собой образовательный опыт, который будет связан с тёплыми воспоминаниями и остался с ними на долгие годы. Нам было важно, чтобы партнёр разделял эту заботу и помогал внедрять сервисный подход в университете.
Исходя из этих критериев, мы обратили внимание на EdTech-компании — Нетология отвечала каждому из них. Платформа уже работала с программами высшего образования и помогала вузам усиливать их опыт практиками дистанционного обучения. Поэтому сегодня мы вместе реализуем программу онлайн-магистратуры «Финансовые технологии и аналитика» и совсем скоро запускаем новый набор.
Шаг второй: разделить обязанности между вузом и платформой
Основную работу по подготовке и реализации программы EdTech-платформа берёт на себя. При этом вуз и Нетология выступают как равноценные партнёры: каждый выполняет свои задачи, а основную часть мы делаем вместе. Обычно распределение обязанностей происходит таким образом ↓
Нетология
Общую концепцию и содержание программы мы формулируем вместе с университетом. Чтобы спроектировать программу, команда Нетологии проводит глубокое исследование рынка и собирает среди работодателей и экспертов информацию о требованиях к специалистам. Эти данные мы упаковываем в скиллсет — подробную схему, в которой систематизированы все профессиональные компетенции, знания и умения.
Готовый скиллсет проходит верификацию с экспертами рынка, бизнес-ментором и академическим руководителем будущей программы. Затем на его основе мы создаём матрицу компетенций и дополняем её согласно требованиям профессиональных и образовательных стандартов.
Матрица компетенций позволяет сформировать программу, спроектировать учебный план, содержание дисциплин и составить подробный портрет выпускника с перечислением всех необходимых ему знаний, умений и навыков для работы по профессии.
Нетология берёт на себя бóльшую часть работы по следующим вопросам ↓
- Продвижение программы: описывает достоинства программы для студентов, создаёт лендинги, занимается рекламой, проводит дни открытых дверей, собирает заявки и консультирует абитуриентов.
- Сопровождение студентов: отвечает на вопросы, следит за посещаемостью и помогает справиться с трудностями и найти индивидуальные пути решения проблем.
- Работа с индустриальными партнёрами: приглашает компании и экспертов, которые помогают с кейсами для практических занятий, проводят ознакомительные мероприятия, выступают в роли бизнес-менторов и преподавателей.
- Организация стажировок и помощь в трудоустройстве: вместе с индустриальными партнёрами и Центром развития карьеры помогает составить резюме и подготовиться к собеседованию, предлагает вакансии во время обучения и после него.
Университет
Университет проводит вступительные испытания и отбирает студентов, отвечает за административные вопросы и занимается оформлением необходимых документов. В конце обучения вуз проводит аттестацию и выдаёт диплом государственного образца.
Совместная работа
Обучение мы проводим совместно. Одну часть дисциплин — как правило, это базовые, фундаментальные предметы — берут на себя педагоги университета, а другую — практики рынка из экспертного сообщества Нетологии.
Так организованы совместные магистратуры с Высшей школой экономики: на программе по кибербезопасности за дисциплину «Криптографические методы защиты информации» отвечает вуз, а за «Программирование на Python» — Нетология; на программе по LegalTech «Математический анализ и статистику» ведут преподаватели университета, а «Ключевые технологии в LegalTech» — эксперты рынка.
Зачёты и экзамены по дисциплинам каждый партнёр принимает самостоятельно — после этого студента переводят на следующий семестр обучения.
Вместе с университетскими коллегами мы отслеживаем прогресс студентов, собираем обратную связь и дорабатываем программу.
В результате такого разделения задач нам удаётся соединить сильные стороны всех участников образовательного процесса: академическую базу вуза и наш практико-ориентированный подход и опыт работы в онлайне.
О том, как построен процесс обучения на совместных программах, мы рассказали в предыдущей статье.
Юлия Ремезова
Директор по онлайн-обучению НИУ ВШЭ
Высокотехнологичная трансформация экономики требует от системы высшего образования кардинальных изменений: университеты должны подготовить выпускников, которые будут востребованы в цифровой среде.
Развитие НИУ ВШЭ неразрывно связано с переходом к цифровым технологиям и инструментам в образовании, с сохранением преимуществ классического университета и его академической школы. В последние годы вуз концентрируется на производстве очных онлайн-программ бакалавриата и магистратуры. Вместе с индустриальными партнёрами мы запускаем образовательные продукты, которые опираются на практику и отвечают на актуальные запросы рынка труда.
Сотрудничество университетов с образовательными платформами создаёт синергетический эффект: вуз получает маркетинговую поддержку, а также инструменты для масштабирования научно-исследовательских разработок и образовательных практик, а у EdTech-компании появляется возможность транслировать проверенный академический контент и повышать качество образовательных программ. Это удачный способ объединения академии и индустрии.
Шаг третий: распределить роли в командах
Преподавание
Вуз: педагоги
Нетология: эксперты
Каждый партнёр отвечает за свои учебные дисциплины и самостоятельно подбирает для них преподавателей. Университет со своей стороны назначает педагогов, которые готовы работать в онлайн-формате.
Для нас подбор преподавателя — важная часть проектирования каждой учебной дисциплины. Мы опираемся на компетенции, которыми должны обладать студенты после её изучения, и ищем экспертов, которые могут об этом рассказать. Отбираем их тщательно — у каждого должен быть профессиональный опыт в выбранной дисциплине и практика преподавания. Всех кандидатов согласовываем с вузом.
Содержание программы
Вуз: академический руководитель
Нетология: бизнес-ментор программы
Во главе каждой образовательной программы стоит академический руководитель, которого назначает университет. Он подбирает и согласовывает преподавательский состав, занимается разработкой концепции программы, встречается со студентами и помогает им сформулировать темы выпускных работ. Академические руководители наших программ вовлечены в процесс и заинтересованы в том, чтобы обучение студентов было эффективным. Поэтому в течение года мы регулярно проводим с ними совместные планёрки, где утверждаем учебные планы и обсуждаем текущие вопросы.
Со стороны Нетологии программу курирует бизнес-ментор. Это представитель индустрии с большим профессиональным опытом. Он выступает в качестве идеолога программы: вдохновляет студентов своим примером и может указать им вектор профессионального развития.
На этапах создания и доработки программы задача бизнес-ментора — оценить содержание и скорректировать его под требования рынка. Если эксперты при формировании списка компетенций высказывают разные мнения, бизнес-ментор помогает привести их к общему знаменателю. Он хорошо разбирается в сфере и может верхнеуровнево посмотреть на учебный план: оценить, какие навыки, подходы и инструменты более актуальны для рынка, что стоит добавить, а что лучше заменить.
Академический руководитель и бизнес-ментор встречаются на планёрках, но в целом каждый отвечает за свою часть. Результат их работы соединяют в программе методисты и педагогические дизайнеры.
Управление программой
Вуз: академический руководитель и проектный менеджер
Нетология: продюсер
Административной работой на стороне вуза чаще всего занимается тот же академический руководитель. Он координирует все процессы самостоятельно или передаёт решение отдельных задач в соответствующие подразделения университета. Иногда с организационными вопросами ему помогает проектный менеджер.
Со стороны Нетологии всем управляет продюсер. Он настраивает процессы и интегрирует членов команды в работу над программой с самого начала её разработки. Продюсер напрямую общается с проектным менеджером, учебно-производственным и методическим отделами, юридическим и другими подразделениями вуза. Он координирует решение финансовых вопросов, а также отбирает преподавателей для дисциплин Нетологии вместе с менеджером по работе с экспертами и педагогическим дизайнером.
Педагогический дизайн
Вуз: преподаватели и методисты
Нетология: педагогический дизайнер
В Нетологии вместе с продюсером работают педагогические дизайнеры. Они отвечают за эффективность программы, а именно за качественный материал и хорошо выстроенный учебный процесс. Для этого они работают над учебно-методическим обеспечением программы, контролируют производство контента на всех этапах и следят за ходом обучения.
Старший педагогический дизайнер проектирует всю программу: составляет скиллсет и матрицу компетенций, собирает учебный план и согласовывает его с вузом. За разработку конкретных дисциплин программы отвечают отдельные педагогические дизайнеры. Их задача — методически сопровождать экспертов, помогать им с упаковкой опыта в материалы курса, структурировать информацию и выстраивать учебный процесс.
Вместе с методистом вуза старший педагогический дизайнер синхронизирует работу преподавателей университета и Нетологии — это помогает избежать дублирования контента и обеспечить преемственность дисциплин. Ещё он даёт преподавателям и методистам вуза портрет студента, шаблоны презентаций и примеры видеоуроков — материалы, которые нужны для разработки контента для дисциплин.
Сопровождение
Нетология: команда сопровождения
Команда сопровождения Нетологии выступает службой единого окна для студентов. Она помогает создать комфортные условия в процессе обучения и успешно его завершить.
У каждого сотрудника в команде сопровождения свои функции:
- координатор отвечает на вопросы студентов и соединяет их с преподавателями;
- модератор отвечает за вебинары и помогает экспертам их вести;
- комьюнити-менеджер ведёт внеучебные коммуникации;
- тимлид контролирует все эти процессы.
В основном мы общаемся со студентами на платформах Discord и Slack: делимся еженедельными планами, полезными ссылками и инструментами для работы, напоминаем о предстоящих вебинарах, домашних заданиях и сроках сдачи работ. Стараемся помочь студентам в решении организационных вопросов, поддерживаем и мотивируем.
Команда сопровождения также отвечает за общение с представителями из бизнес-среды:
- менеджер по работе с экспертами подбирает преподавателей для дисциплин Нетологии;
- менеджер по индустриальным партнёрам организует стажировки и ищет новые компании и специалистов для участия в программах.
Подробнее о работе службы сопровождения можно прочитать в отдельной статье.
- Бакалаврские и магистерские программы с ведущими вузами России
- Обучение онлайн с государственным дипломом очной формы
- Стажировки в компаниях-партнёрах, преподаватели-практики, помощь с трудоустройством
Шаг четвёртый: настроить работу двух команд
Существенную часть времени занимает организация работы между командами университета и Нетологии. Обычно, как и обучение на программе, все встречи проходят онлайн, но с коллегами из московских вузов мы иногда проводим их и в офлайне.
После подбора педагогического состава программы мы проводим общее собрание — аналог заседания кафедры. На нём синхронизируем работу преподавателей университета и экспертов Нетологии, чтобы для студента обучение было бесшовным. Нам важно, чтобы он ощущал целостность образовательного процесса.
Если оказывается, что содержание некоторых дисциплин сильно пересекается, организуем дополнительные встречи экспертов с преподавателями вуза. Они делят темы так, чтобы те не повторялись, а содержание дисциплин логично дополняло друг друга.
Шаг пятый: разработать и оформить учебные материалы
Весь учебный процесс проходит на онлайн-платформе. Мы стараемся организовать его в одном цифровом пространстве: на платформе Нетологии или вуза, — так студентам проще и удобнее учиться. Иногда по юридическим требованиям вуза нужно использовать сразу две площадки. В таком случае преподавание отдельных дисциплин проходит на разных платформах, но чтобы облегчить процесс, мы составляем для студентов наглядные схемы с указанием, где будет проходить каждая дисциплина.
Для подготовки материалов в Нетологии есть отдельный производственный цикл. Сначала мы обсуждаем программу дисциплины с экспертом и находим компетенции, которые должны получить студенты в процессе освоения. Затем определяем, какие видеолекции, вебинары и домашние задания помогут закрепить знания и развить нужные навыки.
На подготовку всех материалов уходит 3–4 месяца. Сначала мы записываем асинхронную часть обучения: видеолекции, которые студенты могут смотреть в любое время. Снимаем их в студии или удалённо. Одно видео, как и лекция в университете, длится около двух часов. После записи его нарезают на несколько роликов по 10–15 минут, каждый из которых закрывает одну микротему, и выкладывают в личный кабинет студента. Затем мы готовим синхронную часть: презентации к вебинарам и домашние задания. Презентации для обеих частей делают эксперты. Им помогает педагогический дизайнер, который затем проводит финальную редактуру: методически выверяет и логически выстраивает контент.
Чтобы программа выглядела цельной не только содержательно, но и стилистически, мы даём вузу инструкции для видеосъёмок и шаблоны презентаций. В вузе может быть отдельный специалист или группа сотрудников, которые отвечают за подготовку материалов: записывают лекции и помогают с подготовкой презентаций. Если преподаватель работает самостоятельно, то может ориентироваться на рекомендации по структуре и оформлению из наших шаблонов.
Шаг шестой: переработать и актуализировать программу
Каждый год мы дорабатываем программу. Маркетологи смотрят, как проходил набор: получилось ли привлечь нужную аудиторию и достичь целевых показателей. Перед началом новой приёмной кампании они проводят повторный анализ рынка и исследуют, не изменились ли потребности аудитории. Это помогает актуализировать содержание учебной программы или изменить позиционирование.
Таким образом мы доработали совместную магистратуру «LegalTech: автоматизация юридических процессов» с НИУ ВШЭ. Изначально планировали готовить на ней специалистов по двум направлениям: LegalEngineer — разработчиков цифровых решений для юридической сферы, и LegalOps — специалистов по автоматизации юридических процессов. Но через полгода после запуска поняли, что программу нужно сузить. В основном на неё шли юристы, но им было сложно полностью переквалифицироваться в разработчиков.
Мы провели дополнительные интервью с экспертами и проанализировали требования работодателей. Оказалось, что чаще всего компании не ждут от LegalTech-специалистов глубоких знаний в разработке — им нужны юристы с базовыми навыками программирования, которые разбираются в IT-технологиях и умеют выстраивать процесс автоматизации. Поэтому мы решили сфокусировались на обучении LegalOps-специалистов.
Педагогические дизайнеры следят за аналитикой обучения. Они смотрят, как студенты осваивают материалы: какие задания не выполняют, какие пропускают или не проходят до конца. К новому набору такой контент меняют. Также педагогические дизайнеры оценивают работу экспертов: выясняют, вовремя ли они выполняли задачи, каких результатов добились их студенты и какой отзыв оставили о преподавателе.
Чтобы улучшить опыт текущего потока и доработать программу к следующему набору, мы собираем обратную связь от студентов. Не реже одного раза в семестр команда программы проводит ретроспективную встречу с учащимися, где собирает их впечатления от обучения и идеи по доработке программы. Вместе с вузом мы регулярно обмениваемся обратной связью на еженедельных планёрках, проводим опросы и общие встречи для преподавателей. Так все участники команды могут делиться опытом, советоваться с коллегами и высказать свои пожелания.
Ольга Елисеева
Начальник Управления качества образовательного процесса в ИТМО
Университет ИТМО уже давно работает в направлении IT. Отличительная черта этой сферы — скорость обновления и появления новых технологий. Поэтому образовательные программы, направленные на подготовку специалистов для IT-рынка, априори должны успевать за технологическим прорывом.
В Университете ИТМО мы определили протокол актуализации образовательной программы не менее чем через год. Это жизненный цикл одного курса подготовки, за который можно успеть не только обновить содержание, но и при необходимости внести корректировки в компетентностную модель выпускника. Такая позиция и общие ценности в образовании позволили нам спроектировать и настроить процессы реализации программы «Продуктовый дизайн» вместе с Нетологией.
Модель подготовки по этой программе обновляется ещё и потому, что мы оперативно собираем обратную связь от наших магистрантов и преподавателей и настраиваем программу с учётом их запросов и ожиданий.
Резюмируем
Сотрудничество EdTech-платформы и вуза позволяет создавать программы, которые объединяют сильные стороны обоих партнёров: фундаментальное образование и прикладное обучение в онлайн-формате.
Процесс совместной работы над программой состоит из нескольких этапов. Необходимо:
- Выбрать тему программы и партнёра.
- Разделить обязанности между вузом и платформой.
- Распределить роли в командах.
- Настроить работу команд.
- Разработать и оформить учебные материалы.
- Переработать и актуализировать программу.
В каждом конкретном случае эти процессы могут быть организованы по-разному и адаптируются под индивидуальные требования вуза. В результате появляются программы с углублённым обучением профессиям, которые отвечают актуальным потребностям студентов и запросам рынка труда.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.