Диджитал-комьюнити — пространство, где общаются и обмениваются опытом специалисты из разных сфер, — может создать эксперт или бренд с хорошо зарекомендовавшими себя продуктами или услугами. Комьюнити поможет увеличить лояльность аудитории к организатору и собрать ценную базу знаний и кейсов.
Анна Галашева создала такое сообщество — закрытый клуб Pro Контент для SMM-специалистов и предпринимателей. Среди результатов участников клуба — увеличение вовлечённости аудитории на 22% и охватов в 1,5 раза. В этой статье Анна рассказывает, для чего и как создала клуб, на что нужно обратить особое внимание при запуске сообщества и какие инструменты упрощают управление им.
Клуб Pro Контент — и виртуальный офис, и профсоюз
В 2020 году я вела Telegram-канал с 5 000 участниками, где собирала идеи продвижения в соцсетях для блогеров и экспертов. Потом решила сделать то же самое для аккаунтов брендов.
И изначально клуб Pro Контент я задумывала как банк идей для развития насмотренности диджитал-специалистов. Тогда, в 2021 году в клуб вступило 500 человек, которые пришли из моего аккаунта в запрещённом сегодня Instagram, где я анонсировала открытие клуба. Входную плату установила 350 рублей. В конечном счёте доход меня не устроил, и я скорректировала позиционирование: мы стали закрытым сообществом, добавили чаты для общения между подписчиками, придумали книжный клуб.
Сегодня сообщество Pro Контент — это клуб для SMM-специалистов и предпринимателей, которые продают свои услуги и товары в соцсетях. Клуб существует больше года, в нём больше 2 000 участников. Привлечь новых участников нам помогли виральные посты в Instagram, Reels, таргетированная реклама и в меньшей степени сотрудничество с блогерами. Сегодня мы продвигаемся во ВКонтакте, Telegram через бесплатный полезный контент.
Для развития закрытого сообщества требуется ежедневный вклад, а не просто размещение обезличенного контента.
Можно сказать, что наш клуб — это виртуальный офис и одновременно профсоюз, где участники могут почерпнуть идеи, обсудить с коллегами рабочие вопросы, стоимость услуг и способы их повышения, поиск заказчиков, а также могут получить поддержку.
Технически Pro Контент — это 6 закрытых Telegram-каналов, предназначенных для разных целей:
- в одном публикуются отраслевые новости;
- в другом — дайджест вакансий;
- в третьем участники сообщества обсуждают книги по маркетингу;
- в четвёртом участники общаются друг с другом;
- пятый — это бот, которому можно задать вопрос;
- шестой — общий канал, где мы публикуем дайджесты актуальных обсуждений в чатах и новости сообщества.
Для нас и участников оказалось удобным именно такое решение: это позволяет быстрее найти информацию в нужном чате. Участники клуба подписываются только на то, что их интересует. Например, в книжный клуб сообщества вступила только половина участников. Но можно сделать и по-другому: например, рубрики, которые мы сделали отдельными каналами, разместить в одном канале.
Закрытый Telegram-канал и закрытое сообщество — разные вещи ↓
Главная ценность клуба — в самом комьюнити: в Pro Контент мы объединили людей из диджитал-среды и организовали для них безопасное и поддерживающее пространство, где каждый может высказаться.
На что обратить особое внимание перед запуском диджитал-комьюнити
Чётко позиционируем ценность сообщества
Потенциальные участники закрытого сообщества должны понимать, что они получат при покупке. Например, в Pro Контент это эксклюзивная информация из первоисточников, разбор кейсов или закрытые вакансии, которые бренды направляют только в наше комьюнити.
Стилист может разбирать образы, составлять эксклюзивные подборки, рассказывать про российские бренды качественной одежды. Диетолог может разбирать рацион, давать участникам советы по питанию.
Можно приглашать других специалистов вести эфиры и обсуждать, к примеру, новости.
Обговариваем срок подписки и объём контента
Подписчики могут оплатить канал с определёнными ожиданиями, а владелец канала будет выкладывать контент с периодичностью, допустим, три поста в месяц — возникнет недопонимание.
К примеру, в Pro Контент подписчики ежемесячно получают минимум 20 идей продвижения, разбор одной книги по маркетингу, 5 вебинаров. И даже в тяжёлые времена мы стараемся соблюдать обязательства перед участниками клуба.
Не стоит обещать вечный доступ в сообщество — лучше взять срок от трёх месяцев: за это время основатели донесут ценность комьюнити, а у человека сформируется привычка им пользоваться.
На месяц доступ предоставлять не советуем, особенно в начале работы с комьюнити. За этот срок участник вряд ли сможет прочувствовать атмосферу сообщества, при этом организаторам придётся пытаться уместить весь контент в короткий промежуток времени и увлекаться постоянным постингом. Такой подход, скорее всего, будет раздражать участников.
Ограничиваем окно продаж
В Pro Контент можно попасть только между 10 и 15 числом каждого месяца. Такой короткий срок объясняется большим объёмом работы в клубе. С 1 по 10 число и с 15 до конца месяца команда занимается организацией комьюнити, поиском и размещением контента.
Автоматизируем получение денег и исключение участников из сообщества
С помощью специальных сервисов лучше сразу автоматизировать оплату подписки от участников клуба и их исключение в случае неуплаты. Помимо этого представители сервиса самостоятельно общаются с клиентами по техническим вопросам.
Это удобно и экономит время команды клуба.
Paywall и VipSub: особенности сервисов организации платной подписки в Telegram
Мы пробовали оба сервиса, но VipSub показался нам более удобным и подходящим под задачи клуба.
Модерируем активности комьюнити
В сообществе встречаются люди разного уровня знаний, не все умеют грамотно пользоваться Telegram-каналом. И организатору предстоит постоянно вмешиваться в жизнь комьюнити и направлять участников: например, пояснить, что ссылки в посте кликабельные, или обозначить темы, которые во избежание конфликтов в сообществе обсуждать не стоит.
- Научитесь создавать вокруг идеи, проекта или бренда лояльное сообщество и использовать его силу
- Под руководством опытных комьюнити-менеджеров подготовите собственную стратегию развития сообщества
- После обучения у вас будет возможность пройти стажировку у партнёра курса ― комьюнити-бюро Compot
Какие инструменты упрощают управление сообществом
Дайджест
Когда в комьюнити поднимаются вопросы, которые активно обсуждаются участниками, их можно вынести отдельно в виде еженедельного дайджеста. И те, кто не принимал участие в обсуждении, смогут вкратце ознакомиться с поднятыми проблемами и не читать кучу сообщений.
Обучение на входе
После оплаты мы предлагаем новым участникам ознакомиться с подробной инструкцией, как пользоваться клубом. Памятку можно закрепить в приветственном сообщении при вступлении в сообщество, само сообщение можно настроить автоматически.
Участники видят, что к ним присоединился коллега, сразу знакомятся с ним и помогают вникнуть в жизнь сообщества.
Определённое время выхода контента
Важно соотнести образ жизни человека с жизнью клуба и выстроить расписание выхода контента, тогда у участников выработается привычка взаимодействовать с клубом в конкретное время. Невозможно подстроиться под каждого, но в этом случае расписание сообщества похоже на телепрограмму: люди знают, что и в какое время ожидать, поэтому могут подстроиться, чтобы принять участие в жизни клуба.
Правила комьюнити
Стоит отдельно прописать, что можно и нельзя в пределах сообщества: какие темы запрещено обсуждать, какие слова нельзя использовать.
Поддержка активности чата
Если в чате давно не было сообщений, можно предложить участникам тему для обсуждения. Например: «Как спланировать отпуск диджитал-специалисту?». По нашему опыту, участники охотно отвечают на подобные вопросы.
Резюмируем
- Начинаем с чёткого позиционирования Telegram-сообщества: определяем, что нужно потенциальным участникам и как закрытое комьюнити может им помочь.
- На входе проговариваем участникам объём контента, который они получат за конкретный срок подписки.
- Автоматизируем оплату подписки и исключение участников из-за неуплаты.
- Регулярно и в разных форматах напоминаем участникам о ценности сообщества.
Ведение закрытого сообщества — ежедневная работа на долгий срок. Комьюнити поможет увеличить лояльность аудитории к эксперту или бренду, а также поможет организаторам и участникам собрать ценную базу знаний и кейсов.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.