Как делалась библиотека «Нетологии»: 9 советов по запуску и развитию проекта

Книжная полка Нетология

td {
vertical-align: top;
border: none !important;
}
.article-content .article—text h2 {
margin: 35px 0 5px;
}

6 марта в библиотеке «Нетологии» вышел 100-й курс. Операционный директор «Нетологии-групп» Юлия Завдовьева, менеджер по продуктам Сергей Филимонов и руководитель учебного отдела библиотеки курсов Ольга Августан рассказали, как развивался продукт и какие выводы можно из этого сделать.

Тестируйте гипотезы и меняйте подходы

В конце ноября 2013 года появилась наша библиотека курсов.

До этого у «Нетологии» был только онлайн-университет, в котором пользователь за два месяца получает новую профессию. Обучение проходит в формате вебинаров, после которых нужно выполнить практическое задание.

Мы решили масштабировать продукт и стали записывать теоретическую часть на видео, а практическую давать в формате вебинара. Нашим студентам это не понравилось — для них было критически важно синхронное общение и возможность всегда задать вопрос преподавателю. Эксперимент не удался.

Перед глазами был пример lynda.com — сервиса с видеоуроками и тренингами. Мы решили создать новый продукт, используя видеозаписи, которые получились в ходе эксперимента.

Вывод

Не стоит отказываться от нового проекта только потому, что изначальная идея потерпела крах. Попробуйте взглянуть на негативный опыт с разных сторон и найти такой подход, который окажется верным для вашей аудитории.

Запускайтесь с минимальными тратами и минимальным продуктом

Свою первую студию мы оборудовали в подсобном помещении здания, где находился офис. В подсобке было шумно от кухни за дверью, тесно, темно и душно. Ни у кого из нас не было опыта в построении студии с нуля, поэтому учились всему по живому.

Для экономии мы закупили самое дешевое световое оборудование. Поставили в студии простой серый фон, телевизор для презентаций и камеру Canon 6D. Поджаривались под светом фонарей и мужественно снимали.

На все эти приготовления ушло около месяца. После мы сделали посадочную страницу и запустились ночью 28 ноября. В течение часа у нас появились первые оплаты.

Вывод

Мы не стали сразу делать студию мечты, записывать 50 курсов и разрабатывать сложную платформу. Если вы создаете компанию и не хотите прогореть, то запускайтесь с минимальным продуктом, а уже потом вместе с пользователями находите слабые стороны, инвестируйте деньги в доработку и постепенно доводите все процессы до совершенства.

Совершенствуйтесь шаг за шагом

Вот как выглядела наша студия незадолго после старта.

Первая студия

Постепенно мы меняли оборудование, приглашали новых сотрудников. Каждый месяц вводились  небольшие изменения. Сейчас у нас новая большая студия с лучшим оборудованием — но к этому результату мы шли постепенно.

Студия сейчас

Раньше эксперты готовили сценарий, презентацию и во время записи курса использовали ее как основу для своего рассказа. Презентация отображалась на дисплее справа от лектора.

Один из первых курсов
Один из первых курсов «Нетологии», про продающие тексты

Позже мы отказались от экрана и вмонтировали презентацию в видеоролик.

Курс с презентацией внутри
Курс по SEO для специалистов

Со временем процесс записи курса полностью изменился. Теперь мы предварительно проводим с экспертом интервью, сами готовим по нему текст и согласовываем с преподавателем. Во время записи текст отображается на суфлере.

Курсы стали более концентрированными, а контент более качественным. Поменялся и сам подход — на место презентаций пришли инфографики и визуальные образы, созданные с помощью моушн-дизайна.

Новый курс
Один из новых курсов, про нетворкинг

Вывод

Совершенствование — это непрерывный процесс. Не стоит стремиться сразу после запуска привести продукт к тому виду, о котором вы изначально мечтали. Двигайтесь к цели быстро, но осторожно и последовательно.

Сфокусируйтесь на узком рынке и текущих ресурсах

Нам хотелось сразу запустить курсы, которые решали бы проблемы массовой аудитории — о тайм-менеджменте, управлении сотрудниками, продажах. Но тем самым мы могли бы подписать своему новому продукту приговор.

У нас не было ресурсов, чтобы привлечь к новому продукту такую широкую аудиторию. И не было легкого выхода на экспертов по новым тематикам. Поэтому мы решили начать работу с той узкой аудитории, которая уже нас знала и была нам лояльна — интернет-маркетологов, менеджеров проектов, руководителей интернет-магазинов, SMM-менеджеров. Мы пригласили для этого экспертов рынка, которые уже работали с нами в онлайн-университете.

Спустя год мы стали постепенно расширять тематику и добавили темы по менеджменту, личной эффективности, бизнес-навыкам, программированию. Мы все еще в процессе освоения нового рынка, и это точно было бы нам не под силу полтора года назад.

Вывод

Сам по себе хороший продукт не привлечет к вам толпы пользователей. Подумайте, как вы будете продвигаться и на что вам хватит ресурсов. Не старайтесь сразу замахиваться на всех, кому потенциально могут быть интересны ваш продукт или услуги.

Используйте обратную связь

Изначально мы добавляли в курсы тесты на внимательность.

Как делалась библиотека «Нетологии»: 9 советов по запуску и развитию проекта

Пользователи писали, что им неинтересно отвечать на простые вопросы, которые не закрепляют материал, а нужны только для начисления баллов. Они хотели видеть умные кейсовые вопросы. Теперь мы делаем занятия практическими.

В самых новых курсах финальное тестирование продумывается в зависимости от тематики. Например, на курсе по оценке эффективности сотрудников кол-центра нужно прослушать два звонка и уже потом выполнить тест.

Кей про входящий звонок 

А на курсе Алены Владимирской после прохождения пользователь сам составляет продающее резюме.

Вывод

Чтобы понимать, куда двигаться дальше, прислушивайтесь к своим пользователям — именно они используют ваш продукт и могут рассказать, что им нравится, а что нет. В конце концов именно они платят вам деньги.

Развивайте и обновляйте команду

Когда мы начинали, всю работу по подготовке курса делал один продюсер. Он подбирал темы и авторов, работал с содержанием, присутствовал на записи, редактировал тесты и проверял финальный результат. Всего у нас было четыре сотрудника, которые работали над курсами по совместительству — половину рабочего времени они занимались координацией учебных групп в онлайн-университете.

Сейчас за каждый процесс отвечают отдельные сотрудники с разными компетенциями. Продюсер ищет новых авторов, редактор проводит интервью и готовит текст для суфлера, методист составляет практические задания. Всего в учебном отделе сейчас работают пять человек с полной занятостью.

Вывод

Не бойтесь расставаться с теми, кто не вписывается в новую реальность. Набирайте увлеченных людей и вкладывайтесь в их обучение. Если нужно, меняйте структуру команды.

Меняйте тарификацию

Сначала в библиотеке курсов «Нетологии» было четыре тарифа: 1, 3, 6 и 12 месяцев. Скоро мы увидели, что тарифом «6 месяцев» почти никто не пользуется, и убрали его. Так сетка стала проще и понятнее, а количество годовых оплат увеличилось.

Подписку на 3 месяца тоже покупали редко, но это был единственный тариф, на который нам было выгодно делать неплохие скидки. Мы стали активно использовать его в акциях по всем маркетинговым каналам и получили отличные результаты.

На старте месяц подписки на библиотеку стоил 590 рублей. Летом 2014 года, когда у нас набралось уже 50 курсов, мы повысили цену подписки до 790 рублей в месяц. Показатели роста при этом не поменялись.

Несколько дней назад, 6 марта, у нас вышел долгожданный 100-й курс. К этой дате в библиотеке многое успело поменяться: формат видеороликов, темы, тесты, задания, эксперты. Мы посчитали, что такой контент сполна окупит подписку стоимостью 990 рублей в месяц. Последние дни старых цен широко анонсировались по всем нашим каналам, и за счет отложенного спроса мы за неделю собрали половину месячного плана продаж. Ожидали резкого падения покупок в марте, но пока даже этого не произошло.

Вывод

Не бойтесь повышать цены и изменять структуру тарифной сетки по мере развития продукта. Если продукт растет, трансформируется и становится более ценным, не стесняйтесь просить за него больше денег. Если один из тарифов оказывается вам невыгоден или не слишком популярен среди пользователей — отказывайтесь от него или промотируйте его за счет скидок и акций.

Организуйте управление задачами и командой

Чтобы процесс был понятным для всех его участников и в работе не происходили сбои, сразу выберите систему управления задачами. Мы начали работать в Trello — сервисе, который основан на методе канбан. Трекинг подготовки курсов до сих пор происходит именно там.

Регламентируйте все рабочие процессы. В «Нетологии» все задокументировано и хранится в «Google Диске». У нас есть инструкции для каждого — от редактора до методиста. Если в работе что-то меняется, то это сразу же отображается в инструкции.

Вывод

Выстраивайте и регламентируйте все процессы в начале работы, даже если кажется, что сейчас на это нет времени. Без понятной системы управления задачами сотрудники будут срывать дедлайны и путаться в ответственных. Без регламентов работы вы потратите много времени на ввод новых сотрудников в работу и окажетесь более зависимыми от каждого сотрудника.

Развивайте платформу

Первая версия библиотеки курсов запустилась всего через месяц с момента появления идеи. Новый проект строился на базе уже существовавшего онлайн-университета, поэтому все происходило быстро. Но у скорости есть и обратная сторона.

Старая страница прохождения курса

Приходится принимать важные архитектурные решения на ходу, нет времени думать над красотой и правильностью кода и своевременно его править. Когда минимальный продукт вырастает до уровня сложной развитой платформы, эти вещи слишком опасно игнорировать.

Библиотека «Нетологии» сейчас полностью переписывается с PHP на Ruby on Rails. Мы остановились на таком решении, чтобы у всего холдинга «Нетология-групп» был единый язык программирования (на Ruby on Rails написан другой наш продукт, «Фоксфорд»). Если бы не необходимость менять язык, мы бы в любом случае проводили постепенный рефакторинг всего кода, чтобы избежать рисков в будущем.

Вывод

Если на старте нужно экономить и сокращать сроки, то по мере развития приходит время задуматься о фундаменте. Обязательно выстройте грамотную архитектуру платформы или напишите ее с нуля тогда, когда минимальный продукт станет превращаться в сложную систему. Это поможет избежать непредвиденных рисков и позволит избавиться от технических ограничений в развитии проекта.

Оцените статью

Средняя оценка 0 / 5. Всего проголосовало 0