Мастермайнд в обучении: принципы и правила, требования к модератору, польза для студентов, сценарии

Мастермайнд в обучении: принципы и правила, требования к модератору, польза для студентов, сценарии

Разобраться

Современный студент стоит перед многообразием легко доступных знаний, которые требуют его внимания. Не все из них обладают практической пользой, между тем информационный шум может сильно отвлекать от обучения и сбивать с намеченного пути.

Чтобы сохранить фокус на цели, обрести уверенность в своих силах, найти ответы на глубинные запросы и решения сложных задач, полезно создать вокруг себя безопасную среду и поддерживающее окружение. В этом могут быть помочь мастермайнды с этичной коммуникацией и возможностью обмениваться опытом.

Руководитель группы по управлению качеством контента УМО Нетологии Ольга Куратникова рассказала, что такое мастермайнды, на что обращать внимание при их проведении, каким должен быть модератор и как можно внедрить этот формат в обучение — а также поделилась несколькими сценариями.


Мастермайнд в обучении: принципы и правила, требования к модератору, польза для студентов, сценарии

Ольга куратникова

Руководитель группы по управлению качеством контента УМО Нетологии

Что такое мастермайнд

Мастермайнд — это групповой формат работы, где участники помогают друг другу в достижении личных целей с помощью обмена идеями и опытом, а также поддержкой и свежим взглядом.

При этом участники одной группы могут быть самыми разными: специалистами в одной нише или далёких друг от друга сфер, разные по возрасту и полу, могут приходить на мастермайнд каждый со своим запросом или обсуждать общую тему.

Ещё мастермайнд может быть инструментом наставничества, который предлагает решение проблем участников через взаимные рекомендации. Здесь уже ценится объединение людей со схожим опытом, ценностями и взглядом на мир. Хотя иногда, наоборот, ценность этих встреч в том, что участники с разными взглядами помогают друг другу расширить горизонты ви́дения, посмотреть туда, куда раньше и не приходило в голову.

Оптимальное количество участников для классического мастермайнда — от 5 до 8. Если в группе меньше человек, она может быть не очень эффективна, поскольку тогда будет меньше разносторонних мнений.

Средняя продолжительность одной сессии — 2 часа. За это время возможно проработать запрос каждого участника, но не затянуть встречу, потому что дольше тяжело сохранять вовлечённость.

В обучении регулярность встреч зависит от темы и формата курса, наличия практики, интенсивности обучения. Мастермайнды должны быть связаны с реальными учебными задачами. Оптимально встречаться не чаще одного раза в неделю и не реже одного раза в три недели, чтобы групповая динамика не угасала. Если группа в одном и том же составе будет встречаться чаще, участникам может быть просто не о чем говорить, а если реже — команда может распасться, потому что исчезнет ощущение причастности к происходящему.

Мастермайнд-группы ведёт модератор. Он устанавливает рамки, объясняет правила, контролирует тайминг, фиксирует идеи группы и собирает обратную связь. Также модератор должен следить, чтобы участники группы сохраняли мотивацию и двигались к поставленным целям.

Классифицировать мастермайнды можно следующим образом:

  • по формату — офлайн или онлайн;
  • по количеству участников — малые, средние, большие;
  • по регулярности — разовые, еженедельные, ежемесячные;
  • по доступности — открытые, то есть для всех желающих, и закрытые, для малых групп с определённым составом участников;
  • по уровню публичности — без или со зрителями, количество которых может достигать 150;
  • по теме — одна для всех она или каждый участник приносит на разбор собственную.

Основные принципы и правила мастермайнда

Чтобы работа мастермайнд-группы была интересной, энергичной и эффективной, следует соблюдать несколько принципов и правил.

  • Активное участие. На мастермайндах не приветствуются молчуны. Участники должны быть настроены на то, чтобы не просто слушать других, но и вслух формулировать собственные запросы, делиться мыслями и наблюдениями о чужих кейсах, не бояться задавать вопросы.
  • Соблюдение тайминга. Крайне важное правило мастермайнда, потому что у него всегда чёткая структура. Чтобы встречи группы не превратились в дружеские посиделки и чтобы успели разобрать запросы всех участников, а не зацикливались на ком-то одном, модератор устанавливает чёткие рамки и составляет поминутное расписание.
  • Отсутствие пропусков. Это правило действует для команд, которые работают продолжительно в одном и том же составе. Дисциплина — важный момент групповой динамики.
  • Сохранение конфиденциальности. Как в групповой психотерапии. Конфиденциальность, как и отсутствие пропусков, особенно важна для команд, которые встречаются несколько раз. Потому что в таких случаях выше вероятность поделиться чем-то очень личным и узнать такое о других. За нарушение этого правила участника могут даже исключить из мастермайнд-группы.
  • Честность и открытость. Как раз это позволяет участникам взаимно обогащаться. Каждый должен быть готов открыто высказывать своё мнение, но при этом с уважением относиться к другим и их опыту.
  • Взаимная поддержка и безопасная атмосфера. Особенно важна, когда участники идут в мастермайнд с глубокими запросами и масштабными целями. Взаимная симпатия — необходима, токсичность — недопустима. Иначе люди будут закрытыми и не станут ничем делиться.
  • Безоценочное принятие других точек зрения. Важно уметь слушать и принимать, потому что участники приходят, чтобы расширить масштаб своего мышления, увидеть другую точку зрения на свою задачу или на свой запрос. Открытым к разным взглядам будет легче.
  • Ресурсы, нетворкинг, продвижение. Зачастую участники мастермайнд-группы делятся друг с другом своими контактами и ресурсами, происходит богатый взаимообмен.
  • Внимательное слушание. Простая способность не перебивать тоже будет весьма полезна во время мастермайндов. Когда участник взял слово, у него есть определённое время, чтобы высказаться. Если у других есть какие-то вопросы, дополнения, несогласие, следует дождаться, пока человек договорит.

Модератор мастермайнда: зоны ответственности, требования, роли

Модератор — это лидер команды, который удерживает обсуждение в заданных рамках, задаёт ритм и контролирует процесс встреч, а также прогресс участников. Он должен следить, чтобы группа развивалась и не распадалась.

В идеале модератор должен пройти специальное обучение, где осваивают навык профессиональной поддержки групповой динамики. Такие специалисты знают, какие стадии жизни группа проживает, какие инструменты нужны на каждой стадии, чтобы участников сначала вовлечь, потом помочь им раскрыться, а после закрыть группу так, чтобы каждый отрефлексировал и усвоил свой опыт участия.

Задачи и обязанности модератора мастермайнд-группы

  • Предподготовка встречи и подготовка площадки. Обозначить вопросы, время и место — через какой сервис должны подключиться участники, во сколько, всем ли удобно и так далее. Организовать конференции, отправить всем ссылки, помочь с техническими вопросами, если нужно.
  • Подбор участников. Определить количество участников — и какими они будут: с одинаковым опытом или с разным, из одной учебной группы или это межгрупповое взаимодействие, участники осваивают одну и ту же профессию или разные и так далее.
  • Запуск группы. Желательно собрать группу в отдельный чат, чтобы участники могли общаться между встречами и обмениваться полезными материалами.
  • Объяснение правил и принципов. Рассказать, что ждёт участников на встрече, как будет проходить процесс. Прояснить все организационные моменты и снять вероятные страхи.
  • Знакомство участников. Разогреть группу, создать пространство, комфортное для свободного высказывания.
  • Модерация и соблюдение тайминга. Равномерно распределять время между всеми участниками. Чтобы группа не ушла в посторонние обсуждения, чтобы всё было чётко и по делу, чтобы каждый мог высказаться.
  • Запуск процесса рефлексии. Призвать участников к анализу и формулировке обратной связи.
  • Ведение конспектов. Фиксировать главные идеи во время сессии, делиться ими с участниками после встречи.
  • Трекинг задач. Проверять траектории и скорость движения участников к поставленным целям: обычно человек приходит с проблемой или запросом, ему накидывают идей, он их смотрит и что-то берёт в работу до следующей встречи — то есть уходит с мастермайнда с определённой задачей.
  • Управление коммуникациями вне встреч. Поддержка активности между сессиями. Обычно в чатах.

Ключевые качества и навыки модератора мастермайндов

  • Организационные навыки.
  • Умение слушать и задавать вопросы.
  • Развитая эмпатия и эмоциональный интеллект.
  • Навыки фасилитации и управления групповой динамикой.
  • Безоценочное общение и соблюдение нейтральной позиции.
  • Умение создавать безопасную среду и сохранять доброжелательную атмосферу.
  • Способность адаптироваться к разным ситуациям и людям — потому что между участниками произойти может всякое.
  • Навыки управления целями — как их ставить, декомпозировать, выстраивать в пошаговый план.

Роли модератора мастермайндов

Модератор мастермайнд-группы может выступать в двух ролях: либо просто модератора с навыками фасилитации, либо эксперта в той теме, по которой встречаются и работают участники.

Мастермайнд в обучении: принципы и правила, требования к модератору, польза для студентов, сценарии

Мастермайнд в обучении: принципы и правила, требования к модератору, польза для студентов, сценарии курс

Куратор онлайн-обучения

Узнать больше

  • Научитесь управлять учебными сообществами, поддерживать и мотивировать студентов
  • Узнаете, как работать с негативом и возражениями
  • Создадите бесплатную тестовую версию курса, канал обучения и настроите чатбота

Применение мастермайндов в обучении

Чаще всего мастермайнды используются в бизнесе, но в образовательной среде они тоже могут стать полезным инструментом, помогающим не оставаться один на один с учебным материалом, преодолевать барьеры и быстрее двигаться к целям прохождения курса.

Во время обучения

  • Встреча-знакомство. Проводится, когда студенты только начинают обучение. На этой встрече уместно поставить цели прохождения курса. Ведущими могут быть модераторы мастермайндов, кураторы или тьюторы, которые работают с учебной группой. Такие встречи призваны помочь участникам лучше узнать друг друга, благодаря чему создаётся поддерживающая атмосфера.
  • Работа с кейсами участников в мастермайнд-формате. Участников курса объединяют в мастермайнд-группы, чтобы они сразу применяли полученные знания на практике, поддерживали друг друга в освоении нового материала, давали обратную связь и делились тем, как у них это происходит на реальных кейсах. Здесь модератором как раз может выступать эксперт — курса или приглашённый.
  • Отработка студенческих запросов по домашним заданиям в малых группах. Этот формат наиболее эффективен с модерацией координаторами, которые на протяжении всего обучения трекают выполнение домашних заданий, но не проверяют их, или с кураторами и тьюторами, которые их проверяют. Сквозной формат будет особенно удачен там, где есть отстающие студенты, сложные и объёмные задания, много вопросов. Или когда необходимо поддерживать вовлечённость студентов.
  • Работа в больших группах с автором курса, спикером или экспертом. Такой формат применим, когда у студентов мало взаимодействия с экспертом и в основном они общаются друг с другом, с тьюторами или кураторами. Большие мастермайнды с экспертом, разбирающим кейсы и отвечающим на вопросы, можно проводить один-два раза в течение курса.

После обучения

  • Группа поддержки. Как правило, после получения теоретических знаний выпускники сталкиваются с большим количеством вопросов. Выйдя в большой мир или попав в новую профессию, они стараются применить новое на практике. Мастермайнд позволяет сделать этот процесс максимально эффективным и простым, подключить эмоциональную поддержку группы, а также ещё раз повторить пройденный материал.
  • Внедрение навыков, обмен опытом, обратная связь. Как и предыдущий формат, этот направлен на закрепление полученной на курсе теории. Но на таких встречах выпускники могут встречаться и без модератора, просто друг с другом — чтобы поддерживать в новой деятельности или новой профессии. Делиться тем, у кого что получается, что узнали на практике. В этом случае роль ведущего — организатора встреч — может взять на себя один из участников.
  • Трекинг целей и задач. Позволяет выпускникам ставить себе цели, определять, как развиваться после курса. Здесь же можно держать фокус группы на карьерных задачах.
  • Монетизация приобретённых навыков. Если человек захочет развиваться как эксперт, здесь он может разобраться, куда ему расти: какие услуги предлагать, где использовать знания и навыки, которые получил, в каких сферах и компаниях работать.

Польза мастермайндов для студентов

Мастермайнд в обучении: принципы и правила, требования к модератору, польза для студентов, сценарии Помогают лучше усваивать информацию. Зачастую студенты выходят из обучения, усвоив меньше половины новой информации, полученной на курсе. При этом каждый может запомнить что-то своё. Обмен знаниями и опытом в мастермайнд-группах позволяет участникам повысить личный процент усвоенного.

Мастермайнд в обучении: принципы и правила, требования к модератору, польза для студентов, сценарии Позволяют эффективнее внедрять знания в реальную жизнь. Теоретические знания не гарантируют успешного применения их на практике. К тому же человеческому мозгу свойственно противиться переменам — даже если они идут на пользу. Доброжелательная атмосфера мастермайнд-групп и взаимная поддержка участников позволяют без стеснения рассказывать о своих неудачах и узнавать, как с подобными проблемами справлялись другие. Это снижает страх и помогает смелее браться за реальные задачи.

Мастермайнд в обучении: принципы и правила, требования к модератору, польза для студентов, сценарии Мотивируют доходить до конца обучения. Это происходит как раз за счёт взаимоподдержки — участники видят, что они не одни в своих трудностях освоения новых знаний и навыков, что у других получается. И вдохновляются их успехами, помогают друг другу разобраться со сложными кейсами, начать практику или работу по специальности. Регулярные встречи позволяют своевременно решать тревожащие вопросы, что влияет на желание дойти до конца, чтобы достичь целей.

Сценарии мастермайндов в обучении

Существует около двадцати сценариев мастермайндов. Я приведу три, которые отлично встраиваются в образовательный процесс.

Классический мастермайнд

Универсальный сценарий, на котором базируются все остальные форматы мастермайндов.

Продолжительность: до 120 минут.

Количество участников: от 5 до 8.

Алгоритм проведения:

1) Ретроспектива. По 1–2 минуты на человека.

Модератор задаёт серию вопросов для прояснения, что удалось сделать участникам с предыдущей встречи. Например:

  • Что произошло с прошлого раза?
  • Что получилось? Что удалось воплотить?
  • С какими трудностями столкнулись?

2) Формирование запроса + круг рекомендаций. По 7–10 минут на человека.

  • Участники мастермайнд-группы поочередно высказываются по обозначенному запросу, представляют свои решения, предложения, рекомендации, идеи и взгляд со стороны.
  • Модератор обычно высказывается последним. Пока участники накидывают идеи, он может конспектировать их и мысли, которые проговаривают студенты. Бывает полезно создать и вывести на экран майнд-карту, или просто фиксировать всё в Google Docs.

3) Взятие обязательств / составление плана действий / публичное обещание. По 2 минуты на человека.

Модератор задаёт вопросы:

  • Что берёшь в работу до следующей встречи?
  • Что было ценного на встрече?

Участники поочередно озвучивают свои обязательства и шаги до следующей встречи. Модератор просит зафиксировать эти шаги в трекере или чате.

По аналогичному сценарию — с точки зрения продолжительности, количества участников и алгоритма работы — проходит разбор кейсов. Но главное его отличие в том, что участники приносят на групповой разбор не теоретические запросы. Обычно это практические задания и учебные проекты, во время выполнения которых студенты столкнулись со сложностями.

Работа в подгруппах

По сути, это тот же самый классический сценарий, но для больших групп и даже целых потоков студентов. В этом сценарии может быть только модератор или и модератор, и эксперт. Тогда модератор ведёт встречу, а эксперт даёт участникам экспертную обратную связь.

Продолжительность: 120–180 минут.

Количество участников: от 10 до 100–150.

Алгоритм проведения:

1) Знакомство. 3 минуты.

Модератор приветствует участников, вводит в тему мастермайнда, обозначает правила и озвучивает план встречи.

2) Знакомство, обсуждение и решение кейсов в подгруппах. 60–90 минут.

  • Ведущий делит участников на равные группы до 10 человек. После этого отправляет их в сессионные залы Zoom, предварительно рассказав об алгоритме работы. Если речь об офлайн-формате, рассаживает студентов за отдельные столы.
  • Ведущий предлагает каждой группе определить, кто будет модератором и ответственным за тайминг внутри команды.
  • Участники по очереди представляются, озвучивают свой запрос по теме мастермайнда, получают идеи и обратную связь от команды, берут обязательства и дают публичное обещание. По 8–10 минут на каждого участника.
  • Работа в подгруппах может происходить по сценарию «Классика».
  • Во время обсуждения эксперт может переходить по залам и принимать участие в модерации и работе подгрупп, делиться рекомендациями.

3) Сессия вопрос-ответ с экспертом и обратная связь. 20–30 минут.

  • Участники всех подгрупп возвращаются в общую комнату.
  • Модератор или эксперт предлагает написать обратную связь и благодарности по работе в подгруппах, поделиться инсайтами.
  • Проведение сессии вопрос-ответ, во время которой участники могут задать эксперту по одному вопросу от каждой группы.

4) Взятие обязательств. По 1–2 минуты на человека.

  • Эксперт предлагает каждому установить для себя обязательства и дедлайны.
  • Участники делятся этой информацией в общем рабочем чате.

Одна тема

Когда студенты собираются по одной теме — например, текущей теме курса.

Продолжительность: 120 минут.

Количество участников: от 5 до 8.

Алгоритм проведения:

1) Подготовка к встрече.

  • Модератор заранее определяет тему(-ы) для обсуждения.
  • Накануне встречи собирает актуальные вопросы, связанные с этой темой.

2) Проведение встречи. 90 минут.

  • Модератор представляет собранные вопросы по теме.
  • Вопросы поочередно выносятся группе на обсуждение.
  • Каждый участник делится своим опытом и предлагает решение для каждого из вопросов. По 1–3 минуты на человека.
  • Участники фиксируют для себя понравившиеся ответы, модератор может вести общий конспект встречи.

3) Завершение встречи. 30 минут.

Модератор собирает обратную связь и предлагает обменяться инсайтами. Вопросы могут быть такими:

  • Что было самого ценного?
  • Что участник выносит из встречи?
  • Какие идеи и ответы берёт в работу?

Подведём итоги

Формат мастермайндов отлично проявляет себя в образовательном процессе. С его помощью студенты лучше усваивают обучающий контент, эффективнее внедряют теорию в решение реальных задач и сохраняют мотивацию для достижения своих целей.

Разный бэкграунд участников мастермайнд-группы помогает посмотреть на частный запрос с разных точек зрения. В комфортных условиях, которые являются обязательным условием встреч, участники могут открыто делиться своими наблюдениями, обмениваться опытом и обогащать его.

Мастермайнды позволяют сопровождать студентов по вопросам сложных практических заданий, между модулями и после обучения. С помощью мастермайнда можно развить эмоциональный интеллект, гибкость мышления, навык правильной постановки цели и этичных коммуникаций — приятный бонус к основным знаниям и навыкам, полученным во время прохождения курса.


Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Мастермайнд в обучении: принципы и правила, требования к модератору, польза для студентов, сценарии

Ольга Куратникова

Руководитель группы по управлению качеством контента УМО Нетологии

Оцените статью

Средняя оценка 5 / 5. Всего проголосовало 27