Маркетинг

Что такое онбординг и как он помогает пользователям

Диджитал-продукты становятся сложнее: разработчики добавляют всё больше функций и экспериментируют с дизайном. Но это не всегда идёт на пользу — некоторые платформы превращаются в лабиринты, сбивая пользователей с толку. Рассказываем, что такое онбординг, зачем он нужен и как помогает пользователям.

Что такое онбординг и зачем он нужен

Представьте, вы заходите на сайт онлайн-университета. Перед вами: выпадающие списки, имена преподавателей и парочка дипломов. Но нет того, за чем вы пришли — прайса на услуги. Даже если вам симпатична платформа, вы уйдёте искать более понятный сайт, который ответит на ваши вопросы.

С такой проблемой сталкиваются многие компании: чем больше возможностей предоставляет сервис, тем сложнее удержать внимание пользователя и довести его до регистрации или покупки. С этим поможет справиться хороший онбординг.

Онбординг (англ. onboarding — «введение, вхождение») — процесс адаптация клиента к новому продукту. Маленькие всплывающие подсказки (tooltips) и окна (pop-up) сопровождают пользователей на сайте, рассказывают о разделах или рекомендуют совершить определённые действия.

Подсказка на Facebook предлагает применить одно действие сразу к нескольким перепискам

Учебные платформы или конструкторы сайтов могут отправлять lifecycle-рассылки — цепочки писем с инструкцией по работе с платформой. А некоторые мобильные приложения используют онбординг, встроенный прямо в интерфейс продукта. Так, пользователь не получит доступ к функциям приложения, пока не пройдет краткое обучение, не ответит на вопросы и не введёт свои данные — всё это в игровой и доступной форме.

Так выглядит онбординг сервиса для знакомств

Онбординг начинается, когда человек попадает в конверсионную воронку: оформляет покупку или подписку, проходит регистрацию. А продолжается уже в ходе взаимодействия с платформой.

Недостаточно просто ознакомить клиента с вашим предложением. Важно оказывать ему поддержку на протяжении всего пути: рассказывать про обновления, предлагать новые функции, уведомлять об изменениях в интерфейсе продукта.

Идеальный онбординг даёт ответы на три главных вопроса:

  • что делает конкретно этот продукт;
  • как его использовать;
  • чем именно это решение может быть полезно.

Сами по себе всплывающие окна и обучающие видео не способны решить все проблемы. Но грамотный онбординг может улучшить впечатление пользователей от вашего сервиса.

По отдельности подобные подсказки будут малоэффективны. Чтобы действительно заинтересовать пользователей, нужно комбинировать разные инструменты онбординга между собой, объединяя их в масштабные интерактивные туры.

Денис Кабалкин

CEO в Experrto.io

курс

Маркетинг мобильных приложений

Узнать больше

  • Научитесь продвигать приложения и привлекать мобильный трафик
  • Составите полноценную маркетинговую стратегию по мобильному продвижению
  • Станете востребованным специалистом на быстрорастущем рынке mobile

Как реализовать онбординг: опыт LPGenerator

Ещё до начала взаимодействия с самим конструктором, новый клиент получает цепочку писем с небольшой инструкцией или приятным бонусом:

Приветственное письмо даёт старт для работы с платформой

После того, как пользователь кликнет на кнопку внутри письма, он попадёт в личный кабинет, где его ждёт подробная экскурсия по платформе. Обратите внимание на кнопки призыва к действию — они эффективно вовлекают в процесс обучения.

Первый экран, который встречает пользователя в личном кабинете

Чтобы пользователь не растерялся от обилия кнопок, шаблонов и вариантов тарифных планов, всплывающие подсказки поочерёдно выделяют для него самую важную информацию на странице. Такой подход помогает новичку избежать ошибок и почувствовать себя увереннее.

Подсказка, помогающая выбрать тип будущего лендинга

Далее платформа уведомляет пользователя о том, что он может создать лендинг самостоятельно или купить готовый макет за отдельную плату. Такая функция может быть полезна, если компании срочно необходим лендинг для мероприятия, но нет возможности нанять дизайнера.

Если пользователь отказывается от покупки макета в магазине и выбирает самостоятельную работу с шаблонами, то он попадает непосредственно в конструктор лендингов, где его ожидает новый блиц-тур.

Приветственное окно внутри конструктора

Если пользователь учёл все рекомендации, то в конечном итоге он получит свой первый готовый макет. Да, он может быть далёк от идеала и требовать доработок. Однако именно этот первый опыт помогает человеку сориентироваться в незнакомой обстановке и преодолеть боязнь ошибок. Так, шаг за шагом, пользователь привыкнет к новой для него платформе.

В каждом интерактивном туре должна быть предусмотрена функция отключения подсказок (например, кнопка «Пропустить обучение»). Не стоит забывать про опытных пользователей, которые, возможно, зарегистрировались повторно или уже работали с сервисами того же типа, что и ваш. Неотключаемые подсказки будут раздражать их и могут оттолкнуть от использования продукта.

Вывод

Если вы заботитесь о том, каким будет первое впечатление пользователей от вашего продукта, если вы хотите убедить клиентов, что цените их и готовы оказывать им поддержку в работе, — онбординг поможет в этом.

У онбординга есть три ключевых преимущества:

  • удержание клиентов и повышение их лояльности к бренду;
  • снижение количества обращений в техподдержку;
  • возможность быстро познакомить пользователей не только с базовыми, но и с расширенными функциями продукта.

Чем больше клиент узнает о вашей платформе, тем чаще будет обращаться к вам, а также рекомендовать ваш продукт знакомым и коллегам. Если же пользователь не поймёт, как ваш продукт вписывается в его жизнь и в чём его польза, то рано или поздно он перестанет его использовать.

Таким образом, грамотно выстроенный онбординг способен напрямую влиять на прибыль вашей компании и на впечатление клиентов от вашего сервиса.


Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Денис Кабалкин

CEO в Experrto.io