Кто такой коммерческий редактор: что делает и сколько зарабатывает

30.07.2019
401
Подпишитесь, чтобы получать новые статьи на почту

Редактор Вероника Нецова рассказывает, кто такой коммерческий редактор, какие задачи выполняет и сколько зарабатывает. 

Обучение в онлайн-университете: профессия «Коммерческий редактор/копирайтер»

Коммерческий редактор — редактор, который решает бизнес-задачи клиента с помощью текста. При этом коммерческий редактор — не отдельная профессия, а обозначение широко круга специалистов, которые на деле выполняют разные задачи.

Редактор компании, который отвечает за привлечение клиентов с помощью публикаций в блоге.

Редактор спецпроектов в СМИ.

Автор, который пишет статьи для публикации в отраслевых изданиях. Благодаря публикациям о компании узнают потенциальные клиенты и партнеры.

Копирайтер, который пишет текст для бизнес-страниц сайта.

Коммерческий редактор может писать тексты самостоятельно и редактировать чужие, управлять командой авторов или всей редакцией. 

Он может взять на себя роль управления целым проектом: продумать концепцию, стратегию продвижения, подобрать команду и организовать ее работу. В этом случае перед редактором стоит задача не только создать подходящий контент и донести его до читателя, но и превратить читателя в клиента компании.

Как правило, коммерческий редактор отвечает за информационный продукт: за отдельный материал, рассылку, посадочную страницу, сайт или другой контент или проект. И с этой точки зрения редакторский путь может быть разным.

Что делают коммерческие редакторы: задачи и обязанности

Коммерческие редакторы работают в издательстве или СМИ, коммуникационном или маркетинговом агентстве или другом бизнесе, на телевидении, радио или в качестве фрилансера — с разными проектами.

Они решают разные задачи в разных компаниях. В зависимости от задач их называют главными редакторами, шеф-редакторами, редакторами коммерческих проектов или просто редакторами. При этом редактор отвечает за информационный продукт, но пул его обязанностей и зона ответственности могут сильно отличаться.

Елизавета Кабанова, редактор в агентстве контент-маркетинга «Сделаем»

«Я — редактор. Слежу за тем, чтобы выполнить все договоренности и ТЗ от заказчика. Подбираю исполнителей на проекты, задаю дедлайны, составляю контент-планы, графики, проверяю работы, согласовываю, иногда размещаю материалы или слежу за размещением. Провожу интервью с заказчиком. На самом деле выполняю целый пул задач, который не ограничивается только проверкой и редактурой текста». 

Оля Кашубина, медицинский редактор издания про медицину «Только спросить»

«Моя главная задача — проверять все материалы, которые выходят в „Только спросить“, на соответствие принципов доказательной медицины. Я проверяю источники и темы на соответствие интересов читателей. Параллельно занимаюсь редакторской работой: вычитываю тексты авторов на медицинские ляпы, адекватность, структуру, логику и здравый смысл. 

Также пишу тексты сама: подводки в соцсетях и короткие форматы. Умею верстать, делать в фотошопе картинки, карточки, все что связано оформлением по понятному шаблону. Читаю и отвечаю на комментарии читателей».

Иван Грибов, главный редактор издания про медицину «Только спросить»

«У нас маленькое бренд-медиа без огромной команды, поэтому и список моих обязанностей регулярно меняется.

На этапе запуска проекта я был издателем, продактом и главредом в одном лице. Соответственно, придумывал концепцию, собирал команду, ставил ТЗ разработчикам и дизайнерам, редактировал тексты, верстал, публиковал, анализировал. Потом сконцентрировался чисто на редакционных задачах: поиске авторов, форматов и собственно редактуре текстов. Сейчас был период, когда я продавал рекламу в „Только спросить“.

Если выделить постоянные задачи, то список будет примерно такой:

  • концепция и качество,
  • форматы и рубрики, 
  • редактура текстов,
  • аналитика».  

Сколько зарабатывают коммерческие редакторы

Редакторы зарабатывают по-разному. Зависит от обязанностей и ряда других факторов. При этом работать редактор может как в штате одной компании, так и как фрилансер одновременно с разными заказчиками.

Редактор может получать фикс, оклад, премии по результатам проекта. Это может быть сдельная оплата — за каждый отдельный созданный продукт. Зарплата зависит от знаний и навыков редактора, обязанностей, зоны ответственности, размера компании, региона, типа занятости и других параметров.

По данным портала Труд, средняя зарплата редактора в России — 40 000 рублей в месяц. 


График изменения зарплаты редактора в России, «Труд»

Больше открытых вакансий редакторов в Московской, Ленинградской и Свердловской областях. Но редакторы из регионов могут работать удаленно на московскую компанию и таким образом зарабатывать больше, чем в родных городах.


Диаграмма распределения вакансии Редактор по областям России, «Труд»

По данным портала Труд, средняя зарплата редактора в Москве — 45 000 рублей. 

Среди похожих профессий в Москве самой высокооплачиваемой считается журналист корпоративного издания со средней зарплатой 70 000 рублей. На втором месте — шеф-редактор с зарплатой 65 000 рублей, а на третьем — главный редактор с зарплатой 60 000 рублей.

В вакансиях формулировка «Коммерческий редактор» встречается редко; обычно название вакансии звучит как просто «Редактор». На hh.ru по запросу «Редактор» показывается 1178 вакансий с зарплатой от 45 000 до 110 000 рублей и выше. 

По запросу «Шеф-редактор» в Москве показывается 14 вакансий с зарплатой от 75 000 рублей.

Что должен знать и уметь коммерческий редактор

Коммерческий редактор, прежде всего, должен уметь работать с текстами и различными видами контента: продающим, экспертным, обучающим, развлекательным и вовлекающим. Создавать, упаковывать, продвигать, анализировать и улучшать — все это работа с текстом. И чем дальше редактор развивается, тем больше знаний и навыков ему пригодятся.

Создавать тексты. Редактор должен уметь писать свои материалы и редактировать чужие. Работать с различными видами текстов: описаниями продуктов, информационными статьями, продающими текстами, email-письмами и текстами для сайтов и посадочных страниц. Далеко не всегда редакторы пишут сами и могут доверять эту задачу автору; и уже авторский текст редактировать.

Упаковывать контент. Редактор должен уметь оформить и сверстать готовый текст в специальном сервисе, CMS (системе управления контентом сайта) или на конструкторе лендингов — все это называется упаковать контент. Еще — работать с изображениями: подобрать подходящее для публикации или лендинга или сделать самостоятельно в простом фоторедакторе. 

Общаться. Редактор должен уметь общаться с авторами, заказчиками, экспертами и другими специалистами — дизайнерами, иллюстраторами, верстальщиками. Он не должен бояться разговаривать, задавать вопросы, вытаскивать из кого бы ни было нужную информацию. Редактор умеет договориться о предоплате, забрифовать клиента, распределить задачи между авторами и проконтролировать их работу, если это входит в зону его ответственности. Он не должен бояться общения.

Продвигать и анализировать. По мере своего развития коммерческий редактор учится доносить контент до читателей. На этом этапе он должен уметь создавать контент-план, знать способы распространения контента и аналитические метрики, чтобы оценить эффективность каналов дистрибуции. Еще хороший редактор может предположить, почему контент не зашел и что с этим делать.

Необходимые знания и навыки коммерческого редактора зависят от того, чем именно он хочет заниматься и в каком направлении двигаться.

Роман Скрупник, главред блога Нетологии

«Над блогом Нетологии работают главред, редакторы, авторы. У нас разные должности, но все мы коммерческие редакторы, потому что с помощью текста достигаем конкретных бизнес-целей компании.

Периодически для нас пишут авторы со стороны — редакция заказывает статью, а автор ее готовит: определяет структуру материала, находит экспертов для интервью и комментариев, изучает исследования по теме и оформляет текст в полноценную статью. Многие из них также называют себя коммерческими редакторами или копирайтерами, потому что готовят текст, который принесет пользу бизнесу. 

Коммерческий редактор — это не название должности, а определение для людей, которые пишут материалы для коммерческих проектов.

Если вы обучитесь навыкам коммерческого редактора, вы сможете и писать текст, и управлять редакциями. Зависит от ваших сильных сторон и предпочтений».

Курс «Коммерческий редактор/копирайтер» в Нетологии

Стать коммерческим редактором может начинающий автор, журналист, маркетолог, PR-менеджер, лингвист и другой специалист. Для этого нужно научиться: 

Создавать тексты под разнообразные бизнес-задачи.

Упаковывать контент в полноценные информационные продукты.

Ставить задачи команде авторов и контролировать результат.

Анализировать эффективность отдельного продукта и работы команды в целом.

Всему этому учат практикующие редакторы на курсе «Коммерческий редактор/копирайтер». 

Читать еще: «Что освоить в первую очередь, если вы решили стать копирайтером»


Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Вероника Нецова
Коммерческий редактор
Университет интернет-профессий
Мы используем файлы cookie
Чтобы улучшить работу сайта и предоставить вам больше возможностей для обучения. Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookie.