К 2021 году доля обучавшихся в онлайне увеличилась почти в три раза. И несмотря на общую неопределённость 2022 года, некоторые сегменты онлайн-обучения сохраняют устойчивость: во втором квартале дополнительное профессиональное образование показало наибольший рост — за год +23%.
Популярность дистанционного обучения делает навык создания курсов особенно ценным. Мы решили рассказать о своём опыте, поскольку большинство наших образовательных продуктов связаны преимущественно с ДПО. Продуктовый методолог Елена Батурина поделилась главными принципами и основными этапами создания онлайн-курса в Нетологии.
Ценностный фундамент: на что мы опираемся при проектировании онлайн-курсов
Практико-ориентированность. Бо́льшая часть курсов в Нетологии — это дополнительное профессиональное образование. Поэтому материалы должны быть напрямую связаны с конкретными рабочими задачами специалиста. Нам важно наличие достаточного количества практических заданий, которые позволят выпускнику уверенно чувствовать себя в профессии даже в самом начале.
Компетентностный подход. Этот пункт неразрывно связан с предыдущим. Такой подход предполагает, что во время обучения приоритетна ориентация на результаты — нам важно не просто передать студентам знания, но научить применять их на практике, чтобы выпускник стал ценным специалистом на рынке труда.
Сопровождение. Оно играет большую роль, потому что учиться онлайн взрослым людям сложно — мы убедились в этом после проведения множества исследований. Студент должен знать, что на курсе есть человек, который ему поможет, даже если помощь в итоге не понадобится. Это мотивирует студентов доходить до конца. Также сопровождение позволяет собирать качественную обратную связь, что полезно для модернизации курса.
7 этапов создания онлайн-курса в Нетологии
В разных компаниях и в случае, если человек запускает онлайн-курс самостоятельно, количество и приоритетность этапов могут разниться. Мы при создании курсов используем популярную модель ADDIE (analysis, design, development, implement, evaluate) — анализ, проектирование, разработка, внедрение, оценка. И за годы работы в Нетологии выработался следующий порядок.
Проверяем востребованность и оцениваем маркетинговый потенциал
Сначала продюсер собирает подробную информацию: анализирует рынок, конкурентов, определяет сегменты целевой аудитории курса. Всё это мы оформляем в ТЗ для оценки потенциала и передаём маркетинговым аналитикам. Они смотрят, насколько тема курса популярна в контекстной и таргетированной рекламе, прогнозируют спрос темы по маркетинговым каналам. А после исследования выносят вердикт, выстрелит или нет.
Если нам говорят, что оценка потенциала пройдена, мы делаем быстрый тест. Он не предполагает проведения глубоких исследований. Обычно просто создаётся лендинг и с его помощью тестируется спрос. Если прогноз маркетинговых аналитиков и реальный спрос совпали, то курс переходит в разработку.
Анализируем рынок
Почти два года назад в Нетологии поменялись акценты на этапах. Раньше мы больше внимания уделяли проектированию программы, это было долго и мучительно, а теперь — комплексному анализу рынка, после проведения которого сформировать программу гораздо проще. Но исследование — тоже кропотливая работа. Поэтому теперь у нас есть специальный отдел, который их проводит.
Поскольку при проектировании курсов мы руководствуемся компетентностным принципом, сначала исследователи проводят анализ открытых данных по техническому заданию, составленному продюсером. Оно включает название профессии, классные компании, которые могут быть интересны нашим выпускникам, и вакансии.
После этого мы переходим к этапу интервью. О многих профессиях и требованиях к специалистам, которые существуют сегодня в диджитале, сложно составить представление, просто взглянув на вакансии. А нам важно, чтобы программа была максимально приближена к реальности. Поэтому интервью проводятся как минимум с пятью представителями профессии разного уровня: самими специалистами, их руководителями и с теми, кто их нанимает. Также важно, чтобы это были люди из компаний разного масштаба — крупных, из среднего и малого бизнеса.
Результаты опросов мы сводим в единую таблицу «Что должен знать и уметь специалист». На её основе формируется матрица компетенций. Она представляет собой матрёшку: большая область знаний — это компетенции. Внутри них есть навыки, то есть конкретные задачи, которые должен решать специалист. И под эти конкретные задачи формулируются конкретные индикаторы того, что нужно знать и уметь, чтобы навык считался успешно освоенным.
Например, у копирайтера есть компетенция — создание текстового контента. Навыков внутри неё может быть штук десять: написание статьи, написание текста для соцсетей, написание текста для рассылок и так далее. Это конкретные навыки. А потом мы делим их по индикаторам.
Если это написание статьи, то мы фиксируем, что конкретно должен знать и уметь студент, чтобы написать её: знать — из каких частей состоит статья, уметь — писать её план. Индикаторов к каждому конкретному навыку может быть несколько, обычно от трёх до пяти. На базе них и строится теоретический и практический контент занятия. Индикаторы нужны для освоения навыка внутри компетенций.
Помимо этого, в Нетологии изучаются профстандарты — мы должны привязываться к ним, поскольку это официальная образовательная программа. Исследователи смотрят, какую квалификацию можно присвоить в итоговом документе нашим выпускникам.
Плюс такого подхода в том, что у нас есть оценка рынка 360 градусов, и мы не упускаем ничего, что позволяет вникнуть в профессию или продолжить в ней развитие. Из всего этого составляется скиллсет и программа курса.
Запускаем промо
На этапе продвижения у нас задействованы продюсеры, команда маркетинга и отдел продаж. Здесь важно продумать, с помощью каких инструментов и как мы будем рассказывать о продукте своей целевой аудитории: уникальное торговое предложение, позиционирование, лендинг, маркетинговые каналы и бюджеты, креативы для рекламы и прочее.
- Получите необходимые знания и навыки для уверенного старта в онлайн-образовании
- Упакуете свой опыт как конкурентное преимущество и сможете перейти на дистанционный формат работы
- Разберётесь в процессах планирования и реализации образовательных проектов
Проектируем программу
Если на первых этапах работают продюсеры, маркетинговые аналитики и исследователи, то здесь уже включаются методологи и методисты, которые ответственны за логику программы курса и качество контента.
В крупных онлайн-школах обычно сначала создаётся программа, а потом на программу накладываются форматы. Тем, кто создаёт курс самостоятельно, лучше сначала выбрать формат, а потом, исходя из финансовых возможностей, проектировать программу. Потому что стоимость производства, например, курса в письмах или серии вебинаров сильно отличаются.
В Нетологии процесс проектирования программы можно разложить на три этапа:
- определение результатов обучения — что должен знать и уметь выпускник;
- решение, как проверять, достиг ли студент поставленных целей;
- планирование самой программы, урока, задания.
Мы для проектирования программы используем обратный дизайн (backward design). Он предполагает движение от практики к теории: определяем, какой навык должен быть у выпускника и какая теория поможет с ним разобраться. Обратный дизайн можно использовать и для курса целиком, и для отдельного урока. Это важно, поэтому повторю: сначала продумываем практику, а потом на практику накладываем теорию. Не наоборот. То есть двигаемся от конкретных образовательных результатов к контенту.
Ещё мы сразу делим матрицу по уровням развития компетенций: базовый, продвинутый и экспертный. Градация уровней освоенных компетенций обычно производится по аналогии с таксономией Блума: знание, понимание — базовый уровень; применение, анализ — продвинутый уровень; синтез, оценка — экспертный уровень.
Таким образом, все уровни отличаются по следующим параметрам: глубина знаний, уровень самостоятельности, уровень опыта, уровень инициативности и осознанности, сложность выполняемых задач.
Учитывая эти параметры, мы можем проектировать релевантные программы для разной целевой аудитории: для тех, кто только делает первые шаги в профессию, или для продолжающих изучение темы.
Программы в Нетологии сейчас, как правило, модульные. Один модуль — это один уровень развития компетенции. Вернёмся к примеру с курсом по копирайтингу. В ходе исследований мы выяснили, что у копирайтера несколько основных компетенций: создание текстового контента, редактура и корректура, работа с заказчиком. Соответственно, в базовой программе по копирайтингу будет три модуля из базового уровня развития компетенций для копирайтера, а внутри модулей будет столько занятий, сколько навыков внутри каждой компетенции.
Разрабатываем форматы и материалы
После проектирования программы мы приступаем к разработке материалов, то есть накладываем контент на тот результат, который должны получить наши студенты. Сразу определяем, какой будет дипломная работа, чтобы мы подтвердили, что специалист достиг своих результатов.
Контент курса мы составляем на основе всё тех же индикаторов «знает и умеет». «Умеет» — это про любой практический результат, который мы можем проверить: домашние задания, модульные работы, воркшопы, всё, что студент делает своими руками. «Знает» — теория в формате вебинаров, видео, лонгридов и прочего. Теория необходима для того, чтобы студент мог выполнить практическое задание.
Для любого навыка индикаторы обязательно должны быть парными, то есть мы не можем просить студента что-то сделать, не дав ему для этого необходимый теоретический материал. И наоборот — не даём теорию, которая не пригодится студенту для выполнения практических заданий.
Бывают программы прежде всего теоретические. И тогда будет достаточно, например, курса в письмах, чтобы студент просто структурировал знания по теме. Но если это практико-ориентированный курс, как в Нетологии, следует делать больше практических занятий и домашних заданий с обратной связью.
Курсы Нетологии создаются в надёжной LMS (Learning Management System) — системе управления обучением. Но если человек делает курс самостоятельно, ему следует задуматься о площадке как раз на этапе выбора форматов и изучить возможности той платформы, на которой планируется сборка материалов.
Например, если есть идея делать подкасты, то странно использовать Instagram* (Instagram принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской организацией и запрещена в РФ. — Прим. ред.). А вот платформы вроде GetCourse могут закрыть много потребностей. К тому же площадки можно совмещать: часть обучения может проходить в телеграм-канале, допустим, чат с домашними заданиями, а часть в YouTube — видеолекции в записи.
В каждом курсе мы стараемся использовать несколько форматов. Их разнообразие позволяет студенту вовлекаться в обучение удобным для него способом. Не все одинаково легко воспринимают только видео, только текст или только аудио. Важно, чтобы студент, столкнувшийся с форматом, который ему не подходит, не потерял мотивацию и изучил всё, что мы хотим до него донести. При этом записанные видео, вебинары, воркшопы, тексты, графики и квизы, как вариант геймификации, могут частично или полностью дублировать информацию.
Запускаем курс
После разработки контента мы запускаем программу. На этом этапе активно подключается команда сопровождения: координаторы курсов собирают спроектированную программу в LMS, заливают контент к занятиям, проверяют, что будет видеть в своём личном кабинете студент. Собственно, именно на этом этапе студент начинает обучение.
Оцениваем обратную связь и дорабатываем курс
После запуска программы начинаем наблюдать, как учатся студенты. Важный этап жизненного цикла любого продукта — сбор обратной связи. Если у нас не будет качественного фидбэка и мы не будем совершенствовать продукт, он просто перестанет быть актуальным, поэтому проживёт недолго.
Составить объёмное представление о восприятии курса нам помогает количественная и качественная обратная связь. После её сбора мы анализируем, что получилось классно, а что можно улучшить.
Количественную обратную связь мы можем получать из LMS: у студентов есть возможность оценивать каждую отдельную гранулу контента, подачу и обратную связь экспертов, скорость и полноту ответов сопровождения.
Также мы смотрим на систему метрик образовательного продукта: процент достижения целей, процент доходимости студентов до конца программы, готовность рекомендовать программу другим людям, процент изучения гранул контента, процент выполнения домашних заданий и многие другие. На основе анализа этих данных и, что важно, их статистической значимости — мы можем делать выводы и составлять дорожную карту доработок программы.
Качественная обратная связь — это всегда про взаимодействие со студентом. В нашей LMS они могут оставлять отзыв к каждому заданию и уроку. Также в Нетологии есть возможность общаться с группой сопровождения, которой у нас уделяется большое внимание. Студенты могут давать фидбэк кураторам и аспирантам сразу во время обучения, плюс есть финальные брифы, в которых мы просим студентов дать развёрнутую обратную связь об обучении по определённому алгоритму. Это помогает узнать, как прошло обучение, о программе в целом и разных аспектах того, как учился каждый конкретный студент.
Начинать собирать качественную обратную связь важно уже в начале, когда курс только запускается. Тут нам помогает стартовый бриф, в котором мы просим рассказать о целях обучения, какой практический и теоретический опыт у студента есть к началу курса и так далее.
Данные качественной обратной связи помогают анализировать количественную. Например, при анализе последней на каком-то из потоков мы видим, что процент доходимости невысокий. Нам нужно разобраться, почему этот показатель проседает. Мы можем обратиться к ответам в стартовых брифах и увидеть, что бо́льшая часть студентов не ставила перед собой цель получить диплом, а хотела, например, просто наработать практику.
При этом ответы финальных брифов могут показать, что подавляющее большинство студентов достигли своей цели на обучение. То есть чем больше у нас разной обратной связи и чем лучше мы можем её анализировать, тем проще нам принимать решения по доработке продукта.
Ещё в Нетологии есть клиентский сервис, который в том числе работает над сбором качественной обратной связи от студентов. На экваторе обучения и после завершения курса ребята проводят короткие интервью со студентами, буквально на 5–7 минут. Во время беседы они узнают, что у студентов получается, что нет, чем довольны, а чем не очень. Полученные данные передаются продуктовой команде курса.
В свою очередь, участники продуктовой команды курса — продюсеры и методисты — могут проводить глубинные интервью с выпускниками, если те дали своё согласие. С помощью таких интервью можно выявлять боли и проблемы наших студентов, выяснять потребности, лучше понимать ожидания от продуктов, на основе чего формулировать гипотезы и тестировать их. А лучшие из подтверждённых гипотез — масштабировать на подходящие продукты.
Читать также
Резюмируем
В Нетологии регулярно запускаются новые курсы. Мы придерживаемся трёх главных принципов их проектирования: практико-ориентированность, компетентностый подход и качественное сопровождение. Первые два помогают выпускать специалистов, способных справляться с конкретными рабочими задачами и обладающих актуальными знаниями и навыками. Последний — повышает лояльность студентов и выпускников, а также помогает нам дорабатывать свои продукты.
Создание онлайн-курса в нашей компании проходит в семь этапов: проверка востребованности и оценка маркетингового потенциала; анализ рынка; продвижение; проектирование программы; разработка материалов и форматов; запуск; оценка и доработка.
В создании онлайн-курса задействованы разные специалисты: продюсеры, маркетинговые аналитики, исследователи, методологи и методисты, специалисты отделов маркетинга и продаж, координаторы и аспиранты, продуктовые методологи, клиентский сервис и много других классных ребят. Их слаженная работа позволяет проектировать, запускать и модернизировать онлайн-курсы в хорошем темпе и на высоком уровне.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.