К 2026 году четверть людей станет проводить в метавселенной не меньше часа в день, говорится в исследовании компании Gartner. По прогнозам экспертов, пользователи будут посещать виртуальные офисы, аудитории для занятий и магазины, строить в цифровом пространстве дома и даже покупать землю.
Концепция метавселенной привлекла внимание после того, как в 2021 году Facebook* сменил название на Meta* и заявил о крупных вложениях в идею. Затем о создании своих метавселенных объявили в Microsoft, Epic Games, Roblox и других корпорациях.
Рассказываем, почему вокруг темы столько шума, как всё это изменит мир и жизнь людей и когда станет реальностью.
*Суд признал экстремистской и запретил в России деятельность компании Meta, а также её платформ Facebook и Instagram.
Метавселенная — пространство, в котором сливаются физическая, дополненная и виртуальная реальности
Одно из первых упоминаний метавселенной появилось в романе «Лавина» фантаста Нила Стивенсона 1992 года. В книге это было киберпространство, которое воплощало следующую стадию развития интернета. В нём можно было жить, ходить по магазинам, искать информацию, застраивать территории и выглядеть почти как угодно, используя аватар. Для постоянного нахождения в сети использовались шлемы виртуальной реальности, очки и прочие атрибуты.
Лавина
Нил Стивенсон
Научно-фантастический роман, в котором описано недалёкое, но мрачное и антиутопичное будущее. В нём человечество живёт в двух измерениях — реальном мире, где странами управляют корпорации, и виртуальном — объединённом в метавселенную.
Внезапно оба мира оказываются под угрозой Лавины 889 — необычного вируса, способного разрушить и метавселенную, и Землю. Остановить распространение вируса предстоит Хиро Протагонисту — безнадёжному разносчику пиццы в реальности и крутому хакеру — в виртуальном мире.
О книге и самом термине вспомнили после заявления Марка Цукерберга в июле 2021 года. Тогда он сообщил о планах Facebook создать собственную метавселенную, а позже переименовал компанию в Meta и заявил о начале развития идеи.
Конечно, эта метавселенная будет отличаться от миров, представленных в книгах и фильмах с сюжетом в стиле киберпанк, но концепция очень похожа. По словам Марка Цукерберга, всё будет выглядеть так, будто вы не просто сёрфите по интернету, а находитесь прямо в нём.
Метавселенная — цифровое пространство, объединяющее обычную или физическую, дополненную и виртуальную реальности. Это прогрессивный виртуальный мир, в котором можно делать почти то же самое, что и в настоящей жизни, но с расширенными возможностями.
Создать единое пространство в нескольких реальностях помогают сложные технологии. Попадая в этот мир, человек становится трёхмерным аватаром и испытывает полный спектр ощущений, а в обычную реальность возвращается в виде голограммы.
Иван Юницкий
Основатель IT-компании Voic Lab
Метавселенная — удобный и хорошо упакованный термин, который понятно транслирует образ интернета будущего для пользователей. Он необходим для простого объяснения сложной связки технологий, которые представляют собой Web 3.0 — следующий шаг развития привычного нам интернета и переход от централизованной системы к децентрализации. Конечным продуктом этого витка истории «веба» многим удобно видеть некий трёхмерный мир, построенный на блокчейне. Внутри него непрерывно развиваются социальные и экономические связи между аватарами пользователей.
Web 3.0 — новая концепция интернета, в основе которой лежит децентрализация, а также отсутствие единого органа контроля и цензуры.
Венчурный инвестор Мэтью Болл назвал семь признаков метавселенной:
Объединение физических и виртуальных миров, открытых и закрытых платформ, частных и общедоступных сетей в единое цифровое пространство.
Наличие своей экономики — люди и компании могут получать за свою работу некое вознаграждение и здесь же распоряжаться им: тратить, инвестировать, обменивать.
Неограниченное количество пользователей, которые могут находиться там в одно время.
Непрерывное существование. Метавселенная не сбрасывается, не заканчивается и не приостанавливается.
Работа в реальном времени, не зависящая от внешних факторов.
Совместимость данных, предметов, контента и активов, которые передаются между цифровыми мирами.
Наполняемость опытом и контентом, созданным её же пользователями.
VR-шлемы, аватары и NFT: как устроена и работает метавселенная
Вход в метавселенную похож на обычный выход в интернет, но с добавлением иммерсивности. Чтобы попасть в виртуальный мир и получить полноценный опыт, понадобятся шлемы виртуальной (VR) или дополненной (AR) реальности, тактильные перчатки и костюмы.
В своём интервью The Verge Марк Цукерберг рассказал, что метавселенная будет работать на VR-гарнитурах, мобильных устройствах и игровых консолях. По его словам, пользователи смогут ощутить то, что не дают почувствовать двухмерные приложения — например, присутствие людей.
Общение и взаимодействие в метавселенной будет возможно при помощи аватаров. Изменится и рабочее место — сервис Horizon Workroom поможет оборудовать его под свои вкусы. То же самое касается и виртуального дома — можно купить уже готовую квартиру и обставить её различными цифровыми объектами.
Выглядит это примерно так: пользователь создаёт аватар, наделяет его определённой внешностью, затем из своего обустроенного виртуального дома идёт на работу в виртуальный офис, где встречает аватары коллег. Физически они могут находиться где угодно: лежать в любимых трениках на диване или в шортах — на пляже Шри-Ланки.
Сейчас компании, которым интересна эта область, разрабатывают устройства для более полного погружения в мир метавселенной. Та же Meta заявляла о работе над высококачественной гарнитурой виртуальной реальности — VR-шлемом Project Cambria. Он сможет распознавать мимику, считывать настроение, понимать направление взгляда и формировать дополненную реальность перед глазами человека.
Также компания собирается представить очки дополненной реальности под рабочим названием Project Nazare. Они будут оснащены голографическим дисплеем, проектором, чипами, камерами, датчиками и динамиками.
Тем не менее в феврале этого года стало известно, что Meta распустила команду из 300 разработчиков, которые работали над универсальной операционной системой для устройств виртуальной и дополненной реальности. Компания предпочла ограничить часть расходов, связанных с этим проектом.
Ещё один пример помощника для погружения в дополненную реальность — AR-гарнитура Hololens от Microsoft. Она отслеживает взгляд и движения рук человека для наложения виртуальных изображений и иконок. Это позволяет создавать сценарии использования — очки подсказывают, как ориентироваться, идентифицировать объекты и взаимодействовать с обычным миром в виртуальной манере.
Однако этих технологий недостаточно. Основатель и генеральный директор компании Epic Games Тим Суини объясняет, что в метавселенной пользователи смогут переходить из одного мира в другой, сохраняя внешность и объекты, получая разные впечатления от событий и оставаясь при этом социально связанными друг с другом.
Для этого необходима новая модель программирования, которая будет похожа на живую и открытую развивающуюся платформу, где миллионы пользователей бесшовно переходят из одного мира в другой. Такой модели пока не существует.
По словам Тима Суини, технологическая инфраструктура должна опираться на децентрализованную систему вроде блокчейна, поскольку это сеть общего пользования, неподконтрольная ни одному субъекту. Её плюс — в безопасной фиксации прав собственности и автоматической транзакции через смарт-контракты.
***
Смарт-контракт — компьютерный алгоритм, который предназначен для заключения и поддержания самоисполняемых контрактов, выполняемых в блокчейн-среде.
Примером работы метавселенной на основе блокчейна можно считать платформу виртуальной реальности Decentraland на основе Ethereum. На ней пользователи покупают участки в виртуальном мире, общаются друг с другом через цифровые аватары и посещают мероприятия, созданные в этом пространстве. Эксперимент на основе блокчейна включает в себя истинное право собственности и геймифицированную социальную функциональность.
Ключевую роль в метавселенной отводят NFT — невзаимозаменяемому токену или виртуальной цифровой единице в блокчейн-сети. С его помощью можно регистрировать собственность на любой цифровой объект: одежду для аватаров, виртуальный дом или мебель для него, билеты на мероприятия.
NFT защитит право на цифровое имущество и виртуальную собственность, а значит, поможет стандартизировать покупки. Это может лечь в основу экономики метавселенной.
- Научитесь строить дизайн игрового пространства, карты уровней и карты маршрутов
- Освоите разработку прототипов на движке Unreal Engine
- Узнаете, как вывести игровой продукт на рынок и сделать игру прибыльной
Более органическое взаимодействие: кто и зачем создаёт метавселенную
В отличие от обычного цифрового аватара из компьютерных игр, аватар пользователя метавселенной обеспечит полную вовлечённость в процесс. Человеку не придётся смотреть на экран часами, как сейчас, это будет попадание в само виртуальное пространство. В нём можно заниматься почти чем угодно: тактильно и вербально взаимодействовать с другими людьми, путешествовать, ходить на мероприятия.
Такой формат упростит рабочий процесс — зачем снимать офис, если можно создать виртуальное пространство и собрать в нём сотрудников со всего мира. Большие возможности откроются и в сфере образования: пользователи смогут учиться в виртуальных аудиториях вместе с другими студентами, отрабатывать навыки вождения или практиковаться в игре на фортепиано.
По словам Марка Цукерберга, метавселенная нужна не для того, чтобы люди активнее взаимодействовали с интернетом, а для более органичного взаимодействия. Человек окажется по ту сторону экрана — в объёмном пространстве, где будут реальные разговоры, а не переписка в мессенджере.
Многие компании поддержали эту идею и также анонсировали создание собственных метавселенных. Расскажем подробнее о нескольких концепциях.
Meta
Разработкой метавселенной компания занимается с начала 2021 года. Марк Цукерберг рассказывал, что к работе хотят привлечь более 10 тыс. сотрудников. Компания создаёт шлемы виртуальной реальности, гарнитуру для виртуальной и дополненной реальности и уже с прошлого года тестирует Horizon Worlds — VR-платформу, где люди взаимодействуют, управляя трёхмерными аватарами. Именно она станет основой метавселенной Meta.
Epic Games
В интервью Bloomberg гендиректор Epic Games Тим Суини рассказал, что в ближайшие десятилетия метавселенная станет частью мировой экономики с многотриллионным оборотом. Ещё в 1991 году будущий глава компании создал игру ZZT. Она стала популярной благодаря тому, что в ней игроки могли делать свои мини-игры с помощью редактора миров.
В 2011 году компания представила Fortnite — бесплатную игру в жанре королевская битва со множеством игровых режимов. Из шутера она превратилась ещё и в центр виртуальных развлечений, на площадке которого уже выступили мировые звёзды.
Тим Суини представляет метавселенную как то, чем не сможет владеть какая-то одна компания — подобно интернету. Он считает, что следующие несколько лет станут гонкой среди корпораций за миллиардом пользователей, и тот, кто первым их привлечёт, будет лидером в установлении стандартов.
Epic Games планирует вложиться в развитие игрового движка Unreal Engine, на котором создадут новые VR- и AR-проекты. Год назад компания привлекла миллиард долларов на развитие своей метавселенной.
Microsoft
За развитие своей метавселенной взялась и Microsoft. Компания делает упор на сервис для совместной удалённой работы Microsoft Teams, в который планирует интегрировать технологию смешанной реальности Microsoft Mesh.
Microsoft Mesh позволит создавать виртуальные пространства — к примеру, офисы. Реальные люди будут посещать их в виде аватаров, а подключаться к сервису смогут через VR-устройства — очки и гарнитуру. Технология объединит пользователей разных устройств в одном виртуальном пространстве.
Roblox
Основатель Roblox Corporation и игровой платформы Roblox Дэвид Базуки тоже говорит о метавселенной, как о возможности работать удалённо. Речь идёт о виртуальных 3D-встречах, на которых можно совместно смотреть презентации или заводить деловые знакомства на коктейльной вечеринке. Он предполагает, что творческие коллаборации вырастут в количестве и масштабах — от цифровых видов деятельности, таких как игровой дизайн, до моды и архитектуры.
Многопользовательская онлайн-платформа Roblox предоставляет инструменты для создания игр. По своей сути это близко к концепции метавселенной, а сама платформа уже привлекла миллионы игроков. Сам Дэвид Базуки называет её трёхмерной социальной платформой, где вместе с друзьями можно оказаться в разных местах и ситуациях: пообедать в пиццерии, попытаться выжить при торнадо или побывать птицей.
Основатель компании верит, что метавселенная объединит людей из всех слоёв общества и поможет создать цифровое гражданское общество. Но перед этим объединиться должны корпорации, которые работают над созданием метавселенных. Единое виртуальное пространство нуждается в общих стандартах, чтобы совместить разные приложения. Смогут ли договориться компании между собой — другой вопрос.
«В ближайшие годы чуда ждать не стоит»: какое будущее у метавселенной
По мнению Марка Цукерберга, уже через пять лет люди будут думать о Facebook, как о метавселенной, а не как о социальной сети.
Тим Суини чуть осторожнее в своих прогнозах: он надеется, что через 10 лет пользователи смогут играть в различные онлайн-игры в одном мире. Глава Epic Games уверен, что перед появлением метавселенной компаниям нужно решить, как из закрытых экономик, таких как Fortnite, Minecraft, Roblox и десятков тысяч других игр, перейти в общее пространство.
Андрей Ивашенцев
Предприниматель в сфере AR/VR, основатель конференции MIXR
Существует множество сервисов для совместной работы и общения: VRChat, Engage, Horizon Workrooms, а также игр с мирами-песочницами вроде Minecraft, Roblox и Horizon Worlds. Однако всем им ещё очень далеко до полноценной метавселенной.
Среди основных критериев, которые официально предъявляются к метавселенным:
- интероперабельность — возможность работы на любом устройстве;
- децентрализация — независимость от какой-то конкретной компании или сервера;
- персистентность, когда мир живёт своей жизнью, даже если вы от него отключились.
Сейчас компании ищут варианты решения: кто-то с фокусом на децентрализацию и блокчейн, кто-то — на иммерсивные миры.
В ближайшие годы чуда ждать не стоит — кроме активной фазы инвестирования в направление метавселенных. Популярность VR-гарнитур Meta Quest 2 растёт стремительными темпами, но для формирования фундамента метавселенной от Meta необходимо, чтобы эти устройства были в каждом доме по аналогии с компьютером или смартфоном.
Также стоит вопрос по части доступных вычислительных мощностей — по заявлениям гендиректора корпорации Intel, в мире недостаточно вычислительных ресурсов для поддержания миров такого уровня детализации. А ещё есть юридические и политические аспекты.
Иван Юницкий
Основатель IT-компании Voic Lab
В ближайшие три–пять лет появление метавселенной вряд ли возможно. Полный переход в Web 3.0 обусловлен не только недостаточными вычислительными мощностями, дорогим оборудованием и сложностями в коллаборациях продуктов IT-корпораций, но и неготовностью пользователей к новым форматам взаимодействия в цифровой среде.
Среднему пользователю пока непонятно, зачем регистрировать крипто-кошелек, а после — бегать нелепым аватаром по кубическому городу, встречая на пути людей с включёнными микрофонами. Время сессий людей, зашедших в условный Decentraland из любопытства, иногда очень мало. Но интересоваться этим стоит уже сейчас, хотя бы читая новости про существующие платформы. Это поможет не упустить момент вдумчивого входа с пониманием возможностей для определённого пользователя.
Воплощение концепции Web 3.0 станет глобальным технологическим переворотом, который пересматривает большинство привычных процессов и в сети, и в физическом мире. Тот факт, что участниками становятся не только пользователи и централизованные отдельные компании, но и государства, несёт в себе большие риски. Всем сторонам придётся не просто параллельно запускать обновление процессов, но и договориться между собой, связав свои продукты, нормы регулирования и подсистемы в единую сеть.
Процесс запуска такого масштабного механизма должен сильно отразиться на всех без исключения. Если всё это станет реальностью, людям придётся искать баланс между виртуальным и физическим миром, чтобы метавселенная не стала причиной потери связи с реальностью.
Технологии могут привести к новым проблемам с психическим здоровьем, росту числа зависимых пользователей, увеличению киберпреступлений, угрозе данным и конфиденциальности. В списке минусов и возможный захват власти корпорациями внутри платформ.
В то же время появление метавселенной откроет много возможностей: новый уровень коммуникаций, расширение социального взаимодействия, повышение уровня цифровой эмпатии и улучшение рабочих процессов. К тому же появятся новые профессии, что создаст рабочие места, а образование может перейти на совсем другой качественный уровень.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.