В последние десять лет появилось всё больше возможностей для смены деятельности. Возникли новые профессии, удалённая работа стала привычной, принцип «всю жизнь на одном заводе» ушёл в прошлое.
Состоявшиеся специалисты стали всё чаще задумываться о том, что им важно в работе — и стали активно искать более комфортные условия труда, более интересные задачи, более прибыльные вакансии. Работа мечты сегодня — это уже не про стабильность и упорядоченность, а про творчество, вызов, рост.
О том, какие варианты переобучения и смены профессии существуют для взрослых, рассказывает Андрей Кокшаров — продюсер направления «Высшее образование» в Нетологии.
С возрастом любому человеку свойственна переоценка ценностей — она происходит из-за личностного роста, взросления или даже выгорания на работе.
Для взрослого, активного, склонного к саморазвитию и способного обеспечить свою жизнь человека характерен ряд принципов, направленных на реализацию личных устремлений.
Принцип саморазвития и интеллектуального роста
Этим принципом определяется стремление вести активную жизнь, развиваться в профессии и получать новые навыки из разных областей. Для его реализации человек посещает курсы, тренинги, ходит на консультации, экскурсии и т. д.
Принцип саморазвития помогает человеку увидеть свои возможности под иным углом, осознать свою востребованность в той или иной сфере, в рамках которой он может и хочет развиваться.
Принцип отождествления
Этот принцип означает стремление соответствовать потребностям общества и рынка в своей отрасли.
При этом развитие в рамках конкретного профессионального направления предполагает возможность переключиться на иное, которое вызывает больше интереса и больше востребовано в обществе или на рынке труда в данный момент.
Принцип осознанности
Принцип осознанности позволяет человеку явно понимать и представлять свои цели, личные задачи, склонности и способности, выбирать личный трек развития, интересный ему и делающий его уникальным на рынке труда.
Перечисленные принципы вместе с обстоятельствами жизни: желанием больше зарабатывать, заниматься интересным делом, сменить место жительства, отсутствием перспектив на текущей позиции — приводят взрослого человека к необходимости сменить профессию и обрести новые навыки, чтобы получить возможности для дальнейшего карьерного роста.
Когда пришло понимание, что пора менять карьеру, человек начинает анализировать рынок, искать возможности и пути роста. И перед переходом на новую позицию возникнуть такие барьеры →
Нет актуальных знаний в профессиональной сфере
Человек окончил вуз 10-15-20 лет назад, пришёл на работу и на текущем уровне знаний и навыков ему хватало, но для карьерного рывка их уже недостаточно, так как рынок ушёл вперёд.
Знания есть, но нет формального подтверждения: сертификата или диплома
Человек регулярно самообучался ради интереса, изучал новые инструменты, но у него на руках нет формального подтверждения этих знаний — диплома или сертификата, который можно прикрепить к резюме или показать на собеседовании с HR.
Нет необходимого профессионального статуса
Для ряда профессий требуется определённый профессиональный уровень или статус: например, для карьеры в госслужбе нужна оконченная магистратура, для большинства топ-менеджерских позиций в крупных компаниях — MBA или статус магистра, для силовых структур — служба в армии.
Нет необходимого опыта работы
В резюме не хватает профильного опыта, портфолио или проектов, которые нужны для интересующих позиций.
Определённый уровень образования может повлиять на уровень дохода или скорость карьерного роста. Так, по данным аналитиков сайта «Работа.ру», средний уровень дохода по рынку для кандидатов с высшим образованием может быть выше на 10–40%, чем у кандидатов без высшего образования. При этом кандидаты со степенью магистра имеют уровень дохода на 8–10% выше, чем кандидаты со степенью бакалавра или специалиста.
Помимо высшего образования, для многих современных позиций больше ценятся специалисты с широким набором навыков и подвижным мышлением.
Таким образом, различные уровни образования оказывают значительное влияние на развитие карьеры, возможность смены профессии или карьерной траектории.
Если барьеров не возникло, то и потребность в переобучении не появляется — человек просто переходит на интересное ему место.
Если же возник один или несколько барьеров из списка, их приходится преодолевать — чаще всего, появляется мысль пройти переобучение, получить дополнительное высшее образование или найти стажировку, чтобы наработать недостающий опыт.
Выбор подходящего варианта будет зависеть именно от того, какие препятствия возникли — поэтому так важно вначале определиться со своими карьерными целями, а затем уже действовать.
О том, какими могут быть цели, рассказали в материале «Как выбрать онлайн-курс»
Рассмотрим, какие существуют варианты обучения и переобучения для взрослого человека.
Курсы
Дополнительные общеразвивающие программы (ДОП)
ДОП — это формальное название небольших по длительности курсов, которые базово раскрывают указанную тему. Таких курсов много, их делают как крупные образовательные компании, так и отдельные эксперты.
Эти курсы не подходят для переквалификации или получения новой профессии, но помогают познакомиться с новой сферой или расширить кругозор в определённой тематике. Обычно после прохождения такого курса выдаётся сертификат, который подтверждает, что студент прослушал определённый набор информации. Пройти такие курсы может любой желающий.
Для какой цели подходят: познакомиться со сферой, расширить кругозор.
Для чего не подойдут: получить новую профессию, переквалифицироваться, повысить квалификацию.
Длительность: небольшая — несколько учебных часов.
Основные плюсы: большой выбор курсов, лёгкость прохождения, длительность.
Минусы: несистемность, нельзя получить диплом о новой профессии.
Примеры дополнительных общеразвивающих программ:
Дополнительное профессиональное образование
ДПО — это курсы и программы для повышения квалификации в конкретной сфере или для профессиональной переподготовки. Такие программы более интенсивные и более объёмные, чем ДОП, и направлены конкретно на получения новых профессиональных навыков.
Программы ДПО длятся установленное количество времени: не менее 16 часов для программ повышения квалификации и не менее 250 часов — для программ профессиональной переподготовки, и должны соответствовать определённым требованиям, установленным в Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499.
После окончания курсов ДПО выдаётся либо удостоверение о повышении квалификации (УПК), либо диплом о профессиональной переподготовке (ДПП).
Важный момент — обучаться на программах ДПО могут только люди, уже имеющие среднее специальное или высшее образование или те, кто находится в процессе его получения. Если такого образования нет, получить диплом ДПО невозможно.
Читать ещё: «Как получить налоговый вычет за обучение»
Для какой цели подходят: быстро набрать скиллсет, подтянуть знания в определённой области, изучить конкретные профессиональные инструменты, переквалифицировать в новую профессию.
Для чего не подойдут: для глубокого и системного погружения в профессиональную сферу — курс ДПО не поможет стать высококлассным инженером, управленцем или врачом.
Длительность: от 16 часов — для программ повышения квалификации, от 250 часов — для программ профессиональной переподготовки.
Основные плюсы: практикоориентированность, длительность, интенсивность, стоимость. ДПО нацелены на то, чтобы получить конкретные профессиональные навыки и знания без лишней воды. Повысить квалификацию или освоить новую профессию при помощи ДПО можно гораздо быстрее и дешевле, чем при помощи классического высшего образования.
Минусы: глубина погружения в профессию и необходимость наличия среднего или высшего образования. Так как курсы ДПО рассчитаны на получения конкретных навыков, они могут не сложиться в систему знаний.
Примеры программ профессиональной переподготовки:
- «Интернет-маркетолог: с нуля до middle»
- «Продуктовый аналитик: с нуля до middle»
- «Системный аналитик»
Примеры программ повышения квалификации:
Высшее образование
Бакалавриат: офлайновый или дистанционный — онлайн-бакалавриат
Бакалавриат, как и специалитет — первая, начальная ступень высшего образования.
Бакалавриат в очном офлайн-формате — это обязательное присутствие студента на парах, зачетах, экзаменах и при защите выпускной работы. При заочной форме студент приезжает только на сдачу сессий, при дистанционной — всё обучение происходит в онлайне.
Онлайн-бакалавриат может быть разным. Самый простой и малоэффективный вариант — обучение в виде прямых трансляций из университетской аудитории плюс скачивание и загрузка материалов на специальном сайте. В таком случае просто происходит «перенос» офлайн-практик в интернет, что не позволяет ни эффективно планировать время, ни взаимодействовать с преподавателем, ни концентрироваться на обучении. К тому же, при недостаточном качестве трансляции часть материала просто теряется.
Поэтому для организации эффективного онлайн-обучения важно использовать специальные подходы и инструменты, которые повышают эффективность учебного процесса. Например, записанная часть лекций должна быть в виде высококачественных студийных роликов, поделённых на короткие отрезки с разграничением по времени. Это помогает фокусироваться на теме и лучше её проработать.
Для какой цели подходит: с нуля освоить базу профессии, продолжить обучение после школы, для старта карьеры или работы на линейных должностях.
Для чего не подойдёт: быстро освоить практические навыки в профессии, глубоко изучить сложную профессию или вырасти в карьере вне линейных должностей.
Длительность: в среднем около 4 лет.
Основные плюсы бакалавриата:
- логичное продолжение образовательного пути для выпускников школ;
- системность и крепкая фундаментальная база, всесторонний образовательный процесс;
- ценность диплома для работодателя — если вуз занимает хорошее место в рейтингах;
- возможность освоить базу для новой профессии;
- нетворкинг среди сокурсников, «школа жизни».
Дополнительные плюсы онлайн-бакалавриата:
- возможность совмещать с работой даже при очном обучении;
- возможность учиться у лучших преподавателей из разных стран, не меняя место жительства;
- личное отношение преподавателя не влияет на успеваемость;
- более простые и прозрачные процессы обучения, более чёткий план и продуманная организация учёбы;
- наличие не только академических преподавателей, но и преподавателей-экспертов из рынка;
- постоянная актуализация и обновление учебных материалов, обучение дополняется свежими кейсами;
- больше приближённой к реальным задачам практики.
Читать ещё: «Нетворкинг в онлайн-обучении: как получить максимум пользы и расширить сеть профессиональных контактов»
Минусы бакалавриата:
- бакалавриата недостаточно для сложных профессиональных и научных сфер, а также для руководящих должностей;
- при этом для некоторых новых цифровых профессий — копирайтер, SMM-специалист, таргетолог и т. д. — бакалавриата либо не существует, либо он избыточен, такие профессии можно легко освоить на курсах ДПО;
- бакалавриат даёт лишь базу профессии, без глубокого погружения;
- длительность и стоимость для платных программ.
Магистратура: офлайновая или дистанционная — онлайн-магистратура
Магистратура — это вторая ступень высшего образования. Прохождение программы в магистратуре позволяет освоить узкопрофильные и аналитические компетенции, получить основу для развития своей карьеры и даёт возможность занять ряд должностей в топ-менеджменте или на государственной / военной службе.
Читать ещё:
Для какой цели подходит: глубоко погрузиться в профессию, начать заниматься научной деятельностью, освоить смежную профессию, для роста в карьере и нетворкинга с коллегами из сферы.
Для чего не подойдёт: для быстрого старта в профессии, для быстрого освоения инструментов с нуля.
Длительность: от полутора лет.
Основные плюсы:
- системность и глубокое погружение в профессию, возможность освоить новую или смежную сферу;
- ценность диплома для работодателя;
- возможность занимать руководящие позиции или позиции, для которые обязательна степень магистра;
- возможность запустить свой проект в процессе обучения и нарастить профессиональное портфолио;
- развитие профессионального бренда, нетворкинг с коллегами из сферы.
Дополнительные плюсы онлайн-магистратуры:
- возможность углубиться в профессию без отрыва от текущей работы, совмещать обучение с работой даже при очном формате программы;
- возможность учиться у лучших преподавателей из разных стран, не меняя место жительства;
- профессиональный нетворкинг с коллегами и экспертами из различных городов страны;
- возможность перенимать опыт у практикующих экспертов из рынка, получать их консультации;
- постоянная актуализация контента в соответствии с изменениями на рынке.
Минусы:
- для прохождения магистратуры необходимо высшее образование — бакалавриат или специалитет;
- стоимость платных программ;
- в большинстве классических вузов есть проблема преобладания теории над практикой.
Примеры магистерских программ:
- «Управление цифровым продуктом», ВШЭ + Нетология
- «Цифровое предпринимательство», ИБДА РАНХиГС + Нетология
- «Управление контентом и медиапроектами», ТГУ + Нетология
Самообучение
Освоить новую профессию можно самостоятельно: теорию найти в книгах и интернете, практику — наработать на стажировках, а на ряд позиций можно устроиться без профильного диплома.
Современные компании всё чаще обращают внимание на навыки конкретного кандидата, без привязки к дипломам и регалиям. Так, у наиболее активных, эрудированных и организованных людей с развитыми soft skills есть шанс перейти в новую профессиональную сферу самостоятельно, за счёт самообучения / переобучения на новом рабочем месте и личных устремлений.
Теоретические знания для многих профессий, особенно современных, можно найти в открытых источниках — хотя потребуется время на их поиск, систематизацию и отсев лишних или неактуальных данных. Можно обратиться за консультацией к уже работающим специалистам или устроиться на стажировку.
Стажировка позволяет моментально погрузиться в реальную среду, начать работать над реальными, а не учебными проектами, и получать персональную обратную связь от руководителя или наставника.
Читать ещё: «Эффективная стажировка: где искать и что учесть»
Также самообучение характерно для ситуаций, когда внутри одной компании человеку предлагают перейти на смежную или совсем другую позицию — такое случается, если бизнесу нужно закрыть конкретные задачи, а на поиск внешнего специалиста нет времени или ресурса. Тогда приходится осваивать новую профессию прямо в ходе работы.
Иногда можно самостоятельно попроситься на другую работу внутри компании — если есть желание развиваться в новой сфере. Руководители обычно идут навстречу такой инициативе, если хотят сохранить перспективного сотрудника в команде, пусть и на другой должности.
Для какой цели подходит: для развития с нуля, когда нет времени и ресурса обучаться; для тех, кто вынужденно или по желанию переходит на другую позицию внутри компании; для быстрого закрытия текущих задач.
Для чего не подойдёт: для быстрого и глубокого погружения в новую профессию, для устройства на позиции, где нужен профильный диплом.
Длительность: от нескольких месяцев до бесконечности.
Основные плюсы:
- возможность переобучаться в собственном ритме;
- моментальное погружение в рабочую среду;
- возможность быстро закрыть срочные задачи;
- быстрый выход на первый доход;
- дешевизна — самообучение обычно относительно бесплатное или совсем бесплатное.
Минусы:
- необходимость переработать большое количество информации, в которой нет системности;
- отсутствие обратной связи и помощи со стороны преподавателя;
- отсутствие подтверждения знаний — нет диплома или сертификата, который бы стал подтверждением новых знаний и умений;
- снижение уровня дохода на время стажировки или переобучения, необходимость иметь финансовую подушку на время переобучения;
- необходимость развитого умения обучаться и самостоятельно следовать расписанию и дедлайнам.
Резюмируем
Современный мир предлагает множество вариантов смены профессии во взрослом возрасте: от относительно быстрых и недорогих (самообучение, курсы) до фундаментальных (высшее образование). Любой из этих вариантов — правильный.
При выборе обучения важно смотреть на то, каких целей хочется достичь, и опираться именно на них.
Истории тех, кто решился на смену профессии во взрослом возрасте:
- Из грузоперевозок в интернет-маркетинг
- Из армии в копирайтинг
- Как переучиться на аналитика и найти работу в России из Греции
- Выпускница Нетологии о том, как столкнулась с выгоранием и сменила профессию
- Личный опыт: переехать в Израиль и стать дизайнером
- «Села за стол, взяла чистый лист бумаги и стала прикидывать, что я умею»: о первых шагах в копирайтинге
- Как я влюбился в UX и бросил маркетинг
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.