Расспросили Анастасию Иванову, старшего продюсера направления «Высшее образование» в Нетологии, о том, что такое дистанционная магистратура, чем она отличается от обычной и как выбрать вуз для поступления.
Первые магистерские программы появились в России в середине 1990-х годов. Однако в большинстве вузов их открыли только после 2003 года, когда страна присоединилась к Болонскому процессу и перешла на двухуровневую систему высшего образования.
Болонский процесс — инициатива по созданию единого европейского образовательного пространства.
Развитие онлайн-образования подтолкнуло вузы на открытие дистанционных магистратур. Так, в 2016 году в МФТИ запустили первую такую программу: студенты обучались и сдавали экзамены в онлайне, но на государственном экзамене и на защите выпускной квалификационной работы (ВКР) нужно было присутствовать очно. С 2018 года вузы начали запускать онлайн-магистратуры, которые уже совсем не требовали очного присутствия студентов.
В статье расскажем, как устроено обучение в дистанционной магистратуре, какие у неё преимущества перед обычной и как выбрать вуз для обучения. А ещё поделимся размышлениями работодателей из диджитал-сферы по поводу магистратуры в общем и онлайн-магистратуры в частности.
Что даёт магистратура и кому она нужна
Магистратура — это не второе высшее образование. Однако она позволяет выпускнику быстрее освоить новую профессию или углубить знания по своей специальности.
В феврале-марте 2021 года мы опросили 56 человек, которые обучались или обучаются в магистратуре. Мы хотели узнать, почему они решили поступить в магистратуру, с какими трудностями столкнулись и оправдались ли их ожидания. 26% отметили, что бакалавриат, по их мнению или по мнению их семей, не является законченным высшим образованием.
24% респондентов отметили, что магистратура важна им для карьерного роста — поможет занять руководящую должность или получить необходимые компетенции. 14% поступали в магистратуру, чтобы сменить карьерную траекторию.
Также магистратура требуется бакалаврам, которые хотят построить научную карьеру в академической среде: преподавать в вузе или поступить в аспирантуру.
Ольга Зверева
Руководитель группы развития стажёрских программ в Ozon
Высшее образование — значительное преимущество при трудоустройстве в нашу компанию, хотя обязательного критерия — высшее образование для всех позиций — конечно же, нет.
Однако для многих позиций наличие бакалавриата или магистратуры всё же большой плюс: когда знаешь, что специалист обучался в известном вузе с сильной программой, уже понятно, какой у человека бэкграунд, и можно пропустить этап проверки базовых знаний. В вузах учат общаться с людьми, формировать нетворк — это тоже важно. Особенно много вуз даёт специалистам высокотехнологичных сфер и областей, где нужна сильная академическая составляющая, например, финансы.
Некоторые компании требуют наличие и магистратуры, и бакалавриата. В нашем случае это необязательно, вполне можно обойтись только бакалавриатом. Мы принимаем скорее тех, кто обладает потенциалом к развитию, мотивацией, желанием обучаться, нежели тех, у кого есть просто готовый набор навыков. Также для нас важен предпринимательский подход.
У нас есть много направлений, связанных с аналитикой, — здесь магистратура будет плюсом. Есть сугубо технические аналитики, которые больше работают с разработкой, с кодом, а есть бизнес-аналитики — финансовые, маркетинговые, инвестиционные. Они должны уметь разговаривать с бизнесом и работать с данными так, чтобы находить тренды и узкие места, а также презентовать эти решения.
Здесь сочетание технического бэкграунда и экономической магистратуры даст очень много плюсов. Человек будет понимать, сколько стоит то или иное бизнес-решение, как просчитать эту стоимость, какая подоплёка под каждым из решений, какое из них будет оптимально в текущий момент.
Денис Афанасьев
Управляющий директор подразделения SberDevices «Сбера»
и основатель компании CleverDATA
Магистратура для меня как руководителя — это некий критерий того, что человек получил базу, его не надо обучать с нуля, проверять, что он знает или не знает. Если человек приходит с вузовским дипломом, то он как минимум должен обладать базовыми знаниями.
Я убеждён, что магистерское образование — это must have для сильного специалиста и руководителя. Бакалавр, в моём понимании, не совсем полноценное высшее образование. Мне кажется, что бакалавриат — это больше про основы, человека учат делать простые вещи, без погружения в процесс. А действительно сложные вещи начинаются в магистратуре.
К примеру, на бакалавриате в Computer Science учат писать код, но нет понимания, как он работает внутри компьютера. То есть учат синтаксису, конструкциям, складывать из них какие-то вещи, но не разбираться в более сложных вещах — а без этого нельзя развиваться дальше.
Специалистам, которые хотят развиваться в сторону тимлидерства, архитектуры или управления, не обойтись без глубокого понимания сути процессов — и эти знания придётся получать самостоятельно или в магистратуре. Плюс магистратуры в том, что знания там дают в концентрированном, готовом виде — нужно только всё это воспринять.
Считаю, что магистратура помогла мне в карьере. Я занимаюсь управлением в IT-сфере, и у меня не так много практического опыта в разработке каких-то архитектурных вещей. А в магистратуре я поднялся на этот уровень, получил нужную базу знаний.
Я заканчивал первую магистратуру по Computer Science в 2003‒2004 годах. За это время в сфере изменились подходы, языки, технологии. Я и пошёл, потому что там дают концентрированную базу, которая позволила быстро заполнить пробелы и чувствовать себя уверенно в диалоге с сильными инженерами и архитекторами.
Как называется степень, которую выпускник получает после обучения в магистратуре, включая её англоязычный аналог
После защиты ВКР студенты получают диплом государственного образца вуза с присвоенной квалификацией «магистр», где указаны форма обучения, направление подготовки и название программы.
За рубежом второй уровень высшего образования называется graduate или postgraduate, а сама магистратура — master’s. После защиты диссертации выпускник получает степень магистра — degree или master degree.
Кто может обучаться на магистра дистанционно и что для этого нужно
Требования к дистанционной магистратуре такие же, как и к любой другой российской магистратуре: поступать может гражданин России и иностранного государства, у которого есть диплом бакалавра или специалиста.
Бакалавриат и магистратура — самостоятельные уровни высшего образования, поэтому можно поступить на магистерскую программу любого направления, независимо от профиля бакалавриата.
Часто зачисление на программу происходит на основании конкурсного отбора и вступительных испытаний, к которым нужно серьёзно готовиться.
Сколько стоит дистанционная магистратура и бывают ли стипендиальные программы и гранты
Стоимость обучения зависит от престижа учебного заведения, популярности магистерской программы и статуса диплома. Так, стоимость некоторых дистанционных программ в НИУ ВШЭ может достигать 370 тыс. рублей за семестр, а в РАНХиГС — 175 тыс. рублей.
Стипендиальные программы и гранты разнятся от вуза к вузу. Некоторые действуют на территории страны и распространяются на все учебные заведения — стипендия Президента РФ по приоритетным направлениям. А некоторые уникальны и действуют только в одном вузе — например, именные стипендии НИУ ВШЭ.
Какие преимущества есть у дистанционной магистратуры перед обычной
Не нужно переезжать в другой город, чтобы получить качественное образование. Студент может находиться где угодно и при этом получить полноценный опыт обучения в магистратуре. При этом студенту не нужно тратить деньги на проезд и аренду жилья в новом городе.
Можно учиться в своём темпе. Студент может встраивать график обучения в свой ритм жизни, самостоятельно планировать расписание. Также есть возможность глубже обдумывать вопросы, возвращаться к видеолекциям и записям вебинаров.
Безопасная обстановка. Восприятие информации может нарушиться, если есть психологический дискомфорт из-за внешних обстоятельств. Например, одногруппники на соседнем ряду громко обсуждают вчерашнюю вечеринку, преподаватель ходит кругами по аудитории и отвлекает. В дистанционном формате личный комфорт гарантирован.
Нет шансов пропустить лекцию. А прогулять — есть. Часть контента идёт в асинхронном формате ― в виде записанных видеолекций с заданиями и дополнительными материалами. Асинхронные вебинары можно записать и разместить на обучающей онлайн-платформе — можно не просто посмотреть, но и пересмотреть любое занятие.
Как проходит обучение на программе дистанционной магистратуры
Процесс обучения в дистанционной магистратуре более дружелюбен к ритму жизни студентов. Если учебное заведение использует асинхронный формат вместе с синхронным, то для изучения теории студентам необязательно собираться в одно время в одной комнате, даже если это Zoom. Они могут изучать материалы и делать задания в удобном месте, темпе и в удобное время, и таким образом самостоятельно выстраивать свой график.
Обсуждения, брейнштормы и дискуссии проводятся синхронно — в Zoom или его аналогах. Для этого используют инструменты интерактивного онлайн-взаимодействия: сервисы для опросов, интерактивные онлайн-доски, ментальные карты, квизы, анимированные презентации.
Экзамены студенты сдают тоже в онлайне. Чтобы комиссия убедилась, что студент соблюдает регламент и не пользуется преимуществами того, что он находится дома, используют прокторинг. Перед стартом экзамена студент показывает через веб-камеру, что кроме него в комнате никого нет, а на столе не лежат вспомогательные материалы. Во время экзамена система контролирует, чтобы пользователь не переходил на сторонние ресурсы и другие вкладки. ВКР тоже защищается в онлайне.
Большой плюс, если у вуза есть своя LMS — система управления обучением — с понятным интерфейсом и подробной системой учебной аналитики. Тогда материалы находятся у студентов под рукой и ничего не теряется, а преподаватели могут отслеживать прогресс изучения. Также от LMS зависит выбор форматов контента и проверки знаний: можно ли на платформе проводить проверку peer2peer, загружать навыковые тренажёры, адаптирована ли платформа под мобильную версию.
Одно из переживаний по поводу дистанционного формата магистратуры звучит так: «Но ведь университет — это ещё и про атмосферу, комьюнити, нетворкинг. Как я получу это в онлайне?». 2020 год показал, что в тех же самых активностях можно участвовать онлайн: проводить рабочие созвоны, ходить в онлайн-бары и на онлайн-выставки, посещать научные конференции и выступать на них. Просто создателям онлайн-магистратур стоит уделять этому моменту особое внимание и тщательно выстраивать систему сопровождения и поддержки, чтобы у студентов точно было пространство для вопросов преподавателю, для нетворкинга с одногруппниками и помощники в лице координаторов, менторов, наставников — всё, как в очном вузе.
Денис Афанасьев
Управляющий директор подразделения SberDevices «Сбера»
и основатель компании CleverDATA
Я обучался на дистанционной магистерской программе по специализации Computer Science в университете Иллинойса. На тот момент это был самый оптимальный вариант: высокий рейтинг университета, хорошая программа.
Относительно дистанционного формата опасений не было: у меня уже был подобный опыт. Но я опасался, что не смогу совмещать работу и учёбу. В целом совмещать получалось, но не без труда. Были лёгкие предметы, которые не требовали больших усилий, а были очень сложные, на которые приходилось тратить много времени.
Самый большой плюс дистанционной магистратуры — гибкость в планировании времени. Человек сам может управлять обучением, совмещать учёбу с работой или какими-то проектами.
Для кого-то минусом мог бы оказаться удалённый нетворкинг, но лично для меня это не было проблемой — я шёл за знаниями, мне были интересны сами предметы. Поэтому для меня отсутствие офлайн-нетворкинга оказалось даже плюсом — больше времени освободилось для другой деятельности.
А если работодатель узнает, что моя магистратура была полностью дистанционной
В дипломах государственного образца никак не отмечается формат, в котором студент проходил обучение. Указывается лишь форма: очная или заочная.
Ольга Зверева
Руководитель группы развития стажёрских программ в Ozon
Очное, заочное, дистанционное — это не играет роли. Онлайн-формат — это новая необходимость. Офлайн становится и в бизнесе, и в обучении больше мотивирующим фактором, командообразующим, каким-то нетворкингом. А большинство образовательных функций можно без проблем реализовать в онлайне: и обучить, и проконтролировать, и дать обратную связь.
На мой взгляд, разумное сочетание — это гибкий, гибридный формат, когда ты можешь учиться онлайн и, может быть, работать. То есть вся гибкость как раз направлена на то, чтобы ты учился, работал и развивался комплексно.
Я думаю, что далеко не все вузы будут прямо сейчас готовы к такому формату, однако благодаря пандемии процесс начался. При наличии качественного контента нет никакой разницы, где проходит обучение — в онлайне или офлайне. В онлайне будут заинтересованы самые мотивированные специалисты — в таком формате нужна самодисциплина и понимание, зачем нужно учиться.
Как выбрать вуз для получения дистанционной магистратуры
Выбор вуза для получения дистанционной магистратуры не отличается от выбора вуза для другого обучения. Для начала нужно определиться с направлением обучения. Если этот шаг пройден, можно определяться с местом, в атмосфере которого предстоит провести два года жизни.
Вот несколько критериев.
Наличие профессии в вузе. Стоит подробно изучить программы по нужному профилю. А если ещё нет понимания, лучше выбрать многопрофильный вуз. В идеале рекомендуем выбирать такие программы, которые сделают из студента кроссфункционального специалиста, чтобы при желании или необходимости была возможность оперативно переквалифицироваться.
Рейтинги и имя вуза. Рейтингов — бесчисленное множество, но есть общепризнанные всемирные и всероссийские чарты, в которые попадают лучшие по ряду критериев учебные заведения. Среди них — рейтинги университетов мира QS, Академический рейтинг университетов мира, Национальный рейтинг университетов от Интерфакса, рейтинг российских вузов «РАЭКС-Аналитика».
Как правило, в известных и сильных вузах предъявляют высокие требования к студентам. Это значит, что до выпуска добираются только самые трудолюбивые и талантливые, и работодатели это ценят. Навыки и знания важнее, чем имя вуза, но велика вероятность, что выбирая между двумя кандидатами — с дипломом лидирующего вуза и с дипломом малоизвестного вуза, работодатель отдаст предпочтение первому.
Преподавательский состав. Важно, чтобы в вузе был сильный преподавательский состав как из представителей академического сообщества — профессора, доктора наук, исследователи, так и экспертов из ведущих компаний отрасли. Так студенты получат всеобъемлющий опыт и выиграют от синергии фундаментального образования и практикоориентированного.
Партнёры магистерской программы. Партнёрство с передовыми компаниями на рынке — это потенциальная возможность для студента попасть к ним на стажировку. В дальнейшем это позволит сразу же превратить новые знания и навыки в опыт и портфолио, а также наладить коммуникацию с компанией и показать себя как профессионала.
Атмосфера. Учебная программа важна, но не менее важны для позитивного образовательного опыта среда и атмосфера. Стоит почитать отзывы, пообщаться со студентами и выпускниками, узнать, как в онлайне реализованы студенческие активности, нетворкинг, групповые проекты, творческая деятельность.
Студенты могут находиться в разных городах и странах, но это не должно мешать делиться опытом и поддерживать друг друга. Именно здесь начинается интеграция в профессиональное комьюнити и появляются связи и контакты, возможно, на долгое время.
Возможность образовательного кредита или рассрочки. Образовательные кредиты не слишком популярны у российских студентов по причине недостаточного информирования населения. Тем не менее, они позволяют получить качественное высшее образование и хорошую работу. Следует изучить доступные варианты и выбрать самый подходящий.
Открытость вуза миру, доступность информации. Рекомендуем изучать, систематизировать, записываться на дни открытых дверей и бесплатные мероприятия, которые проводит вуз или выбранная магистерская программа. Также стоит узнать, как вуз реализует это в онлайн-формате: будет проще понять, как может выглядеть образовательный опыт.
Выбор обучения на зарубежной программе или российской зависит от целей студента. При этом стоит помнить, что стоимость зарубежных программ, как правило, в несколько раз выше. Плюс расходы на переезд и проживание.
- Магистерская программа Высшей школы экономики и Нетологии
- Получите фундаментальные знания и научитесь развивать цифровые продукты с нуля
- Вас ждёт стажировка и работа с реальным продуктом в крупной IT-компании уже в процессе обучения
Резюмируем
- Работодатели воспринимают магистратуру как подтверждение, что кандидат как минимум обладает базовыми знаниями общего характера и умеет общаться с людьми. А онлайн-магистратура — ещё и показатель, что с автономностью и самодисциплиной у потенциального сотрудника всё в порядке.
- Магистратура — это концентрированная выжимка полезных и профильных знаний. Их можно получить самостоятельно из разных источников, но стоит учитывать, что процесс займёт больше времени и не будет поддержки со стороны преподавателей, наставников и одногруппников.
- Дистанционный формат обучения встраивается в обычную жизнь — работу, семью, хобби и прочие дела — легче, чем офлайн.
- Критерии выбора вуза для дистанционной магистратуры не отличаются от выбора другого формата обучения. Для начала можно попробовать определиться с направлением обучения.
Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.