26 декабря 2024
Мнемотехника: что это, как работает и какие приёмы помогают запоминать больше
Всемирная организация здравоохранения прогнозирует, что к 2050 году 139 млн людей будут страдать деменцией, — это почти в три раза больше, чем сейчас. Поэтому тренировать память и внимание стоит каждому.
Развивать когнитивные навыки полезно не только для здоровья, но ещё и для более высокого качества жизни: эффективного обучения, профессионального роста и решения бытовых задач.
Помощником в этом может стать мнемотехника. Рассказываем, что это, как работает, в чём польза, какие приёмы помогают запоминать больше и как их освоить.
Развивать когнитивные навыки полезно не только для здоровья, но ещё и для более высокого качества жизни: эффективного обучения, профессионального роста и решения бытовых задач.
Помощником в этом может стать мнемотехника. Рассказываем, что это, как работает, в чём польза, какие приёмы помогают запоминать больше и как их освоить.
Редакция Медиа Нетологии
Всемирная организация здравоохранения прогнозирует, что к 2050 году 139 млн людей будут страдать деменцией, — это почти в три раза больше, чем сейчас. Поэтому тренировать память и внимание стоит каждому.
Развивать когнитивные навыки полезно не только для здоровья, но ещё и для более высокого качества жизни: эффективного обучения, профессионального роста и решения бытовых задач.
Помощником в этом может стать мнемотехника. Рассказываем, что это, как работает, в чём польза, какие приёмы помогают запоминать больше и как их освоить.
Развивать когнитивные навыки полезно не только для здоровья, но ещё и для более высокого качества жизни: эффективного обучения, профессионального роста и решения бытовых задач.
Помощником в этом может стать мнемотехника. Рассказываем, что это, как работает, в чём польза, какие приёмы помогают запоминать больше и как их освоить.
- За консультацию при подготовке статьи благодарим Гаяне Курятову — преподавателя мнемотехники, сооснователя Федерации мнемоспорта, организатора и участника международных чемпионатов по запоминанию.
В материале
Что такое мнемотехника простыми словами и как она работает
Мнемотехника, или мнемоника, — это система, объединяющая методы и приёмы, владение которыми позволяет эффективно запоминать информацию через создание ассоциаций и визуализаций.
Основной принцип мнемотехники: новое знание необходимо поместить в понятный семантический контекст. Проще говоря — присвоить ему яркий образ, мысленно представить в знакомых обстоятельствах, связать с ним интересный факт.
Основной принцип мнемотехники: новое знание необходимо поместить в понятный семантический контекст. Проще говоря — присвоить ему яркий образ, мысленно представить в знакомых обстоятельствах, связать с ним интересный факт.
Человек мыслит образами, а ключевая идея мнемотехники — мы можем запомнить то, что можем представить. Если я расскажу дополнительные факты об Эйфелевой башне — допустим, что её красят раз в семь лет, — запомнить эту информацию вам будет легко. Потому что, скорее всего, вы знаете, где находится эта башня и как она выглядит: есть опорный образ. А если расскажу то же самое о каких-нибудь соборах в Иране, которых вы никогда не видели и которые вам, может быть, не особо интересны, это улетит из головы: прицепиться будет не к чему.
- Гаяне КуратоваПреподаватель мнемотехники и мнемоспортсмен
Человек мыслит образами, а ключевая идея мнемотехники — мы можем запомнить то, что можем представить. Если я расскажу дополнительные факты об Эйфелевой башне — допустим, что её красят раз в семь лет, — запомнить эту информацию вам будет легко. Потому что, скорее всего, вы знаете, где находится эта башня и как она выглядит: есть опорный образ. А если расскажу то же самое о каких-нибудь соборах в Иране, которых вы никогда не видели и которые вам, может быть, не особо интересны, это улетит из головы: прицепиться будет не к чему.
- Гаяне КуратоваПреподаватель мнемотехники и мнемоспортсмен
Рассмотрим процесс работы мнемотехники подробнее. Итак, информация кодируется, закрепляется, а потом при необходимости извлекается из памяти.
- 1Кодирование. С помощью разных приёмов мнемотехника преобразует абстрактные данные в визуальные, звуковые или кинестетические ассоциации. Это своего рода конспектирование образами.
Пожалуй, самый известный пример буквенного кода — мнемоническая фраза «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан», которую применяют, чтобы по первым буквам слов запомнить расположение цветов радуги: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.
Ещё одна популярная мнемоническая фраза — «Биссектриса — это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам». С её помощью можно быстро запомнить суть термина из геометрии — благодаря рифме и интересному образу. - 2Создание ассоциаций. Для успешного запоминания важно связывать новую информацию с уже известной. Чтобы сделать это, нужно создать яркий образ или эмоциональную связь.
- 3Закрепление новой информации. После кодирования и создания ассоциаций информацию нужно закрепить, то есть сохранить в памяти. Для этого материал важно повторять и активно использовать. Ведь если время от времени не обращаться к выученному, мозг сочтёт его не слишком важным и оно забудется.
- 4Декодирование — извлечение информации из памяти. Воспоминание о закодированной информации происходит легче, если она была связана с сильными визуальными или эмоциональными образами. Это позволяет мозгу быстрее находить нужные данные в долговременной памяти.
Есть информация, которую легко навсегда запомнить с первого раза. Например, вы хотите запомнить, что картину «Мост Ватерлоо» написал Моне. Можно настолько ярко представить монетку, которая катится по этому мосту, что каждый раз, когда вам будет попадаться эта картина, вы будете вспоминать её автора автоматически.
С другой информацией — сложнее. Если она многоуровневая — предположим, вы готовитесь к экзамену, — то важно использовать интервальное повторение. Суть его в том, что повторять информацию необходимо с постепенно увеличивающимся интервалом. Так, после запоминания иностранных слов их стоит повторять: перед сном, на следующий день, потом через несколько дней, потом через месяц.
В разных источниках можно найти разные временные интервалы, но по собственному опыту могу сказать, что лучше, чтобы формат повторения подобрал сам обучающийся, просто соблюдая принцип постоянного увеличения времени. Мне кажется разумным повторять перед сном, в конце недели, в конце месяца. Тогда развивается и навык планирования, и навык запоминания.
С другой информацией — сложнее. Если она многоуровневая — предположим, вы готовитесь к экзамену, — то важно использовать интервальное повторение. Суть его в том, что повторять информацию необходимо с постепенно увеличивающимся интервалом. Так, после запоминания иностранных слов их стоит повторять: перед сном, на следующий день, потом через несколько дней, потом через месяц.
В разных источниках можно найти разные временные интервалы, но по собственному опыту могу сказать, что лучше, чтобы формат повторения подобрал сам обучающийся, просто соблюдая принцип постоянного увеличения времени. Мне кажется разумным повторять перед сном, в конце недели, в конце месяца. Тогда развивается и навык планирования, и навык запоминания.
- Гаяне КуратоваПреподаватель мнемотехники и мнемоспортсмен
Есть информация, которую легко навсегда запомнить с первого раза. Например, вы хотите запомнить, что картину «Мост Ватерлоо» написал Моне. Можно настолько ярко представить монетку, которая катится по этому мосту, что каждый раз, когда вам будет попадаться эта картина, вы будете вспоминать её автора автоматически.
С другой информацией — сложнее. Если она многоуровневая — предположим, вы готовитесь к экзамену, — то важно использовать интервальное повторение. Суть его в том, что повторять информацию необходимо с постепенно увеличивающимся интервалом. Так, после запоминания иностранных слов их стоит повторять: перед сном, на следующий день, потом через несколько дней, потом через месяц.
В разных источниках можно найти разные временные интервалы, но по собственному опыту могу сказать, что лучше, чтобы формат повторения подобрал сам обучающийся, просто соблюдая принцип постоянного увеличения времени. Мне кажется разумным повторять перед сном, в конце недели, в конце месяца. Тогда развивается и навык планирования, и навык запоминания.
С другой информацией — сложнее. Если она многоуровневая — предположим, вы готовитесь к экзамену, — то важно использовать интервальное повторение. Суть его в том, что повторять информацию необходимо с постепенно увеличивающимся интервалом. Так, после запоминания иностранных слов их стоит повторять: перед сном, на следующий день, потом через несколько дней, потом через месяц.
В разных источниках можно найти разные временные интервалы, но по собственному опыту могу сказать, что лучше, чтобы формат повторения подобрал сам обучающийся, просто соблюдая принцип постоянного увеличения времени. Мне кажется разумным повторять перед сном, в конце недели, в конце месяца. Тогда развивается и навык планирования, и навык запоминания.
- Гаяне КуратоваПреподаватель мнемотехники и мнемоспортсмен
Что мы здесь забыли?
Почему одни события остаются с нами на всю жизнь, а другие исчезают? Как личный опыт, культура и генетика влияют на воспоминания? Можно ли помнить вообще всё? Ответы на эти и другие вопросы — в подкасте Нетологии и студии Толк «Что мы здесь забыли?».
Ведущие подкаста — психофизиолог и нейроучёный Полина Кривых и стендап-комик Женя Сидоров — исследуют, как работает память и как ей управлять, чтобы запоминать новую информацию. Гостями подкаста становятся биологи, историки, философы и учёные из других сфер, которые помогают пробраться в самые глубины человеческого сознания.
Ведущие подкаста — психофизиолог и нейроучёный Полина Кривых и стендап-комик Женя Сидоров — исследуют, как работает память и как ей управлять, чтобы запоминать новую информацию. Гостями подкаста становятся биологи, историки, философы и учёные из других сфер, которые помогают пробраться в самые глубины человеческого сознания.
Почему одни события остаются с нами на всю жизнь, а другие исчезают? Как личный опыт, культура и генетика влияют на воспоминания? Можно ли помнить вообще всё? Ответы на эти и другие вопросы — в подкасте Нетологии и студии Толк «Что мы здесь забыли?».
Ведущие подкаста — психофизиолог и нейроучёный Полина Кривых и стендап-комик Женя Сидоров — исследуют, как работает память и как ей управлять, чтобы запоминать новую информацию. Гостями подкаста становятся биологи, историки, философы и учёные из других сфер, которые помогают пробраться в самые глубины человеческого сознания.
Ведущие подкаста — психофизиолог и нейроучёный Полина Кривых и стендап-комик Женя Сидоров — исследуют, как работает память и как ей управлять, чтобы запоминать новую информацию. Гостями подкаста становятся биологи, историки, философы и учёные из других сфер, которые помогают пробраться в самые глубины человеческого сознания.
Зачем нужна мнемотехника: как она помогает в обучении, работе и повседневной жизни
Хотя прежде всего мнемотехника направлена на запоминание больших объёмов информации, а значит, повышает продуктивность памяти, у неё есть и другие преимущества. Регулярные занятия мнемотехникой также помогают развивать внимание, воображение, критическое и системное мышление. А ещё систематические тренировки способствуют профилактике когнитивных нарушений, например рассеянного склероза и болезни Альцгеймера.
Если говорить о прикладной пользе, отдельные приёмы мнемотехники позволяют кодировать цифры, слова, даты и имена. Это полезно тем, что можно быстрее и лучше запоминать:
Если говорить о прикладной пользе, отдельные приёмы мнемотехники позволяют кодировать цифры, слова, даты и имена. Это полезно тем, что можно быстрее и лучше запоминать:
- В обучении — новые термины, исторические факты и даты, теоремы, формулы и аксиомы. Мнемотехника помогает и в точных, и в гуманитарных науках. Проще учить стихи и писать краткие пересказы, осваивать иностранные языки, решать задачи и многое другое.
- В работе и повседневной жизни — имена и статусы коллег и партнёров, важные даты, номера, пароли и проверочные слова в системах безопасности, пин-коды, адреса и так далее.
То есть в мнемотехнику можно прийти с конкретным узким запросом: «изучаю испанский, хочу быстрее запоминать большее количество новых слов, потому что через полгода у меня важный экзамен».
Мнемотехника — часть майнд-фитнеса, методики по развитию когнитивных функций. Главная польза мнемотехники в том, что упражнения для развития внимания и памяти держат мозг в тонусе. А когда есть работающая система эффективного запоминания, то мозгу проще.
Когда человек тренируется решать одну задачу, в будущем ему легче справляться с похожими. Если мы однажды разобрались, как работает система изучения иностранного языка, нам будет проще выучить сразу несколько.
Ещё пример: для запоминания текстовой информации важно научиться чётко видеть структуру текста. В некоторых случаях её видно сразу, в других — нам самим нужно её вычленить. Если мы хорошо это умеем, то и текст легко запомним — и помнить будем много лет. Соответственно, людям, которые научились такому навыку, всё равно, какой текст им попался и в каких обстоятельствах: они его быстро разберут на кусочки и усвоят.
Приёмы мнемотехники, которые человек освоил и регулярно применяет, лейтмотивом проходят через всё, что его окружает. А от того, насколько хорошо мы умеем работать с информацией об окружающем мире, напрямую зависит качество жизни. Ведь благодаря привычке образно представлять то, что нужно запомнить, и создавать ассоциации к новым понятиям проще развивать другие когнитивные навыки.
Когда человек тренируется решать одну задачу, в будущем ему легче справляться с похожими. Если мы однажды разобрались, как работает система изучения иностранного языка, нам будет проще выучить сразу несколько.
Ещё пример: для запоминания текстовой информации важно научиться чётко видеть структуру текста. В некоторых случаях её видно сразу, в других — нам самим нужно её вычленить. Если мы хорошо это умеем, то и текст легко запомним — и помнить будем много лет. Соответственно, людям, которые научились такому навыку, всё равно, какой текст им попался и в каких обстоятельствах: они его быстро разберут на кусочки и усвоят.
Приёмы мнемотехники, которые человек освоил и регулярно применяет, лейтмотивом проходят через всё, что его окружает. А от того, насколько хорошо мы умеем работать с информацией об окружающем мире, напрямую зависит качество жизни. Ведь благодаря привычке образно представлять то, что нужно запомнить, и создавать ассоциации к новым понятиям проще развивать другие когнитивные навыки.
- Гаяне КуратоваПреподаватель мнемотехники и мнемоспортсмен
Мнемотехника — часть майнд-фитнеса, методики по развитию когнитивных функций. Главная польза мнемотехники в том, что упражнения для развития внимания и памяти держат мозг в тонусе. А когда есть работающая система эффективного запоминания, то мозгу проще.
Когда человек тренируется решать одну задачу, в будущем ему легче справляться с похожими. Если мы однажды разобрались, как работает система изучения иностранного языка, нам будет проще выучить сразу несколько.
Ещё пример: для запоминания текстовой информации важно научиться чётко видеть структуру текста. В некоторых случаях её видно сразу, в других — нам самим нужно её вычленить. Если мы хорошо это умеем, то и текст легко запомним — и помнить будем много лет. Соответственно, людям, которые научились такому навыку, всё равно, какой текст им попался и в каких обстоятельствах: они его быстро разберут на кусочки и усвоят.
Приёмы мнемотехники, которые человек освоил и регулярно применяет, лейтмотивом проходят через всё, что его окружает. А от того, насколько хорошо мы умеем работать с информацией об окружающем мире, напрямую зависит качество жизни. Ведь благодаря привычке образно представлять то, что нужно запомнить, и создавать ассоциации к новым понятиям проще развивать другие когнитивные навыки.
Когда человек тренируется решать одну задачу, в будущем ему легче справляться с похожими. Если мы однажды разобрались, как работает система изучения иностранного языка, нам будет проще выучить сразу несколько.
Ещё пример: для запоминания текстовой информации важно научиться чётко видеть структуру текста. В некоторых случаях её видно сразу, в других — нам самим нужно её вычленить. Если мы хорошо это умеем, то и текст легко запомним — и помнить будем много лет. Соответственно, людям, которые научились такому навыку, всё равно, какой текст им попался и в каких обстоятельствах: они его быстро разберут на кусочки и усвоят.
Приёмы мнемотехники, которые человек освоил и регулярно применяет, лейтмотивом проходят через всё, что его окружает. А от того, насколько хорошо мы умеем работать с информацией об окружающем мире, напрямую зависит качество жизни. Ведь благодаря привычке образно представлять то, что нужно запомнить, и создавать ассоциации к новым понятиям проще развивать другие когнитивные навыки.
- Гаяне КуратоваПреподаватель мнемотехники и мнемоспортсмен
Почему популярность мнемотехники возрастает и как начать её осваивать
Мнемотехника известна человечеству очень давно, к ней обращались задолго до появления книгопечатания. Слово «мнемоника» — древнегреческое, переводится как «искусство запоминания». А первые записи о большинстве методов сделали римляне — в трактате на латинском языке «Риторика для Геренния», созданном в 80-х годах до нашей эры.
Однако сейчас актуальность мнемотехники возрастает: профессия тренера по майнд-фитнесу находится на 4-м месте «Атласа новых профессий» среди перспективных специальностей будущего. Всё больше людей задумываются, как осваивать техники для развития памяти и мышления. Это связано с тем, что нагрузка на мозг становится больше, поскольку количество информации вокруг постоянно увеличивается, и необходимо уметь быстро выделять и запоминать важное.
Однако сейчас актуальность мнемотехники возрастает: профессия тренера по майнд-фитнесу находится на 4-м месте «Атласа новых профессий» среди перспективных специальностей будущего. Всё больше людей задумываются, как осваивать техники для развития памяти и мышления. Это связано с тем, что нагрузка на мозг становится больше, поскольку количество информации вокруг постоянно увеличивается, и необходимо уметь быстро выделять и запоминать важное.
Во времена появления мнемотехники её ценность была очень высока, потому что без печатного станка получать и передавать знания было значительно сложнее. Когда книга попадала в руки человека, ему нужно было её изучить и хорошо запомнить, потому что она могла быть утрачена. А когда книгопечатание расцвело, мнемотехника подзабылась.
В наше время многие заняты в сфере интеллектуального труда, но мало кто знает, как работает мозг и как сделать эту работу эффективнее. Есть много гаджетов, которые были призваны нам помочь, но кроме того, что в чём-то они всё-таки помогают, они ещё и будто немного размягчают нас. Гаджеты стали выполнять за нас много задач, которые позволяли бы держать в оперативной памяти какую-то информацию. В целом наш мир сильно упрощается — и это упрощение не позволяет мозгу развиваться так, как он развивался раньше.
Мозгу важно переключаться со сфокусированной работы. После напряжённых задач с текстами или цифрами полезно помыть посуду, пропылесосить, ещё что-то поделать руками или выйти на прогулку. В этот момент мозг переходит в состояние рассеянного мышления: не думает ни о чём конкретно. Раньше это чередование происходило чаще. Теперь же мы гонимся за эффективностью: за нас всё стирает, моет, доставляет продукты, а мы в это время стремимся ещё больше работать. При этом зачастую мы не знаем, как правильно отдыхать и позволять мозгу переключать режимы мышления.
Кроме качественного отдыха, из-за повышенных нагрузок у нас возникает потребность научиться учиться и лучше запоминать новое. В школе мозг мог тренировать себя сам: мы в обязательном порядке учили стихи и формулы. Но тогда у нас не было подписок на 100 Telegram-каналов, которые постоянно хочется листать. Не было необходимости фильтровать такое количество информации.
А сейчас информации очень много. Человеку нужно уже не просто уметь запоминать её, а ещё выбирать и критически осмыслять. Отсюда возникает понимание, что приёмы майнд-фитнеса, в частности мнемотехника, могут быть полезны каждому.
В наше время многие заняты в сфере интеллектуального труда, но мало кто знает, как работает мозг и как сделать эту работу эффективнее. Есть много гаджетов, которые были призваны нам помочь, но кроме того, что в чём-то они всё-таки помогают, они ещё и будто немного размягчают нас. Гаджеты стали выполнять за нас много задач, которые позволяли бы держать в оперативной памяти какую-то информацию. В целом наш мир сильно упрощается — и это упрощение не позволяет мозгу развиваться так, как он развивался раньше.
Мозгу важно переключаться со сфокусированной работы. После напряжённых задач с текстами или цифрами полезно помыть посуду, пропылесосить, ещё что-то поделать руками или выйти на прогулку. В этот момент мозг переходит в состояние рассеянного мышления: не думает ни о чём конкретно. Раньше это чередование происходило чаще. Теперь же мы гонимся за эффективностью: за нас всё стирает, моет, доставляет продукты, а мы в это время стремимся ещё больше работать. При этом зачастую мы не знаем, как правильно отдыхать и позволять мозгу переключать режимы мышления.
Кроме качественного отдыха, из-за повышенных нагрузок у нас возникает потребность научиться учиться и лучше запоминать новое. В школе мозг мог тренировать себя сам: мы в обязательном порядке учили стихи и формулы. Но тогда у нас не было подписок на 100 Telegram-каналов, которые постоянно хочется листать. Не было необходимости фильтровать такое количество информации.
А сейчас информации очень много. Человеку нужно уже не просто уметь запоминать её, а ещё выбирать и критически осмыслять. Отсюда возникает понимание, что приёмы майнд-фитнеса, в частности мнемотехника, могут быть полезны каждому.
- Гаяне КуратоваПреподаватель мнемотехники и мнемоспортсмен
Во времена появления мнемотехники её ценность была очень высока, потому что без печатного станка получать и передавать знания было значительно сложнее. Когда книга попадала в руки человека, ему нужно было её изучить и хорошо запомнить, потому что она могла быть утрачена. А когда книгопечатание расцвело, мнемотехника подзабылась.
В наше время многие заняты в сфере интеллектуального труда, но мало кто знает, как работает мозг и как сделать эту работу эффективнее. Есть много гаджетов, которые были призваны нам помочь, но кроме того, что в чём-то они всё-таки помогают, они ещё и будто немного размягчают нас. Гаджеты стали выполнять за нас много задач, которые позволяли бы держать в оперативной памяти какую-то информацию. В целом наш мир сильно упрощается — и это упрощение не позволяет мозгу развиваться так, как он развивался раньше.
Мозгу важно переключаться со сфокусированной работы. После напряжённых задач с текстами или цифрами полезно помыть посуду, пропылесосить, ещё что-то поделать руками или выйти на прогулку. В этот момент мозг переходит в состояние рассеянного мышления: не думает ни о чём конкретно. Раньше это чередование происходило чаще. Теперь же мы гонимся за эффективностью: за нас всё стирает, моет, доставляет продукты, а мы в это время стремимся ещё больше работать. При этом зачастую мы не знаем, как правильно отдыхать и позволять мозгу переключать режимы мышления.
Кроме качественного отдыха, из-за повышенных нагрузок у нас возникает потребность научиться учиться и лучше запоминать новое. В школе мозг мог тренировать себя сам: мы в обязательном порядке учили стихи и формулы. Но тогда у нас не было подписок на 100 Telegram-каналов, которые постоянно хочется листать. Не было необходимости фильтровать такое количество информации.
А сейчас информации очень много. Человеку нужно уже не просто уметь запоминать её, а ещё выбирать и критически осмыслять. Отсюда возникает понимание, что приёмы майнд-фитнеса, в частности мнемотехника, могут быть полезны каждому.
В наше время многие заняты в сфере интеллектуального труда, но мало кто знает, как работает мозг и как сделать эту работу эффективнее. Есть много гаджетов, которые были призваны нам помочь, но кроме того, что в чём-то они всё-таки помогают, они ещё и будто немного размягчают нас. Гаджеты стали выполнять за нас много задач, которые позволяли бы держать в оперативной памяти какую-то информацию. В целом наш мир сильно упрощается — и это упрощение не позволяет мозгу развиваться так, как он развивался раньше.
Мозгу важно переключаться со сфокусированной работы. После напряжённых задач с текстами или цифрами полезно помыть посуду, пропылесосить, ещё что-то поделать руками или выйти на прогулку. В этот момент мозг переходит в состояние рассеянного мышления: не думает ни о чём конкретно. Раньше это чередование происходило чаще. Теперь же мы гонимся за эффективностью: за нас всё стирает, моет, доставляет продукты, а мы в это время стремимся ещё больше работать. При этом зачастую мы не знаем, как правильно отдыхать и позволять мозгу переключать режимы мышления.
Кроме качественного отдыха, из-за повышенных нагрузок у нас возникает потребность научиться учиться и лучше запоминать новое. В школе мозг мог тренировать себя сам: мы в обязательном порядке учили стихи и формулы. Но тогда у нас не было подписок на 100 Telegram-каналов, которые постоянно хочется листать. Не было необходимости фильтровать такое количество информации.
А сейчас информации очень много. Человеку нужно уже не просто уметь запоминать её, а ещё выбирать и критически осмыслять. Отсюда возникает понимание, что приёмы майнд-фитнеса, в частности мнемотехника, могут быть полезны каждому.
- Гаяне КуратоваПреподаватель мнемотехники и мнемоспортсмен
Можно ли научиться мнемотехнике самостоятельно
Мнемотехнику можно освоить как с тренером в группах или индивидуально, так и самостоятельно.
Для самостоятельного обучения мнемотехнике прежде всего понадобится учебник. Подойдёт практически любая книга по мнемотехнике. Например: «Суперпамять за семь шагов» Андрея Сафронова, «Помнить всё. Практическое руководство по развитию памяти» Артура Думчева, «Развитие памяти по методикам спецслужб» Дениса Букина и Камиля Гулиева.
Индивидуальная работа с тренером хорошо подходит взрослым, потому что многие из них боятся ошибаться. Работа один на один в таком случае кажется более безопасной и даёт два преимущества:
Индивидуальная работа с тренером хорошо подходит взрослым, потому что многие из них боятся ошибаться. Работа один на один в таком случае кажется более безопасной и даёт два преимущества:
- Преподаватель делится опытом. Это важно, потому что новичкам бывает трудно придумывать ассоциации, а преподаватель слышит их более ста раз за неделю. Конечно, он легко подберёт образ под любую информацию. Кстати, с этой точки зрения отлично работают малые группы, поскольку есть возможность послушать идеи других.
- Преподаватель быстро и точно покажет, где ученик ошибается. Иногда одна и та же ошибка повторяется годами, а ученик может думать, что мнемотехника не работает.
- Гаяне КуратоваПреподаватель мнемотехники и мнемоспортсмен
Для самостоятельного обучения мнемотехнике прежде всего понадобится учебник. Подойдёт практически любая книга по мнемотехнике. Например: «Суперпамять за семь шагов» Андрея Сафронова, «Помнить всё. Практическое руководство по развитию памяти» Артура Думчева, «Развитие памяти по методикам спецслужб» Дениса Букина и Камиля Гулиева.
Индивидуальная работа с тренером хорошо подходит взрослым, потому что многие из них боятся ошибаться. Работа один на один в таком случае кажется более безопасной и даёт два преимущества:
Индивидуальная работа с тренером хорошо подходит взрослым, потому что многие из них боятся ошибаться. Работа один на один в таком случае кажется более безопасной и даёт два преимущества:
- Преподаватель делится опытом. Это важно, потому что новичкам бывает трудно придумывать ассоциации, а преподаватель слышит их более ста раз за неделю. Конечно, он легко подберёт образ под любую информацию. Кстати, с этой точки зрения отлично работают малые группы, поскольку есть возможность послушать идеи других.
- Преподаватель быстро и точно покажет, где ученик ошибается. Иногда одна и та же ошибка повторяется годами, а ученик может думать, что мнемотехника не работает.
- Гаяне КуратоваПреподаватель мнемотехники и мнемоспортсмен
Сколько времени нужно для освоения мнемотехники
Чтобы понять, как работает тот или иной метод, достаточно один раз попробовать. Дальше всё зависит от готовности доводить навык до автоматизма. Лучше работать еженедельно с преподавателем, но тренироваться самостоятельно минимум 2–3 раза в неделю. Важно частое соприкосновение с темой. Лучше делать понемногу каждый день, чем раз в месяц тренироваться по 2 часа.
Методы, которые выведены на хороший уровень, скорее всего, уже не забудутся. Однако если долго не запоминать, то теряется скорость. Моя скорость запоминания цифр: 80 за 40 секунд. Если я не тренируюсь, то скорость падает. Но даже если я не буду тренироваться полгода, я всё равно запомню 80 цифр. Просто времени это займёт больше.
- Гаяне КуратоваПреподаватель мнемотехники и мнемоспортсмен
Методы, которые выведены на хороший уровень, скорее всего, уже не забудутся. Однако если долго не запоминать, то теряется скорость. Моя скорость запоминания цифр: 80 за 40 секунд. Если я не тренируюсь, то скорость падает. Но даже если я не буду тренироваться полгода, я всё равно запомню 80 цифр. Просто времени это займёт больше.
- Гаяне КуратоваПреподаватель мнемотехники и мнемоспортсмен
С какого возраста можно начинать использовать мнемотехнику
Важно отличать методы органического развития памяти от классических методов мнемотехники. Например, развивать память через игры, запоминать слова через истории можно и с трёх лет. Существует множество прекрасных игр и пособий, та же «Мемо» на любую тематику. Но именно классической мнемотехникой я советую заниматься с 5-го класса. В этом возрасте у ребёнка уже достаточно жизненного опыта, чтобы строить ассоциации, а также школьная программа начинает усложняться — и ребёнок начинает чувствовать ценность методов.
В более младшем возрасте ребёнку, с одной стороны, сложно держать методы в голове, а с другой — совершенно непонятно, зачем запоминать с помощью мнемотехники, если программа простой начальной школы может легко усвоиться и без неё.
А верхней границы для начала освоения и использования мнемотехники не существует. Даже на чемпионатах мира есть отдельная категория Senior, где соревнуются спортсмены, которым более 60 лет. Есть исследования*, показывающие, что тренировка памяти стимулирует зоны мозга, которые страдают при болезни Альцгеймера. Поэтому мне хочется верить, что скоро на чемпионатах мира сеньоров станет больше.
В более младшем возрасте ребёнку, с одной стороны, сложно держать методы в голове, а с другой — совершенно непонятно, зачем запоминать с помощью мнемотехники, если программа простой начальной школы может легко усвоиться и без неё.
А верхней границы для начала освоения и использования мнемотехники не существует. Даже на чемпионатах мира есть отдельная категория Senior, где соревнуются спортсмены, которым более 60 лет. Есть исследования*, показывающие, что тренировка памяти стимулирует зоны мозга, которые страдают при болезни Альцгеймера. Поэтому мне хочется верить, что скоро на чемпионатах мира сеньоров станет больше.
- Гаяне КуратоваПреподаватель мнемотехники и мнемоспортсмен
Важно отличать методы органического развития памяти от классических методов мнемотехники. Например, развивать память через игры, запоминать слова через истории можно и с трёх лет. Существует множество прекрасных игр и пособий, та же «Мемо» на любую тематику. Но именно классической мнемотехникой я советую заниматься с 5-го класса. В этом возрасте у ребёнка уже достаточно жизненного опыта, чтобы строить ассоциации, а также школьная программа начинает усложняться — и ребёнок начинает чувствовать ценность методов.
В более младшем возрасте ребёнку, с одной стороны, сложно держать методы в голове, а с другой — совершенно непонятно, зачем запоминать с помощью мнемотехники, если программа простой начальной школы может легко усвоиться и без неё.
А верхней границы для начала освоения и использования мнемотехники не существует. Даже на чемпионатах мира есть отдельная категория Senior, где соревнуются спортсмены, которым более 60 лет. Есть исследования*, показывающие, что тренировка памяти стимулирует зоны мозга, которые страдают при болезни Альцгеймера. Поэтому мне хочется верить, что скоро на чемпионатах мира сеньоров станет больше.
В более младшем возрасте ребёнку, с одной стороны, сложно держать методы в голове, а с другой — совершенно непонятно, зачем запоминать с помощью мнемотехники, если программа простой начальной школы может легко усвоиться и без неё.
А верхней границы для начала освоения и использования мнемотехники не существует. Даже на чемпионатах мира есть отдельная категория Senior, где соревнуются спортсмены, которым более 60 лет. Есть исследования*, показывающие, что тренировка памяти стимулирует зоны мозга, которые страдают при болезни Альцгеймера. Поэтому мне хочется верить, что скоро на чемпионатах мира сеньоров станет больше.
- Гаяне КуратоваПреподаватель мнемотехники и мнемоспортсмен
Основные техники и приёмы
В мнемотехнике существует множество приёмов и методов. Рассказываем о нескольких наиболее распространённых.
Метод Цицерона, или «Дворец памяти», или метод локусов
Метод основан на пространственном мышлении и связан с формированием ассоциаций к опорным образам — привычным предметам вокруг.
Чтобы запомнить новую информацию, нужно мысленно представить пространство. Важно, чтобы оно было хорошо знакомым. Можно представлять свою квартиру или отдельную комнату в ней. Дальше выбираем там несколько опорных образов, например: компьютерный стол, диван, торшер и комод. После этого прокладываем между ними маршрут, мысленно перемещаясь по часовой стрелке.
Во время движения к каждому опорному образу добавляем тот, который необходимо запомнить. Один или несколько. И всегда можно добавлять новые или убирать старые образы, оставляя пространство прежним. Но если делать это часто, появляется риск начать путаться: всё-таки иногда дворец памяти нужно проветривать.
Допустим, мы хотим запомнить моря, которые омывают Россию. Первая локация в комнате — это дверь, а первое море — Чёрное. Представим, что проливаем на дверь чернила. Вторая локация — тумба, а море — Азовское. Можно представить, как тумбочка зовёт на помощь: у неё открывается при этом дверца, а сама она трясётся. Далее — стол, а море — Балтийское. На стол можно мысленно поставить команду футбольного клуба «Балтика» или его эмблему, а можно Шалтая-Болтая из «Алисы в стране чудес». Всего Россию омывает 13 морей, поэтому нужно 13 локаций.
Чтобы запомнить новую информацию, нужно мысленно представить пространство. Важно, чтобы оно было хорошо знакомым. Можно представлять свою квартиру или отдельную комнату в ней. Дальше выбираем там несколько опорных образов, например: компьютерный стол, диван, торшер и комод. После этого прокладываем между ними маршрут, мысленно перемещаясь по часовой стрелке.
Во время движения к каждому опорному образу добавляем тот, который необходимо запомнить. Один или несколько. И всегда можно добавлять новые или убирать старые образы, оставляя пространство прежним. Но если делать это часто, появляется риск начать путаться: всё-таки иногда дворец памяти нужно проветривать.
Допустим, мы хотим запомнить моря, которые омывают Россию. Первая локация в комнате — это дверь, а первое море — Чёрное. Представим, что проливаем на дверь чернила. Вторая локация — тумба, а море — Азовское. Можно представить, как тумбочка зовёт на помощь: у неё открывается при этом дверца, а сама она трясётся. Далее — стол, а море — Балтийское. На стол можно мысленно поставить команду футбольного клуба «Балтика» или его эмблему, а можно Шалтая-Болтая из «Алисы в стране чудес». Всего Россию омывает 13 морей, поэтому нужно 13 локаций.
Выступление Джошуа Фоера на TED
Здесь о методе «Дворец памяти» рассказывает научный журналист и автор книги «Эйнштейн гуляет по Луне. Наука и искусство запоминания» Джошуа Фоер
Метод сторителлинга
Метод основан на связи слов в единую историю. Важно, чтобы каждый новый элемент вызывал ассоциацию к следующему. Например, человек хочет запомнить четыре великих изобретения Древнего Китая: бумагу, порох, книгопечатание и компас.
Соединяем в единую историю: лично берём в руки бумагу, начинаем растирать по ней порох. Получившийся чёрный лист засовываем в книгопечатный станок и страшно удивляемся, когда понимаем, что машина напечатала нам не книгу, а новый блестящий компас.
Соединяем в единую историю: лично берём в руки бумагу, начинаем растирать по ней порох. Получившийся чёрный лист засовываем в книгопечатный станок и страшно удивляемся, когда понимаем, что машина напечатала нам не книгу, а новый блестящий компас.
Метод цепочек
Суть этого метода такая же, как и у метода истории. Разница в том, что мы просто цепляем предметы друг к другу, не создавая истории как таковой. Те же изобретения Древнего Китая методом цепочки можно запомнить так: на бумагу мы кладём порох, из пороха строим книгопечатный станок, а книгопечатный станок весь обставлен компасами.
Новички любят метод истории. Профессиональные мнемотехники пользуются цепочками, потому что присоединять предметы друг к другу получается гораздо быстрее, чем сочинять историю.
Новички любят метод истории. Профессиональные мнемотехники пользуются цепочками, потому что присоединять предметы друг к другу получается гораздо быстрее, чем сочинять историю.
Метод пиктограмм
Суть метода проста: информацию, которую надо запомнить, мы прорисовываем очень простыми рисунками. Чаще всего этот метод используют для кодирования стихотворений или терминов. Многим людям сложно запоминать стихи, потому что они не представляют значения слов, пытаются запомнить сами слова, просто повторяя строчку за строчкой. Если же представить каждое слово, или прорисовать его, то время на запоминание может сократиться до пары прочтений.
Представим строчку «Радость, доставленная когда-то» в стихотворении. Сама фраза абстрактная. Но мы можем нарисовать «радость» в виде фейерверка, «доставленный» — в виде логотипа маркетплейса или службы доставки, а «когда-то» — в виде часов.
Многие думают, что рисование пиктограмм занимает много времени. Важно понимать, что рисовать надо именно пиктограммами. Это не требует усилий или особенных способностей, строку нужно рисовать схематично за несколько секунд.
Представим строчку «Радость, доставленная когда-то» в стихотворении. Сама фраза абстрактная. Но мы можем нарисовать «радость» в виде фейерверка, «доставленный» — в виде логотипа маркетплейса или службы доставки, а «когда-то» — в виде часов.
Многие думают, что рисование пиктограмм занимает много времени. Важно понимать, что рисовать надо именно пиктограммами. Это не требует усилий или особенных способностей, строку нужно рисовать схематично за несколько секунд.
Фраза «Радость, доставленная когда-то», изображённая с помощью пиктограмм
Метод «Крючки»
«Крючки» — самый простой метод запоминания цифр. Их тоже многие запоминают плохо, потому что они абстрактны. А здесь мы заменяем абстрактную цифру на конкретный образ.
Можно представить, что единица похожа на свечу, 2 — на лебедя, 3 — это трезубец, 4 — перевёрнутый стул, 5 — раскрытая ладошка, 6 — замо́к, 7 — флаг, 8 — песочные часы, 9 — змея, 0 — кольцо.
Можно представить, что единица похожа на свечу, 2 — на лебедя, 3 — это трезубец, 4 — перевёрнутый стул, 5 — раскрытая ладошка, 6 — замо́к, 7 — флаг, 8 — песочные часы, 9 — змея, 0 — кольцо.
Так может выглядеть образ пин-кода 1650: свеча, замо́к, ладонь, кольцо
Метод «Цифро-буквенный код» (ЦБК)
Этот метод сложнее, однако скорость запоминания цифр он может увеличить в разы. За каждой цифрой мы запоминаем согласную букву, а потом составляем слова.
Можно руководствоваться, например, такой логикой:
0 — Н, Л — все согласные из слова «ноль».
1 — Р, Ц — «раз» и «единица».
2 — Д, Г — «два» и образ рукописной Г.
3 — Т, З — «три» и схожесть буквы с цифрой.
4 — Ч — «четыре».
5 — П, Б — «пять» и схожесть цифры с буквой.
6 — Ш, Щ, Ж — «шесть» и самые сложные буквы алфавита.
7 — С — «семь».
8 — В, Ф — «восемь» и схожесть цифры с буквой.
9 — М — «много», самая большая цифра.
Так, чтобы запомнить число 71, мы составляем слово, где первые две согласные — С и Р. Получаем «сыр». Это слово запомнить гораздо проще, чем число 71. А 78 — это буквы С и В. Получается, предположим, «сова».
Далее запоминать образы можно методом цепочек или Цицерона. Таким образом запомнить 16 цифр банковской карты будет не так уж и сложно.
Можно руководствоваться, например, такой логикой:
0 — Н, Л — все согласные из слова «ноль».
1 — Р, Ц — «раз» и «единица».
2 — Д, Г — «два» и образ рукописной Г.
3 — Т, З — «три» и схожесть буквы с цифрой.
4 — Ч — «четыре».
5 — П, Б — «пять» и схожесть цифры с буквой.
6 — Ш, Щ, Ж — «шесть» и самые сложные буквы алфавита.
7 — С — «семь».
8 — В, Ф — «восемь» и схожесть цифры с буквой.
9 — М — «много», самая большая цифра.
Так, чтобы запомнить число 71, мы составляем слово, где первые две согласные — С и Р. Получаем «сыр». Это слово запомнить гораздо проще, чем число 71. А 78 — это буквы С и В. Получается, предположим, «сова».
Далее запоминать образы можно методом цепочек или Цицерона. Таким образом запомнить 16 цифр банковской карты будет не так уж и сложно.
Методы — это как умение готовить. Освоил — и пользуешься. Можешь приготовить торт, а можешь сварить макароны.
Вернёмся к примеру о морях России. Кто-то будет запоминать цепочкой: идеально будет знать последовательность. Кто-то — методом Цицерона: будет знать последовательность и сможет примерно сказать, где море находится. Кто-то — пиктограммой: запомнит форму моря — Балтийское похоже на крокодила, крокодил болеет за футбольный клуб «Балтика». Он будет знать моря по форме, узнает любое море по его очертаниям, но последовательность точно знать не будет.
И да, кто-то вообще может натренировать память, просто повторяя слова друг за другом. Известен такой эксперимент: человека просили каждый день повторять цифры. Постепенно он стал запоминать больше. Правда, говорят, что начиная дня с пятого испытуемый просто стал думать, как запомнить проще. Получается, что начинал он без мнемотехники, а когда появилась задача запоминать больше — сам изобрёл её для себя, ничего о ней не читая.
Вернёмся к примеру о морях России. Кто-то будет запоминать цепочкой: идеально будет знать последовательность. Кто-то — методом Цицерона: будет знать последовательность и сможет примерно сказать, где море находится. Кто-то — пиктограммой: запомнит форму моря — Балтийское похоже на крокодила, крокодил болеет за футбольный клуб «Балтика». Он будет знать моря по форме, узнает любое море по его очертаниям, но последовательность точно знать не будет.
И да, кто-то вообще может натренировать память, просто повторяя слова друг за другом. Известен такой эксперимент: человека просили каждый день повторять цифры. Постепенно он стал запоминать больше. Правда, говорят, что начиная дня с пятого испытуемый просто стал думать, как запомнить проще. Получается, что начинал он без мнемотехники, а когда появилась задача запоминать больше — сам изобрёл её для себя, ничего о ней не читая.
- Гаяне КуратоваПреподаватель мнемотехники и мнемоспортсмен
Методы — это как умение готовить. Освоил — и пользуешься. Можешь приготовить торт, а можешь сварить макароны.
Вернёмся к примеру о морях России. Кто-то будет запоминать цепочкой: идеально будет знать последовательность. Кто-то — методом Цицерона: будет знать последовательность и сможет примерно сказать, где море находится. Кто-то — пиктограммой: запомнит форму моря — Балтийское похоже на крокодила, крокодил болеет за футбольный клуб «Балтика». Он будет знать моря по форме, узнает любое море по его очертаниям, но последовательность точно знать не будет.
И да, кто-то вообще может натренировать память, просто повторяя слова друг за другом. Известен такой эксперимент: человека просили каждый день повторять цифры. Постепенно он стал запоминать больше. Правда, говорят, что начиная дня с пятого испытуемый просто стал думать, как запомнить проще. Получается, что начинал он без мнемотехники, а когда появилась задача запоминать больше — сам изобрёл её для себя, ничего о ней не читая.
Вернёмся к примеру о морях России. Кто-то будет запоминать цепочкой: идеально будет знать последовательность. Кто-то — методом Цицерона: будет знать последовательность и сможет примерно сказать, где море находится. Кто-то — пиктограммой: запомнит форму моря — Балтийское похоже на крокодила, крокодил болеет за футбольный клуб «Балтика». Он будет знать моря по форме, узнает любое море по его очертаниям, но последовательность точно знать не будет.
И да, кто-то вообще может натренировать память, просто повторяя слова друг за другом. Известен такой эксперимент: человека просили каждый день повторять цифры. Постепенно он стал запоминать больше. Правда, говорят, что начиная дня с пятого испытуемый просто стал думать, как запомнить проще. Получается, что начинал он без мнемотехники, а когда появилась задача запоминать больше — сам изобрёл её для себя, ничего о ней не читая.
- Гаяне КуратоваПреподаватель мнемотехники и мнемоспортсмен
- Чтобы закрепить упражнения, могут быть полезны тренажёры на интерактивных площадках для развития памяти:
- MemoryMan — здесь можно практиковаться сразу. Есть тренажёры «Цифры», «Бинарные цифры», «Цифры на слух», «Карты», «Имена и лица», «Слова», которые позволяют практиковать навык запоминания этих категорий.
- Memory League — здесь для тренировок нужна регистрация. Начинать лучше с дисциплин «Картинки» и «Имена», поскольку они считаются самыми простыми. Найти их можно во вкладке Train. Программа будет постепенно увеличивать количество информации, которую нужно запомнить. Хотя сайт на английском языке, в настройках (Preferences) можно поставить русский язык (или кириллицу).
А ещё изучите наши книжные подборки:- «10 книг о развитии памяти и внимания». Сюда собрали книги, которые помогут глубже погрузиться в тему памяти, разобраться в основных принципах работы мозга и освоить техники, позволяющие сделать ум более ясным.
- «13 книг о работе мозга: как быстрее запоминать информацию и повысить личную эффективность». Необходимость запоминать новую информацию, фиксировать ошибки, повышать продуктивность и бороться с усталостью — серьёзная когнитивная нагрузка. Чтобы лучше с ней справляться, полезно узнать, как устроен и функционирует человеческий мозг — наш главный спутник на пути ментального развития.
- «10 книг о самообразовании: как учиться новому быстро и эффективно». Современному человеку важно уметь адаптироваться к изменениям, а для этого нужно быстро учиться новому, по максимуму используя силы памяти и мозга. Подборка будет полезна тем, кто стремится к личностному развитию через образование.
Резюмируем
Мнемотехника — это система, методы и приёмы которой позволяют запоминать информацию быстрее и в большем объёме. Основной принцип: создание понятных и ярких ассоциаций и визуализаций.
Регулярные занятия мнемотехникой помогают развивать внимание, воображение, критическое и системное мышление. А ещё способствуют профилактике когнитивных нарушений.
Мнемотехнику можно осваивать самостоятельно, в группах или индивидуально вместе с опытным тренером, который будет отслеживать прогресс и помогать не повторять ошибок.
Заниматься эффективнее всего по такой схеме: еженедельные встречи с преподавателем и самостоятельные тренировки не менее 2–3 раз в неделю.
Полноценно осваивать систему имеет смысл не раньше 10–12 лет, а верхней возрастной границы для занятий не существует.
В мнемотехнике есть множество приёмов и методов. Среди наиболее распространённых: «Дворец памяти», сторителлинг, методы цепочек и пиктограмм, «Крючки», «Цифро-буквенный код».
Регулярные занятия мнемотехникой помогают развивать внимание, воображение, критическое и системное мышление. А ещё способствуют профилактике когнитивных нарушений.
Мнемотехнику можно осваивать самостоятельно, в группах или индивидуально вместе с опытным тренером, который будет отслеживать прогресс и помогать не повторять ошибок.
Заниматься эффективнее всего по такой схеме: еженедельные встречи с преподавателем и самостоятельные тренировки не менее 2–3 раз в неделю.
Полноценно осваивать систему имеет смысл не раньше 10–12 лет, а верхней возрастной границы для занятий не существует.
В мнемотехнике есть множество приёмов и методов. Среди наиболее распространённых: «Дворец памяти», сторителлинг, методы цепочек и пиктограмм, «Крючки», «Цифро-буквенный код».
Читать также
Хотите написать колонку для Медиа Нетологии? Читайте наши условия публикации.
Чтобы быть в курсе всех новостей и не пропускать новые статьи, присоединяйтесь к Telegram-каналу Нетологии.
Чтобы быть в курсе всех новостей и не пропускать новые статьи, присоединяйтесь к Telegram-каналу Нетологии.
Оцените статью