EdTech быстрее прочих образовательных структур реагирует на развитие технологий. Новый виток цифровизации — активное применение нейросетей в онлайн-образовании.
Рассказываем, в каких задачах методистам могут помочь нейросети — и о том, как справиться со страхом вторжения искусственного интеллекта в процесс проектирования курсов и обучения студентов.
За помощь в подготовке материала благодарим Жанну Петросян — основателя «eLearning ниндзя», руководителя Гильдии методистов EdMarket, преподавателя курсов Нетологии по направлению «Профессии в образовании» 🙂
Колоссальная экономия времени при поиске, проверке, обработке и адаптации больших объёмов информации — пожалуй, главное преимущество искусственного интеллекта для методистов.
Нейросети помогают автоматизировать рутинную интеллектуальную работу, а значит, позволяют методистам выделить больше времени для творчества, для высокоуровневых заданий и более качественного взаимодействия с учащимися.
С помощью искусственного интеллекта методисты могут генерировать как программу курса и план урока, так и отдельные единицы контента. Причём это могут быть лишь вспомогательные идеи, а могут — уже готовые тексты, иллюстрации, видео, аудио, презентации и так далее. А ещё нейросети могут создавать симуляторы, универсальных тренажёров-учителей, идеальных для самостоятельной работы студентов.
Существует множество нейросетей, подходящих для решения задач методистов. Конечно, можно пользоваться нашумевшим ChatGPT, у которого много возможностей, но один из самых удобных, а главное, бесплатных и легко доступных в России инструментов для этих специалистов — Perplexity. Он способен решить большинство их задач, поэтому ниже мы упомянем его ещё не раз.
Чтобы пользоваться нейросетями быстро и эффективно, важно научиться корректно составлять промпты — запросы для получения желаемого результата.
Так, если намеренно не просить Perplexity пофантазировать, при этом составить чёткий и развёрнутый промпт, сервис не будет ничего придумывать и даст ответ, который найдёт в интернете. Иногда запросы могут быть размером с половину страницы А4, но и ответ будет соответствующий — подробный и прозрачный.
В статье «Как составлять промпты для нейросетей: гайды от экспертов» три эксперта по работе с ИИ — художник, руководитель новостного портала и предприниматель — рассказали, как они настроили нейросети, чтобы те помогали им в работе.
Тексты
Нейросети могут помочь методистам сделать перевод или саммари полезных материалов, сгенерировать с нуля статью, историю для сторителлинга, чек-лист.
Можно попросить нейросеть сделать подборку лексики по определённой теме, оформив результат в таблицу.
Для занятий и мастермайндов часто бывают нужны кейсы. Например, можно попросить Perplexity или YandexGPT составить 50 кейсов для учебного мастермайнда на тему «Выгорание». Уточнив, что герои должны быть разного возраста, социального статуса и благосостояния. Система выдаст истории воображаемых людей, которые расскажут о своём опыте.
В промптах для сервисов, создающих тексты, особенно важно описывать целевую аудиторию и цели занятия. Для создания диалогов стоит вшить в запрос или лексику, или дополнительные материалы по теме, откуда надо брать информацию.
Если принципиально важна достоверная информация, например, для научной статьи, необходимо попросить нейросеть верифицировать данные. Или вшить в запрос, что информацию можно собирать только с официальных сайтов: com, org, gov. Также в запросе можно указать, что информация нужна свежая «такого-то года», «не старее такого-то года».
Любой текст нейросеть может упаковать в необходимый формат. Например, публицистический стиль или детективную историю. В таком подходе с помощью ИИ можно написать о чём угодно, хоть о спряжении глагола, хоть о метафизических явлениях для пятилетнего ребёнка или для студента университета.
Зачастую методисты и преподаватели нуждаются в создании сказок на основе учебного контента. Для этого можно использовать специализированную нейросеть Bedtimestory. Она сразу создаёт и картинки, и текст.
Сервис ChatPDF позволяет загружать PDF-материалы и работать с ними. Сервис структурирует материал и ищет ответы на вопросы пользователя уже в загруженном PDF, а не в интернете. Методистам может быть полезен этот инструмент, потому что им приходится читать множество книг и учебников, а в таком потоке это не всегда возможно делать вдумчиво.
Иллюстрации
Для сегодняшних студентов очень важна эстетическая составляющая образовательного контента. Поэтому методисты уделяют много внимания визуализации.
При этом важно быть осторожными, чтобы не столкнуться с внушительными штрафами за нелегальное использование иллюстраций со стоков.
В статье «Юридические аспекты онлайн-школы: как оформить сайт, использовать чужой контент и защитить свои образовательные материалы» мы рассказываем, что закон разрешает семь способов свободного использования произведений. Один из них — цитирование/иллюстрирование в информационных и учебных целях.
Чтобы использовать чужой контент в методических материалах курса, необходимо:
- указывать автора/правообладателя, если есть — также название произведения;
- указывать источник заимствования произведения — активный URL, откуда было заимствовано произведение;
- использовать произведение в объёме, не превышающем поставленную цель использования;
- использовать произведение в информационных, научных, учебных или культурных целях;
- следить, чтобы произведение не подвергалось переработке.
Если при свободном использовании не будет соблюдено хотя бы одно из указанных правил, автор/правообладатель произведения может потребовать компенсацию за нарушение своих прав.
Поэтому, если нет необходимости в использовании конкретных существующих изображений, например, картин для курса дизайнеров, лучше обратиться за помощью к нейросетям. Потому что созданные там иллюстрации юридически пока никак не регламентируются. Когда нейросеть создаёт картинки, она где-то берёт какие-то кусочки для них, но компилирует их так, что получается новый оригинальный продукт.
С помощью Dream by Wombo, генерирующего абстрактные иллюстрации, можно создавать визуальные метафоры. А уже с их помощью, в свою очередь, — метафорические карты. Это отличный вид учебной деятельности. Креативно упакованные материалы для командных игр и фасилитационных сессий могут сделать интересной даже самую скучную тему для обсуждения.
Найти готовые иллюстрации можно в Lexica. То есть первое, что может делать методист, — зайти в медиатеку сервиса и сформулировать краткий запрос. Например, «красивый дом», «дружба», «абстракционизм». Нейросеть выдаст варианты того, что делали другие пользователи.
Можно вдохновиться ими или скопировать составленный другим пользователем промпт понравившейся иллюстрации и внести в этот запрос свои коррективы, создав похожую картинку в аналогичном стиле.
Конечно, можно писать запросы и с нуля. Но для первого опыта тоже стоит прибегнуть к помощи нейросети. Скажем, попросить ChatGPT написать промпт для Midjourney.
Сделать картинки корректными, красивыми и чёткими может помочь словосочетание extreme detailed. Учитывая его, нейросеть будет стараться сделать иллюстрацию детализированной. Также стоит вшивать в запрос необходимые условия по освещению, эффекту, стилю и так далее.
Хорошо, когда сервис, как Midjourney, позволяет указывать negative prompt — отрицательный запрос. Сюда можно вписать словосочетания «шесть пальцев», «две ключицы», «три головы». Это поможет нейросети сделать иллюстрацию более реалистичной, потому что у ИИ отсутствует грань между реальным и нереальным, из-за чего герои зачастую получаются негармоничными с анатомической точки зрения.
Читать также
Аудио и видео
Есть отличный сервис Murf, который позволяет генерировать аудио. В него можно вставить текст, тоже сгенерированный нейросетью, и озвучить его голосами на любом языке. Например, сделать материал для аудирования студентов, изучающих английский, и добавить туда британское, американское, канадское и австралийское произношения.
Murf позволяет делать и видео. Видеофайлы и картинки могут служить видеорядом для будущей аудиозаписи, таким образом в сервисе можно сделать обучающий ролик. И таких сайтов достаточно много.
Помочь в создании учебных видео также может сервис Synthesia. Эта нейросеть за минуты формирует видео из текстового описания, сценария, инструкции. В ней есть несколько десятков аватаров — виртуальных спикеров, которые будут произносить текст.
Есть сервисы, которые генерируют видео из иллюстраций. Один из самых известных — это D-ID. В него можно загрузить картинку, созданную в других нейросетях, а потом оживить её: глаза будут моргать, губы шевелиться, приятный голос произносить нужный текст. Можно, например, оживить Пушкина, который тезисно расскажет студентам о главных вехах своей биографии.
- Получите необходимые знания и навыки для уверенного старта в онлайн-образовании
- Упакуете свой опыт как конкурентное преимущество и сможете перейти на дистанционный формат работы
- Разберётесь в процессах планирования и реализации образовательных проектов
Симуляторы
Нейросети могут помочь методистам в создании тренажёров или виртуальных учителей, которые позволяют беседовать с искусственным интеллектом от лица любых персонажей и на любые темы. В этом хороша как раз Perplexity.
С её помощью можно проводить аудирование и тренировать лексику в беседах со специалистами разных профессий или героями известных литературных произведений, фильмов и мультфильмов. И говорить они будут в своей манере и со свойственной им лексикой.
Например, можно создать симулятор собеседования с рекрутером или с риелтором во время заключения договора о покупке квартиры. Можно попросить нейросеть побыть в роли врача, продавца, экзаменатора, налогового инспектора, гида. А можно поговорить с Бриджит Джонс о жизни молодой женщины: её тревогах, проблемах, интересах и влюблённостях.
Дети могут побеседовать на заданные темы с Винни-Пухом, Буратино, Свинкой Пеппой. Герои могут рассказать шестилетнему ребёнку о нейросетях, а после предложить ему тест с множественным выбором. Это очень удобно для закрепления нового материала.
Выбрать можно любую область или героя — методист сам наделяет собеседника профессией и контекстом, как следствие, определёнными знаниями, которые потребуются во время общения.
Так, нейросеть будет учитывать все те проблемы и заботы, которые были у Бриджит Джонс в фильме, чтобы мы могли с ней беседовать. Причём в промпте мы сразу можем попросить выстроить коммуникацию таким образом, чтобы это был полноценный диалог: мы задаём вопрос, нам дают ответ, а после могут спросить о чём-то уже нас.
Интересно попросить нейросеть беседовать с нами на определённую тему и с использованием определённой лексики. Пока студенты дают и получают ответы, они обучаются. А вопросы системы могут усложняться. При этом полезно просить симулятор во время общения задавать встречные вопросы, исправлять ошибки — логические или языковые.
Игры и тесты
Способность нейросетей создавать тесты — большой плюс для методистов. Система сама обрабатывает информацию, которую ей дадут, а затем создаёт к этому материалу тест. Причём обработать она может данные целого сайта, текст, либо учебный контент в любом формате для любой аудитории, который она самостоятельно сгенерировала по запросу пользователя.
Причём задание она сделает такое, какое попросишь: с единственным или множественным выбором, с открытыми и закрытыми вопросами, только с текстом или, например, с текстом и графиками.
Можно попросить нейросеть создать интерактивы и игры по заданной теме. Следует детально описать пожелания: «Придумай командообразующие игры по такой-то теме для такой-то аудитории, чтобы студенты пришли к такой-то цели».
Презентации
Для этой задачи есть много специализированных сервисов. Можно обратить внимание на нейросеть TOME. Она умеет генерировать целую презентацию по одному промпту, может улучшить текст уже готовых слайдов и сама сгенерировать изображения без дополнительного запроса.
У TOME есть бесплатная версия и нет лимита по количеству созданных слайдов и презентаций. Также эта нейросеть поддерживает интеграцию со множеством сторонних сервисов, в том числе Miro, Figma, YouTube, Google Таблицы.
Скелет урока или курса
Методисты могут использовать сервисы, которые позволяют за несколько секунд создать скелет онлайн-курса, понедельный план уроков или поминутный сценарий занятия на заданную тему или с заданными исходными данными.
Кроме темы, там будут методически грамотно собраны разные виды учебной деятельности: разминка, основная часть, заключение и практика, домашнее задание. Даже финальный проверочный тест может сгенерировать система.
В промпте важно указать, для каких учеников и какого уровня разрабатывается занятие. Стоит вшить в запрос учебные цели, задачи, результаты обучения или конкретного урока, а также указать количество недель или часов, в течение которых студенты будут осваивать материал. В общем, всё то же, что методист сформулировал бы другому методисту, ставя задачу на разработку.
Однако материал нужно будет проверять, добавлять жизни, иначе выйдет безлико — ведь это просто каркас.
Для этой задачи можно использовать всё ту же Perplexity или Cohesive.
Как относиться к нейросетям: развеиваем страхи методистов
Может ли искусственный интеллект оставить методистов без работы
Чем активнее развивается искусственный интеллект, тем больше разговоров о том, что необходимость в специалистах той или иной профессии может исчезнуть. Так и с методистами: говорят, нейросеть научится разрабатывать курсы полностью, а преподавателей заменят виртуальные учителя с искусственным интеллектом.
Но на данном этапе развития человечества и человеческого мозга это невозможно. Методисты всё ещё важны. И хотя нейросеть способна генерировать множество идей и тем, всё, что она создаёт для учебного процесса, по-прежнему необходимо дорабатывать.
Лишь вовлечённый методист может сделать из созданного нейросетью действительно ценный материал. Без его участия это всего лишь заготовка, сухой контент или план урока, который никого не тронет. Поэтому лучше рассматривать искусственный интеллект не как соперника, а как союзника.
Книги, которые помогут методистам снизить тревогу от столкновения с ИИ
Тем методистам, которые интересуются будущим образования в цифровом мире, при этом испытывают тревогу из-за роста популярности нейросетей, стоит обратить внимание на две книги.
«Устойчивы к будущему. 9 правил для людей в эпоху машин», Кевин Руз.
Кевин Руз — известный журналист, который исследует влияние технологий на общество и бизнес. Технологический колумнист и автор статей в журнале The New York Times. Ведущий подкаста Rabbit Hole, в котором рассказывается о том, как интернет меняет человечество.
Эта книга адресована людям, которые боятся порабощения искусственным интеллектом. Руз предлагает прагматичный взгляд на то, что нужно делать людям в эпоху машин, чтобы оставаться незаменимыми.
Автор рассказывает о секретах людей и компаний, успешно справляющихся с технологическими изменениями, и объясняет, как защитить своё будущее. Главное — фокусироваться на том, что умеет человек и не умеет нейросеть. Важен синергетический эффект, ведь преимущества ИИ можно использовать в своих целях, не забывая, что у нас тоже очень много преимуществ перед искусственным интеллектом.
«Искусственный интеллект в образовании. Перспективы и проблемы для преподавания и обучения», Уэйн Холмс, Майя Бялик, Чарльз Фейдл.
Эта книга, написанная учёными, изучающими технологии, искусственный интеллект и этичность его применения, даёт подробный анализ влияния ИИ на разработку учебных программ, персонализацию обучения и систему оценок.
Авторы рассказывают, каких обновлений учебной программы ИИ требует уже сегодня, какую роль играет ИИ в персонализации образования, как образовательному сообществу сориентироваться в потоке новых технологий.
Может ли искусственный интеллект оставить студентов без работы
Ещё один распространённый страх методистов, связанный с ростом популярности нейросетей, что учащиеся переложат на ИИ выполнение всех своих заданий. Это естественно, что современные студенты интересуются развитием технологий. И вполне логично, что они применяют их в обучении: для поиска и проверки информации, фильтрации источников, создания саммари.
Проблема в том, что кроме обработки больших объёмов данных, они могут применять нейросети для решения тестов, быстрого создания презентаций, эссе или даже дипломной работы.
Методистам и преподавателям бывает трудно без специальных систем понять, создан материал человеком или искусственным интеллектом. А значит, могут появиться демотивирующие мысли о целесообразности своего труда.
Но у них есть прекрасный способ минимизировать негативное влияние ИИ на обучение — чаще применять разнообразные виды проектной работы. Популярность мастермайндов, хакатонов, митапов и других форматов командной работы тоже растёт.
Важно, чтобы учащиеся самостоятельно проделывали развивающую работу: анализ, синтез, проектирование и так далее. Работа в группах — это всегда взаимодействие, общение. С её помощью студенты выходят на более высокий уровень, учатся коммуницировать, комментировать и оценивать работы друг друга.
Поэтому возможность применять новые знания и умения на практике — отличный антидот бездумному перекладыванию ответственности за своё образование на нейросети.
Методистам стоит уходить от такого формата финальных испытаний, как тексты: эссе, рефераты, курсовые работы и прочее теперь можно делать за несколько секунд. И если нет цели оценить способность создавать качественные промпты, то имеет смысл смещать фокус на проектную работу в команде.
Резюмируем
Два главных преимущества нейросетей для методистов: колоссальная экономия времени при проектировании курсов и создании образовательного контента, а также возможность этот самый контент разнообразить.
С помощью нейросетей методисты могут работать с текстами, иллюстрациями, аудио и видео, создавать симуляторы, интерактивы, проверочные задания, презентации даже скелеты занятий и целых курсов.
Несмотря на то, что нейросети помогают методистам автоматизировать рутинную интеллектуальную работу и выделять больше времени для творчества, высокоуровневых заданий и более качественного взаимодействия с учащимися, некоторых настораживает активный рост популярности искусственного интеллекта в образовательной среде.
Два главных страха методистов:
1. Что нейросети оставят без работы их самих. На данном этапе развития человечества и человеческого мозга методисты всё ещё важны. Лишь вовлечённый специалист может сделать из созданного нейросетью действительно ценный материал.
2. Что нейросети оставят без работы студентов. Против этого существует действенный антидот — разнообразные виды проектной работы. Важно, чтобы учащиеся самостоятельно проделывали развивающую работу: анализ, синтез, проектирование и так далее. При проектировании контента методистам нужно смещать фокус на проектную работу в команде.
Две книги, которые позволят снизить тревогу от столкновения с ИИ:
1. «Устойчивы к будущему. 9 правил для людей в эпоху машин», Кевин Руз. Читатель узнает о секретах людей и компаний, успешно справляющихся с технологическими изменениями, а также о том, как защитить своё будущее.
2. «Искусственный интеллект в образовании. Перспективы и проблемы для преподавания и обучения», Уэйн Холмс, Майя Бялик, Чарльз Фейдл. Авторы рассказывают, каких обновлений учебной программы ИИ требует уже сегодня, какую роль играет он в персонализации образования и как образовательному сообществу сориентироваться в потоке новых технологий.
Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.