Исследование российского рынка онлайн-образования: построение EdTech-экосистем, усиление роли государства, выход на международный рынок

Исследование российского рынка онлайн-образования: построение EdTech-экосистем, усиление роли государства, выход на международный рынок

Нетология Разобраться

Как менялась EdTech-сфера в России на протяжении 2021 года и что ждёт её в будущем — в новом совместном исследовании Нетологии и партнёров приведены не только оценки и тренды российского рынка онлайн-образования от лидеров отрасли, но и рассмотрен сегмент обучения блогерами, корпоративное обучение, мировые рынки и инвестиции.

Аналитический отчёт будет полезен стартапам, инвесторам, крупным компаниям, методистам и всем, кому интересна сфера онлайн-образования.

Редакция Медиа Нетологии изучила исследование и законспектировала ключевые результаты. Вы можете скачать полную версию аналитического отчёта «Исследование российского рынка онлайн-образования», заполнив небольшую форму.

Исследование российского рынка онлайн-образования: построение EdTech-экосистем, усиление роли государства, выход на международный рынок

редакция
медиа нетологии

Партнёры исследования

Агентство инноваций города Москвы — городской институт развития технологического и инновационного предпринимательства.

Data Insight — исследовательская компания, одно из самых цитируемых аналитических агентств в России.

TalentTech — экосистема для управления персоналом и развития талантов в составе структуры «Севергрупп».

Yoloco — аналитическая платформа для эффективной работы с блогерами.

eLearning center (elc) — разработчик курсов на заказ в сфере корпоративного обучения, владелец крупной библиотеки готовых курсов.

О чём узнаете из исследования

  • Рынок онлайн-образования взрослых в России: объём, сегменты, динамика, тренды. Портрет потребителя.
  • Какие тренды влияют на рынок корпоративного онлайн-обучения.
  • Изменения в государственном регулировании сферы.
  • Как развивается инвестиционная среда в сфере EdTech.
  • Методология онлайн-образования: что стоит учитывать при разработке образовательного продукта.
  • Рейтинг топ-блогеров, которые продвигают собственные образовательные проекты.
  • Мировой рынок онлайн-образования: инвестиции, инсайты для российских команд, перспективы российских стартапов на зарубежных рынках.

Российский b2c-рынок онлайн-образования взрослых

Сколько и чему учились в 2021 году

В 2021 году в онлайне прошли обучение 18 млн человек, траты на это дополнительное образование составили 226 млрд рублей. Для сравнения — очно обучались 12 млн, которые заплатили 214 млрд. Впервые россияне потратили на онлайн-обучение больше, чем на очное.

Самыми востребованными направлениями в онлайне стали IT-профессии и маркетинг — им обучались 2,6 млн человек — и профессии в сфере образования — 2,2 млн.

Исследование российского рынка онлайн-образования: построение EdTech-экосистем, усиление роли государства, выход на международный рынок
Чему обучались и сколько потратили на дополнительное образование в 2021 году

В среднем получающие дополнительное онлайн-образование учатся на 2‒3 программах за год. 23% прошли за год 4 программы или больше.

Больше всего на дополнительное онлайн-образование респонденты потратили для профессионального развития: освоения новой профессии, развития навыков в текущей позиции, приобретения навыков руководителя или создания бизнеса.

Исследование российского рынка онлайн-образования: построение EdTech-экосистем, усиление роли государства, выход на международный рынок
В онлайне больше всего обучаются женщины. Ключевая группа по возрасту — от 35 до 44 лет

В последние три года популярность онлайн-образования растёт: к 2021 году доля обучавшихся в онлайне увеличилась почти в 3 раза — с 14,5% до 41,3%.

Где чаще всего учились респонденты

57,5% учились в онлайн-школах — специализированных или с разными направлениями программ, где потратили 31 млрд рублей.

29,4% — на онлайн-курсах блогеров или экспертов с затратами в 27 млрд.

Преимущества и недостатки онлайн-обучения

Основные плюсы, которые потребители видят в онлайн-обучении:

  • возможность учиться в удобное время — 53,1% респондентов;
  • из любой точки мира — 39,7%;
  • экономия времени и денег — 31,9%.

Среди проблем онлайн-образования потребители чаще всего называют:

  • технические сбои — 36%;
  • часто нет контакта с преподавателем — 27%;
  • отсутствие мотивации и контроля без преподавателя — 22,7%.

О планах на будущее обучение

84,6% респондентов рассматривают возможность обучаться онлайн в будущем. Какие направления они собираются выбрать (не так всё очевидно, как может показаться), можно увидеть в полной версии исследования.


Тренды на рынке онлайн-образования

Новые политико-экономические реалии не могли не сказаться на рынке онлайн-образования. В конце апреля 2022 года команда Нетологии собрала мнения лидеров отрасли по поводу текущих изменений и тенденций, а также советы по запуску образовательных проектов.

Вот лишь некоторые из них:

Исследование российского рынка онлайн-образования: построение EdTech-экосистем, усиление роли государства, выход на международный рынок
Исследование российского рынка онлайн-образования: построение EdTech-экосистем, усиление роли государства, выход на международный рынок
Исследование российского рынка онлайн-образования: построение EdTech-экосистем, усиление роли государства, выход на международный рынок
Исследование российского рынка онлайн-образования: построение EdTech-экосистем, усиление роли государства, выход на международный рынок


Корпоративное онлайн-образование: характеристики и прогнозы

Для исследования рынка корпоративного обучения в 2021 году команда TalentTech вместе с Нетологией и eLearning center опросила топ-менеджеров, отвечающих за развитие и обучение более чем в 100 компаниях численностью от 100 до нескольких десятков тысяч сотрудников в 16 отраслях экономики и социальной сферы.

Приводим ключевые результата этого опроса.

В среднем по всем компаниям обучение охватывает 57% сотрудников, а бюджет на обучение одного сотрудника составляет 26,5 тысяч рублей. В крупных компаниях обучается больше персонала, чем в средних или небольших — 83%, 59% и 46% сотрудников соответственно.

Линейных сотрудников компании обучают в первую очередь профессиональным компетенциям (72%), собственным продуктам компании (60%), базовым soft skills — коммуникации, продажи, переговоры, тайм-менеджмент, эмоциональный интеллект.

Руководители стремятся развивать лидерские навыки (61%). Также их обучают управлению проектами (53%), профессиональным компетенциям и soft skills, как и линейных сотрудников.

Исследование российского рынка онлайн-образования: построение EdTech-экосистем, усиление роли государства, выход на международный рынок

Наиболее популярные способы оценки эффективности обучения:

  • сбор обратной связи — 80%;
  • удовлетворённость сотрудников программами обучения и развития — 63%;
  • тестирование или проверка знаний — 59%.

Изменения в феврале 2022 года коснулись и рынка корпоративного онлайн-образования

Чтобы выяснить, как новые тенденции повлияли на сферу, IT-холдинг TalentTech вместе с экспертами сообщества HR-директоров «HR Орден» провели исследование на тему реакции российских работодателей на изменившиеся условия. В опросе участвовало 280 компаний крупного (51%), малого (32%) и среднего бизнеса (17%). Треть респондентов — компании со штатом от 1 000 сотрудников.

Половина опрошенных оставили планы на обучение сотрудников без изменений. 40% компаний сократили расходы на обучение сотрудников. И только 10% работодателей решили ещё больше вкладываться в развитие персонала.

В основном изменения касаются крупного бизнеса: 46% таких работодателей собираются тратить на образование сотрудников меньше, чем планировали. А вот 60% компаний из сферы малого бизнеса затраты на развитие персонала не будут пересматривать.


Инвестиции в EdTech в России

Инвестиции в EdTech в России продолжают расти. Совокупный среднегодовой темп роста объёма инвестиций в 2017‒2019 годах составил 69%, а в 2019‒2021 — уже 149%.

В 2020‒2021 годах объём инвестиций частных фондов в EdTech-компании увеличился почти в 8 раз — с $11 млн до $86 млн. Доля иностранных инвестиций в общем объёме инвестиций в EdTech в 2021 году составила 33%, что значительно ниже, чем на российском венчурном рынке в целом.

В 2021 году большая часть инвестиций была направлена на образовательные проекты для детей разных возрастов, в первую очередь школьников.

Исследование российского рынка онлайн-образования: построение EdTech-экосистем, усиление роли государства, выход на международный рынок
Самые крупные сделки 2021 года
Исследование российского рынка онлайн-образования: построение EdTech-экосистем, усиление роли государства, выход на международный рынок
В 2021 году усилилась международная экспансия российских EdTech-стартапов: более половины компаний привлекали инвестиции с целью масштабирования на внешнем рынке

Инвесторы чаще вкладываются в платформы с готовыми курсами, но в 2021 году больше всего инвестиций привлекли решения для создания контента — в основном речь про сделку с GetCourse.

Рынок EdTech консолидируется вокруг крупных игроков: IT-корпораций, строящих мультивертикальные экосистемы — такие как VK и Сбер, и быстро растущих образовательных корпораций.

VK стал одним из наиболее активных инвесторов в 2019‒2021 годах. 3 из 5 сделок с участием компании вошли в топ-10 крупнейших. Компания инвестировала в Алгоритмику, Skillfactory, Тетрику, Умскул, Учи.ру. Развитие продолжается и внутри экосистемы — корпорация наращивает своё продуктовое предложение и выходит на международные рынки.

Образовательные корпорации активно расширяют портфель сервисов и экспериментируют с новыми форматами и целевыми аудиториями. Например, Skyeng вышел на рынок дополнительного профессионального образования с онлайн-университетом Skypro. Для развития в этом сегменте компания инвестировала в Qmarketing Academy, в которой постепенно планирует увеличить долю до 100%.

EdTech-экосистемы выстраивают таким образом, чтобы полностью закрыть весь образовательный путь человека — от дошкольных развивающих программ до получения новой профессии.

Подробнее об инвестициях в российский EdTech и о том, какие прогнозы на этот счёт дают инвесторы и эксперты, — в полной версии исследования.


Государственное регулирование рынка онлайн-образования

Активно развиваются проекты государственных информационных систем — платформа «Сферум» и система «Моя школа».

EdTech-компании, в том числе Нетология, активно участвуют в программах проекта «Кадры для цифровой экономики», в частности в проекте «Цифровые профессии». Этот проект повышает доступность IT-образования и призван уменьшить дефицит IT-кадров. Государство акцентируется на социальных группах населения — например, для безработных и людей с инвалидностью обучение бесплатное.

Одним из ключевых событий 2021 года стал запуск двухлетней программы обучения по программированию для талантливых школьников России и создание «Цифровых кафедр». Школьники могут выбрать самые популярные IT-курсы среди ведущих поставщиков, а все расходы покроет государство. В 2021 году 10 492 школьников из 10 пилотных регионов начали осваивать основные языки программирования. В 2022 году количество школьников увеличится до 100 тысяч.

Усиливается госрегулирование рынка образования

Пандемия выявила слабые места в системе образования. Так, в школах остро ощущалась нехватка цифрового контента, видеомодулей для работы с классом, инструментов автоматической выдачи и проверки домашних работ. В результате увеличилось количество регистраций пользователей на коммерческих онлайн-платформах, которые быстро адаптировали свои сервисы и располагали необходимыми инструментами.

Отток школьной аудитории в коммерческий сектор заставил государство пересмотреть подходы к формированию цифровой образовательной среды. Как следствие оживились законотворческие активности, направленные на регулирование онлайн-обучения в школах, организациях среднего профессионального и высшего образования.

По мнению Валентины Куренковой, GR-директора Нетологии, государство будет активнее регулировать EdTech не только в части школ, но и в части образования взрослых. К этому неизбежному процессу компаниям важно успеть адаптировать свою деятельность и выстроить диалог с регулятором.

Среди других трендов на стыке EdTech и государства эксперты выделили:

  • совместные программы онлайн-школ и вузов;
  • коллаборации бизнеса и государства для реализации госпрограмм и просветительских мероприятий для населения;
  • фокус на отраслевых специалистов на стыке традиционных отраслей и новых технологий — например, Data Science в медицине, ИИ в промышленности.

Исследование российского рынка онлайн-образования: построение EdTech-экосистем, усиление роли государства, выход на международный рынок Другие инсайты, которые доступны
в полной версии отчёта

Заполнить форму и скачать

  • Тренды в методологии онлайн-образования
  • Рейтинг топ-блогеров с собственными образовательными проектами
  • Инвестиции в EdTech на международных рынках
  • Интересные инсайты для российских EdTech-команд, которые хотят выйти на зарубежные рынки

Получить полную версию отчёта можно на лендинге исследования после заполнения небольшой формы.


Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Оцените статью

Средняя оценка 4.9 / 5. Всего проголосовало 21