Многие специалисты переходят в сферу IT, так как она открывает новые перспективы, позволяет развиваться в карьере и увеличить заработок. Однако у тех, кто не имеет технического образования и опыта, возникают сомнения: сложно ли научиться программировать и работать с данными, нужно ли знать математику — получится ли освоить IT-профессию.
Устраняем неопределённость и рассказываем, какие навыки нужны для работы в IT, как математические и технические знания применяются в IT-профессиях и как новичков принимают в командах. Своим опытом переквалификации, поиска работы и адаптации в IT-компаниях поделятся состоявшиеся специалисты.
IT-сфера открыта для всех
Идея о том, что людей можно разделить на гуманитариев и технарей, — это миф. Различные исследования, например это, доказывают, что врождённые способности не так важны, как считалось ранее. Важнее то, насколько хорошо человек практиковал конкретный навык.
Наш мозг обладает нейропластичностью. Он способен адаптироваться к разным условиям, формировать новые нейронные связи и укреплять существующие в ответ на новый опыт. Благодаря этому люди могут приобретать навыки и перестраивать мышление в течение всей жизни. Необязательно обладать способностями к математике, техническим наукам и аналитическому мышлению, чтобы стать успешным в связанной с этими навыками профессии.
Независимо от изначальных склонностей и интересов любой человек способен научиться использовать формулы, программировать, работать с данными и анализировать информацию.
Барбара Оакли — профессор инженерии Оклендского университета и автор популярного онлайн-курса об умении учиться — подтверждает это личным примером. Будучи лингвистом по первому образованию, Барбара решила бросить себе вызов и освоить инженерную специальность. Наша героиня никогда не была сильна в математике, поэтому первые курсы в колледже давались ей с трудом, а некоторые она даже провалила. Тем не менее она продолжила учиться, и её старания окупились: Барбара Оакли получила степень доктора технических наук и стала сама преподавать инженерное дело студентам.
В своей книге «Думай как математик. Как решать любые задачи быстрее и эффективнее» Барбара говорит о том, что сложнее всего — перестроить мышление и научиться абстрактно мыслить. Тем не менее освоить новые навыки может каждый. Постоянно практикуясь и применяя своё мышление в новой области, мы развиваем нейронные связи и можем существенно его изменить.
Концепции из одной сферы могут отражаться в другой. Аналогии и метафоры помогают задействовать существующие нейронные связи → понять и усвоить новые знания будет проще. Сравнение кровеносной системы с автомагистралью, а программирования — с пазлами, изучение вычисления на примере торта или яблок помогает визуализировать абстрактные концепции. Так, Оакли использовала свои знания в сфере изучения языков, чтобы освоить математику.
Какие навыки нужны для работы в IT
В IT-сфере работают разные специалисты: разработчики, аналитики, менеджеры, дизайнеры и маркетологи. Требования к их навыкам сильно различаются.
Среди самых распространённых ↓
Технические навыки
У разработчиков это знание языка программирования, у аналитиков — умение работать с базами данных.
Аналитическое мышление
Способность собирать и оценивать информацию, делать выводы и предлагать обоснованные решения.
Алгоритмическое мышление
Умение видеть проблемы, делить их на подзадачи и системно подходить к их решению.
Навыки коммуникации
Умение находить общий язык с командой, эффективно взаимодействовать с коллегами, грамотно доносить информацию и ставить задачи.
Креативность
Умение придумывать новые идеи и инновационные решения для создания продуктов и выполнения задач.
Гибкость
Способность адаптироваться к новому — технологиям, инструментам и процессам.
Тайм-менеджмент и самоорганизация
Умение соблюдать сроки, управлять своим временем и расставлять приоритеты.
Обучаемость
Готовность к постоянным изменениям, желание узнавать новое и развиваться.
Не всем IT-специалистам требуются глубокие знания технологий, а вот гибкие навыки ценятся во всех направлениях. Специалистам с развитыми софт-скиллами проще справляться с трудными задачами: придумать новое решение, найти выход из сложной ситуации или наладить коммуникацию с командой.
Что касается профильного высшего образования, для программистов и аналитиков его наличие будет полезным, но не является обязательным. В этой сфере много специалистов, которые освоили профессию самостоятельно, на курсах или прямо на рабочем месте.
Для работодателя главное, чтобы сотрудник выполнял поставленные задачи.
Начинающим специалистам необходимо владеть базовыми знаниями, профессиональными инструментами и уметь применять их на практике. А развивать навыки можно будет в процессе работы. И конечно, нужно будет продолжать учиться.
При трудоустройстве наличие нужных навыков проверяют с помощью тестовых заданий и собеседований. Пройти предварительный отбор и подтвердить имеющиеся знания выпускникам Нетологии помогает документ государственного образца: удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке. Его можно добавить в резюме и показать работодателю.
Как технические и математические знания применяются в IT-профессиях
Математика и технические науки могут казаться чем-то пугающим. Но если разложить эти широкие понятия на отдельные составляющие, становится проще.
Всё зависит от целей обучения. Например, школьная математика призвана развить логическое, аналитическое и системное мышление. Фундаментальные дисциплины в университете решают те же задачи, но на более продвинутом уровне.
Для работы в IT в первую очередь нужны прикладные навыки, поэтому в отличие от классического образования на курсах нет абстрактной теории — всё изучается на практике. Если специалисту требуются технические навыки, они раскладываются на конкретные компетенции: знание языка программирования, умение работать в среде разработки и владение профессиональными инструментами.
Например, профессия системного аналитика на начальном уровне требует следующих компетенций: документирование в IT-проектах, работа с базами данных с помощью SQL, прототипирование интерфейсов и не только. Каждая компетенция содержит конкретные навыки: документирование предполагает составление проектной документации, проектирование Customer Journey Map, создание технического задания по ГОСТу и другое. Каждый навык раскладывается на мельчайшие элементы — знания и умения. Так освоение профессии становится проще и понятнее. Будущие специалисты могут постепенно получать прикладные знания и учиться на конкретных рабочих задачах.
Некоторые профессии в IT предполагают работу с вычислениями и требуют развитых аналитических навыков. Но математики в чистом виде здесь нет.
Так, один из навыков программиста на Python — работа со средой разработки и консолью. Специалисту необходимо знать основные математические операции и уметь создавать код для решения задач с их применением. Чаще всего это математика на уровне школьной программы: проценты, площадь фигур и уравнения.
При этом специалисту не требуется делать вычисления, а нужно запрограммировать функции, которые будет выполнять машина. Например, разработчик создаёт приложение для финансового планирования, которое будет показывать пользователю его расходы в процентах от зарплаты. Для этого нужно знать, как записать эти данные с помощью Python: создать переменные, присвоить им имена и значения, задать арифметическую операцию, которая выполнит это вычисление, и вывести результат в консоль.
Умение писать код и решать сложные задачи требуется не всегда
В программировании и аналитике есть специальности, где не нужны глубокие технические знания.
К примеру, тестировщик. В первую очередь такие специалисты проводят ручное тестирование: ищут ошибки в программах и передают задачи на их исправление разработчикам. Следующий уровень — писать код для автоматизированных тестов, которые будет проводить компьютер. Поэтому сначала тестировщики изучают методы и инструменты работы, учатся выполнять основные задачи, а уже потом осваивают программирование на Java.
В аналитике самой гуманитарной можно назвать профессию системного аналитика. Среди компетенций этих специалистов к чисто техническим навыкам относится только владение SQL — языком запросов к базе данных. Тогда как основные задачи системного аналитика — общаться с бизнесом и разработчиками и писать документацию. Важно уметь правильно формулировать требования, собирать все данные и передавать их в работу специалистам, которые непосредственно работают с кодом. Поэтому в большинстве компаний от системного аналитика на начальном уровне не требуют умения программировать. Достаточно пользоваться инструментами для сбора данных и написания SQL-запросов.
Людям без технического образования и смежного опыта освоить такие профессии будет легче, чем более технические специальности. Но и они тоже поддаются изучению 🙂
Можно сказать, что результаты анкетирования студентов Нетологии это подтверждают. Так, на курсе «Тестировщик» у 94% нет опыта в программировании. Больше всего специалистов из сферы обслуживания, производства, маркетинга и продаж. Есть медицинские сотрудники, педагоги, учёные, дизайнеры, психологи и журналисты.
Похожая ситуация наблюдается и в других профессиях в направлении программирования. Например, среди будущих веб-разработчиков больше всего специалистов маркетинга и продаж, а среди программистов на Python — работников производства и промышленности.
60% обучающихся на системных аналитиков пришли из разных областей — управления, финансов, производства, маркетинга и продаж, сферы обслуживания, логистики, юриспруденции и даже искусства. Только 26% уже работает в сфере, ещё 14% — программисты и разработчики.
- Познакомитесь с профессиями в IT-сфере и попробуете себя в разных направлениях
- Составите план перехода в новую сферу с поддержкой карьерного консультанта
- Сможете принять участие в розыгрыше гранта на обучение
Как строится обучение IT-профессиям и что помогает их освоить
На курсах Нетологии учатся люди с разным опытом — и обучение строится соответствующим образом. А адаптировать его под потребности студентов помогают определённые подходы и инструменты — кратко расскажем о них для общего понимания.
Обучение начинается с азов и идёт от простого к сложному. Например, в курсах по разработке есть вводный модуль с основами программирования и компьютерной грамотности.
Практика, вводные материалы и разные форматы. Успешность и скорость обучения во многом зависят от мышления. Люди, которые хорошо справлялись с математикой в школе и изучали технические науки, обладают развитой логикой и умеют критически мыслить — осваивать программирование им может быть проще.
Но способ мышления — не врождённая способность, а то, что можно развить в процессе обучения.
Поначалу смена привычного способа мышления может даваться с трудом — это нормально. Натренироваться поможет практика. Чтобы ускорить этот процесс, в начале курса студенты получают вводные лекции и материалы о том, как выстроить обучение, как подходить к решению сложных задач и на что обращать внимание. Также помогает мультиформатность, которая позволяет учиться с большей вовлечённостью, — видеолекции, конспекты, лонгриды, квизы и тренажёры.
Инструменты для вычисления и подсказки. В работе аналитиков и программистов есть вычисления и задачи на расчёты, но проводить их в голове не нужно. Для их выполнения используются специальные инструменты. Зазубривать ничего не нужно — при должной практике все формулы и алгоритмы запоминаются.
Тренажёр. Чем больше практики, тем лучше получится освоить программирование. Чтобы практиковаться было удобнее, в Нетологии есть тренажёр с задачами, который автоматически проверяет решения и сразу показывает ошибки. Так студенты могут быстро получать ответ и учатся работать в реальной среде разработки.
Глоссарий и курс английского. На освоение программирования требуется время. Это похоже на изучение иностранного языка: нужно узнать ключевые слова, правила и функции и научиться их применять. Для этого на курсах, где изучаются языки программирования, есть глоссарии — словари, в которых перечислены все используемые функции и их значения.
В большинстве языков программирования используются английские слова, и, чтобы выучить Python, Java или SQL, в первую очередь пригодится знание английского. Поэтому на всех курсах программирования есть бонусный курс, с помощью которого можно научиться понимать базовую терминологию и получить знания, которые пригодятся для работы в профессии.
Дополнительный курс по компьютерной грамотности. Чтобы освоить программирование, нужно уверенно владеть компьютером и цифровыми инструментами — в этом поможет вводный курс по компьютерной грамотности. В нём есть базовая информация о том, какие программы нужны, как ими пользоваться и как справиться с техническими неполадками.
Дополнительные встречи с ответами на вопросы, чаты, помощь координаторов и преподавателей. В процессе освоения новой профессии у всех студентов вне зависимости от имеющихся знаний и опыта могут возникать сложности. В этом помогают дополнительные Q&A-сессии, на которых преподаватели, заинтересованные в результатах студентов, подробно разбирают задания и отвечают на вопросы.
Также в любой момент студент может написать в чат поддержки. Есть и общий чат, где можно поделиться своими переживаниями и посоветоваться с одногруппниками.
Координатор курса помогает искать ответы на вопросы и сохранять мотивацию на протяжении всего обучения. В сложных случаях подключает преподавателя. Даже если что-то не получается, всегда можно сдать работу преподавателю, получить обратную связь с объяснениями и попробовать выполнить задание снова.
Чего ожидать новичкам от работы в IT
IT — динамичная отрасль. Продукты развиваются, люди переходят с одной позиции на другую и нередко меняют специализацию. Поэтому к новичкам здесь относятся нормально.
Новым сотрудникам дают время на изучение продуктов, используемых фреймворков и адаптацию. Обычно начинающим специалистам помогают наставники. В небольших компаниях это могут быть руководители, а в крупных — тимлиды и опытные сотрудники. Но даже если наставника нет, можно посоветоваться с другими коллегами. Они ответят на вопросы, подскажут, где искать ошибки и что нужно исправить.
В команде, которая работает над одним продуктом, люди заинтересованы в его успехе и готовы помогать друг другу. Так что начинающий специалист может учиться у коллег, постепенно погружаться в работу и не бояться совершить ошибку.
Вот что рассказывают о своём опыте переквалификации состоявшиеся специалисты ↓
Танзиля Мусатова
Руководитель отдела разработки в «ЛаймАйТи»,
выпускница курса «Тестировщик» в Нетологии
По образованию я PR-менеджер. Работала по специальности 8 лет и за это время сильно выгорела. Поняла, что устала от постоянного взаимодействия с людьми. Пока сидела в декрете, решила освоить удалённую профессию и выбрала тестирование. Думала, в нём совсем нет общения — просто сидишь и делаешь свои задачи. Но оказалось совсем не так, и сейчас я этому очень рада.
Я считаю себя гуманитарием, и, возможно, поэтому обучение давалось мне сложнее, чем одногруппникам с техническим образованием. Сложности появились не сразу. Всё, что касается ручного тестирования: поиск и описание багов, составление тест-кейсов, — было легко и интересно. Стало труднее уже ближе к концу курса, когда нужно было изучать программирование на Java и автотестирование. Было сложно понять объектно ориентированное программирование и разобраться в написании кода — на выполнение домашних заданий уходило очень много времени. Я пересматривала лекции, много гуглила, обращалась за помощью к координаторам. Иногда приходилось продлевать дедлайны сдачи заданий, но в итоге со всем справилась.
К концу курса я поняла, что нет ничего невозможного — просто требуется время.
В поиске работы помогал Центр развития карьеры Нетологии. В тот момент я была очень не уверена в себе: полтора года просидела в декрете, плохо ориентировалась в новой сфере и сомневалась, что справлюсь. Но после встречи с карьерным консультантом и прохождения курса по трудоустройству всё стало понятнее. Я составила резюме, подготовилась к интервью, отправила несколько откликов, а в итоге работодатель нашёл меня сам. Компании требовался начинающий специалист, мы созвонились — и меня сразу взяли.
Но так просто бывает не всегда. В одной компании отбор проходил в три этапа: сначала было интервью с HR-менеджером, потом тестовое задание и техническое собеседование, которое длилось целый час. Это было похоже на экзамен: я очень волновалась, хотя вопросов, которые поставили бы меня в тупик, не было — всё, что спрашивали, я проходила на курсе. Писать код никто не просил — наоборот, в большинстве вакансий искали ручного тестировщика.
Первый год я работала тестировщиком. В компании ко мне относились лояльно: были готовы дать время разобраться и помочь с вопросами. Первые две недели я просто сидела и изучала продукт. Постепенно начала включаться в работу. Знаний вполне хватало, я смогла не только искать баги, но и научилась настраивать систему, разобралась во всех тонкостях. Я была готова развиваться в автотестировании, но моя карьера сложилась иначе.
Сейчас я работаю руководителем отдела разработки. Это не типичный карьерный путь в моей профессии, но вполне логичный для небольшой компании. Я хорошо разобралась в продукте и проявила себя за год работы. И когда открылась вакансия руководителя, эту должность предложили мне.
Наша компания занимается разработкой и внедрением билетно-пропускной системы в сфере развлечений. В моей команде тестировщики, backend- и frontend-разработчики. Я ставлю задачи, контролирую их выполнение и общаюсь с клиентами.
Гуманитарные навыки — умение разговаривать, задавать вопросы и находить общий язык с людьми — очень пригождаются в работе. Думаю, это и помогло мне продвинуться по карьерной лестнице. Я ещё только учусь управлять, но уже понимаю, как мне повезло. Мне нравится разбираться в продукте: знать, как он работает, изучать новые функции. Даже сейчас я иногда сижу и тестирую его, чтобы ничего не упустить. Но со временем я поняла, что профессия тестировщика для меня узковата. Я могу делать что-то большее и реализовать все свои навыки в IT.
И в обучении, и в работе важна усидчивость, желание во всём разобраться и сделать лучше.
Когда я искала тестировщика на своё место, среди кандидатов было много выпускников курсов. У всех примерно один уровень знаний, поэтому развитые софт-скиллы и умение хорошо общаться — то, что помогает выделиться среди других кандидатов.
Ещё очень важна заинтересованность в продукте. Поэтому перед собеседованием советую кандидатам зайти на сайт компании или скачать приложение и протестировать его. Если вы сможете поделиться замечаниями и идеями, что можно улучшить, работодатель это оценит.
Евгений Харлов
Системный аналитик в «Атач»,
выпускник курса «Аналитик данных с нуля до middle» в Нетологии
Я учился в литературном классе, по образованию — палеонтолог, но всю жизнь работал на управленческих должностях в ритейле и телекоме. Мне приходилось не только много общаться, но и иметь дело с цифрами. Через 20 лет работы я достиг карьерного потолка — расти в должностях и зарплате в моём городе было уже некуда, да и заниматься из года в год одним и тем же надоело. Хотелось изменить свою жизнь, иметь возможность работать в интересных компаниях, никуда не переезжая, больше зарабатывать. Тогда я решил попробовать себя в IT.
Я посмотрел разные профессии и понял, что аналитика — это моё. Мне всегда нравилось работать с таблицами, собирать данные и на их основе принимать решения.
А вот программирование настораживало. Ещё до начала обучения я узнал, что в Python используется английский язык. Его я знал очень плохо и понимал, что будет ой как не просто!
Когда смотришь на программу обучения, появляется понимание дальнейшего пути. Нужно было изучить базу, основы статистики, Python, SQL, ещё много всего интересного и научиться применять знания на практике.
Сначала был вводный модуль по аналитике и статистике. Это меня захватило, и я понял, что правильно выбрал новую профессию. Было интересно делать прикладные задания и видеть результат своей работы. Например, по просьбе дочки я собрал статистику о том, кого люди любят больше — кошек или собак, и сделал из этого итоговый проект. Поразило то, что даже такой вопрос можно научно разобрать, исследовать и найти ответ.
А вот SQL и Python давались с трудом. Моему мозгу, не знакомому с алгоритмами и программированием, пришлось перестраиваться и учиться думать по-новому.
В начале всё просто: ты пишешь свой первый код, и он сразу работает. Но через 3–4 занятия я вдруг осознал, что всё стало непонятно. Оказалось, что в процессе обучения я пропустил некоторые термины и формулы — подумал, что это не важно. Но если сразу не разобраться, такие пробелы быстро копятся. И в результате можно оказаться в полном непонимании, что происходит на занятии. Но всегда можно вернуться на несколько шагов назад.
Если учиться систематизированно и последовательно, будет проще. Главное — найти мотивацию долго и методично во всём разбираться.
На курсе были ребята с опытом и совсем новички, как я. Тем, кто уже до этого работал в IT в смежных профессиях или хотя бы предварительно прошёл бесплатные курсы, было проще. Новичкам, конечно, было сложно, но труднее всего было людям без мотивации. Столкнувшись с первыми трудностями, у них опускались руки: они пропускали задания или делали их абы как. Поэтому важно понимать, зачем ты пришёл учиться и для чего это делаешь. У меня с мотивацией проблем не было: уже в процессе обучения пришлось искать работу, поэтому я занимался почти каждую свободную минуту, активно изучал рынок труда и отправлял резюме на вакансии аналитика.
При поиске работы стало очевидно, что отсутствие опыта не главная проблема. Я столкнулся с предвзятым отношением из-за возраста: мне 48 лет, и работодатели неохотно приглашают таких кандидатов. Поэтому в какой-то момент я стал откликаться на все вакансии для начинающих специалистов в аналитике в своём городе. Подумал, что при личной встрече я смогу показать свою адекватность и обучаемость. Так и получилось! Меня взяли системным аналитиком, несмотря на то что учился я на аналитика данных. Знаний, полученных на курсе, оказалось достаточно для старта в этой профессии.
Следует учитывать, что у каждой компании своё представление о работе аналитика. Специфика и задачи настолько отличаются, что под одним названием должности могут быть совершенно разные обязанности. Поэтому нужно смотреть вакансии и в смежных профессиях.
Я работаю в сервисе электронного документооборота «Атач»: анализирую требования клиентов, пишу техзадания в разработку и занимаюсь внедрением продукта. У меня есть наставник — более опытный аналитик, который помог погрузиться в работу и изучить продукты компании. Ещё очень помогают коллеги — тестировщики и аналитики — и к своему руководителю я всегда могу обратиться с вопросами. Помочь готовы практически все, но не нужно злоупотреблять этим, ведь у каждого есть своя работа. Лучше дозировать вопросы и обращаться с ними к разным коллегам в зависимости от сферы их компетенции. Но главное — попробовать решить всё самостоятельно и обращаться за помощью, только если оказался в тупике.
Если ты проявляешь заинтересованность и показываешь даже небольшие результаты, коллеги это оценят.
Я работаю уже 2 месяца, успешно прошёл испытательный срок и встречаю только хорошее отношение. По поводу уровня моих знаний претензий не возникает. Это при том, что я проходил обучение другой профессии и ещё даже не закончил курс — к моменту трудоустройства освоил примерно половину программы. Изучил SQL — это то, что мне больше всего пригодилось в работе. Дополнительно прошёл бесплатный курс по системному анализу, чтобы разобраться, чего от меня ждут.
Но знаний, конечно, недостаточно. Каждый день возникает море вопросов, и нужно постоянно учиться. Помогает интерес к работе: мне нравится заниматься востребованным делом и приносить пользу компании.
Оказалось, что мой учебный проект по SQL впечатлил работодателя на собеседовании. Поэтому уже на втором месяце мне дали задачу с множеством SQL-запросов. Пришлось долго разбираться в базах данных и логике продукта, но теперь меня это не пугает. Наоборот, это невероятно захватывающие и вдохновляющие задачи, которые хочется решать!
Резюмируем
Некорректно считать, что людей можно разделить на гуманитариев и технарей. Исследования доказывают, что важнее не врождённые способности, а то, насколько хорошо человек практиковал конкретный навык.
Благодаря нейропластичности мозга мы можем приобретать навыки и перестраивать мышление в течение всей жизни. Поэтому вне зависимости от предыдущего образования и опыта найти своё место в IT может каждый.
IT-специалистам не нужно решать абстрактные задачи, запоминать сложные термины и зубрить формулы, а мышление можно перестроить и развить.
Умение общаться и знание иностранных языков очень пригодятся.
В такой динамичной области, как IT, к новичкам относятся нормально. Начинающий специалист может учиться у коллег, спокойно адаптироваться и совершать ошибки.
Верьте в себя и не бойтесь пробовать 🙂
Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.