5 правил бизнес-дашборда на примере Burger King Manager

23.10.2017
9766
Подпишитесь, чтобы получать новые статьи на почту

Ольга Римша, маркетолог-аналитик компании PunicApp, написала статью для блога Нетологии о том, как правильно составить дашборд на примере знаменитого Бургер Кинга. Статья для конкурса блога.

Что такое дашборд

В переводе с английского «dashboard» — приборная панель, например, в кабине самолета или в салоне автомобиля. На панели отображаются все необходимые показатели:

  • принятие обоснованных управленческих решений,
  • быстрая реакция на изменения,
  • предотвращение рисков,
  • планирование стратегии.

То есть, дашборд — это не просто набор виджетов, а основа для действий или бездействий.

Программа обучения: «Профессия менеджер по продукту»

История из жизни

Приборная панель автомобиля показывает, что бензин на исходе. Если бензин кончится внезапно, водитель рискует остановиться посреди дороги. А что если это безлюдная дорога и заправки тут редкое явление?

Функциональным решением для приборной панели может быть виджет с навигацией по заправкам. Она поможет водителю рассчитать, нужно ли брать дополнительную канистру бензина в это дикое приключение. Если же с заправками все в порядке, водитель вовремя останавливается у ближайшей и продолжает путь в безопасности.

В большинстве случаев дашборд мультифункционален и закрывает несколько потребностей в актуальной информации. В идеале дашборд должен быть самодостаточным инструментом для принятия конкретных управленческих решений.

Инструкция по созданию бизнес-дашборда

Чтобы спроектировать дашборд для принятия бизнес-решений, важно, в первую очередь, ответить на четыре вопроса. Отвечать можно не последовательно, но при этом увязывая ответы между собой.

Перед нами стояла задача создания бизнес-дашборда для крупной сети ресторанов быстрого питания Burger King.

Какое решение нужно принять?

Главная цель дашборда — предоставление информации, которая поможет принять решение. Но не просто решение, а согласно бизнес-целям.

Цели должны быть конкретны. Здесь мы обозначим лишь направление мысли.

Что? Что? Что?
Быстро реагировать на снижение прибыли по всей сети ресторанов. Быстро реагировать на снижение прибыли по всей сети ресторанов. Быстро реагировать на снижение прибыли по всей сети ресторанов.
Быстро реагировать на невыполнение плана по подконтрольной территории. Быстро реагировать на невыполнение плана по подконтрольной территории. Быстро реагировать на невыполнение плана по подконтрольной территории.
Быстро реагировать на невыполнение плана ресторана. Быстро реагировать на невыполнение плана ресторана. Быстро реагировать на невыполнение плана ресторана.

Кто будет принимать решения?

Ответив на вопрос, мы вычислим конечного пользователя. Каждой категории пользователя нужен свой дашборд или свой уровень доступа в общий дашборд. Чтобы лишняя информация не засоряла эфир, а также сохранялась коммерческая тайна.

Что? Кто? Кто?
Быстро реагировать на снижение прибыли по всей сети ресторанов. Исполнительные директора. Исполнительные директора.
Быстро реагировать на невыполнение плана по подконтрольной территории. Территориальные руководители. Территориальные руководители.
Быстро реагировать на невыполнение плана ресторана. Руководители ресторанов. Руководители ресторанов.

Что для этого нужно?

Далее надо распределить пользователей, цели и данные по группам. Так мы спроектируем логику уровней доступа.

Кто? Что? Уровни доступа
Следить за выполнением плана. Топ-менеджеры. Показатели по всей сети.
Быстро реагировать на невыполнение плана по подконтрольной территории. Территориальные руководители. Показатели по ресторанам территории.
Быстро реагировать на невыполнение плана ресторана. Руководители ресторанов. Показатели по ресторану.

Выбор показателей и логики отображения

Правильный дашборд должен отделить зерна от плевел и показать пользователю ровно то, что ему нужно для принятия верного решения — ни больше, ни меньше.

Главный вопрос: какие данные приведут пользователя к ответам.

Список показателей зависит от конкретного бизнеса. В ресторанной сети важно следить за трафиком, средним чеком, выручкой и т.д.

В нашем дашборде важно не только собрать объективный список показателей, но и обеспечить пользователю быстрое удобное восприятие данных. Потому что главная цель — быстрая реакция на невыполнение плана.

Что нужно для того, чтобы быстро среагировать на изменения показателей?

Потребность Функциональное решение
Актуальная информация в быстром доступе. Информация обновляется автоматически каждые 30 минут.
Не пропустить важные изменения. Настройка индивидуальных алертов, которые срабатывают при достижении/недостижении определенного значения к определенному времени.
Удобно воспринимать. Статистические данные группируются в удобные для визуального восприятия диаграммы.
Понятная картина за одну минуту. Все показатели в виде диаграмм доступны с одного экрана, легко переключаться с одного показателя на другой с помощью иконок. Также можно видеть актуальный показатель в миниатюре.
Давать предварительную оценку, прогнозировать положение дел в ближайшем будущем. При указании плана для определенного показателя, пользователь видит исполнение плана на данный момент в процентном соотношении. Даются актуальные краткие отчеты по показателям.

Вот как это выглядит в интерфейсе

Главный экран с диаграммами

Настройка уведомлений (алертов)

Выбор платформы и носителя

Для нашего дашборда подошла платформа Android и планшет в виде носителя. Такие планшеты легко носить с собой, при этом размер экрана позволяет видеть полную картину по выполнению плана в ресторанах без напряжения зрения.

Понимание цели, которую преследуют пользователи, дает основу для проектирования архитектуры, функционала, выбора носителя для дашборда и т.д. Поэтому стоит начинать именно с цели: если ее нет, то и дашборд, скорее всего, не нужен.

5 правил разработки эффективного бизнес-дашборда

В работе над приложением для Burger King нам помогли следующие критерии.

  1. Актуальность информации. Отличие дашборда от отчета состоит в том, что данные в нем автоматически и регулярно обновляются. Пользователь тратит минимум усилий и времени, чтобы получить информацию о том, что происходит «здесь и сейчас».

  2. Необходимость информации. Информация должна давать основу для принятия решения. Вся лишняя информация будет создавать шум и уводить от главного. Как определить, какие именно виджеты нужны? Просто подумайте (или спросите у конечного пользователя), как он решает эту задачу сейчас и что ему нужно для принятия конкретного решения. Добавить на экран все, что возможно — не эффективный вариант.

  3. Наличие и достоверность источников данных. Разработка дашборда предполагает интеграцию с другими системами, где собираются важные данные. «Мозг» дашборда может осуществлять отбор данных и преобразовывать их. Но брать их он должен из надежного места.

  4. Удобство восприятия информации. Спроектировать удобный интерфейс дашборда — целое искусство. Но есть определенные правила, например, весь дашборд должен помещаться на один экран, взаимосвязанные данные должны иметь графическое единство и располагаться в логической иерархии. То же касается и данных одной категории.

  5. Гибкость и кастомизация. Каждый пользователь в чем-то уникален, поэтому в дашборде важно предусмотреть возможность индивидуальной настройки. Но давать волю можно лишь в некоторых элементах — оставляя суть неприкосновенной. По примеру с офисным стулом, который можно настроить под рост, но при этом не нужно собирать с нуля. В приложении для Burger King мы позволили пользователям создавать собственные алерты, которые предупреждают о выполнении или невыполнении заданного числового условия.

Дашборды в системе Business Intelligence

Руководители Burger King активно пользуются приложением для принятия оперативных рабочих решений: 550 пользователей-руководителей разных уровней. В планах разработка web-приложения для демонстрации на общем экране ресторанов в разрезе показателей работы разных смен. Но это уже другой дашборд, с другими целями, пользователями и отображением показателей. И главная цель — повышение показателей смен.

Читать еще: «Личный опыт: как организовать работу над проектами и внедрить автоматизацию маркетинга клиентам»

Дашборд — это элемент BI системы. Чем больше компания, тем больше данных необходимо обработать для принятия разного уровня решений. Поэтому один успешный дашборд влечет за собой другой, выстраивая понятную удобную для анализа систему взаимозависимых бизнес-дашбордов. Это необходимые инструменты для эффективного управления большим бизнесом.


Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.

Ольга Римша
маркетолог-аналитик PunicApp
Университет интернет-профессий
Мы используем файлы cookie
Чтобы улучшить работу сайта и предоставить вам больше возможностей для обучения. Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookie.