4 сентября 2024

Цели SMM: как их ставить и достигать

Теоретически все знают, что нужно ставить цели по работе с соцсетями и работать на их достижение. Но на практике возникают сложности: выбранная цель часто оказывается почти невыполнимой и ни к чему не ведёт. А плыть по течению не вариант для брендов, которые считают инвестиции и оценивают эффективность вложений в PR и маркетинг.

Разбираем основные проблемы при постановке целей в SMM-проектах и рассказываем, как формулировать корректные цели для соцсетей и что с этими целями делать дальше.

Юлия Кочнева

Директор
SMM-департамента 19agency84
Теоретически все знают, что нужно ставить цели по работе с соцсетями и работать на их достижение. Но на практике возникают сложности: выбранная цель часто оказывается почти невыполнимой и ни к чему не ведёт. А плыть по течению не вариант для брендов, которые считают инвестиции и оценивают эффективность вложений в PR и маркетинг.

Разбираем основные проблемы при постановке целей в SMM-проектах и рассказываем, как формулировать корректные цели для соцсетей и что с этими целями делать дальше.
Приводить примеры будем на кейсе из HoReCa — сети отелей «БизнесПлаза». Это собирательный образ нескольких клиентов диджитал-агентства 19agency84.

Какие цели ставят в SMM

Цель ― это конечный результат, для достижения которого предпринимают определённые действия.

Чтобы сформулировать этот результат, удобно пользоваться методикой SMART. Цель должна быть конкретная, измеримая, реалистичная, актуальная, с конкретным сроком.
Какие бывают ключевые цели в SMM-проектах:

  • повысить уровень знания бренда;
  • сформировать положительную репутацию;
  • увеличить объём продаж;
  • получить трафик на сайт;
  • увеличить лояльность или вовлечённость аудитории;
  • сформировать комьюнити.

Зачем ставить цель для работы с соцсетями

Сформулировать ожидаемый результат от соцсетей

Создание определённого образа, повышение вовлечённости, запуск нового канала продаж ― результаты могут быть разными. Но их объединяет то, что они сформулированы. Без формулировки будет непонятно, в какую сторону двигаться и как понять, что достигли результата.

Развивать соцсети быстрее и более эффективно

На достижение абстрактной цели «сделать крутые соцсети» могут уйти годы. Цель по SMART задаёт понятное и динамичное движение: определили цель и срок, предприняли действия и проанализировали, достигли ли цели. Если нет, то почему.

Двигаемся дальше: корректируем старую цель или ставим новую.

Проще принимать решения

Сформулированная цель ― то, что поможет принимать решения в любой непонятной ситуации. Пробовать новый формат или нет? Следовать трендам или придерживаться концепции? Ответить на любые вопросы будет проще, если отталкиваться от цели: поможет ли это действие её достижению или нет.

Прийти к единому пониманию

Крутые соцсети хотят все: руководство компании, маркетологи и подрядчики. Но для всех крутость будет выражаться в чём-то своём. Для руководства ― в увеличении продаж с соцсетей, для маркетолога ― в изменении позиционирования компании, для подрядчика ― в Reels, залетевшем на миллион.

Если же цель обозначена, корректна и известна всем, то именно по ней все смогут оценить результат работы.
Поймёте, как веб-аналитика помогает бизнесу расти и оптимизировать траты

Разберётесь, какие данные можно собирать и какие метрики важны для бизнеса

Изучите кейсы работы с данными и попрактикуетесь на тренажёре-симуляторе
Поймёте, как веб-аналитика помогает бизнесу расти и оптимизировать траты

Разберётесь, какие данные можно собирать и какие метрики важны для бизнеса

Изучите кейсы работы с данными и попрактикуетесь на тренажёре-симуляторе

Как сформулировать цель SMM

Фиксируем ключевые цели компании

Понимание целей компании позволит избежать ситуации, в которой соцсети работают в вакууме: не связаны с другими каналами рекламы и пиара и не работают на достижение основных целей компании.
Цели компании ставим последовательно: бизнес-цели ⟶ маркетинговые цели ⟶ коммуникационные цели ⟶ медиацели.

В таблице описали, за что отвечает каждая категория целей, и привели примеры:
  • Соцсети чаще всего работают с коммуникационными целями. Напрямую с бизнес-целями соцсети не работают. Они лишь звено в коммуникации бренда и не контролируют продукт, коммуникацию менеджера с потребителем и другие факторы.
  • Александр Дмитриев
    Руководитель отдела стратегических разработок 19agency84
Соцсети чаще всего работают с коммуникационными целями. Напрямую с бизнес-целями соцсети не работают. Они лишь звено в коммуникации бренда и не контролируют продукт, коммуникацию менеджера с потребителем и другие факторы.
  • Александр Дмитриев
    Руководитель отдела стратегических разработок 19agency84
При формировании целей следует убедиться, что каждая логично вытекает из предыдущей категории и способствует её достижению.
Результат этапа ― прописанные цели компании и понимание, на какую цель могут работать соцсети.

Определяем место соцсетей в CJM

Исследуем и прописываем путь клиента (Customer Journey Map, CJM). Это позволит понять, в какой момент клиент взаимодействует с соцсетями и какая у него в этот момент задача. А может, совсем не взаимодействует, и соцсети нам и не нужны?
Для изучения советуем проводить глубинные интервью с потребителями. Так можно лучше узнать, с чего аудитория начинает поиск, как выбирает, где покупает, что влияет на решение. Не в общих чертах, а детально ― с примерами и цитатами.
Так может выглядеть путь клиента отеля
Этапы, в которые можно встроить соцсети, и контент в них зависят от сферы бизнеса. Выстраивайте и перепроверяйте CJM. Интегрируйте соцсети на тех этапах, где они уместны. Используйте релевантные каждому этапу рычаги внимания ― это поможет ставить реальные цели и достигать их.
Результат этапа ― сформированный CJM и понимание, на каких шагах и зачем клиент использует соцсети.

Формулируем цель SMM

У нас есть цель компании, с которой мы работаем, и этапы CJM, актуальные для соцсетей. Дальше приземляем цель компании на соцсети ― также по SMART.
Проверяем на совпадение с CJM: на всех релевантных этапах ― поиск, выбор и формирование лояльности ― мы можем транслировать нужное сообщение, противоречий нет.

Цель поставлена ✔️
Узнайте больше о CJM и мемах на бесплатных курсах ↓
Построите и усилите маркетинговую воронку для своего бизнеса. Оцените эффективность этапов воронки и выявите узкие места. Получите ответы на свои вопросы от топового эксперта
Сделаете первые шаги в профессии мемолога.
Узнаете, почему мемы стали феноменом и зачем они нужны бизнесу. Разберётесь, где первыми находить популярные шаблоны и как оценивать, взлетит ли мем

Что делать после постановки цели SMM

Дальше разрабатываем план действий и фиксируем KPI.

Делимся чек-листом по запуску клиента в 19agency84. Первый пункт уже выполнен, можно приступать к следующим:
Остановимся отдельно на KPI ― ключевых показателях эффективности. Именно они делают цель и результат работы измеримыми.

KPI выбираются на основе тех, что уже заложены в цели. В нашем случае это процент аудитории со сформированным мнением о компании. Чтобы отслеживать динамику, мы можем раз в квартал проводить опросы ― качественные и количественные.

Кроме этого, определяем дополнительные KPI, которые также влияют на достижение результата. К примеру, если нужно скорректировать позиционирование, дополнительными показателями будут охваты, а если нужно собрать комьюнити ― подписчики и вовлечённость.
Точно прогнозируемые KPI не всегда можно поставить сразу. Если есть статистика всех показателей в динамике, рабочая стратегия продвижения и конкретная цель ― отлично, можно прогнозировать достижение определённых цифр к определённому сроку.
  • Если данных нет, определите показатели, но не оцифровывайте их сразу. Начните с проверки гипотез: какие форматы работают лучше, получается ли вообще влиять на выбранные метрики. А когда накопится статистика за 1–3 месяца, можно оцифровать KPI и двигаться к их достижению.
  • Юлия Кочнева
    Директор SMM-департамента 19agency84
Если данных нет, определите показатели, но не оцифровывайте их сразу. Начните с проверки гипотез: какие форматы работают лучше, получается ли вообще влиять на выбранные метрики. А когда накопится статистика за 1–3 месяца, можно оцифровать KPI и двигаться к их достижению.
  • Юлия Кочнева
    Директор SMM-департамента 19agency84
Если не получится достигнуть запланированных показателей, значит, гипотеза не сработала и нужно двигаться дальше. Ставить большие, нереальные цифры тоже не нужно ― лучше начать с небольшого роста и постепенно увеличивать планы.

В работе с подрядчиками логика такая же: закладываем тестовый период, а затем обсуждаем результаты и переходим к фиксированным KPI.

Что в итоге

Цель задаёт направление и помогает выстроить систему: тестировать гипотезы в определённые сроки и поэтапно двигаться к достижению результата.

Цель должна быть конкретная, измеримая, реалистичная, актуальная, с конкретным сроком.

В работе с соцсетями в основном ставят такие цели: повысить уровень знания бренда, вовлечённость или лояльность аудитории, сформировать положительную репутацию, получить трафик на сайт, увеличить объём продаж.

Чтобы корректно сформулировать цели SMM, нужно учитывать общие цели компании, определить место соцсетей на пути клиента и приземлить цели компании на соцсети.

Дальше важно составить план действий, в частности зафиксировать KPI.
Читать также
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Медиа Нетологии? Читайте наши условия публикации.

Чтобы быть в курсе всех новостей и не пропускать новые статьи, присоединяйтесь к Telegram-каналу Нетологии.
Юлия Кочнева
Директор SMM-департамента 19agency84
Оцените статью