Если несколько лет назад слово «подкаст» вызывало у многих недоумение, то сейчас ситуация меняется: подкастинг вошёл на российский рынок и формирует нишу. Так, по данным Яндекса, количество отечественных подкастов выросло в восемь раз за последние три года. Аудиоформат историй — многие сравнивают подкасты с YouTube, только без видеоряда — становится всё популярнее у слушателей.
Вместе с Алиной Белят, автором подкастов «Либо/Либо», разбираемся, как устроены подкасты и что нужно знать, если вы хотите запустить свой проект в этой сфере. Мы собрали для вас ответы на самые частые вопросы новичков и сделали подробный гайд.
1. Тема: как найти своего слушателя
Первое, о чём стоит задуматься, если вы захотите завести подкаст — это тема, с которой вы будете работать. Есть два требования к хорошей теме: она должна быть интересной для вас и достаточно конкретной, чтобы её можно было просто и коротко описать для слушателя. Подкасты на общие темы, в которых говорится всё и обо всём, не самый лучший выбор. Есть успешные примеры такого подхода, самый известный — это Джо Роган, продавший права на свой подкаст за $200 млн. Но пытаться повторить его успех не стоит — это, скорее, ошибка выжившего и исключение из правил.
У слушателя не так много времени, чтобы знакомиться с тысячами доступных сегодня подкастов: чётко сформулированная тема станет вашим преимуществом и поможет выбрать именно вас.
Важно понимать, что ограничений нет — темы бывают разными. Правило очень простое: чем популярнее ваша тема, тем шире круг её потенциальных слушателей и тем больше конкурентов. У подкастов про секс, психологию или отношения будет больше слушателей, чем у выпусков про садоводство или экологию, — но не факт, что среди множества предложенных вариантов слушатель выберет именно ваш продукт. С другой стороны, подкаст с узкой темой, который будет интересен не каждому, точно найдёт свою целевую аудиторию.
2. Идея: зачем вы делаете подкаст
Когда определись с темой, нужно определить идею — то, что вы хотите донести до слушателей. У двух подкастов на одну и ту же тему могут быть совершенно разные идеи: например, один подкаст про сериалы может рассказывать про новинки, чтобы слушатели были в курсе интересных телешоу, другой — делиться мнениями знатоков кинематографа и помогать аудитории глубже разобраться в теме. Авторы третьего подкаста могут просто всё критиковать: это привлечёт тех, кто хочет услышать про минусы вышедших шоу.
Идея — это ваша мотивация. Это ответ на вопрос, что выпуск даст слушателям и вам. Перед началом работы над выпуском нужно понять, что вы хотите получить в итоге: если вы не можете ответить на этот вопрос, это красный флажок, потому что сделать хороший продукт без понимания конкретной цели вряд ли удастся.
Если вы делаете подкаст про IT и зовёте какого-нибудь айтишника, надо понять, что вы хотите от него узнать. Если вас интересует, как он пришёл работать в сферу, — это одно интервью. Вы хотите узнать, как он придумал свой новый продукт, — это другое интервью. Что нового нас ждёт в будущем IT — это третье интервью. Каждое из них интересно по-своему и каждое найдёт своего слушателя.
Сформулируйте для себя мини-питч, чтобы чётче понять, о чём ваш подкаст. У сценаристов есть такое понятие, как elevator pitch: вы заходите в лифт с продюсером и должны ему быстро, за несколько этажей, объяснить, почему вам должны выделить деньги на съёмки фильма. Объяснение должно быть очень коротким, например, в 15 словах. Проводим параллель: вы — сценарист, а ваш продюсер — потенциальный слушатель, который заплатит вам своим временем.
Почему я решила делать подкасты
Изначально я не планировала делать именно подкасты. Моим первым проектом было «Одно расстройство». Сначала я заинтересовалась темой людей с психическими расстройствами. Потом, когда начала разрабатывать её, поняла, что подкаст — это лучший формат. Не все мои герои были бы согласны показать своё лицо, но очень многие хотели рассказать, поделиться своей историей. Плюс я видела, что у аудитории тоже популярна эта тема, есть очень много людей, которые хотят узнать больше про это. Так и получилось, что я выбрала формат подкаста. А дальше всё закрутилось.
Поэтому я советую всем, кто хочет заняться подкастами, задать себе вопрос, почему это должен быть именно подкаст, а не текст, серия видео или фильм.
3. Формат: как рассказывать историю
Тема выбрана, идея определена. Следующий шаг — это выбор правильного формата.
Самый простой вариант — разговорный формат. Это может быть как соло-подкаст — в таком случае вы будете единственным ведущим, и всё общение со слушателями будет на вас, так и интервью с приглашёнными гостями или даже просто беседа двух–трёх друзей.
Другой вариант — нарративный формат — это подкасты, в которых вы о чём-то рассказываете. Сюда войдут как рассказ ведущего, так и сложный выпуск, в который к рассказу автора будут вплетены интервью. Этот формат считается одним из самых непростых, но он самый успешный в потреблении, наравне с разговорными форматами, потому что хорошо рассказанную историю очень легко слушать и воспринимать.
Частный случай нарративного формата — знаменитые true crime, жанр, принёсший подкастам известность. К трукраймам относится, например, один из самых успешных подкастов Serial.
Ещё один формат — фикшн. Это вымышленный рассказ или вымышленное интервью, довольно сложный формат. Придуманные истории пользуются популярностью по всему миру, но в России эта ниша ещё не сильно занята — возможно, это хороший вариант для вас.
4. Длина: сколько эпизодов должно быть в подкасте
Количество эпизодов зависит только от целей, которые поставили перед собой авторы. Подкаст может быть бесконечным, если он планировался как серия интервью: его можно продолжать, пока будут появляться интересные герои. Другое дело — если у автора есть законченная история, которую он хочет рассказать. В таком случае необходимо сразу определить, сколько выпусков понадобится, чтобы рассказать её полностью.
Обычная практика — разделение подкаста на сезоны. Это работает даже с бесконечными подкастами: так проще структурировать материал, выкладывать выпуски и поддерживать интерес аудитории. Тематики сезонов могут меняться, а формат оставаться. Или наоборот: тема всего подкаста может быть неизменна, но формат — меняться от сезона к сезону.
В одном сезоне чаще всего бывает десять выпусков, но это число может меняться. Главное — не делать сезоны слишком короткими или неоправданно длинными.
Если говорить о длине каждого выпуска, то лучше придерживаться однообразия: когда первая серия длится десять минут, а вторая сорок, слушатель почувствует себя сбитым с толку. Важно помнить, что наиболее удобный вариант для прослушивания — около получаса. Серии по двадцать–сорок минут не утомляют аудиторию и позволяют сохранить внимание слушателей. Можно попробовать выпускать серии и по часу, но тогда это должно быть очень весёлое и интересное интервью или какой-то захватывающий сюжет.
5. Сценарий: насколько важно иметь проработанные планы
Ещё перед началом записи первого выпуска стоит написать поэпизодный план — он поможет определить, сколько потребуется выпусков. В план вносятся темы каждой серии или гости, которых вы планируете интервьюировать. Так вы сразу поймёте, укладываетесь ли в концепцию, хватает ли вашему подкасту героев или нет. Кратко опишите каждый выпуск: какие вопросы вы планируете поднимать, о чём говорить с гостями. Результатом станет своеобразный сценарий всего сезона вашего подкаста.
Каждую отдельную серию тоже лучше строить на основе сценария. Придерживайтесь формата, который выбрали ранее: это форма, на которую вы будете нанизывать свой контент. Единообразие здесь очень важно. Представьте, что вы зашли на Netflix, включили какую-то смешную комедию. У вас первая серия — это ситком, а вторая внезапно хоррор на час, третья — мелодрама на два часа, а четвёртая — мини-выпуск «Улицы Сезам» на пять минут. Вы вряд ли захотите такое смотреть, если вы не экспериментатор и не любитель подобных мэшапов.
Единый формат может быть даже тогда, когда вы создаёте альманах разных историй вроде «Любовь. Смерть. Роботы». При разной длине серий и не связанных между собой сюжетах зритель знает, чего ему ждать. Он не знает, что будет в самих сериях, но понимает, что посмотрит анимированный короткий ролик, мультфильм с тематикой про будущее, и включает его именно поэтому. В подкастах работает такой же принцип: у каждого нашего выпуска должен быть одинаковый формат: интервью, нарратив и так далее.
6. Перемены в подкасте: можно ли менять выбранный формат
Когда вы освоитесь, то можете начинать играть с формой: единый формат вовсе не означает, что нельзя креативить, делать шаг в сторону и разбавлять выпуски новыми фишками. Например, вы делаете интервью и вставляете в него какой-то нарратив. Если вы делаете соло-подкаст и просто что-то рассказываете, то его можно разнообразить интервью с автором подкаста на похожую тему. В таких играх с форматом нет ничего плохого.
Основная мысль в том, чтобы слушатель понимал, чего ждать от выпусков и мог сформировать пользовательскую привычку: обычно подкаст включают в определённое время, например, когда едут на работу, или когда бегают, или когда убираются. Подкаст — это зона комфорта, и слушатель хочет получать удовольствие, а не сталкиваться с новым источником стресса.
Если же вы внезапно поняли, что очень хотите поменять формат, превратить интервью в нарратив или перейти из соло-формата в разговорный, то сделать так можно — но лучше провести это между сезонами. Завершите первый сезон и предупредите слушателей, какие изменения их ждут во втором.
7. Оборудование: на что записывать подкаст
Начинать стоит с того оборудования, которое у вас есть под рукой. Подойдут любые наушники и микрофон, способные нормально передавать звук. На недорогой технике сразу можно понять, подходит ли вам жанр подкастов. Если вы передумаете — не придётся задаваться вопросом, куда деть ставшие ненужными дорогие покупки. Начать можно даже с телефона: скажем, у iPhone довольно хорошие диктофоны, и в целом можно начинать записывать на iPhone.
А вот пара лайфхаков для тех, кто хочет использовать телефон для записи первого подкаста:
Есть такие плевательные буквы, типа «п-б», которые «задувают» микрофон: в записи слышны довольно громкие плевки. Поэтому можно надеть на iPhone носок — это будет очень удачный поп-фильтр.
Нужно очень внимательно выбрать место, где вы записываете. Я часто записываюсь в шкафу — это вообще лучшее место, где точно не будет никаких посторонних звуков и эха.
Отсутствие эха очень важно. Кроме того, убедитесь, что у вас ничего не трещит вокруг: ни холодильник, ни ноутбук, ни трактор на улице. На записи это всё будет прекрасно слышно и будет отвлекать. Походите по комнатам, позаписывайте себя и потом посмотреть, где вы звучите лучше.
Как я уже сказала, лучшим местом для записи у меня дома, где нет эха и посторонних звуков, оказался шкаф. Висящая там одежды работает как акустические панели — мягкие поролоновые штуки на стенах в студии — и гасит посторонние звуки.
Дальше идут диктофоны: для тех, кто только начинает, можно посоветовать две модели. Это Zoom H1n — очень простой, но на него легко записывается хороший звук, если вы находитесь в тихом месте и если вы все предусмотрели. У него есть ветрозащита (носок уже не понадобится), а также тренога, чтобы ставить на стол, как микрофон.
Есть ещё одна интересная модель, это тоже Zoom — H4n. Это уже более-менее pro-диктофон с четырьмя входами. Его можно использовать как просто диктофон и держать его в руках и записывать, либо подключить к нему до четырёх микрофонов — вполне подойдёт для студии звукозаписи, как домашней, так и профессиональной.
- Определитесь с целью, темой и форматом подкаста
- Освоите технические навыки: запись, монтаж, написание джингла и обработка обложки
- Узнаете, как продвигать и монетизировать подкаст
8. Студия звукозаписи: нужна или нет
В самом начале работы над подкастами студия звукозаписи может быть нужна в паре случаев: когда вы понимаете, что у вас нет такого места, где звук был бы отличным, или когда вам нужно записать интервью — его довольно сложно провести в шкафу, а дома будет мешать эхо.
Можно попробовать отказаться от поездок в профессиональные студии, если оборудовать помещение дома: взять какую-то кладовку, выкинуть оттуда ненужные вещи, оклеить стены специальным поролоном, акустическими панелями, которые продаются в специализированных магазинах, или даже просто какими-нибудь матрасами — тем, что устранит эхо и не пропустит посторонние звуки. Поставьте там стол, стул, диктофон или микрофон. Правда, это решение для особо страстных людей и для тех, у кого есть лишние метры в квартире.
9. Запись подкастов: как быть, если интервью идёт по интернету
Самый простой вариант проведения интервью — это созвон по Zoom. Хорошая практика: попросить гостя подготовить iPhone с носком на нём и сесть в тихое место и заранее проверить звук. Если звучание не подходит, то посоветовать ему подвинуться поближе, положить телефон напротив себя, на стопку книг, закрыть окно или сесть дальше от холодильника.
Главный лайфхак созвона по Zoom — звуковые дорожки нужно записывать по отдельности. Поэтому вы сидите в наушниках, записываете себя на диктофон или в микрофон, а ваш гость записывает себя на свой диктофон или iPhone.
Потом записи сводятся. Есть несколько программ для монтажа. Самая простая – это REAPER, потому что он бесплатный и очень удобен в использовании, в нём работают звукорежиссёры «Либо/Либо». Есть ещё Adobe Audition, а некоторые подкастеры пользуются даже GarageBand или другими программами, если нужно просто что-то порезать.
10. Гости: как искать героев для подкаста
Гостей для вашего подкаста надо искать везде — и стесняться этого не нужно. Если вы ищете определённого гостя, не пожалейте своего времени: хороший гость и хорошая история — это задел на успех и на хороший подкаст.
Искать можно у себя через знакомых. Если есть кто-то, кто может поделиться чем-то интересным по вашей теме, — зовите его или просите у него контакты других экспертов.
Можно искать в соцсетях — по постам и ключевым словам. Вот пример из практики: для подкаста «Деньги пришли» нужно было найти человека, который взял ипотеку. Вы можете просто забить в поиске в соцсетях по постам «я взял ипотеку», или «ипотека», почитать и списаться с людьми, которые их оставили.
Можете искать по группам или по людям. Также в соцсетях можно просто писать запросы, спрашивать: «Я ищу того-то, того-то». Очень часто вам могут подкинуть героя, откликнуться знакомые знакомых или люди, которые просто подписаны на интересующего вас человека.
Ещё один вариант, особенно когда вы ищете не самого очевидного героя, — это чаты. Приходят на помощь все варианты, в которых вы состоите: чаты родительских собраний, чаты ЖК, чаты каких-то вечеринок, на которых вы когда-то были, — словом, всё что угодно. Если у вас есть конкретный запрос, то можно просто кинуть в чат что-то вроде: «Я для подкаста ищу такого-то и такого-то. Может быть, вы можете мне помочь, или у вас была такая история, или, может, вы знаете». Это очень помогает.
Также можно гуглить и просто искать в поисковиках какие-то истории, через новости, если вам нужно что-то актуальное. Это самые распространённые пути.
Помните, что обычно люди очень легко идут на контакт. На самом деле, это довольно хороший критерий, потому что если человек сам готов сотрудничать с вами, то значит, он будет хорошим героем: у него есть мотивация что-то вам рассказать.
А если вы нашли героя, но он не идёт на контакт и вы его уговариваете, то, скорее всего, интервью или подкаста не получится.
11. Размещение: куда можно выложить подкаст
Подкасты работают на технологии RSS. Есть хостинг, на который вы заливаете аудиофайл, и уже оттуда ваш подкаст рассылают на все платформы. Хостингов много и они разные.
Самый простой и один из самых первых хостингов, с которого многие начинали, — это SoundCloud. Но сейчас появились новые, более удобные площадки, например, Anchor FM, Libsyn, Buzzsprout. Какие-то из них платные, какие-то нет — выбор остаётся за вами. Читайте правила, смотрите, нравятся ли вам условия.
Какие-то площадки, например, могут быть бесплатными, но там не очень удобно работать со статистикой, то есть вы не сможете нормально посмотреть, как вас послушали. Другие хостинги могут быть платными, но на них может быть возможность выгружать несколько подкастов с одного аккаунта. Если для вас это плюс и вы делаете несколько подкастов, то останавливайтесь на таком хостинге. У каждого варианта свои плюсы и минусы. Какого-то определённого лидера в этом нет, но есть гайды, которые могут помочь сделать выбор.
Дальше с хостинга подкаст автоматически отправляется в подкаст-плееры. Это Apple Podcasts, Яндекс Музыка, Spotify (за пределами России), Castbox, Google Podcasts и так далее.
У каждой площадки есть своя процедура регистрирования подкаста. Например, в Apple Podcasts нужно написать письмо о том, что у вас за подкаст и о чём он, а также заполнить информацию о подкасте.
12. Продвижение: как сделать подкаст заметнее
Когда вы уже зарегистрировались, всё залили и начали делать подкасты, нужно знать: заливать подкаст лучше раз в неделю. Если вы будете обновляться реже, то площадки не будут воспринимать ваш подкаст как новый и актуальный, и в топах он может не появиться. Замечено, что алгоритмы не любят и те подкасты, которые обновляются ежедневно — поэтому раз в неделю выглядит как лучший вариант. Но алгоритмы часто меняются, так что нужно следить за этим.
Сразу просите своих друзей и знакомых поставить вам сердечки, звёздочки, написать хорошие комментарии на платформах — всё это поднимает ваш подкаст в топ. Не стесняйтесь, потому что это даст первый толчок, а потом, если подкаст хороший, его послушают другие люди, которые тоже будут ставить сердечки и звёздочки. Просите в самих выпусках слушателей оставлять оценки и писать комментарии. Это первый шаг.
Второй шаг — попросить зафичерить ваш подкаст. Платформы могут поставить ваш подкаст наверх как в целом приложении, так и в отдельных подборках, например, в «Новинках». Пишите на платформу, объясняйте, почему ваш подкаст особенный, почему его нужно зафичерить, что нового он даст пользователям. Если вас отметят — количество слушателей вырастет сразу же. Это очень хороший инструмент для продвижения.
Третий шаг — разные маркетинговые приёмы. Для начала можете попросить слушателей рассказать про подкаст в соцсетях. А если у вас побывал какой-то популярный гость, можно попросить, чтобы он поделился выпуском среди своих подписчиков.
Дальше можно договариваться с медиа. Вы можете написать в какое-нибудь издание, что у вас есть выпуск или целый подкаст про тему, которая очень близка этому определённому СМИ. Например, если у вас технический или научный подкаст, вы можете пойти в тематические telegram-каналы, паблики или издания и попросить их сослаться на вас или опубликовать вашу статью со ссылкой на ваш подкаст. Ещё можно попробовать сделать расшифровку выпуска или части эпизода и отдать как статью в это медиа.
Продвижению поможет и Telegram: можно договариваться с Telegram-каналами, чтобы про вас рассказывали или давали подписчикам послушать кусочек вашего выпуска.
Главное — не останавливаться на одном варианте и использовать все возможные каналы продвижения.
13. Монетизация: как зарабатывать на подкастах
Сейчас в подкастах нет такого подхода, как на YouTube, когда количество просмотров приводит к монетизации, потому что подкасты можно слушать на разных платформах. Зарабатывать здесь можно несколькими способами:
- Платформы вроде Patreon и Boosty, на которых вы просите поддержать себя. Слушатели могут перевести вам какую-то сумму на этой платформе, а вы за это даёте им какую-то плюшку: например, материалы, не вошедшие в финальную версию эпизода или эксклюзивные интервью.
- Реклама. Вы можете договориться с рекламодателем и сделать в подкасте рекламную вставку на несколько минут или даже создать рекламную рубрику. Можно договориться, что вы будете делать преролл в начале каждого выпуска, в котором будет указано, что ваш подкаст спонсирует рекламодатель.
- Рекламные подкасты. Вы можете сделать целый подкаст рекламным. Вы приходите к бренду с темой, которая близка к его деятельности, и предлагаете выпустить подкаст. Например, так появился «Город, в котором» — студия «Либо/Либо» делала его с Avito. В нём рассказывалось, почему квартиры и города в России именно такие, какие есть — откуда взялся бабушкин ремонт, почему спальные районы такие унылые и так далее.
- Эксклюзивный платный контент, с которым позволяют работать некоторые платформы. Например, Apple Podcasts. Вы можете делать свой подкаст, загружать бесплатные выпуски, но параллельно выставлять и платные — слушателям надо будет заплатить, чтобы их послушать.
Резюмируем
Чтобы повысить шансы на успех первого подкаста, соблюдайте простые правила: определите тему и идею, выберите подходящий формат, напишите план и сценарий для каждой серии, подготовьте оборудование и займитесь продвижением своего продукта.
Подкасты — это сфера, в которой всё ещё есть огромное свободное пространство для новых авторов и интересных идей. Если вам хочется попробовать себя в этом жанре — сейчас самое время сделать это, потому что рынок подкастов растёт, как и количество слушателей.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.