Чтобы писать интересно и легко, начинающему копирайтеру нужно понимать потребности аудитории, опираться на факты, приносить пользу читателю и оттачивать свой стиль. Но иногда авторы допускают ошибки, которые портят впечатление от работы и отбивают желание писать дальше.
Разбираемся, какие ошибки бывают у начинающих копирайтеров и как их избежать.
Пишут сложно
Без опыта сложно провести грань между сухим канцелярским языком и излишне эмоциональным рассказом со сложными витиеватыми конструкциями.
Требования заказчиков разные: кому-то нужны «уникальные технологии с опытными специалистами», а кому-то — 10 баллов по сервису Главред. Лавировать трудно, но необходимо.
Для себя я нашла такое решение: если заказчик не обозначил конкретные требования, ознакомиться с уже имеющимися на сайте текстами и по возможности придерживаться стиля.
Личный опыт. Я начинала в копирайтинге с громоздких сложных предложений и больших абзацев. Сложный синтаксис щедро разбавляла штампами и словесным мусором. Думала, что это добавляет солидности и экспертности тексту.
Спустя некоторое время перечитывала написанное и огорчалась: статьи выходили тяжеловесными и неуклюжими.
Приведу часто встречающийся совет, который работает: прочитать готовую работу маме или бабушке и спросить, всё ли она поняла. Если нет — текст стоит упростить.
Максим Ильяхов считает, что главное в тексте — примеры и глубина. Такая работа становится живой, понятной и близкой читателю.
Выбирают неправильную тему
Хорошо, когда появляется инфоповод, достойный полноценной статьи или хотя бы убедительной короткой заметки. Однако такие темы имеют ограниченный срок жизни — всего несколько дней — и проигрывают в сравнении с постоянными интересами широкой аудитории.
Достойная тема отвечает двум критериям: она интересна и полезна читателю, близка и понятна автору.
Где найти тему:
- cервис Яндекс.Вордстат по ключевым словам отобразит количество, динамику, географию запросов пользователей и поможет понять востребованность темы;
- Google Trends покажет популярность выбранной темы или сравнит количество запросов по разным ключевым словам и словосочетаниям;
- Serpstat отобразит запросы пользователей даже в режиме реального времени;
- диалоги на форумах и в социальных сетях дадут представление об интересах аудитории.
Самый простой путь — спросить в блоге или группе, о чём бы хотели узнать читатели.
Личный опыт. Пару раз соблазнилась приличной оплатой и кажущейся простотой: взялась за темы, в которых ничего не понимала. Понервничать пришлось порядком, а время, потраченное на сбор информации и хотя бы поверхностное изучения материала, не окупилось.
На темы, которые мне кажутся аморальными или неправильными, писать не пробовала и не буду. Считаю, что это пагубно отразится на здоровье.
- Научитесь создавать полноценные информационные продукты и решать бизнес-задачи с помощью контента
- Освоите главные навыки редактора: работу с текстом и изображениями, типографику и вёрстку, управление командой
- Три модуля на выбор — для новичков и опытных специалистов.
Не сдают статью вовремя
Часто заказчик ставит сроки сдачи статьи, но мы не успеваем: мешают обстановка, окружающие, обстоятельства, настроение.
В офисе есть начальник и коллеги, присутствие которых поневоле помогает войти в нужный ритм. С удалённой работой сложнее. Родные постоянно отвлекают по пустякам, требуют внимания и мешают сосредоточиться, а бесконечные дела вынуждают откладывать работу.
Ожидание вдохновения, настроения, окончания ремонта у соседей и южного ветра приводит к авралам. Судорожно накидывать текст — вариант так себе.
Отдельный привет соцсетям. Садишься утром плодотворно поработать, нажимаешь пару кнопок, моргаешь — и ты участник оживлённой дискуссии, а за окном сгущаются сумерки. В итоге статья пишется в спешке — лишь бы не сорвать строки. Страдает качество.
На курсе Нетологии «Коммерческий редактор / копирайтер» рассказывали об эффективном способе управления своим временем.
Метод Помодоро представляет собой обычный таймер, установленный на 25 минут. Цель пользователя — сконцентрироваться на решении только одной определённой задачи в течение этого времени.
Личный опыт. Пока я ограничиваюсь блокировкой отвлекающих факторов:
- закрываю лишние вкладки в браузере;
- отключаю телефон;
- убедительно предупреждаю близких о том, что меня просто нет ближайшие 4 часа.
С родными получилось не с первого раза, но работает.
Используют неподходящие источники
Тема выбрана и наступает пора сбора материала. Информация в статье должна быть:
- актуальной — сегодня ссылки на исследования и опросы 2015 года приведут читателя в недоумение;
- достоверной — лучше использовать предоставленные заказчиком данные. Подойдут научные журналы, книги, недавние исследования, официальные сайты организаций, экспертные статьи, интервью и комментарии профессионалов.
Для повышения экспертности лучше объяснять происхождение фактов и конкретные цифры, приведённые в тексте. Использовать ссылки на надёжные источники — официальную статистику, научные исследования, энциклопедии. Обращаться за разъяснениями к профессионалам.
Личный опыт. Хороший вариант — оставить запрос на сервисе Pressfeed.
Бывают случаи, когда на помощь приходят сразу несколько экспертов. Обоснованное мнение профессионала повышает ценность статьи.
Нарушают требования заказчика или правила оформления
Весьма неприятная ситуация — отказ заказчика принимать работу и жёсткая критика текста.
Чтобы этого избежать, стоит вновь пробежать глазами техническое задание и убедиться, что результат ему соответствует. Затем обратить внимание на саму статью:
Звучит банально, но нужно в очередной — пусть в пятый или шестой раз — перечитать текст. По возможности вслух.
Обратить внимание на структуру. Разбивка на абзацы, отсутствие предложений длиной более пяти строк, подзаголовки, ссылки делают статью привлекательнее.
Не использовать картинки из выдачи поисковых систем. В идеале — делать фото самостоятельно. Когда нет такой возможности — искать изображения на фотостоках. Популярные сайты с возможностью бесплатного использования: Unsplash, Pixabay, Freestocks.org, Gratisography. Важно всегда уточнять условия использования изображения: ни в коем случае не брать фото с нарушением авторского права.
Мы ошибаемся из-за отсутствия опыта
Ошибки допускают все, и это нормально. Чтобы сделать работу продуктивной, а результат — впечатляющим, стоит научиться:
Писать о том, что полезно и интересно читателю: злободневные модные или всегда популярные темы — здоровье, деньги, отношения.
Упрощать и структурировать текст: делить одно большое предложение на два–три, не использовать абзацы длиннее пяти–шести строк, по возможности применять списки, разбавлять текст скринами и фото.
Использовать надежные источники: официальные данные, мнение экспертов, первоисточники.
Слушать и понимать заказчика: при необходимости не стесняться уточнять неочевидные моменты.
Организовывать своё время: уметь разграничивать личные дела и работу.
А главное — продолжать писать и ничего не бояться.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.