Как выбрать онлайн-курс: форматы, критерии, вопросы менеджеру
Научиться учиться

Как выбрать онлайн-курс: форматы, критерии, вопросы менеджеру

Обучение на неподходящем курсе может обернуться не только потерей денег и времени — можно разочароваться и в новой профессии, и в онлайн-обучении в целом. Рассказываем, как выбрать онлайн-курс: на что обратить внимание и какие вопросы задать менеджеру перед покупкой.

Как выбрать онлайн-курс: форматы, критерии, вопросы менеджеру

Редакция Нетологии

За помощь в подготовке материала благодарим руководителя учебно-методического отдела Нетологии Марию Панкову и старшего методиста направления «Бизнес и управление» Диану Шапиро ?

Что сделать перед поиском онлайн-курса

Определиться с форматом онлайн-обучения

Вспомните, какой контент вы чаще всего потребляете в обычной жизни: короткие видео или часовые интервью, большие статьи или заметки, подкасты или статьи. Отталкиваясь от ваших предпочтений, выбирайте тот формат, который будет вам ближе: синхронный или асинхронный.

✔️Синхронное обучение проходит в режиме реального времени. Чаще всего при таком формате используются длинные видео, например, вебинары, а во время обучения важно соблюдать график и расписание курса. Но можно заранее спланировать время, так как расписание на весь курс обычно известно сразу.

✔️При асинхронном формате покупается доступ к учебным материалам, и студенты занимаются в удобное им время. В этом случае чаще всего в программе курса используются короткие видео и тексты.

Какой формат — синхронный или асинхронный, — используется на курсе, можно понять из описания на лендинге или уточнить у менеджера.

Обозначить цели

Важно чётко сформулировать ожидания от обучения — так станет ясно, на что обращать внимание при выборе курса. Даже в рамках одного и той же программы можно закрыть разные личные цели. Например, подтянуть знания по определённому вопросу, найти новую работу или же просто получить корочку для работодателя — цели стоит определить до старта обучения. Если важно получить работу в новой сфере после окончания курса, лучше сразу искать курс с карьерным сопровождением, а если нужен диплом — обратить внимание, выдают ли их и на каких условиях.

Какими могут быть цели и на что нужно обратить внимание при выборе курса →

✔️ «Изучить новую сферу с нуля, чтобы понять, хочу ли я в ней работать / чтобы потом сменить профессию» — стоит найти курс с системной подачей знаний, где есть и теория, и практика. Преподаватели необязательно должны быть практиками с многолетним стажем — важнее, чтобы они умели хорошо объяснять и заражали свежестью и интересом к сфере.

✔️ «После выпуска найти работу в новой сфере» — помогут курсы с сильной карьерной поддержкой, школа должна подчёркивать, что она стремится трудоустроить максимум студентов.

✔️ «Изучить конкретный инструмент: Тильду, 1С, Excel и так далее» — в курсе должно быть как можно больше практических занятий и задач для самостоятельной отработки навыков, и обязательно — постоянная обратная связь от преподавателей.

✔️«Подтвердить свои знания дипломом» — в таком случае лучше найти известную образовательную компанию, которая давно на рынке, и убедиться, что она выдаёт не просто сертификаты о том, что учащийся прослушал курс, а юридически значимые документы: удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной подготовке.

✔️«Повысить квалификацию в текущей сфере, чтобы больше зарабатывать» — курс для повышения квалификации должен постоянно обновляться, чтобы соответствовать ситуации на рынке, а преподаватели должны быть практиками.

Лучше, чтобы на таком курсе не было новичков — они будут перетягивать на себя внимание преподавателей, которым придётся объяснять базовые вещи вместо работы над продвинутыми заданиями.

✔️«Посмотреть свежим взглядом на свой проект или бизнес» — стоит обратить особое внимание на преподавателей: какой у них бэкграунд, где работали, какие кейсы показали, есть ли у них опыт в той сфере, которая вас интересует.

Также важно уточнить, можно ли на курсе работать над своим проектом вместо общих задач — если курс предполагает работу только над заранее утверждёнными проектами, лучше поискать другое обучение. Сейчас на рынке много компаний, где работа над своим проектом поощряется.

✔️«Изучить дополнительную сферу, разобраться в чём-то новом» — иногда нужно освоить смежную сферу, чтобы расширить профессиональный кругозор: например, маркетолог может изучить аналитику, чтобы лучше взаимодействовать с коллегами из аналитического отдела, а редактор из ИТ-компании — освоить программирование, чтобы лучше понимать язык целевой аудитории.

Здесь стоит поискать небольшие теоретические курсы, где много информации, а практики меньше. Если практики будет слишком много, а курс окажется слишком длинным и насыщенным, есть риск потерять мотивацию доучиться до конца. Это как раз тот случай, когда не стоит гнаться за объёмными программами, а лучше остановится на коротких — и пройти их до конца.

Также будет плюсом, если у курса асинхронный формат, чтобы его можно было смотреть в удобное время без отрыва от работы, изучая новую информацию небольшими порциями.

Отсутствие живой обратной связи от преподавателей тоже не проблема — чтобы понять, запомнился ли материал, вполне хватит проверочных тестов или заданий для самопроверки.

✔️«Освежить знания, пообщаться с коллегами по рынку, расширить нетворк» — курс для такой цели должен иметь много точек для соприкосновения студентов между собой: общие проекты, совместные задания, обсуждения кейсов, групповая работа.

Студенты должны быть примерно одного уровня подготовки, а преподаватели — практикующими специалистами, а не теоретиками: тогда обмен опытом будет действительно полезным, а работа над кейсами — интересной и актуальной. Кроме того, материалы курса должны регулярно обновляться.

Конечно же, целей бывает гораздо больше — важно найти свою и помнить о ней, это поможет выбрать лучшее обучение и отсечь неподходящее.

Понять свою мотивацию

Мотивация и цель связаны, но это не одно и то же: цель — это финальная точка, куда вы хотите попасть, а мотивация — это те внутренние и внешние обстоятельства, которые помогут вам на пути к цели.

Подумайте, что будет вас поддерживать: это может быть договорённость с работодателем, что после обучения вы сможете взять новые задачи или перейти на позицию повыше; это может быть совместное обучение с коллегой; новое расписание дня, куда удобно встроить учёбу; заранее спланированное время для отдыха, чтобы обучение оставалось в радость — вариантов много.

Обучение — это чаще всего длительный и трудозатратный процесс, поэтому лучше заранее создать себе поддерживающие условия, которые помогут достичь цели и не сдаться.

Установить сроки

Запланируйте, когда вы хотите достичь своей цели и определите, какие временные и финансовые ресурсы вы готовы на это потратить. Например, вы хотите освоить новую профессию — стать SMM-менеджером. Курс может длиться несколько месяцев и стоит несколько ваших зарплат, а значит, нужно определить срок, к которому вы соберёте нужную сумму, чтобы начать обучение, и срок, когда хотите выйти уже на новую работу — сроки будут поддерживать вашу мотивацию.

На что смотреть при выборе онлайн-курса

После того как вы определились с целью обучения, выбрали интересную тему или профессию, изучите предложения на рынке.

Вот на что стоит обратить внимание, чтобы составить мнение о курсе и не упустить важные моменты →

Текст лендинга

В формулировках не должно быть общих фраз и обтекаемых заоблачных обещаний по поводу будущего дохода и карьерных успехов после окончания курса. Из содержания чётко должно быть понятно: на кого рассчитан курс, кто и чему будет обучать, какая практика предусмотрена и какой уровень будет у студента на выходе.

Ошибки и опечатки могут встречаться и на качественных программах — но это, скорее, исключение. Если же ошибки встречаются регулярно по всему тексту лендинга, это может оказаться признаком некачественного контента внутри самого курса.

Программа курса и контент

Программа — это сердце любого курса. Информация о программе должна быть в открытом доступе, а сама программа должна быть понятно и доступно описана: что изучается в каждом конкретном блоке, какие навыки отрабатываются, сколько часов занимает блок, какие темы рассматриваются.

Как выбрать онлайн-курс: форматы, критерии, вопросы менеджеру
Пример подробного описания программы обучения на курсе «UX/UI-дизайнер»

Целевая аудитория курса

Курс должен быть рассчитан на конкретный тип студентов: новички или специалисты, с опытом в определённой сфере или без него.

Если на лендинге обещают, что курс абсолютно для всех — скорее всего, он либо очень базовый, и тогда это нормально, либо же у организаторов нет задачи распределить студентов по уровню. В таком случае обучение будет неэффективным: менее опытные студенты не будут успевать за программой, станут требовать больше помощи и объяснений от преподавателей, а более опытные заскучают и не найдут для себя ничего нового.

Новичкам в сфере лучше не перепрыгивать этапы обучения и не стремиться взять сразу продвинутый курс — обучаться на уровне с уже практикующими специалистами будет трудно, придётся потратить в разы больше сил и времени и постоянно бороться с соблазном бросить обучение.

Наличие и формат домашних заданий

Для большинства образовательных задач важно, чтобы на курсе была и теория, и практика. Причём соотношение может быть разным в зависимости от цели: для погружения в профессию с нуля важно большое количество понятной и доступной теории, а для освоения конкретного инструмента лучше всего искать максимально практический курс с большим количеством самостоятельных задач и обратной связью от преподавателей.

Желательно, чтобы практика строилась на задачах, максимально приближённых к реальным кейсам, а в идеале — и вовсе на них. Если вы новичок в теме, попросите кого-то из своего окружения, погружённого в тему, оценить, насколько практические задания, заявленные в программе курса, пригодятся в реальной работе.

Преподаватели курса

В идеале на лендинге должно быть указано, кто преподаёт на курсе. Если преподавателей нет, они либо ещё не согласованы, а значит, курс может оказаться сырым, или же у них мало опыта в сфере и их сложно презентовать.

Обычно информации, предоставленной на лендинге, достаточно для того, чтобы понять, есть ли у преподавателя опыт в нужной сфере. Однако если ваша цель — актуализировать знания о рынке, найти решение для бизнеса, получить консультацию по своему проекту — то стоит поискать дополнительную информацию о преподавателях в открытых источниках: интервью, лекции, выступления на конференциях, статьи и кейсы. Важно, чтобы профессиональный опыт экспертов соответствовал тем задачам, которые вы поставили себе перед обучением.

Обратная связь на курсе

Предусмотрена ли обратная связь от преподавателей? Есть ли отдельные занятия с разбором домашних заданий или вебинары, где можно задать вопрос по изучаемой теме? Есть ли чаты, где можно задать вопрос преподавателю или получить комментарии по выполненным работам? Обычно информация об этом есть на лендинге курса, если нет — её стоит уточнить у менеджера.

Стоимость обучения, специальные программы и акции

Часто существуют регулярные скидки или акции — о них обычно пишут на лендинге, а если такой информации нет, можно спросить у менеджера, есть ли скидка. Возможно, получится купить курс выгоднее.

Наличие государственной образовательной лицензии

Если она есть, после обучения можно получить налоговый вычет.

Продолжительность обучения

Если курс длится полгода или больше — стоит узнать, предусмотрены ли каникулы или заморозка во время обучения. Так как во время обучения на длительных программах могут возникнуть различные форс-мажорные ситуации (аврал на работе, болезнь, семейные обстоятельства) или накопится обычная усталость, и вам захочется сделать перерыв. Поэтому важно узнать о каникулах заранее, чтобы спланировать своё время.

Работы выпускников

Если курс предусматривает выпускной проект — создание макета, монтаж видео, написание стратегии, — работы выпускников помогут понять, какой уровень будет у студента после прохождения курса. Если работ в открытом доступе нет, их можно запросить у менеджера.

Например, Нетология размещает работы своих выпускников направления «Дизайн» на Behance.

Социальные сети и отзывы

Если компания крупная, социальные сети будут активно развиваться, там будет свежий и интересный контент. Оцените его качество: полезность и прикладной характер, насколько темы соответствуют образовательной сфере. Подумайте, нравится ли вам стиль общения компании с подписчиками — скорее всего, такой же стиль будет и внутри курсов. Посмотрите публикации, на которых отметили компанию: там могут быть отзывы и пожелания выпускников.

Кроме социальных сетей, отзывы могут быть на лендинге курса и на сайтах-агрегаторах, например, otzovik.com.

Хороший вариант — начать с бесплатного контента

Если на курсе есть возможность подключить демодоступ к выбранному курсу или оформить подписку на полезный контент: статьи, тесты, записи вебинаров и прочее — воспользуйтесь этим.

Это поможет оценить качество контента, удобство платформы и экспертность самой компании.

Что должно насторожить при выборе курса

Иногда при выборе курса может возникнуть ощущение «что-то здесь не так» — к нему лучше прислушаться. Вот что может насторожить →

На лендинге нет программы и её отказываются предоставить по запросу — скорее всего, курс ещё не готов до конца либо на переработке, поэтому и программы ещё нет. Иногда это ок, но чаще всего указывает на проблемы с контентом курса или с преподавательским составом. Конечно, не стоит сразу отказываться от курса — лучше подождать, пока программа появится и тогда уже оценить, насколько она вам подходит.

❌Ощущение несвязности курса — возникает, когда в структуре курса и его программе отсутствует необходимая логика. Например, вы выбираете курс по iOS-разработке для новичков, но в программе нет основ и мало практических занятий, и при этом упоминаются данные из других областей, которые не потребуются будущему iOS-разработчику. В таком случае лучше подробно расспросить у менеджера, чему именно вы научитесь в ходе курса, и уточнить все непонятные моменты в содержании программы.

❌Нереалистичные обещания: гарантии освоить новую профессию за несколько дней или получить высокий заработок с первого дня обучения.

Например, вы хотите стать 1С-программистом и нашли курс, где обещают за неделю обучить вас с нуля. Много это или мало? Чтобы понять, лучше пройтись по основным конкурентам: например, у Нетологии обучение на курсе «1С-программист» длится 7 месяцев, у Skillbox и SkillFactory — полгода. Кажется, что неделя — это нереальный срок, чтобы с нуля освоить новую профессию. Лучше отказаться от такого курса.

❌Заниженная или завышенная стоимость обучения — как необоснованно высокие, так и слишком низкие цены сигнализирует о возможных проблемах: можно переплатить, а можно вообще попасться на мошенников — хороший курс не может стоить 100 рублей.

За неадекватно низкой ценой, которую иногда обосновывают «невероятной акцией», в лучшем случае скрывается пиратская запись, а в худшем — фишинг-схема, которая позволяет увести у пользователя доступ к банковской карте.

Чтобы сориентироваться, можно сравнить цены на похожие курсы у конкурентов. Также асинхронные курсы (записанные заранее) обычно стоят дешевле, потому что там нет затрат на поддержание курса и зарплату преподавателям.

❌Гарантия трудоустройства для абсолютно всех выпускников — конечно, есть компании, которые трудоустраивают большинство своих студентов, однако, стоит понимать, что трудоустройство — это двусторонняя работа.

Внимательно изучите договор: там могут быть прописаны условия, на которые вы обязаны согласиться, если хотите получить помощь с трудоустройством — например, нужно будет выполнять все домашние задания в срок, ходить на все предложенные собеседования, успешно защитить выпускной проект. Так вы заранее будете понимать, реально ли для вас соответствовать всем необходимым критериям.

Многие компании предоставляю помощь с трудоустройством: студентам дают рекомендации по оформлению резюме и портфолио, рассказывают, как искать первых заказчиков и как преподнести себя на собеседовании, — это хорошо. Но если школа обещает непременную гарантию, что после оплаты курса вы автоматически обеспечиваете себе рабочее место в какой-то компании, — скорее всего, это обман.

❌Устаревшая информация — если в программе упоминаются тренды или инструменты прошлых лет, лучше уточнить у менеджера, как давно обновлялся контент курса.

❌Плохие отзывы — это не всегда приговор, но всегда повод задуматься.

Обратите внимание, на что именно направлен негатив — иногда проблемы конкретного студента не означают, что курс плох:

  • жалобы на слишком большую интенсивность или расслабленность курса — скорее всего, студент не рассчитал свой уровень и нагрузку, которая ему подходит;
  • просто критика без какого-либо конструктива — чаще всего, это либо тролли, либо заказные отзывы от конкурентов;
  • жалобы на неудобный график, расписание, длительность — это субъективные факторы;
  • негативные отзывы более чем двухгодичной давности — за такой период обычно курс успевают сильно доработать.

Что должно насторожить:

  • повторяющиеся проблемы в разных отзывах — скорее всего, школа не делает работу над ошибками и не улучшает курсы;
  • жалобы на устаревший контент;
  • отсутствие ответов от компании на негатив или хамство в ответ — в такой школе будет сложно добиться качественного сервиса.

❌Оплата курса с помощью перевода на карту преподавателю или менеджеру без составления договора на оказание услуг — в этом случае есть риск не получить курс и потерять деньги.

Какие вопросы стоит задать менеджеру перед покупкой

Общение с менеджером онлайн-курса всегда помогает сделать выбор. Вот что можно спросить →

✔️«Как проходит обучение? В каком формате подаётся контент?»Если это синхронное обучение в режиме реального времени, уточните, будут ли доступны записи занятий и есть ли срок их хранения, если вы захотите вернуться к пройденному материалу. То же касается и асинхронного формата: узнайте, на какое время будет открыт доступ к материалам.

✔️ «Можете прислать программу и расписание курса?»

Запросить актуальную программу — всегда хорошая идея, так как она иногда может отличаться от программы на лендинге. А расписание поможет заранее узнать, какая нагрузка планируется в неделю — так вы сможете представить свою занятость на время обучения.

✔️«Кто составлял программу курса?»

Хороший ответ — продюсер или методист при консультации с экспертом. Эксперт — это носитель экспертности, хранитель контента, а структурировать процесс обучения и образовательный опыт должен методист.

✔️«Как часто обновляется контент курса и кто его актуализирует?»

Плохо, если контент вообще не обновляется. Если материалы курса обновляются после каждого набора студентов или не реже одного раза в год — это хорошо.

✔️«Как вы поддерживаете мотивацию студентов?»

Разнообразные рейтинги, дедлайны, напоминания помогают поддерживать учебный темп и не сойти с дистанции.

✔️«Как выглядит учебная платформа?»

Образовательная платформа, она же LMS, — важная часть обучения, обычно студенты проводят в ней немало времени: смотрят видео, проходят тесты, сдают домашние задания. Поэтому важно понять, насколько она удобная, понятен ли интерфейс, есть ли мобильное приложение, какая скорость интернета требуется для нормальной работы и сможет ли кто-то вам помочь, если будут проблемы.

✔️«Кто и как быстро помогает решить технические проблемы?» В идеале техническая поддержка курса должна быстро решать вопросы с воспроизведением видео, доступом на платформу и прочими неполадками.

✔️«Расскажите, как выглядит практика на курсе?»

Обычно на лендинге курса есть краткая информация о практике, но чаще всего менеджер может добавить интересные подробности, которые помогут принять решений. Узнайте, как выглядят задания, кто их проверяет и дают ли по ним обратную связь, как выглядит проверка знаний и можно ли практиковаться на своём проекте.

✔️«Есть ли у курса сообщество студентов?»

Живое комьюнити — это признак качественно выстроенных процессов в образовательной компании. Кроме того, при помощи комьюнити можно построить новые профессиональные связи, завести полезные знакомства. Узнайте, есть ли группа, где общаются студенты, кто от компании поддерживает активность, есть ли встречи или митапы выпускников.

✔️«Есть ли готовые конспекты к видео или возможность делать заметки?»

Если на курсе используются длительные видео, очень удобно, если есть возможность оставлять заметки по времени или вообще использовать готовые текстовые конспекты.

✔️«Можете показать примеры работ или кейсы выпускников?»

Это позволит увидеть, что вы сможете делать по завершении курса.

✔️«Помогаете ли вы с трудоустройством?»

Есть ли помощь с резюме после курса: даются ли рекомендации по его оформлению и подаче.

✔️«Какие сроки и условия по оплате? Есть ли скидка?»

Узнайте, есть ли специальные предложения и программы рассрочки, действует ли сейчас какая-нибудь акция или скидка: так вы сможете запланировать бюджет на покупку курса и выбрать подходящий вариант оплаты, а если повезёт — ещё и сэкономить.

Что делать, если курс не понравился

Если всё же случилось так, что курс не подошёл, можно попытаться вернуть часть денег за обучение. Внимательно изучите договор, обычно там есть пункт, касающийся возврата денег: иногда можно даже вернуть всю сумму полностью, если курс только недавно стартовал.

Если же вернуть деньги невозможно, а продолжать учёбу вы не можете или не хотите, попросите перевести вас на другой поток или другой курс — обычно крупные образовательные компании идут навстречу клиенту и стараются обеспечить комфортный сервис даже в такой конфликтной ситуации.


Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Как выбрать онлайн-курс: форматы, критерии, вопросы менеджеру