Умение конспектировать — важный навык, особенно для студентов. В результате этого процесса учащийся получает хорошо структурированный материал, смысловая целостность которого будет полезна ему даже спустя время. Ведь конспектирование позволяет анализировать, запоминать, хранить, восстанавливать полученную информацию и делиться ею, а также помогает применять новые знания на практике.
Рассказываем, зачем во время обучения уделять внимание конспектированию, в каком формате это можно делать, какие методы ведения конспектов популярны и какие принципы при этом следует соблюдать. А также делимся личным опытом выпускницы EdMarket Камилы Бахтиар, которую страсть к конспектам привела к открытию собственной студии методологии — первой в Казахстане.
Зачем вести конспекты во время обучения
Чтобы структурировать новые знания. Ведение конспектов требует от студентов концентрации. А фокус на новой информации, в свою очередь, подталкивает их структурировать изученное. Для упаковки как раз прекрасно помогают конспекты, независимо от того, в каком формате студент их ведёт. Главное — системный подход.
Чтобы эффективнее запоминать. Человеческий мозг очень любит организованность. Чем чётче организован материал, тем лучше он усваивается, а значит, лучше запоминается. Когда студент переводит новую информацию на свой язык, он упрощает для себя её понимание. А данные, которые человек закодировал понятным для себя образом, он запомнит гораздо лучше. Потому что такое кодирование выстраивает связи между прошлыми и новыми знаниями.
Чтобы быстрее вспоминать. Чёткая структура конспектов упростит повторение материала и поможет освежить в памяти давно изученное. С помощью конспектов можно организовать удобную систему — базу знаний, хранящую документы, заметки, полезные ссылки и дополнительные материалы по теме курса. Причём как онлайн — в Notion или на Google Диске, так и в привычных тетрадях и блокнотах.
В каком формате можно вести конспекты
В электронном — текстовые и визуальные заметки в электронном документе, приложениях или личном кабинете образовательной платформы. Быстрые текстовые заметки могут быть удобны в тех случаях, когда важно на ходу фиксировать свои мысли и основные тезисы эксперта. А визуальные — в виде схем и с использованием разных визуальных элементов, когда нужно структурировать уже изученное.
У студентов Нетологии, например, есть возможность делать простые текстовые заметки прямо во время просмотра вебинаров и видеоуроков. Для кого-то это может быть вспомогательный инструмент, который позволит вернуться к важным моментам занятия и тезисам эксперта, а после оформить конспект в отдельном документе. А кому-то может быть удобно двигаться по структуре модулей и курса, возвращаясь к пометкам и развёрнутым комментариям прямо под видео.
В письменном — от руки в блокноте или рабочей тетради. Классический способ оформления учебных материалов, знакомый большинству ещё со школьных времён. Согласно недавнему исследованию Paper Notebooks vs. Mobile Devices: Brain Activation Differences During Memory Retrieval учёных Токийского университета, конспектирование от руки позволяет лучше запоминать информацию, чем при печати. Это связано с тем, что во время письма возрастает активность мозга. Благодаря чему усвоение информации, которую фиксирует студент, также может быть более эффективным.
5 популярных методов ведения конспектов
Метод Корнелла
Этот метод разработал профессор Корнелльского университета Вальтер Паук. Чтобы применить его, нужно взять лист А4, положить его перед собой вертикально и сделать соответствующую разметку:
- провести две горизонтальные линии — одну вверху, чтобы очертить место для заголовка и даты, а другую — внизу, чтобы под ней можно было записать пять-шесть предложений, суммирующих содержание конспекта на этой странице;
- в оставшейся средней части листа нужно провести одну длинную вертикальную линию, разделяющую его на две неравные колонки. Та, что слева, должна быть у́же правой. Рекомендованная ширина — примерно 6 см.
Лист заполняется по ходу прослушивания лекции или чтения учебника. Делать основные записи следует в широкой колонке справа. Между предложениями лучше оставлять свободное пространство, чтобы позже можно было что-то дописывать. Левая колонка заполняется после лекции. В неё следует вынести самые важные идеи, имена, даты, сформулировать вопросы. А нижнее поле заполняется спустя 24 часа после занятия. Туда студент вносит свои выводы и инсайты по теме.
Метод Корнелла стимулирует студентов перечитывать свои конспекты, дополнять их и перерабатывать. Однако если учащемуся некогда возвращаться к своим записям, большого толка от такого формата не будет.
Интеллект-карты
Mind maps, они же ментальные или интеллект-карты, — широко распространённая техника организации информации, которая представляет собой схематичное изложение данных, разложенных по полочкам.
Интеллект-карты разработал британский психолог Тони Бьюзен. Его метод представляет собой древовидную схему, в центре которой — ключевой объект, тема или идея, а по сторонам от центра — составные части, представляющие задачи и ресурсы.
Сейчас существует множество программ и приложений для создания интеллект-карт, которые позволяют использовать готовые шаблоны, добавляя в них свои данные. При этом зачастую структуру можно менять на свой вкус: добавлять или уменьшать количество ключевых тем, подтем и ветвей, менять цвет или форму ячеек.
Юлия Баранова
методолог УМО Нетологии
В курсах Нетологии есть сквозной модуль «Учимся учиться», где в формате сторителлинга мы рассказываем студентам, с какими сложностями они могут столкнуться в процессе обучения и как их преодолеть. Трек построен на взаимодействии с персонажем, однокурсницей Настей, которая, как и наши студенты, обучается на курсе и сталкивается с различными сложностями. Таким образом, студенты могут либо давать советы Насте, либо получить советы от неё.
Один из материалов, который мы даём студентам в рамках этого трека — о том, как вести конспекты лекций и вебинаров, которые они посещают. Мы предлагаем делать это в наглядной технике майнд-карт, позволяющей визуализировать полученную информацию, вытаскивать ключевые идеи материала и фиксировать основную информацию по каждой из таких идей.
Мы считаем это важным и просим студентов вести конспекты, потому что конспектирование — один из способов обучения. Когда студенты ведут конспект, они отделяют главное от второстепенного, лучше структурируют информацию и запоминают материал. Кроме того, качественно сделанный конспект помогает быстрее и эффективнее выполнить домашнее задание, ведь основная информация уже зафиксирована в одном источнике.
Метод предложений
Метод похож на классический способ стенограммы — когда студент в своём темпе просто фиксирует всё, что говорит лектор. Однако есть существенное отличие — здесь важно стараться умещать каждый тезис на одну строку и обязательно нужно присваивать каждому из них порядковый номер. Нумерация должны быть выделена цветом, отличным от цвета основного текста.
Проставка номеров рядом с каждой строкой позволит делать перекрёстные ссылки между записанными мыслями, используя краткие пометки вроде «см. №5». Такой формат тренирует навык вычленять главное и формулировать самое важное, не растекаясь мыслью.
Метод течения или потока (flow method)
Этот метод сформулировал канадский писатель Скотт Янг, известный своими неординарными самообразовательными проектами, автор книги «Суперобучение». Суть метода Янга заключается в том, что важно записывать больше собственных мыслей относительно темы занятия, а не слов лектора. По мнению автора, лишь фокус на личных умозаключениях позволяет хорошо усваивать материал. Это учит думать и генерировать собственные идеи.
Поток мыслей и вольные комментарии, прилагающиеся к самым важным тезисам лектора, могут подойти не всем. Одним студентам метод поможет лучше разобраться в теме — благодаря параллельной переработке полученной информации. Но другие должны внедрять его с осторожностью. Он может не подойти в ситуациях, когда важна точность и дословное воспроизведение пройденного материала.
Подробнее о своём методе Скотт Янг рассказал в книге Learn More, Study Less.
Метод Zettelkasten
Этот метод не подойдёт для конспектирования лекций на ходу, но будет очень полезен для работы с учебниками и структуризации усвоенных знаний. Система Zettelkasten считается одним из самых эффективных способов вести заметки. Её разработал немецкий социолог Никлас Луман, автор множества книг и научных статей, в работе над которыми ему как раз помогал этот способ организации информации.
Zettelkasten в переводе с немецкого — «ящик для заметок». Он представляет собой картотеку. У Лумана это был шкаф с 24 выдвижными ящиками, внутри которых располагались бумажные карточки, заполненные особым образом. Например, автору метода было важно вести карточки от руки, но по мере их накопления база может стать слишком объёмной. Поэтому современный студент, интересующийся этим методом, может сформировать базу с помощью аналогов — подход Zettelkasten можно встретить, например, в Notion и Obsidian.
Для классического варианта Zettelkasten потребуется завести коробку под небольшие карточки. На каждой карточке размером с ладонь — лаконичные заметки. Каждая карточка заполняется только с одной стороны и содержит:
- нелинейный номер — для маркировки можно использовать, например, дату и время записи. Это позволит создавать бесконечное количество уникальных номеров;
- краткую идею, вывод, аргумент или концепцию — причём нужно, что одна карточка содержит только одну мысль, поэтому и важно формулировать лаконично;
- ссылку на связанные карточки;
- информацию о первоисточнике, если он есть.
Коробки с карточками можно классифицировать по общим признакам: темам, персоналиям, эпохам и тому подобное. Чтобы этот метод приносил плоды, обращаться к картотеке следует ежедневно. Связывая новые карточки с архивными при помощи ссылок, можно улучшить мыслительный процесс и отточить креативность.
При этом следует избегать прямого цитирования. Чужие интересные мысли необходимо записывать своими словами, лишь тогда картотека станет уникальной авторской базой умозаключений, комментариев и идей.
5 основных принципов работы с конспектами
Готовить инструменты заранее
Все инструменты, необходимые для конспектирования, следует готовить до занятия и сразу класть на рабочее место.
Для рукописных конспектов:
- карандаш и две простые ручки, одна из которых запасная;
- цветные ручки, маркеры и стикеры, чтобы выделять главное;
- тетрадь с достаточным количеством чистых листов, съёмные листы блокнота или отдельные листы А4, а в идеале ещё и папку, в которой можно организовать хранение всех записей, если они ведутся не в тетради.
Для электронных конспектов:
- проверить уровень заряда или близость розетки, если посетить занятие предстоит удалённо, а вести заметки — в приложениях;
- проверить скорость интернета, отклик клавиатуры и мыши;
- открыть и проверить страницы приложений, которые будут использоваться для конспектирования.
Также при подготовке полезно:
- перед грядущим занятием — просмотреть записи с предыдущего, если есть возможность, то составить скелет нового конспекта;
- перед конспектированием книги или учебника — сначала изучить их структуру и содержание, чтобы сразу понять объём и особенности материала, главные тезисы и термины.
Внимательно слушать и записывать только важное
При конспектировании важно быть активным слушателем и записывать информацию только после того, как она осмыслена. Собственно, без этого качественное конспектирование и вовсе невозможно. Механическая фиксация не приносит пользы, потому что если записывать речь лектора дословно, то на ходу вникнуть в её суть будет затруднительно.
Важно сосредоточиться на ключевых терминах, постараться определить логические связи между понятиями и главную информацию. Для этого следует фиксировать отдельные слова или фразы, наиболее тесно связанные с темой занятия: даты, имена, теории, определения — лишь самые важные.
При этом особое внимание следует уделять прежде неизвестному. Нет никакой необходимости записывать то, что уже усвоено. Однако если новое тесно связано с известным, можно сделать краткую пометку, чтобы зафиксировать связь между ними.
Разработать удобную для себя систему сокращений
Живая речь быстрее среднестатистической скорости письма, поэтому чтобы успевать записывать за лектором, полезно заранее разработать систему сокращений. Но важно установить понятные для себя правила, иначе после занятия может быть сложно расшифровать свои записи. По этой же причине имеет смысл сделать на форзаце тетради пометки с перечислением и объяснением всех сокращений, которые будут использоваться при конспектировании.
Для сокращений в конспектах уместны:
- аббревиатуры и сокращения — «гос-во» вместо «государство», «кол-во» вместо «количество», «РС (Я» вместо «Республика Саха (Якутия)», «подс.-огн. зем» вместо «подсечно-огневое земледелие»;
- математические символы — + вместо «плюс», «к тому же» или «положительный», = вместо равно, => вместо «следовательно», || вместо «параллельно»;
- сигнальные символы — галочка или восклицательный знак рядом с ключевым понятием, латинская пометка NB!, призывающая обратить внимание;
- согласные — а точнее уместно опускать гласные. Так, например, студент-дизайнер может сокращать стержневое понятие своей будущей профессии как «дзн».
Выделять главное — цветом и визуальными элементами
Делать конспект хорошо структурированным и красочным важно потому, что мозгу нравится порядок и системность. К таким записям приятно возвращаться, чтобы разобрать и повторить материал, чего нельзя сказать о трудночитаемых и плохо организованных конспектах.
Вот несколько правил, которые помогут структурировать информацию:
- начинать записи по новой теме или занятию с новой страницы;
- стараться писать разборчиво, поработать над аккуратностью почерка;
- соблюдать расстояние между строками, расчерчивать поля, отступать абзацы и сохранять свободное пространство на случай, если потребуется сделать дополнительные записи после занятия;
- использовать схемы и символы — таблицы, графики, диаграммы, маркированные списки, стрелки, рамки, линии, геометрические фигуры. Всё это поможет зафиксировать связи между элементами конспекта и повысить качество запоминания;
- внедрить цветные коды — выделять главное с помощью цвета, за каждым из которых можно закрепить ту или иную группу элементов. Цвет поможет сформировать логические связи и ассоциации. Так, зелёным можно выделять ключевые термины, жёлтым — даты, красным — выводы.
Повторять законспектированное
Сколь бы красивыми и аккуратным ни был конспект, очень важно к нему возвращаться. Через 20 минут после получения новой информации мы забываем около 60% из неё. Поэтому чтобы она полностью перешла в долговременную память, её нужно повторять. Существует несколько эффективных интервалов для повторения: через 20 минут после занятия, через час, через 9 часов и через 24 часа.
На просмотр записей достаточно выделять 15–20 минут. Возможно, спустя некоторое время захочется дополнить заметки, добавив информацию, которой, на свежий взгляд, не хватает. После этого можно проверить себя: закрыть конспект и кратко пересказать записанное, объясняя тему вслух или про себя, себе или другому. Объяснение другому позволит оценить не только память, но и то, насколько хорошо усвоен материал, всё понятно автору конспекта и достаточно ли он информативен. В конце можно зафиксировать, что уже усвоено, а что упущено и требует доработки.
- Научитесь определять свои ценности и на их основе формулировать цели
- Узнаете, как разделять цели на задачи и выстраивать путь к их решению
- Научитесь добиваться всего, что запланировали
Личный опыт: выпускница EdMarket — об интуиции и страсти к конспектированию
Камила Бахтиар
основатель и руководитель студии методологии KAMI, выпускница курса EdMarket «Методист онлайн-курсов»
Создавать креативные визуальные конспекты и превращать информацию из хаоса в структуру — моя страсть. До прихода в EdTech я много лет работала архитектором вместе с Юджи Имайо — последним учеником всемирно известного японского архитектора Кишо Курокава. Мы разработали генеральные планы крупных городов, строили мосты, проектировали аэропорты, стадионы, рекреационные зоны в Японии, Сингапуре, Италии, Индии, России и Казахстане.
Обучаясь в архитектурной академии, я делала очень много конспектов, превращая сухую теорию в красочный и понятный материал. Это многих впечатляло. Студенты и преподаватели начали обращаться ко мне за помощью — и так о моих конспектах узнал весь вуз.
Мне нравилось структурировать информацию, и любимое дело начало приносить доход. Вскоре мне стали заказывать раздаточные материалы серьёзные эксперты в сфере онлайн-образования. Постепенно запросы на создание такого контента росли, меня приглашали спикером на мастер-классы.
Логическим продолжением моего пути стало обучение на курсе «Методист онлайн-курсов» в EdMarket. Там я тоже писала много конспектов и окончательно сформулировала для себя важные принципы эффективного обучения, многими из которых до этого пользовалась активно, но интуитивно.
Обучение как расщепление
Я рассматриваю обучение как расщепление: во время этого процесса мы пережёвываем информацию, то есть расщепляем её на элементы. Для каждого из них можно использовать свой маркер или стикер. Стикерами для создания структуры я пользовалась и прежде, но осознанно начала применять этот инструмент позже. Я взяла аналогию с расщеплением у известного казахского предпринимателя Маргулана Сейсембаева, когда он рассказывал, как выжимать из книг максимум.
Например, «белки» — это розовые стикеры — лайфхаки и полезные инструменты, которые можно внедрить в свою жизнь. Оранжевые стикеры «углеводы» — то, что мотивирует, заставляет задуматься, вдохновляет. «Жиры» — то, что увлекательно, что приятно читать, кейсы, примеры. «Витамины» можно сделать зелёными стикерами — это анекдоты, забавные случаи, красивые цитаты, которые можно использовать при случае. «Клетчатка» — цифры, статистика, факты, ссылки.
Стикеры удобно использовать при работе с книгами и учебниками. При этом очень важно выделять ключевую мысль: в книгах — карандашом, а если способ используется для учебных тетрадей — можно маркером-текстовыделителем. Это поможет быстро подготовиться к занятию, экзамену, выступлению или нетворкингу. Ведь нужно будет всего лишь перелистать материалы.
Книги и учебники тоже хочется «оцифровать». Мой любимый метод — Корнелла. Удивительно, что по этому методу я начала конспектировать ещё в школе, а узнала его название и историю появления лишь несколько лет назад. Получается, что я пришла к нему сама. Во время конспектирования мне важно вести записи вдумчиво и обогащать их визуальными элементами.
Концентрация и визуальные заметки
Я уверена, что во время обучения важно сохранять спокойствие и возвращать себя в «здесь и сейчас». Информация усваивается, когда слушатель расслаблен. Вообще, расслабленность равно эффективность и счастье. Это важная мысль, потому что при стрессе запомнить новое очень сложно. Так работает наш мозг. И если мы хотим эффективно учиться, нам нужно уметь выбирать счастье в каждый момент времени.
Мне удерживать внимание на текущем моменте во время обучения помогают визуальные заметки, сделанные разноцветными ручками. Перед занятием я не торопясь прописываю заголовок и название урока, стараюсь делать это красиво, таким образом настраиваюсь на слушание. Не зря английское слово listen состоит из тех же букв, что silent.
Также я делаю зарисовки основных идей. Когда наш разум работает вместе с телом, мы можем запоминать больше информации, которую услышали и зафиксировали. То есть целостный визуальный подход — это когда наши заметки задействуют наше мышление таким образом, что мы можем воспринимать идеи, которые слышим, в то время как наша рука выражает эти идеи в конкретные зрительные образы.
Визуальные конспекты позволяют ещё и снять напряжение, понять говорящего, передать то, что мы думаем, в виде иллюстраций. А ещё их увлекательно делать, они поднимают настроение, ими хочется делиться и к ним хочется возвращаться. И чем больше я практикуюсь, тем больше элементов у меня в запасе появляется.
Какие визуальные элементы я использую:
- заголовки — их я всегда делаю крупнее основного текста;
- блок-схемы — люблю рисовать их ровными или в виде облаков;
- стрелки — указывают на связь между разными идеями и объектами;
- звёздочки — использую для выделения своей мысли, на которую хочу обратить внимание;
- восклицательный знак — для выделения самой важной мысли всего конспекта;
- рамочки — чтобы объединить в одну группу разные элементы и представить основную мысль или идею.
Но чтобы из зарисовок текста не получился хаос, во время конспектирования важно соблюдать чёткую структуру. Для систематизации информации я применяю несколько моделей ведения конспектов. Ими я сильно вдохновилась, когда прочитала книгу Майка Роуди «Визуальные заметки. Иллюстрированное руководство по скетчноутингу», хотя, как и в случае со стикерами, и с методом Корнелла, использовала прежде.
4 модели конспектирования
Линейная модель. Мне нравится линейный поток информации на странице, потому что он подобен рассказу. Это хорошо работает на разворотах тетрадей, то есть на двух соседних страницах. Конспекты, выполненные по линейной модели, позволяют нам использовать для выражения идеи столько страниц, сколько понадобится. Их проще читать и они соответствуют стандартной книжной схеме. Это очень удобно и привычно для глаз.
Лучеобразная или радиальная модель. По своей структуре очень похожа на велосипедное колесо — с втулкой посередине и спицами, которые выходят из неё. В центре лучеобразного конспекта может быть основная тема — то есть втулка в центре выражает основной концепт, а идеи и мысли создают лучеобразную схему, двигаясь от центра к краю.
Лучеобразный конспект не должен представлять собой идеальный круг, а втулка не должна находиться ровно посередине страницы. Эта модель может проявляться в иной форме, но по-прежнему следовать структуре «втулка и спицы». Радиальный конспект иногда сложнее прочесть и понять, поскольку информация в нём структурирована сложно и нелинейно, но это всё равно удобно для конспектирования на ходу.
Траекториальная модель. Такие конспекты создают своеобразный путь для информации — по вертикали, горизонтали и диагонали. Модель может быть представлена зигзагом, S-образно, W-образно или любой другой траекторией, которую можно вообразить.
Вертикальная модель. Эти конспекты похожи на линейные и представляют информацию на странице единым потоком сверху вниз. Такая модель удобна тем, что позволяет добавлять новую информацию в любое время. Она тоже имеет понятное направление и структуру и так же ясна для читателя, как и линейная модель.
Самое важное при работе с конспектами — возвращаться к ним. Только перечитывание позволит использовать этот инструмент действительно эффективно и запускать процесс консолидации.
Консолидация — это переход информации из кратковременной памяти в долговременную. Он может длиться часами. Интересно, что когда мы спим, этот процесс протекает более эффективно, поскольку сон даёт возможность мозгу бросить на консолидацию бо́льшую часть своих ресурсов. Поэтому студенты, которые находят время на здоровый сон, гораздо лучше усваивают новые знания. А те, которые не высыпаются, с трудом запоминают новое.
Структурируйте информацию, перечитывайте свои заметки, сохраняйте спокойствие и высыпайтесь.
Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.