Несмотря на то, что любой бизнес неразрывно связан с ошибками и неудачами, многие предприниматели, особенно на начальных этапах, боятся действовать: менять стратегию, принимать решения, развивать и масштабировать проекты. Эти опасения и связанные с ними установки могут казаться вполне обоснованными, но способны помешать эволюции компании.
О том, какие страхи препятствуют развитию бизнеса и как с ними бороться, рассказывает инвестор Сардар Сардаров.
Страх провала
Руководитель компании не может не обладать здоровым авантюризмом, иначе он рискует упустить реальные возможности для развития проекта. Появлению страха, что идея не выстрелит, часто предшествуют провалы конкурентов, неуверенность в самом продукте или же предыдущие профессиональные неудачи руководителя.
Страх провала возникает на самых разных этапах: при запуске стартапа, нового продукта или услуги, при масштабировании проекта — причём как у новичков, так и у серийных предпринимателей, особенно с учётом экономической и геополитической нестабильности. Разница только в том, что более опытные бизнесмены знают, как с этой неуверенностью работать.
Страх провала может стать серьёзным барьером для развития компании. Руководитель таким образом ограничивает пространство для экспериментов, а компания теряет шансы создать уникальный продукт, который может стать преимуществом перед конкурентами.
Некоторые в своё время не побоялись открыть бизнес в кризис и стали крупными брендами. Например, компания Lego появилась во время мирового кризиса и Великой депрессии в США. Сначала основатели занимались столярными работами и производили товары для дома, затем стали делать деревянные игрушки, поскольку в них была потребность даже в сложные времена, а позднее появились и известные всем конструкторы.
⟶ Чтобы преодолеть сдерживающий развитие барьер, иногда нужно просто уметь рисковать, но при этом стоит делать это грамотно. Один из вариантов — обратиться к более опытным коллегам и узнать про их путь, попросить о консультации или даже небольшой рекомендации касаемо проекта. Лучше обратиться сразу к нескольким предпринимателям — это даст более полную картину и восприятие с разных точек зрения.
Консультации помогают управленцам не только дополнить видение собственного бизнеса, но и помогают избежать ключевых ошибок. Кроме того, понимание, что кто-то уже успешно прошёл тот же путь, всегда очень поддерживает и добавляет уверенности.
При этом испытывать страх провала иногда бывает даже полезно. Согласно результатам исследования американских учёных, в некоторых случаях страх неудачи стимулирует предпринимателей на достижение более высокого результата, поскольку при желании всеми силами избежать провала возникает необходимость обезопасить бизнес, появляется мотивация к развитию компании и улучшению её показателей.
Страх финансовых потерь
Проблема, с которой часто сталкиваются как стартапы, так и крупные компании, — это финансирование проекта. Когда у компании уже есть план масштабирования, идеи для реализации нового продукта или выхода на новые рынки, встаёт вопрос о том, где получить необходимые для этого средства. Для успешного развития и роста бизнеса управленцы прибегают к различным дополнительным источникам финансирования, будь то собственные средства, банковские займы или привлечение инвесторов.
Для сотрудничества с банком или инвестором руководитель должен подготовить детальный бизнес-план, уметь правильно презентовать компанию, обозначить цели и указать период и объём возврата средств. И дальше регулярно предоставлять отчёты о расходах и достигнутых результатах.
Любое масштабное вложение денег в проект может вызывать у руководителя страх их потери. По результатам исследования, опубликованного в научном журнале Revista Amazonia Investiga, риск финансовых потерь ведёт к стрессу и даже депрессии.
⟶ Преодолеть страх финансовых потерь поможет грамотный подход к планированию и расходованию бюджета. Лучше не игнорировать финансовое планирование, привлечь в команду квалифицированных специалистов или стороннего финансового консультанта.
Страх перемен
Даже успешная компания со временем требует пересмотра бизнес-плана: корректировки целей, внешнего вида продукта, состава команды, создание новой маркетинговой стратегии.
Сопротивление изменениям оказывает негативное влияние на устойчивость роста компании. Возникают организационные проблемы, да и в целом неспособность руководителя адаптироваться к внешним изменениям мешает развитию бизнеса.
Безусловно, есть случаи неудачных изменений, как это произошло, к примеру, с компанией Tropicana в 2009 году: после смены фирменного стиля упаковки сока убытки по продажам составили $30 млн, и компании пришлось вернуться к прежней упаковке.
Покупатели перестали воспринимать упаковку сока без привычного изображения апельсина и трубочки и раскритиковали новую айдентику. Исходный дизайн ассоциировался с натуральностью продукта, новый же вариант с изображением стакана сока скорее вызывал мысли о переработанном продукте, кроме того прежний дизайн, включая и другие элементы, потребители знали и ориентировались на него при выборе. Этот пример говорит о том, что при изменении внешнего вида продукта нужно в первую очередь учитывать его восприятие покупателями. И если этот продукт уже пользовался спросом, не стоит убирать опознавательные знаки, по которым покупатели узнают бренд, иначе есть риск потерять клиентов.
И конечно, есть и множество примеров удачного ребрендинга компании. Один из примеров в России — обновление бренда московского завода «Карат». Компания пересмотрела дизайн 15-летней давности и сделала более современную и лаконичную упаковку продукции, после чего продажи плавленых сыров «Карата» увеличились на 35%.
⟶ Преодолеть страх перемен во многих случаях помогает плотная работа с командой. Руководителю не нужно единолично брать на себя всю ответственность и решать все проблемы самостоятельно: лучше обсуждать задачи с сотрудниками и слушать их мнение, даже если пока нет уверенности, нужно ли его учитывать.
- Для тех, кто устал от микроменеджмента и хочет построить управляемую систему
- Узнаете, как правильно делегировать задачи и настроить контроль результатов, чтобы разгрузить себя и заняться стратегическими задачами
- Будете применять новые навыки сразу на своих рабочих задачах, получите рекомендации экспертов и начнёте внедрять полезные изменения уже в процессе обучения
Страх успеха
Если основатель не ставит перед собой и командой высокие цели и сложные задачи, это всегда мешает росту и развитию компании.
Это может показаться удивительным, но наряду со страхом неудачи и финансового фиаско предприниматели боятся успеха.
Страх перед успехом может быть связан с заниженной самооценкой, сформированными убеждениями, прокрастинацией. Есть даже такое явление как achievemephobia (в переводе с англ. — боязнь достижений), которое сопровождается чувством вины и тревогой при одной мысли о возможном успехе. У этого всегда бывают психологические причины, поэтому с такой проблемой лучше разобраться вместе с психологом, коучем или другим специалистом.
⟶ Нужно разложить боязнь успеха на составляющие, понять истоки проблемы и убеждения, которые мешают движению вперед, — и один за другим их искоренять.
Страх риска
Принимать непопулярные решения, идти уникальным путём, действовать в незнакомых обстоятельствах — всё это страх риска. Считается, что предприниматели гораздо более лояльны к неопределённости и риску, чем, например, наёмные сотрудники, но даже рисковые предприниматели в турбулентные времена начинают действовать крайне осторожно и рационально, что вполне обоснованно.
Стала актуальной проблема адаптации бизнеса — компании должны быть более гибкими и учиться искать различные пути для достижения результатов. Из-за пандемийных ограничений и осложнением геополитической ситуации многим компаниям для развития, а иногда и просто для выживания нужно идти на риск, перестраивать работу компании, искать новые возможности.
На определённые риски идут все предприниматели, которые запускают новый проект, так как невозможно точно предсказать дальнейшую судьбу компании. В 1978 году создатели Whole Foods Джон Маккей и Рене Лоусон Харди открыли свой небольшой магазин органических продуктов. В результате слияния с ещё одним магазином здоровой пищи появился первый супермаркет Whole Foods. Так из местной лавки Whole Foods превратился в крупнейшую сеть супермаркетов по продаже органических продуктов, а в 2017 году компанию купила одна из крупнейших торговых площадок в мире Amazon.
⟶ Чтобы преодолеть свои опасения, стоит акцентировать внимание на положительных примерах вокруг. Вспомните несколько самых ярких историй успеха, которые вас вдохновляют. Например, что Джеймсу Дайсону пришлось создать более 5 тысяч прототипов безмешковых пылесосов, чтобы получить качественный продукт. На его создание ушло около 15 лет. При этом оборот компании Dyson достиг $7,3 млрд в 2019 году, и основатель Джеймс Дайсон в тот год стал самым богатым человеком Великобритании.
Важно принять естественную природу страха и возможных ошибок. Не стоит бояться выделяться, рисковать и экспериментировать — накапливайте опыт для себя и своей команды. Это поможет сделать бизнес сильнее.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.