Как находить новые идеи и свежие решения: метод Zettelkasten
Продуктивность Разобраться

Как находить новые идеи и свежие решения: метод Zettelkasten

Предприниматель или наёмный сотрудник — любой специалист часто находится в поиске новых идей. Чтобы генерировать нестандартные решения и быть в этом эффективным, нужен системный подход. Например, методика ведения заметок Zettelkasten, которая помогает устанавливать связи между старыми и новыми идеями из разных сфер жизни и повышает продуктивность.

Как организовать систему ведения заметок по методу Zettelkasten и использовать её при решении бизнес-задач — рассказывает инвестор Сардар Сардаров.

Как находить новые идеи и свежие решения: метод Zettelkasten

Сардар Сардаров

Инвестор


Zettelkasten как предвестник гиперссылок

Метод Zettelkasten (в переводе с нем. — картотека) изобрёл немецкий социолог Никлас Луман. По словам учёного, он написал 70 книг и 250 научных статей во многом благодаря этому способу ведения записей.

В процессе научной работы Никлас Луман заметил, что заметки становятся важными только в тот момент, когда он их активно использует и находит между ними связь, но сделать это с записями, которые хранятся в разных местах, сложно. Поэтому для систематизации заметок в одном месте учёный разработал собственный способ фиксации идей и взял за основу библиотечную систему.

Как находить новые идеи и свежие решения: метод Zettelkasten
Никлас Луман (1927‒1998) со своим методом предвосхитил технологию гиперссылок. Фото: teutopress

Каждую идею Никлас записывал на отдельную карточку и указывал её источник. Вместо систематизации по алфавиту, иерархии или хронологии каждой карточке присваивался порядковый номер. Ориентироваться в карточках помогал указатель с номерами карточек по определённой теме. При этом автор методики начинал не с заранее созданного перечня тем, а шёл по принципу «снизу вверх»: отправной точкой была идея, которую он со временем уточнял и расширял.

Как находить новые идеи и свежие решения: метод Zettelkasten
Материал из картотеки Н. Лумана в Билефельдском университете. Вверху карточки — её порядковый номер и главный тезис, внизу указаны номера карточек, которые так или иначе связаны с этой темой

Ключевая особенность метода Zettelkasten — в связи между заметками, которые помогают создавать для одной и той же идеи разные контексты и приходить к новым неожиданным выводам. Таким образом постепенно архив заметок превращается в собственную википедию.

Всего у Никласа Лумана было две картотеки: в одной он хранил карточки с краткими заметками о прочитанной литературе и указанием источников, а во второй собирал собственные мысли и идеи, которые возникали в процессе работы.

Как находить новые идеи и свежие решения: метод Zettelkasten
Картотека Никласа Лумана на его выставке в Kunsthalle Bielefeld


Как вести заметки по методу Zettelkasten

Система Никласа Лумана не потеряла актуальности и в наше время. Как показывает мой опыт, она помогает структурировать бизнес-идеи, не упустить важную информацию и в любой момент иметь к ней доступ.

Для внедрения системы в повседневную жизнь понадобятся:

Как находить новые идеи и свежие решения: метод Zettelkasten Инструмент для фиксации мыслей и идей в течение дня. Это может быть обычный блокнот, приложение в телефоне, диктофон или закрытый личный канал в Telegram. Если есть возможность, такие записи желательно вести в рукописном виде. Согласно исследованию учёных Пэм Мюллер и Дэниеля Оппенгеймера, информация, записанная от руки, лучше запоминается. К тому же записанный, а не напечатанный текст обычно более лаконичный и концентрированный.

Как находить новые идеи и свежие решения: метод Zettelkasten Справочная система, которая поможет ориентироваться в большом количестве заметок. Это могут быть теги или общие категории.

Как находить новые идеи и свежие решения: метод Zettelkasten Картотека для хранения записей. Заметки можно вести тремя способами: в бумажном виде, в текстовом редакторе или в приложениях-планерах, таких как Notion, Evernote, Obsidian.

При выборе бумажного варианта каждой карточке нужно присвоить порядковый номер: 1,2,3… Если позднее появились дополнительные идеи, новые карточки размещаются между старыми с номерами 1/1, 1/2, 1/3 и так далее — и с ссылками на них, например, в правом нижнем углу, как указано на рисунке ниже красным цветом. Аналогичным способом можно проставить к карточкам теги — ключевые слова — и сделать отдельный список с этими тегами, чтобы быстрее по ним находить информацию ↓

Чем больше будет информации в базе, тем больше взаимосвязей можно увидеть, поэтому не стоит бояться большого количества заметок. Сам Никлас Луман за жизнь создал около 90 тысяч заметок.

Этот метод позволяет не только обрабатывать и структурировать информацию, но и находить новые решения, что бывает полезно для бизнеса, особенно в нестандартных ситуациях.

Метод Zettelkasten бесполезен для срочных задач, по которым нужно быстро принимать решение, и более эффективен для долгосрочных задач, требующих большого количества данных.

Также стоит учитывать, что ведение подобной картотеки требует времени и терпения, поэтому Zettelkasten не подойдёт тем, кому не хватает усидчивости.


Чтобы система была максимально эффективной, вести записи лучше по определённым принципам

Одна идея — одна заметка

Если в заметке больше 200 слов, скорее всего, она включает в себя несколько идей и её надо разделить.

Автономность идеи

Идея должна быть чётко сформулированной и понятной. Например, если вы создаёте карточку для термина, предположим, фондового индекса — его описание и суть должны быть изложены понятными вам словами, чтобы не пришлось искать дополнительную информацию.

Взаимосвязь заметок

Записи должны быть связаны между собой, потому что одинокую заметку легко потерять в большом объёме информации. Связи делают заметку более полезной.

Простые формулировки

Идеи должны быть сформулированы своими словами, не просто переписанными или скопированными из источников. Это ведёт к лучшему пониманию материала и запоминанию информации.

Пригодится всё

Не стоит удалять устаревшие заметки — они могут понадобиться в будущем. Лучше сделать дополнительную заметку о том, почему идея стала неактуальной и связать их между собой. Устаревшие записи могут пригодиться при объяснении сложных тем и при подготовке материалов для других людей.

Не стоит бояться добавлять новые заметки

Даже если кажется, что их слишком много и такой объём информации будет сложно обработать. Самое плохое, что может случиться, — заметка не пригодится.

Как находить новые идеи и свежие решения: метод Zettelkasten курс

Насмотренность в дизайне:
как развивать
и применять

Узнать больше

  • Научитесь тренировать насмотренность — один из ключевых навыков востребованных дизайнеров
  • Узнаете базовые принципы композиции, использования цветов и работы с типографикой
  • Сможете собрать библиотеку референсов для своих проектов


Личный опыт: Zettelkasten помогает решать бизнес-задачи

Метод Никласа Лумана хорошо подходит для широкого круга рабочих задач, потому что помогает генерировать новые решения и значительно оптимизирует время работы.

Лучше всего Zettelkasten зарекомендовал себя в креативных сферах: рекламе, маркетинге, дизайне — там, где постоянно нужны свежие необычные идеи.

Также система заметок может помочь сохранить наиболее интересную и важную информацию после большого количества бизнес-встреч или при чтении научной литературы. Когда я понимаю, что из полученной информации может родиться идея, или мне просто хочется её сохранить и иметь доступ в любое время, то я сразу делаю заметку и помещаю её в общую базу.

Мозговые штурмы: находим связи между абсолютно разными на первый взгляд идеями

Для этого следует в одну папку записать все мысли, которые пришли в голову сотрудникам, а затем для дальнейшей работы разделить по тематическим блокам.

Сегодня, например, когда многие компании столкнулись с кризисом, важно рассматривать несколько вариантов развития бизнеса в зависимости от обстоятельств. В такой ситуации небанальные подходы, смелые и нестандартные идеи могут стать решающими для организации, поэтому важно собрать в одну базу все имеющиеся сценарии и посмотреть на них комплексно. Со временем карточки из этой базы идей начнут всплывать в неожиданных контекстах и будут помогать при решении задач.

Также этот метод эффективен при написании научных работ, которые требуют большого количества времени или анализа многолетнего опыта. Карточки помогают увидеть связи между различными фактами, что может упростить процесс написания таких текстов.

Исследование трендов: не боимся, что что-то потеряется

Если под каждую новую идею или вывод создавать отдельную карточку, то можно спокойно переключаться между поиском материалов и добавлением сведений в отчёт и не опасаться, что часть информации останется необработанной. При этом анализируя карточки, можно выделить наиболее актуальные тенденции.

Сбор важных для рынка событий поможет спрогнозировать будущие тренды.

Например, в фонды ESG в США в 2019 году было вложено $285 млрд, в 2020 — $542 млрд, а в 2021 году — $649 млрд. В прошлом году произошёл рост в том числе российских инвестиций в ESG. Держа в голове эти факты, инвесторы в России вложили в облигации сектора устойчивого развития 152 млрд рублей.

Можно сказать, что ESG становится устойчивым трендом и перспективным направлением для компаний и инвесторов.

Весомость этому утверждению придают и другие собранные материалы:

  • журнал Time назвал экоактивистку Грету Гутберг человеком 2019 года, сделав из этого модный и обсуждаемый инфоповод;
  • в 2021 году удвоились инвестиции в зелёные стартапы,
  • по данным опроса КАФ, 75% респондентов считают, что российские компании должны помогать поддерживать местные сообщества, а 58% предпочли бы покупать продукт или услугу у компании, которая жертвует на благотворительные цели.

С учётом общего объёма подобной информации уже можно сделать вывод о том, что ESG будет влиять на инвесторов и иметь значение при принятии ими инвестиционных решений.

Облегчает адаптацию новых сотрудников

Метод Лумана удобен при приёме на работу новых сотрудников: вместо вводных брифингов достаточно отправить файл с инструкцией по использованию картотеки, в которой хранится вся информация по клиентам, продуктам, задачам.


Резюмируем

Даже хорошо структурированные заметки — инструмент, который работает только тогда, когда его используют на постоянной основе.

Метод Zettelkasten бесполезен для срочных задач, по которым нужно быстро принимать решение, ― и более эффективен для долгосрочных задач и большого количества данных.

Чем больше заметок, тем эффективнее результат. Поскольку главный принцип Zettelkasten — правильная и тщательная обработка и распределение информации, это позволяет получить преимущества использования метода не пропустить важное.

Сегодня метод Лумана автоматизирован, поэтому собирать карточки и структурировать данные при помощи специальных программ стало легче и быстрее.


Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Как находить новые идеи и свежие решения: метод Zettelkasten

Сардар Сардаров

Инвестор, визионер, исследователь

Оцените статью

Средняя оценка 5 / 5. Всего проголосовало 6

Телеграм Нетологии