Юридические аспекты запуска онлайн-школы: как оформить проект и отношения с сотрудниками, экспертами и студентами

Юридические аспекты запуска онлайн-школы: как оформить проект и отношения с сотрудниками, экспертами и студентами

Разобраться

Российский рынок EdTech развивается, а рост популярности этой отрасли влечёт за собой появление всё новых курсов и школ. При этом запуск образовательных проектов по-прежнему вызывает много вопросов у предпринимателей, решивших заняться обучающими продуктами. И один из самых сложных вопросов — организация процесса с точки зрения закона.

Юрист Нетологии Юлия Сидорова рассказала, какие законы и нормативные акты стоит учитывать, чем отличаются форматы образовательных проектов и как оформлять отношения с сотрудниками, экспертами и студентами.


Юридические аспекты запуска онлайн-школы: как оформить проект и отношения с сотрудниками, экспертами и студентами

Юлия Сидорова

Юрист Нетологии

Законы и нормативные акты, на которые стоит ориентироваться

При запуске образовательного проекта необходимо учитывать официальные документы, которые регламентируют форматы, требования к ведению деятельности, порядок отчётности и ответственность перед государством, сотрудниками и клиентами.

Разобраться со всем этим помогут следующие законы и нормативные акты:

Как оформить онлайн-курс

С юридической точки зрения первым делом перед запуском образовательного онлайн-проекта необходимо задуматься, как упаковать продукт.

Есть три формата:

  • онлайн-курс как образовательный продукт;
  • онлайн-курс как информационно-консультационная услуга;
  • онлайн-курс как лицензионное соглашение — то есть предоставление доступа к контенту.

Разберём подробнее условия и требования, которые необходимо соблюдать, а также плюсы и минусы каждого из этих вариантов. Сразу отметим, что второй и третий формат во многом похожи.

Онлайн-курс как образовательный продукт

Условия и требования

Юридические аспекты запуска онлайн-школы: как оформить проект и отношения с сотрудниками, экспертами и студентами Необходимо подчиняться требованиям ФЗ «Об образовании в РФ».

Юридические аспекты запуска онлайн-школы: как оформить проект и отношения с сотрудниками, экспертами и студентами Оформляется лицензия. Если школа будет работать как организация или ИП с педагогическими работниками. Если ИП без работников, то лицензия не нужна. Тогда с клиентами заключается договор на образовательные услуги. Обычное физическое лицо не может получить лицензию — только ИП или юридическое лицо.

Есть интересное исключение, возможно, кто-то им воспользуется: лицензию не нужно получать частным образовательным организациям, которые ведут частную образовательную деятельность на территории инновационного центра «Сколково».

Юридические аспекты запуска онлайн-школы: как оформить проект и отношения с сотрудниками, экспертами и студентами Необходимо использовать корректную терминологию. Из ФЗ «Об образовании в РФ»: «образовательная программа», «учебный план», «педагог», «преподаватель», «образовательная деятельность», «обучающийся», «ученик».

Юридические аспекты запуска онлайн-школы: как оформить проект и отношения с сотрудниками, экспертами и студентами В названии и договоре отражаются соответствующий вид и уровень образования. Каждая программа имеет своё направление. Возьмём дополнительное образование: если у нас ИП с лицензией на дополнительное образование детей и взрослых, то программа будет называться «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Английский язык для начинающих“». Если у нас профессиональное образование, то «Дополнительная профессиональная программа „QA-тестировщик“».

Эти названия необходимо указывать в соответствии со статьёй 54 ФЗ «Об образовании в РФ». Иначе могут быть проблемы при проверке.

Юридические аспекты запуска онлайн-школы: как оформить проект и отношения с сотрудниками, экспертами и студентами Оформляются паспорта программ. Лицензирующий орган проверяет паспорт программы уже на стадии лицензирования. И хотя строгой формы паспортов, которая установлена законом, нет, он должен содержать определённые разделы. При создании паспорта программы мы смотрим на ФЗ «Об образовании в РФ» и методические рекомендации Министерства образования.

В общих чертах, это документ, где нужно расписать:

  • для чего предприниматель создаёт программу;
  • какое у школы или курса направление и тема обучения;
  • кого будут обучать — детей или взрослых;
  • количество часов по темам, а также календарный план, то есть учебный график со всеми сроками. Например, в первый месяц проходят первый раздел, а во второй — два следующих;
  • организационно-педагогические условия — какие педагоги, условия формирования группы, форма обучения, форма проведения занятий и так далее;
  • материально-техническое обеспечение — либо платформа, либо какие-то информационные ресурсы, которые могут быть использованы. Или требования к компьютерам и программным обеспечениям, которые должны быть у слушателей;
  • какая литература используется и рекомендуется обучающимся.

В некоторых субъектах есть отдельные распоряжения или постановления, которые регламентируют содержимое паспорта. Например, в Санкт-Петербурге есть распоряжение Комитета по образованию г. Санкт-Петербург № 1676-р от 25.08.2022 «Об утверждении критериев оценки качества дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и индивидуальными предпринимателями Санкт-Петербурга», где подробно расписано, что нужно указать и какие характеристики должны быть.

При лицензировании важно, где зарегистрировано юридическое лицо или где адрес регистрации индивидуального предпринимателя. Именно от адреса зависит порядок лицензирования.

Причём это касается именно онлайн-образования. Если мы говорим про офлайн, можно предоставлять договор аренды помещения в другом регионе, тогда лицензироваться нужно по порядку региона, где арендуется помещение.

Но если речь об онлайн-образовании, лицензируется то помещение, где юридический адрес или адрес регистрации. Если ИП живёт в Москве, то он будет проходить порядок лицензирования в Москве. Владелец онлайн-школы, у которой юридический адрес помещения в Новосибирске, будет получать лицензию в Новосибирске.

При проверках будут приходить на указанный адрес. Аргумент, что есть ещё одно помещение, где находится всё оборудование, не будет работать. Возможно, это недостаток нашего законодательства и его потом как-то изменят, но пока работает так.

Плюсы

  • Легальная деятельность вызывает у клиентов больше доверия. Если у школы есть лицензия, значит, она прошла процедуру в государственных органах и в глазах клиентов выглядит надёжнее.
  • Возможность оформлять налоговый возврат. Если школа лицензирована и у неё есть соответствующий договор, клиент в конце года может предоставить налоговой службе необходимые документы и получить налоговый вычет 13%. Особенно приятно получить такой вычет, если стоимость курса высокая.
  • Возможность принимать оплату услуг из средств материнского капитала. Не все родители готовы платить за обучение ребёнка из своего кармана. Для оплаты можно использовать материнский капитал, причём на образование любого из детей в семье, как только ребёнку, на которого выдан сертификат, исполнится три года. На дату начала обучения студенту должно быть не больше 25 лет.
  • Возможность использовать патентную систему налогообложения. Это специальный налоговый льготный режим для ИП, который часто есть в регионах — и именно для сферы образования. В этом случае предприниматель вместо уплаты налогов и сдачи налоговой декларации оплачивает патент — фиксированную сумму, которая рассчитывается исходя из вида и места ведения деятельности.Для информационно-консультационных услуг и лицензионных соглашений патентной системы нет, поэтому все стремятся получить лицензию и оформить школу как образовательный продукт, чтобы сэкономить на налогах.

Минусы

  • Дополнительные обременения по исполнению законодательства. Создание паспортов программ, сайта и специального раздела «Сведения об образовательной организации», локальных нормативных актов по образовательной деятельности.
  • Дополнительные расходы по найму педагогических работников. У этой категории работников особые условия труда. Предпринимателю будет необходимо закладывать расходы времени и финансов, чтобы проводить регулярные медосмотры, повышения квалификации, удлинённые отпуска и прочее.

Юридические требования к образовательной деятельности

Чтобы удостовериться, что при запуске образовательного проекта были соблюдены все требования, государственные органы будут проверять:

  • сайт — на нём должен быть специальный раздел «Сведения об образовательной организации», который содержит основную информацию, локальные нормативные акты, лицензию, устав и прочее;
  • паспорта программ;
  • наличие преподавателей по трудовым договорам или договорам ГПХ, а если в проекте есть программы ДПО — ещё и наличие научных сотрудников;
  • договоры об образовании — должны соответствовать Постановлению Правительства РФ от 15.09.2020 №1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» и статье 54 ФЗ «Об образовании в РФ»;
  • локальные нормативные акты;
  • образовательную документацию — приказы о зачислении и отчислении, журнал выданных справок и документов о квалификации, протоколы итоговой аттестации.

Онлайн-курс как информационно-консультационная услуга

Условия и требования

Юридические аспекты запуска онлайн-школы: как оформить проект и отношения с сотрудниками, экспертами и студентами Применяются общие требования Гражданского кодекса РФ.

Юридические аспекты запуска онлайн-школы: как оформить проект и отношения с сотрудниками, экспертами и студентами Оформляется договор на оказание информационно-консультационных услуг.

Юридические аспекты запуска онлайн-школы: как оформить проект и отношения с сотрудниками, экспертами и студентами Не нужно получать лицензию на оказание образовательных услуг. Однако при отсутствии лицензии важно соблюдать определённые требования, чтобы деятельность не была признана образовательной. Если шифровать образовательную деятельность под информационно-консультационные услуги, прокуратура может обязать получить лицензию или заплатить штраф.

Юридические аспекты запуска онлайн-школы: как оформить проект и отношения с сотрудниками, экспертами и студентами Запрещено использовать терминологию из ФЗ «Об образовании в РФ». Чтобы не навлечь на себя проверку и чтобы во время неё деятельность не квалифицировали как образовательную без лицензии, очень важно использовать верную терминологию.

Важно максимально избегать терминов из ФЗ «Об образовании в РФ». Здесь допустимы такие: «курс / информационный курс», «мероприятие», «наставник / ментор / куратор», «раздел курса», «тема занятия», «заказчик», «участник мероприятия».

Название может быть, например, «Курс „Введение в 3D-моделирование“» или «Информационный курс „Как заработать первые 100 тысяч рублей на копирайтинге“». Опять же — без всяких образовательных терминов.

Плюсы

  • Меньше требований к деятельности со стороны закона.
  • Меньше внутренней документации — не нужно готовить паспорта программ, локальные нормативные акты и прочее.
  • Меньше вероятности проверок от прокуратуры и Рособрнадзора.

Минусы

  • Много аналогичных конкурентов, сложнее подсветить ценность продукта.
  • При неправильном оформлении курса деятельность могут признать образовательной и привлечь к ответственности.
  • Клиенты не могут оплатить услуги с использованием средств материнского капитала.
  • Клиенты не могут получить налоговый вычет после оплаты курса.
  • Нельзя использовать патентную систему налогообложения.

Онлайн-курс как лицензионное соглашение

Условия и требования

Юридические аспекты запуска онлайн-школы: как оформить проект и отношения с сотрудниками, экспертами и студентами Применяются общие требования Гражданского кодекса РФ.

Юридические аспекты запуска онлайн-школы: как оформить проект и отношения с сотрудниками, экспертами и студентами Оформляется специальный лицензионный договор. Он предоставляет право использования материалов и контента, то есть в первую очередь речь идёт об интеллектуальных правах.

Юридические аспекты запуска онлайн-школы: как оформить проект и отношения с сотрудниками, экспертами и студентами Необходимо обеспечивать хранение материалов курса на серверах. Потому что доступ, как правило, даётся на длительный срок. Поэтому следует сразу оценить, есть ли возможность хранить контент на серверах.

Юридические аспекты запуска онлайн-школы: как оформить проект и отношения с сотрудниками, экспертами и студентами Не нужно получать лицензию на оказание образовательных услуг.

Юридические аспекты запуска онлайн-школы: как оформить проект и отношения с сотрудниками, экспертами и студентами Запрещено использовать терминологию из ФЗ «Об образовании в РФ». Используемая терминология, как в формате информационно-консультационных услуг: «курс / информационный курс», «мероприятие», «наставник / ментор / куратор», «разделы курса / темы занятий». Только здесь можно добавить новый термин: у нас появляется «лицензиат» — это тот, кто получает лицензию на использование материалов курса или школы.

Так же и с названием — уместны «курс / информационный курс», но ещё добавляется «доступ к курсу / контенту / части платформы». Такие названия можно встретить у крупных онлайн-школ. Например: «Курс „Введение в 3D-моделирование“», «Информационный курс „Как заработать первые 100 000 рублей на копирайтинге“».

Плюсы и минусы такие же, как во втором способе.

Плюсы

  • Меньше требований к деятельности.
  • Меньше внутренней документации.
  • Меньше проверок.

Минусы

  • Много аналогичных конкурентов, сложнее подсветить ценность продукта;
  • При неправильном оформлении курса деятельность могут признать образовательной и привлечь к ответственности.
  • Клиенты не могут оплатить услуги с использованием средств материнского капитала.
  • Клиенты не могут получить налоговый вычет после оплаты курса.
  • Нельзя использовать патентную систему налогообложения.

Как оформить отношения

Заключение договора с сотрудниками и экспертами

Для закрепления официальных отношений с сотрудниками и экспертами есть два типа договоров:

  • трудовой договор — когда человека оформляют в штат и работают с ним в соответствии с Трудовым кодексом РФ;
  • договор гражданско-правового характера — это уже партнёрские отношения, в которых предприниматель выступает заказчиком, а эксперт — исполнителем. Договор ГПХ заключается в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Некоторые выделяют самозанятость, но по факту это не отдельный договор, а специальный налоговый режим. Самозанятый гражданин — это обычное физическое лицо, которое самостоятельно платит налог на профессиональный доход. Больше ничего со статусом самозанятого в отношениях не меняется.

Договор — это всегда соглашение двух и более сторон. Каждый экземпляр подписывается каждой стороной. Это очень важно. Если у нас не будет подписи эксперта или сотрудника, юридически это значит, что он не согласился с нашими условиями, и наш договор не заключён. В критической ситуации нам не на что будет ссылаться в суде.

Вникать в подробности заключения трудового договора не будем, поскольку здесь действуют все стандартные нормы Трудового кодекса: зарплата должна быть не ниже МРОТ и выплачиваться два раза в месяц, работник наделён всеми правами (отпуск, больничный) и обязанностями (рабочий график, сохранность имущества работодателя и прочее).

Договор ГПХ более гибкий — есть несколько способов его оформления. И прописать туда можно все необходимые условия.

Главное, что важно учесть в договоре с экспертом — передача прав на интеллектуальную собственность. Здесь важно предусмотреть, чтобы эксперт отдавал либо исключительные права на контент, либо права использования созданных материалов. Обычно эксперты боятся, что не смогут потом использовать свои материалы в другом месте. Важно объяснить, что если нам отдают исключительные права, то мы становимся их владельцем, можем потом продать кому-то этот контент или разрешить его использовать — в общем, делать с ним всё, что захотим, без согласия эксперта.

Но если эксперт даёт права использования, то обычно прописывается срок использования этих прав, территория, способы и цели. Если эксперт даёт неисключительную лицензию на использование контента по курсу «QA-тестировщик», это значит, что можно использовать контент только в соответствии с прописанными условиями. Но при этом эксперт может продолжить использовать и перерабатывать свои материалы — и даже дать право использования этих же материалов другой компании.

Мы согласуем это с экспертом и прописываем в договоре. Если эксперт говорит «я предоставляю вам этот контент, и вы не можете его править», значит, править его нельзя. Можно только в том случае, если в договоре прямо прописано, что вносить изменения в контент разрешается.

Заключение договора со студентами

При составлении договора со студентами в первую очередь мы руководствуемся Гражданским кодексом РФ. Если речь о договоре об образовании, мы также заглядываем в статью 54 ФЗ «Об образовании в РФ» и в пункт 13 Постановления Правительства №1441. Именно в этих нормах содержится перечисление требований, которые предъявляются к договору об образовании.

У каждого проекта могут быть свои особенности, которые важно зафиксировать в договоре. Мы опишем основные разделы, ориентируясь на проблемы, которые часто возникают у предпринимателей.

Права и обязанности сторон

Здесь необходимо прописать, что предприниматель обязуется делать и что вправе сделать. И с другой стороны — что может делать обучающийся и что он не может делать. Например, предприниматель обязуется предоставить доступ к материалам программы. Он проверяет домашние задания, но не обеспечивает бессрочный доступ к видеозаписям занятий. Всё это важно закрепить в правах и обязанностях сторон, чтобы у обучающегося не возникало заблуждений.

Порядок оказания услуг

В этом разделе следует прописать, в какой срок предприниматель предоставляет доступ к занятиям или начинает обучение, а также в какие сроки проверяет домашнее задание, если они есть, и в течение какого срока хранит контент на своей платформе. Здесь же указывают длительность занятий.

Расскажу один кейс, которым со мной делился предприниматель. Он продавал занятие продолжительностью 45 минут, но так как обучающийся — маленький ребёнок, преподаватель выстраивал работу так: занимался 20 минут, делал 10-минутный перерыв и оставшееся время также занимался по теме. Во время перерыва он организовывал игры, чтобы удержать внимание ребёнка и не потерять его мотивацию. Потом пришёл родитель и возмущённо спросил: «А почему вы занимаетесь не 45 минут?». Если в курсе есть такие нюансы, их тоже важно прописать в договоре, чтобы подобных недопониманий и претензий не возникало.

Стоимость и порядок оплаты услуг

Здесь мы фиксируем полную стоимость обучения и порядок оплаты. В оферте перечисляем все возможные способы оплаты услуг. А если у нас двух- или трёхсторонний договор, необходимо прописать порядок оплаты услуг, который применяется в конкретном случае.

Это может быть 100%-ная предоплата, 100%-ная постоплата, кредиты или рассрочка от банка, а также абонентские платежи — когда студент вносит равные части суммы регулярно. Например, на длительном курсе ежемесячно платит 5–6 тыс. руб.

Также в этом блоке крайне важно обозначить конкретные сроки, когда предприниматель ожидает вторую часть оплаты. Бывает, что студенты придираются к формулировке «50% предоплаты, 50% — потом». Когда это «потом» в договоре не прописано, и студент начинает говорить: «Вы же сказали, что потом. Это не значит, что через месяц. Не значит, что в середине обучения. Я вообще планировал вам заплатить через три года».

Правила возврата

Во-первых, в законе есть положение, это статьи 781 и 782 Гражданского кодекса РФ. Даже если в договоре ничего не написано, можно ссылаться на статьи ГК РФ. Там сказано, что если заказчик досрочно отказывается от договора по личным убеждениям, то он обязуется возместить предпринимателю фактически понесённые расходы.

В переводе с юридического на русский это значит следующее: если человек купил онлайн-курс, посмотрел один модуль из четырёх, а после этого решил прервать обучение и вернуть свои деньги, в силу закона он всё равно должен будет оплатить пройденный модуль. С этим многие могут быть не согласны, но это прямо указано в законе, поэтому здесь правда на стороне предпринимателя. Если, конечно, у него нет недобросовестных действий.

Во-вторых. Если оказание услуг невозможно в силу каких-то обстоятельств, которые не зависят ни от предпринимателя, ни от клиента, например, студент застрял в пробке или у него заболел ребёнок, то занятия всё равно должны быть оплачены. Потому что педагог уже находится в кабинете и готов оказывать услуги. То обстоятельство, что студент не приехал, зависит либо от самого студента, либо ни от кого.

В-третьих, если я как предприниматель отказываюсь от договора по каким-то условиям, например, у меня не набралась группа, то все деньги я должна вернуть своим клиентам, чтобы у них не возникало неоправданных расходов.

Это нормы закона, но их всё равно лучше прописать в договоре, чтобы при подписании договора человек своими глазами увидел, что это не что-то выдуманное, а законное условие взаимоотношений.

Если у предпринимателя есть встречные пожелания, например, он готов провести занятие в другой день, перенести его или предоставить дни для отработок, то это тоже необходимо прописать в договоре, чтобы в дальнейшем не было никаких возражений и споров. Например, если обучающийся пропустил вебинар во вторник, то в пятницу он может подключиться к группе отстающих, с которыми занимаются отдельно.

Правила расторжения договора

По общему правилу договор может быть расторгнут по соглашению сторон — это когда клиент и сотрудник школы подписывают соглашение о расторжении договора и решают, какую часть денег предприниматель будет возвращать. Если прошла половина курса, то возвращает половину оплаты.

Также существует право на односторонний отказ от договора. В статьях 781 и 782 Гражданского кодекса прямо закреплено, что и предприниматель, и заказчик могут отказываться от договора.

Кроме того, есть отдельные основания по отчислению обучающегося из образовательной организации, которые закреплены в ФЗ «Об образовании в РФ». Так, нельзя отчислить детей до 15 лет и особенную категорию детей — с психическими расстройствами.

К остальным отчисления могут применяться как меры дисциплинарного взыскания. Обычно в случаях, если обучающийся не осваивает программу, прогуливает, не сдаёт домашнее задание, не выполняет какие-то нормы или нарушает дисциплину. Но лучше не рубить сплеча, а сначала воспользоваться замечанием или выговором, только потом, если спор вообще никак нельзя урегулировать, прибегать к отчислению.

Резюме

Существует 12 основных законов и нормативных актов, которыми необходимо руководствоваться при запуске образовательного онлайн-проекта. Они регламентируют форматы, требования к ведению деятельности, порядок отчётности и ответственность предпринимателя перед государством, сотрудниками и клиентами.

С юридической точки зрения самое первое, что необходимо сделать перед запуском образовательного онлайн-проекта — задуматься, как упаковать продукт.

Есть три формата оформления онлайн-курса:

  • Образовательный продукт. Главные особенности — необходимость получать лицензию и строгое соблюдение Федерального закона «Об образовании в РФ». Это ресурсозатратнее, но обычно вызывает больше доверия у клиентов, которые, кроме прочего, могут оплачивать обучение из средств материнского капитала, а также оформлять налоговый возврат.
  • Информационно-консультационная услуга. Главные особенности — подчинение Гражданскому кодексу РФ и отсутствие необходимости получать лицензию. К такому формату меньше требований со стороны закона, как следствие — меньше внутренней документации и вероятности проверок. Однако при неправильном оформлении курса деятельность могут признать образовательной и привлечь к ответственности.
  • Лицензионное соглашение. Плюсы и минусы аналогичны предыдущему формату. А отличительная черта — необходимость оформлять специальный лицензионный договор.

Для оформления отношений с сотрудниками и экспертами в образовательных проектах используют два формата договоров:

  • трудовой договор — когда человека оформляют в штат и работают с ним в соответствии с Трудовым кодексом РФ;
  • договор гражданско-правового характера — это уже партнёрские отношения, в которых предприниматель выступает заказчиком, а эксперт — исполнителем. Договор ГПХ заключается в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

При этом главное, что важно учесть в договоре с экспертом — передача прав на интеллектуальную собственность. Исключительные права позволяют без согласия с экспертом делать с контентом всё, что захочет предприниматель. При получении права использования прописывается срок использования этих прав, территория, способы и цели. А если эксперт даёт неисключительную лицензию на использование контента по конкретному курсу, можно использовать контент только в соответствии с прописанными условиями. Сам эксперт может продолжить использовать и перерабатывать свои материалы, а также дать право использования этих же материалов другой компании.

При составлении договора со студентами в первую очередь мы руководствуемся Гражданским кодексом РФ. Если речь о договоре об образовании, мы также заглядываем в статью 54 ФЗ «Об образовании в РФ» и в пункт 13 Постановления Правительства №1441. Именно в этих нормах содержится перечисление требований, которые предъявляются к договору об образовании.

Во избежание недопониманий и претензий со стороны обучающегося, в договоре с клиентом особенно важно чётко зафиксировать порядок оказания услуг, а также стоимость и порядок оплаты, учтя при этом все нюансы образовательной программы и рабочих процессов школы.


Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Юридические аспекты запуска онлайн-школы: как оформить проект и отношения с сотрудниками, экспертами и студентами

Юлия Сидорова

Юрист Нетологии

Оцените статью

Средняя оценка 4.9 / 5. Всего проголосовало 18