Методолог онлайн-курсов: всё о профессии

Методолог онлайн-курсов: всё о профессии

Современные профессии

Методолог онлайн-курсов — это архитектор учебных программ. На его плечах держится вся система образовательных продуктов онлайн-школы: от конкурентоспособного сценария курса до прикладных инструментов, применяемых методистами.

Руководитель команды методической инфраструктуры Нетологии Валентина Пахомова рассказала о задачах методолога, необходимых в профессии качествах и навыках, средней заработной плате, за какими российскими экспертами следить и какие книги читать.


Методолог онлайн-курсов: всё о профессии

Валентина Пахомова

Руководитель команды методической инфраструктуры  Нетологии

Чем занимается методолог онлайн-курсов

Зачастую методолога ставят в один ряд с методистом. И хотя некоторые функции этих специалистов схожи, между ними есть существенная разница. Методист — тактик: он больше работает с контентом курса, его наполнением, и решает конкретные образовательные задачи, действуя по готовому плану. А методолог — создаёт этот план, отвечает за стратегические решения проекта и должен уметь совершенствовать их. Для этого методологу нужно хорошо ориентироваться в запросах и трендах рынка, особенностях целевой аудитории, инструментах и моделях обучения.

Размытие границ очевиднее всего в организациях, где нет методического отдела и один специалист выполняет функции и методиста, и методолога. Но в крупных компаниях методологи сфокусированы на решении масштабных вопросов. В Нетологии, например, есть три большие группы задач. Вот чем занимается методолог у нас.

Делает простыми и понятными для всех методистов процессы проектирования программ и обучения

Методолог разрабатывает новые инструменты и фреймворки, которые методисты могут взять и быстро переложить на свой курс, чтобы решить образовательную задачу или какую-то проблему, связанную с метриками.

Также в его зоне ответственности разработка требований к универсальному контенту: как проектировать занятия, чтобы ими могли пользоваться методисты разных курсов, у которых есть аналогичная тема в программе.

Ещё методолог фиксирует рекомендации по тому, как проектировать практические задания и теорию, как это всё упаковывать. Унифицирует все материалы и разрабатывает общий подход к обучению студентов, чтобы у них не возникало диссонанса, если они приходят на разные курсы в разные направления.

Ищет новые образовательные решения

Методолог Нетологии в первую очередь фокусируется на том, что может покрыть бо́льшую часть продуктов. Выбирает те инструменты, которые работают на ключевые метрики компании и могут масштабироваться. Решать локальные задачи методолог тоже может, но это уже под частный запрос конкретных направлений.

Методолог формулирует методические гипотезы, либо выделяет их из трендов, наблюдений за конкурентами, исследований или проблем, которые обнаруживаются после анализа метрик и обратной связи от студентов. Потом тестирует эти гипотезы, разрабатывает MVP (Minimal Viable Product) и проектирует методические эксперименты.

Minimal Viable Product — минимально жизнеспособный продукт, который обладает минимальными, но достаточными для удовлетворения первых потребителей функциями.

После этого методолог смотрит: если эксперименты подтверждают гипотезу, то масштабирует инструмент и помогает методистам внедрить его в свои продукты.

Разрабатывает инструменты и продукты под частные запросы

Это могут быть направления b2b или b2g, потому что у них множество нестандартных проектов, либо Центр развития карьеры Нетологии. Вообще любая горизонталь компании может прийти и сказать, что нужно разработать — и какой именно — образовательный продукт.

По запросу продюсеров мы можем подключаться, например, к разработке проектов для возрастной категории 50+, проектов цифрового предпринимательства, инклюзивного образования. Или работать с задачами специфического заказчика — например, промышленного производства. У специалистов обратившейся организации может не быть соответствующего опыта, поэтому они приходят к нам, а мы погружаемся в задачу и придумываем решения, которые потом помогаем внедрять.

Для Центра развития карьеры мы вместе с продуктовыми маркетологами делаем проекты, повышающие процент трудоустройства среди наших выпускников, — помогаем им адаптироваться в индустрии и учиться презентовать себя на рынке.

Какими навыками и качествами должен обладать методолог онлайн-курсов

Чтобы войти в профессию, необходимо иметь представление о создании онлайн-курсов. Поэтому классический путь в методологи — из методистов. Для старта в методологии специалист должен быть способен самостоятельно проектировать самые разные образовательные продукты.

Итак, что позволит методологу онлайн-курсов стать отличным экспертом.

Жажда нового и готовность к экспериментам 

Хотя методолог продумывает новые инструменты и методики обучения, он далеко не всегда разрабатывает что-то принципиально новое. Потому что разработка принципиально нового занимает очень много времени, это сложно и дорого, специалисты в академической среде могут посвящать этому годы. Однако в онлайн-образовании методолог завязан на работу с инновациями — и адаптацию моделей и инструментов под конкретную компанию с её конкретными курсами и особенностями обучения.

Умение проводить исследования

Методологу часто приходится искать научное или статистическое подтверждение своим решениям. Поэтому очень важно критически мыслить, уметь работать с большим количеством информации, работать с разными источниками — и искать и выбирать их среди множества непрофессиональных статей. Кроме того, нужно уметь самостоятельно моделировать и проводить эксперименты.

Для погружения в профессию методологу лучше работать в одной компании. Нужно очень хорошо понимать свою сферу, углубляться в материалы курсов, идеально знать возможности своей платформы — всё это требует больших усилий и времени. Всестороннее понимание продукта и аудитории помогает разрабатывать максимально подходящие для конкретной задачи решения.

Аналитический склад ума и умение работать с цифрами

Аналитический склад ума важен и с точки зрения бизнесовых показателей. Бизнес — это всегда о прибыли и об опоре на метрики. Поэтому методологу нужно уметь просчитывать стоимость реализации своих решений и работать с методическими гипотезами и цифрами, чтобы собирать доказательную базу не только из научных источников и исследований, которые проводятся по всему миру, но ещё и через аналитику. Когда методолог внедряет какое-то решение, то для проверки гипотезы он разрабатывает MVP. А для анализа его эффективности как раз нужны цифры.

Свободное владение английским языком

На русском языке критически мало актуальной профессиональной литературы для методологов. Поэтому важно, чтобы специалист знал английский язык и мог читать книги о моделях и подходах в обучении, которых в России пока нет. Опыт зарубежных исследователей и практикующих специалистов помогает разобраться, какие модели можно использовать в своём проекте и как их адаптировать под свою аудиторию.

Сколько зарабатывает методолог онлайн-курсов

Чаще всего методолог работает в штате одной компании и получает фиксированную заработную плату. Так происходит потому, что специалист этого профиля должен быть погружён в продукт и иметь достаточно времени для изучения рисков и слабых мест, анализа ошибок.

Если программу и контент для какого-нибудь курса можно проработать месяца за три, то внедрение и тестирование новых подходов и инструментов требуют больше времени — там в течение трёх месяцев может длиться образовательная программа. А нужно ещё спроектировать эксперимент, определить инструменты, запустить продукт. Кажется, что после этого участие методолога не требуется. Но через полгода, допустим, программа завершается — и специалист должен к ней вернуться, вспомнить, о чём это, посмотреть на результаты, понять, соответствуют они ожиданиям или нет, и что со всем этим делать.

По моим наблюдениям, начинающий методолог — это часто методист с опытом работы от года, который решил погрузиться в методологические задачи. Такой специалист может получать около 60–70 тысяч рублей в месяц.

Методолог онлайн-курсов: всё о профессии
В компании EdPro специалисту с опытом создания курсов от двух лет предлагают 50–70 тысяч рублей в месяц. Источник: promopoisk.com

Методолог, который способен самостоятельно проектировать программу, то есть проводить исследования, методологические и методические эксперименты, разрабатывать отдельные инструменты для решения определённой образовательной задачи, может претендовать на зарплату около 80–100 тысяч рублей.

Методолог онлайн-курсов: всё о профессии
Сеть школ ораторского искусства «Король говорит!» готова платить опытному методологу от 80 тысяч рублей в месяц. Источник: hh.ru

Зарплатного потолка у методологов не существует. Всё зависит от того, в каком регионе и в какой компании работает специалист, есть ли в организации методический отдел и другие методологи.

Методолог онлайн-курсов: всё о профессии курс

Методолог онлайн-курсов

Узнать больше

  • Узнаете, как создавать концепцию и учебную программу онлайн-курсов
  • Научитесь разрабатывать новые методики обучения и задавать методические стандарты
  • Спроектируете путь студента с учётом мотивационных спадов и подъёмов

За кем следить и что читать методологу онлайн-курсов

3 главных экспертных источника в России

 Методолог онлайн-курсов: всё о профессии Дарья Савельева. Дарья — исследователь и педагогический дизайнер, а также редкий пример успешной работы такого рода специалиста на фрилансе. Дарья выступала куратором Школы инноваций ИКРА при разработке методологии CRAFT/ED (Creative Algorithms, Frames & Tools). Они даже выпустили отдельную книгу «CRAFT/ED: креативные методики в образовании».

Creative Algorithms, Frames & Tools — это креативная методология, которая помогает создавать идеи, воспринимаемые людьми, превращать абстрактные смыслы в рабочие продукты, сформулировать то, что все поймут и примут одинаково. Автор методологии — Василий Лебедев, основатель и генеральный директор ИКРЫ.

Дарья не состояла в штате у ИКРЫ, но это всё равно было долгосрочное, хоть и проектное, сотрудничество. Вместе с их командой она проделала большую методологическую работу, переложив CRAFT на процесс проектирования образовательных продуктов.

Методолог онлайн-курсов: всё о профессии Сама ИКРА. Эта группа компаний помогает выстраивать процессы, позволяющие развиваться в бизнесе и жизни через системное использование методологий креативного, стратегического и инновационного мышления. Они делают классные образовательные продукты, которые подойдут в том числе методистам и методологам. Например, большой курс по креативному мышлению и уже упомянутый курс по методологии CRAFT.

Методолог онлайн-курсов: всё о профессии Вузы: ВШЭ и ИТМО. Много интересного можно найти в результатах исследований Высшей школы экономики и Национального исследовательского университета ИТМО. У тех и других очень сильные методические отделы. Оба вуза имеют отдельные подразделения, которые занимаются методическими исследованиями и психометрикой. Особенно рекомендую белые книги ВШЭ — это серия монографий о современном состоянии российского образования и его перспективах.

5 полезных книг

Методолог онлайн-курсов: всё о профессии Композиция тестовых заданий, Вадим Аванесов

В этой книге доктор педагогических наук, профессор Вадим Аванесов пишет об основах теории и методиках разработки педагогических заданий в тестовой форме. Автор приводит примеры из школьных и вузовских учебных дисциплин и вместо привычных вопросов в качестве основы тестовых заданий предлагает логическую форму высказывания.

Методолог онлайн-курсов: всё о профессии Инновационные модели обучения, Михаил Кларин

Монография доктора педагогических наук и члена-корреспондента Российской академии образования Михаила Кларина — о многообразии инновационных обучающих практик и технологий в мировой педагогике. Здесь представлены и авангардные достижения советской и российской педагогики, а также показана принципиальная возможность сочетать в обучении технологии и творчество.

Методолог онлайн-курсов: всё о профессии Streamlined ID: A practical guide to Instructional design, Miriam B. Larson

Книга методолога Мириам Ларсон начинается с обзора основ педагогического дизайна, а в каждой следующей главе описываются основные этапы проектирования с пошаговыми инструкциями, советами по оптимизации процесса и практическими заданиями.

Методолог онлайн-курсов: всё о профессии Educational Technology and Narrative, Brad Hokanson

Истории часто используются для того, чтобы облегчить процессы понимания, передачи и запоминания новой информации — в том числе в образовании. Профессор Брэд Хокансон рассказывает, как использовать сторителлинг в образовательных процессах, чтобы развивать структурное мышление.

Методолог онлайн-курсов: всё о профессии Enhancing Adult Motivation to Learn, Raymond J Wlodkowski

В этой книге Раймонд Влодковски, специализирующийся на педагогической психологии и андрагогике, даёт понимание мотивации взрослых студентов и предлагает стратегии работы с ними. Читателя ждут чёткая структура, рекомендации по планированию обучения, примеры из реальной жизни и передовые идеи. Кроме прочего, автор исследует растущее влияние технологий и альтернативных образовательных методов — одна глава полностью посвящена онлайн-обучению.

Резюмируем

Методолог онлайн-курсов разрабатывает всю архитектуру образовательного продукта: новые инструменты и фреймворки, требования к контенту и рекомендации по его проектированию и упаковке. Этот специалист отвечает за стратегию проекта, формулирует и проверяет гипотезы, проводит много исследований и экспериментов.

Для работы методологом необходимо быть увлечённым и собранным. Стремиться к новым знаниям, критически мыслить, уметь работать с большим объёмом информации, метриками и цифрами. Обязательно свободное владением английским языком.

Чтобы стать методологом, необходим опыт работы методистом. Начинающие методологи зарабатывают от 50 тысяч рублей в месяц, а зарплатного потолка в профессии не существует.


Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Методолог онлайн-курсов: всё о профессии

Валентина Пахомова

Руководитель команды методической инфраструктуры Нетологии

Оцените статью

Средняя оценка 5 / 5. Всего проголосовало 16