Как использовать сторителлинг в онлайн-обучении: 8 принципов создания историй, которые запомнят
Разобраться

Как использовать сторителлинг в онлайн-обучении: 8 принципов создания историй, которые запомнят

Наш мозг неохотно запоминает сухие числа и факты. Но если эту информацию систематизировать, поместить в понятный человеку контекст и связать с какой-то эмоцией, то понять и запомнить её будет значительно проще.

Чтобы помочь осваивать и применять новое на практике, методисты используют разные приёмы и инструменты. Один из них — сторителлинг, который позволяет упаковать смыслы и идеи в историю. А истории увлекают, заставляют сопереживать героям, показывают последствия тех или иных решений.

Коллеги из EdMarket рассказали, как применять сторителлинг в обучении, какие принципы позволят создать запоминающиеся истории и какие книги помогут больше узнать про этот формат.


Как использовать сторителлинг в онлайн-обучении: 8 принципов создания историй, которые запомнят

Редакция Медиа Нетологии

Что такое сторителлинг

Сторителлинг, или рассказывание историй, используют в бизнесе, рекламных коммуникациях и многих других сферах. Там истории применяют, чтобы аргументировать свою позицию, привлечь внимание аудитории, выделиться на фоне других выступлений и привести клиентов к покупке.

В обучении сторителлинг позволяет формировать эмоциональные связи, которые помогают управлять вниманием студентов и акцентировать внимание на важном. И таким образом достигать образовательных целей, ведь преподаватель должен не просто увлечь учащихся рельефным сюжетом, а чему-то научить. Для этого история должна быть связана с учебными целями и создавать необходимый для освоения новых знаний и навыков контекст.

Классическая структура сторителлинга представляет собой упрощённую схему традиционного художественного произведения:

  • интригующая завязка;
  • препятствие — развитие событий;
  • захватывающая кульминация;
  • развязка — чем всё закончилось.

В обучении сторителлинг можно использовать, чтобы:

  • объяснить сложную тему через яркий образ или метафору;
  • построить целый урок на основе истории, разбирая её как кейс или наблюдая за действиями персонажей.

На основе истории можно выстроить даже всё онлайн-обучение целиком. Например, предложить героя, за приключениями которого студенты будут наблюдать на протяжении всего курса.

4 базовых сюжета, которые можно применять в образовательном курсе:

Как использовать сторителлинг в онлайн-обучении: 8 принципов создания историй, которые запомнят

Как не нужно рассказывать истории:

  • не столько рассказывать историю, сколько читать мораль — будет лучше, если выводы из сюжета истории сделают сами слушатели, не стоит проговаривать очевидные вещи;
  • ничем не мотивировать поступки героя — как только слушатели перестанут понимать, почему герой поступает так, а не иначе, они потеряют интерес к истории;
  • придумывать героя, у которого всё и всегда получается — истории провала иногда даже более интересны, чем истории успеха;
  • придумывать герою трудности, которые кажутся надуманными — например, школьников вряд ли заинтересует обучение, где герой очень хочет «получать пятёрки, чтобы порадовать маму».

3 причины использовать сторителлинг в обучении

Как использовать сторителлинг в онлайн-обучении: 8 принципов создания историй, которые запомнят Истории вызывают эмоции

Кроме того, что формат сторителлинга помогает удерживать интерес и внимание учащихся, он вовлекает слушателя в повествование. Заставляет сопереживать, переносить то, о чём рассказывают, на собственный опыт, делать собственные выводы. Одно дело: учиться, слушая однообразную лекцию. Другое — узнавать новую информацию, рассказанную в формате занимательных историй.

Как использовать сторителлинг в онлайн-обучении: 8 принципов создания историй, которые запомнят Истории помогают запоминать важные смыслы

Идею, упакованную в историю, запоминать проще, чем мысль, поданную в виде утверждения. Представим, что наша задача — сделать онлайн-курс по этикету для младших школьников и научить их вежливо общаться со сверстниками. В этом случае совет «ребята, будьте вежливы» сработает хуже, чем история, герой которой поссорился со своими друзьями, оказался в одиночестве, и ему пришлось приложить очень большие усилия, чтобы восстановить дружеские отношения.

Как использовать сторителлинг в онлайн-обучении: 8 принципов создания историй, которые запомнят Истории позволяют получить опыт в безопасном пространстве

Например, видя, как действует персонаж и к каким результатам это приводит, мы можем сделать вывод, стоит ли нам в похожих обстоятельствах поступать так же, разобраться в структуре ситуации. Кроме того, истории — это хорошая возможность разобраться, как не надо поступать. Наблюдая за ошибками героя, можно сделать выводы, какие поступки приведут к успеху, а какие — к провалу.

У всего сказанного есть небольшой нюанс: работают на задачи обучения только интересные истории. Они запоминаются, захватывают внимание слушателей и заставляют их спрашивать, а что же будет дальше.

8 принципов для запоминающихся учебных историй

Создание историй — творческий процесс, но можно выделить некоторые принципы, знание которых поможет написать интересный рассказ. Если говорить об общей схеме, есть герой, который попадает в ситуацию и выходит из неё с победой или поражением. Вот по каким принципам стоит создавать историю, чтобы она вызывала интерес, а не желание зевнуть.

Как использовать сторителлинг в онлайн-обучении: 8 принципов создания историй, которые запомнят Неидеальный герой

Правила сторителлинга говорят, что герой истории должен:

  • быть близок целевой аудитории по возрасту, опыту, жизненным обстоятельствам, взгляду на мир. Необязательно собирать всё перечисленное, но важно, чтобы слушатели увидели в герое «своего» — персонажа, опыт которого они смогут перенести в собственную реальность;
  • обладать не только положительными, но и отрицательными чертами. Скучно наблюдать за приключениями персонажа, у которого всё всегда получается, у которого нет недостатков и слабых мест. Даже у супергероев обычно есть ахиллесова пята, иначе их приключения вряд ли бы вызывали такой интерес у зрителей.

Представим, что наша задача — создать героя для онлайн-курса по ораторскому мастерству. Лучше, если этот персонаж на старте обучения будет обладать неким недостатком, который мешает ему стать хорошим оратором. Например, он косноязычен. Или испытывает такой страх перед публикой, что заготовленная речь вылетает из головы.

Такой персонаж будет работать на учебные результаты лучше, чем идеальный оратор, который готовит безупречные речи и скорее фрустрирует участников курса, чем помогает развиваться.

Как использовать сторителлинг в онлайн-обучении: 8 принципов создания историй, которые запомнят Цели персонажа должны быть понятны и близки аудитории

В истории герой стремится к цели, которую:

  • мешает достичь его недостаток;
  • слушатель истории тоже не отказался бы достичь.

Оба пункта очень важны. Цель, которую преследует герой, достичь сложно, потому что на его пути стоят его собственные особенности и недостатки. Например, герой хочет заработать, но ленится прилагать усилия и оказывается жертвой финансовых афер. Или герой хочет быть душой компании, но стесняется знакомиться и в незнакомом обществе забивается в угол.

И ещё важнее, что слушатель онлайн-курса разделяет цели и страхи героя и может сказать: «Я такой же. Я хорошо понимаю героя и на своём опыте знаю, как непросто добиться этой цели». В этом случае сторителлинг заинтересует учащегося, потому что рассказанная история будет и про него тоже.

Как использовать сторителлинг в онлайн-обучении: 8 принципов создания историй, которые запомнят Чтобы достичь успеха, герой должен преодолеть себя

Справиться с недостатком, пройти путь от «У меня никогда не получится» до «Надо же, я смог!». И этот путь не может быть слишком простым. Очень важно, чтобы в структуре сторителлинга были моменты, когда:

  • у героя не получается задуманное;
  • герой опускает руки и разочаровывается в себе и своих планах;
  • персонаж истории в шаге от победы, но в последний момент появляется препятствие, и чтобы его обойти, нужно приложить сверхусилия.

Вернёмся к примеру с обучением на курсах ораторского мастерства, где герой хочет выступать публично. Но первое его выступление получается не слишком удачным: от волнения он забывает, о чём собирался говорить. Такой момент в онлайн-курсе — отличный повод вместе с учащимися разобрать кейс героя и выработать стратегию, как справляться с тревогой и брать себя в руки.

В целом, история героя отлично подходит для того, чтобы разбирать самые частые ошибки в той или иной сфере. Разбор будет менее травматичен для студентов, чем анализ их собственного опыта.

Как использовать сторителлинг в онлайн-обучении: 8 принципов создания историй, которые запомнят Герою могут помогать, но основные действия в сюжете он совершает сам

Важный момент: герою в истории могут помогать другие персонажи, друзья или наставники, но испытания он должен преодолевать сам. Нет ничего скучнее рассказа, где главного персонажа берут на ручки и несут до самого финала, попутно решая все его проблемы.

Поэтому не стоит рассказывать учебную историю, в финале которой герой добирается до волшебника, и тот магическим способом решает все его затруднения. Лучше показать, как герой в процессе путешествия научается решать свои проблемы сам.

Например, во время приключений главному герою может встретиться мудрец, который расскажет:

  • как устроен мир вокруг;
  • чему стоит научиться, чтобы победить главного противника.

Мудрец может оставаться с героем бóльшую часть пути или быстро покинуть его, но трудности герой всё равно преодолевает самостоятельно, используя то, чему научился у мудреца.

Как использовать сторителлинг в онлайн-обучении: 8 принципов создания историй, которые запомнят Нет конфликта — нет истории

История начинается, когда что-то идёт не так. Хороший сторителлинг связан с противоречием, с которым сталкивается герой. На его пути могут вставать внешние силы — соперник, антигерой, неудачное стечение обстоятельств — и собственные недостатки и неудачные шаги.

Например, герой хочет победить в конкурсе ораторов, но его противник — опытный спикер, который совсем не боится публики, в отличие от героя. Для сторителлинга нужно выбирать истории с ярким конфликтом, тогда удастся сохранить внимание аудитории.

Как использовать сторителлинг в онлайн-обучении: 8 принципов создания историй, которые запомнят Герой сторителлинга действует, а не рассуждает

Бо́льшую часть истории должно составлять описание активных действий героя, а не его рассуждения на тему: «Даже и не знаю, что предпринять. Пойду поем». И здесь опять оказывается важен конфликт. Противоречие между «хочу» героя и реальным положением вещей должно быть таким, что он просто не может бездействовать.

В учебных историях сюжет может строиться по такому принципу: цель настолько манит героя, что он не может отказаться от активных действий и остаться в стороне. Например, он и рад бы не выступать публично и не преодолевать страх сцены, но от выступления зависит, повысят ли его по службе, или он останется на прежнем месте, а повышение получит не слишком приятный ему коллега, умеющий красиво говорить.

Как использовать сторителлинг в онлайн-обучении: 8 принципов создания историй, которые запомнят В основе истории должна быть идея

В онлайн-образовании не используют сторителлинг ради сторителлинга. Истории рассказывают, чтобы достичь учебных результатов — то есть, помочь студентам усвоить информацию, получить нужные навыки, дойти до финала обучения.

Это значит, что прежде чем включать в курс историю, стоит подумать:

  • какой результат я хочу получить с помощью сторителлинга;
  • к какой мысли я хочу привести слушателей онлайн-курса с помощью истории;
  • какую важную информацию учащиеся должны вынести из этого учебного контента.

Как использовать сторителлинг в онлайн-обучении: 8 принципов создания историй, которые запомнят Студент тоже должен участвовать в истории

Сторителлинг сам по себе помогает включать внимание учащихся онлайн-курса, увлекать их происходящим. Но можно пойти дальше и предложить слушателям более активно участвовать в истории. Например:

  • выбрать вариант развития событий из нескольких предложенных;
  • придумать самим, как поступить герою и как дальше будет развиваться история;
  • помогать герою в приключениях. Например, представить, что герой решил тест, но допустил в нём множество ошибок. И попросить учащихся курса найти эти ошибки и исправить их;
  • устроить соревнования между двумя героями курса, разделить участников на команды, каждая из которых ведёт своего персонажа к победе.

Кроме того, в рамках обучения можно обсуждать события истории и помогать студентам делать выводы и разбираться, как находки и стратегии героя могут пригодиться им в реальной жизни.

Как использовать сторителлинг в онлайн-обучении: 8 принципов создания историй, которые запомнят КУрс

Методист онлайн-курсов

Узнать больше

  • Научитесь создавать качественные образовательные продукты
  • Узнаете, как выявлять сильные стороны эксперта и оформлять его знания и опыт в учебный контент
  • Отработаете реальные задачи методиста, каждая из которых — кейс для портфолио

Пример использования сторителлинга в Нетологии

В нашей практике есть интересный пример использования сторителлинга, упакованного в формат квеста, а точнее методического инфографического квеста на логику мышления и внимательность. Его проходят студенты четырёх курсов: начинающие методисты и уровня PRO, методические директора и менеджеры по обучению и развитию.

Учащийся выбирает карточку с вариантом ответа и нажимает на неё, после чего переходит к следующему листу. Просто пролистать страницы не поможет, они специально расставлены вразнобой, чтобы не было соблазна забежать вперёд. Неправильных ответов нет — это задание для погружения в контекст и разбора нюансов метрик.

Как использовать сторителлинг в онлайн-обучении: 8 принципов создания историй, которые запомнят
Правила методического квеста Нетологии
Как использовать сторителлинг в онлайн-обучении: 8 принципов создания историй, которые запомнят
Старт методического квеста Нетологии

Студентам предлагают историю, а они должны принять решение по поводу следующего шага. В зависимости от их выбора история меняется. Это позволяет отработать реальную неприятную ситуацию в безопасной среде и увидеть возможные решения.

Как использовать сторителлинг в онлайн-обучении: 8 принципов создания историй, которые запомнят
Один из этапов методического квеста Нетологии

3 полезные книги про сторителлинг

Как использовать сторителлинг в онлайн-обучении: 8 принципов создания историй, которые запомнят «Спасите котика! И другие секреты сценарного мастерства», Блейк Снайдер

Эта книга сценариста и продюсера Блейка Снайдера используется как основа курсов по сценариям в нескольких университетах США и Канады. Автор описывает приёмы, которые помогут создать сценарий с хорошим коммерческим потенциалом, яркими героями и запоминающимся названием. Снайдер делится своей классификацией жанров, отличной от общепринятой, и Blake Snyder Beat Sheet — структурой сценариев, описывающей большинство успешных картин. Книга содержит множество примеров и про персонажа, и про эмоции, и про изучение целевой аудитории.

Как использовать сторителлинг в онлайн-обучении: 8 принципов создания историй, которые запомнят «Сторителлинг. Как использовать силу историй», Аннет Симмонс

В этой книге профессиональный сторителлер и консультант по коммуникациям Аннет Симмонс обращается к глубинной сути рассказа и объясняет, как способность рассказывать истории позволяет завоёвывать доверие, мотивировать и вдохновлять. Здесь же собрано описание разных типов проблемных слушателей. Методистам книга также поможет развить навыки общения и выступления перед большой аудиторией студентов.

Как использовать сторителлинг в онлайн-обучении: 8 принципов создания историй, которые запомнят «История на миллион. Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только», Роберт Макки

Легендарное издание от гуру сценарного мастерства и одного из самых известных сценаристов Голливуда Роберта Макки. Автор даёт ключи к пониманию психологии восприятия и предлагает системный подход к сторителлингу: отказаться от набора сюжетов и создать драматическую структуру. Читатель узнает, как освоить механизмы воздействия на сознание и подсознание зрителя с помощью мастерски рассказанной истории.

Пошаговый план создания сторителлинга в обучении

  • Решить, чего нужно добиться, рассказав историю. Создать эмоции у аудитории и тем самым закрепить важную тему? Или чтобы с помощью истории слушатели извлекли урок из ошибок героев? Может, использовать историю в качестве упражнения?
  • Запланировать основные темы истории. Подумать и прописать, что аудитория должна запомнить из истории, какова мораль сообщения.
  • Решить, как слушатели будут взаимодействовать с историей. Смогут ли они повлиять на сюжет — например, придумать концовку или разыграть учебный диалог, исполняя роли героев истории. Стоит ли задавать вопросы по содержанию истории, чтобы разобрать и зафиксировать важные моменты.
  • Придумать персонажей. Подумать, что общего может быть у персонажа и слушателей. Чтобы прописать образ, для героя нужно сформулировать имя, возраст, где он живёт, какая у него профессия и роль, есть ли у него привычки и особенности, что он любит и ненавидит, какие у него цели и препятствия на пути к ним, как он с ними справляется.
  • Написать сценарий истории. Не забывая о структуре. Любая история строится на противоречии, которое пытаются преодолеть герои. Мало кому будет интересна история о благополучном герое, жизнь которого безмятежна.

    Когда сюжет истории будет продуман, нужно убедиться, что он логичен, и получается ответить на шесть базовых вопросов: кто, что, когда, где, как и почему. Эти же вопросы можно использовать и при создании сюжета.

    Чем ярче получатся персонаж и сюжет, тем лучше история запомнится слушателям. Но перегружать рассказ лишними деталями тоже не стоит. Следует постараться найти баланс. Каждая деталь должна двигать сюжет и сообщать нечто новое.
  • Добавить в историю эмоций. Внести напряжения в сюжет, сделать героев человечными и близкими аудитории и заставить слушателей сопереживать им.


Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Оцените статью

Средняя оценка 4.9 / 5. Всего проголосовало 13