Менеджер бюро «Текстброкер» Светлана Воронова в колонке для «Нетологии» рассказывает, где найти копирайтера и по каким критерям выбирать.

Cайты, статьи в журналы, посты для социальных сетей, обновления в блог, рекламные объявления и слоганы — словом, тексты — нужны всем. Каждой компании. Кому-то позже, кому-то раньше. Но абсолютно всем.

Сначала мы пишем их сами. Потом пытаемся надиктовать секретарше и чертыхаемся, редактируя. Потом ищем копирайтера через интернет и чертыхаемся, когда он путает стайлинг с брашингом, срывает все сроки и исчезает в никуда. В конце концов, мы просто отчаиваемся. Да полно, существует ли он, этот волшебный человек, который действительно способен написать нужный нам текст?

Ответ оптимистичный и положительный: да, существует. Вы просто не умеете его искать. Точнее, не умели. Потому что мы это сейчас исправим.

Вредные советы

Для начала — ну, и чтобы потомить вас в приятном неведении — давайте разберемся, как не надо искать специалиста.

Сегодня самый популярный способ поиска исполнителя на любой проект — это тендер в социальной сети. В раскрученной группе, объединяющей фотографов или копирайтеров, пишется объявление: «Молодому проекту нужен райтер. Любовь к кошечкам и грамотный русский обязательны. Резюме присылать на [email protected]». И полетели стаи резюме в Олю. Оле некогда и не хочется разбираться с резюме, она пишет всем претендентам одно письмо, и ставит их всех в копию: «Выполните тестовое задание, напишите о нашей компании статью. Кто справится лучше всех, того и возьмем. Спасибо».

У меня для вас плохие новости: так не бывает, раз. Хорошие копирайтеры в этом не участвуют, два. Потому что для того, чтобы родился хороший текст, подходящий для одной конкретной задачи, вам с этим журналистом надо пуд соли съесть. Проговорить о своем продукте все и вся. Заполнить такой и сякой бриф. Стукнуться в одно место, получить возражения, учесть их, попробовать еще раз. Стукнуться в другое — получить другие возражения, учесть их, попробовать еще раз. И все это время работать с райтером в сцепке, в паре. И тратить на это время и силы.

Тендер в интернете — это заведомый способ выбрать плохое, или не выбрать ничего. Потому что вам лень отвечать на вопросы каждого из участвующих, вам лень с ними разговаривать, вы даете им скупые вводные и просите «универсальную статью, которая подойдет всем и будет собирать лайки». А она без вашего участия не получается.

А теперь — полезные советы

Часть первая: где искать

Первым делом большинство из нас обращается к знакомым. И действительно, у каждого второго есть кто-то, кто «пишет тексты». Но если просто доверять чужим рекомендациям, исход, скорее всего, будет таким:

У меня есть не очень хороший опыт поиска и работы с копирайтером. Я делала сайт одностраничный, мне нужен был копирайтер и мне его порекомендовали в Фейсбуке знакомые. И все было хорошо, текст был готов отправлен заказчику и даже согласован. Но после того как сайт был уже готов, а текст размещен на сайте, заказчик вдруг обнаружил, что этот текст очень похож на тот, что у конкурентов. Все шишки полетели на меня. Пришлось мне выкручиваться, хотя я веб-дизайнер.

— Анастасия, веб-дизайнер

Те, у кого знакомых почему-то не оказалось, отправляются на биржу — такой специальный сайт, где копирайтеры рассказывают о себе и о своих услугах. Но качество работ этих фрилансеров оценить быстро довольно сложно, да и найти нужного специалиста за короткий срок не всегда получается.

Мне в прошлом году для корпоративных сувениров был нужен копирайтер. Задание: написать текст для научно-популярных открыток. Пытались найти исполнителя через биржу текстов. В качестве образца текст был ничего, а когда дошло до дела текст (после всех объяснений, что научно-популярный и для детей 8-10 лет) про радугу содержал абзац «радуга бывает только в грозу, поэтому надо бояться молний, если на небе радуга», и еще что-то про то, что увидеть во сне радугу — это к счастливой беременности… Мне очень хотелось его убить.

— Ирина, проджект-менеджер

Те, кто более продвинуты и знакомы с кухней ремесла, отправляются на поиски на специализированные сайты — например, «Клуб правильных копирайтеров», «фрирайтинг.ру», идут к выпускникам редакторской школы Максима Ильяхова. Компании побольше обращаются за решением своих задач в специализированные агентства, где есть целый штат копирайтеров.

Наконец, можно подойти к этой задаче не как к разовой, а как к протяженной по времени. Тогда хорошим источником контактов становятся статьи в популярных изданиях, посвященные вашим профессиональным темам. Ведь статья — это отличный повод познакомиться с журналистом и привлечь его для создания ваших собственных текстов.

В социальных сетях есть немало групп, где общаются журналисты, пиарщики, фотографы, дизайнеры. В Фейсбуке, например, это группы «Помогите журналисту», «Папарацци», «Пресс-секретари и пиарщики». Там можно попросить контакты и рекомендации нужных вам специалистов. Обязательно найдутся люди, которые предложат себя, хотя мы рекомендуем обращаться к тем, которых порекомендуют их клиенты. Но и тут может не сложиться:

Для клиентов часто ищу копирайтеров под разные проекты, поэтому в сообществах ориентируюсь неплохо. Но копирайтеры такие, что подумываю сама начать писать. Честно скажу, до моих 5 баллов никто не дотянул за все время моей работы. Присылают нечто от полностью провальных статей типа «строительные леса территориально растут» (для описания услуги установки и аренды строительных лесов) до просто текстов, изобилующих смысловыми и грамматическими ляпами. В общем, достаточно все скудно, пресно, много повторов, все затачиваются под SEO. Тоска.

— Елена, веб-дизайнер

Часть вторая: как выбирать

Как мы видим, куда бы вы ни отправились на поиски — к знакомым, в Фейсбук, на биржу или в профессиональные сообщества — перед вами встанет вопрос, как понять, что копирайтер вам подходит, на что смотреть? Мы не будем говорить об очевидном “вам должны понравиться его тексты”, а разберемся чуть под другим углом. Есть пять базовых вещей, на которые стоит обратить внимание.

1. Опыт работы должен быть релевантен вашей задаче

То есть человек может писать потрясающие статьи для журналов «Сноб» и «Русский пионер», но не уметь писать продающие тексты. Потрясающий SMM-щик может быть бессилен в наполнении сайта. И таких примеров множество. Поэтому убедитесь, что этот человек умеет делать именно то, что нужно вам.

2. Ваши представления о качестве должны совпадать

Если вы суровый граммар-наци — попросите его показать неопубликованные тексты и убедитесь в том, что там нет ошибок и опечаток. Если вы ненавидите даже минутное нарушение дедлайна — назначьте ему Skype-колл и проверьте его пунктуальность. Словом, проверьте именно то, что важно для вас. А для этого честно ответьте себе на вопрос: а что для меня важно?

3. Должны совпадать ваши представления об оплате

Не берите человека за то, что он дешев, и не рвитесь, чтобы оплатить самого дорогого. К первому вы морально не сможете предъявить никаких претензий, а второй сам не позволит вам предъявлять к нему претензии и спишет все на авторский стиль. Поэтому работайте в комфортном для себя сегменте. И для автора, конечно. Иначе…

Я тут чуть не взяла задание на копирайтинг. Хорошая подруга уезжала в отпуск и была готова перепоручить мне своих проверенных клиентов. Сначала оказалось, что нужен не только копирайтиинг, но и анализ блогов и подготовка по итогам плана SMM. Ок, я уже пошла договариваться с соисполнителем. Но моя привычка обо всем договариваться на берегу привела к тому, что внезапно выяснилась маленькая деталь: клиенты готовы оплатить работу только в случае выигрыша ими тендера. Я в изысканных выражениях отказалась…

— Наталья, копирайтер

4. Он не должен браться за работу, не расспросив вас подробнейшим образом обо всем

Какие цели текста? Кто аудитория? Где текст будет опубликован? Что должны сделать люди после прочтения? И так далее, и так далее… Заполнение ответов на все эти вопросы называется техническим заданием. Без такого задания, заполненного письменно, хороший автор за работу не берется.

5. Вы должно легко и продуктивно общаться

Вы должны понимать, что можете обратиться к нему и с вопросом, выходящим за рамки написания текстов, и с правками собственно по тексту, и с вопросами о том, почему какая-то задача решена так, а не иначе. Именно такая открытость к диалогу — и есть залог успешного сотрудничества.

Надя не только прекрасный исполнитель — я ее воспринимаю больше как продюсера, маркетолога и точно знаю — если я сама что-то упущу — Надя мне подскажет. Все главные тексты — только с ней, а уж по мелочи могу и копирайтеру отдать, и сама написать.

— Алена, стилист

Если все эти факторы совпали, что же — вас можно поздравить, с высокой долей вероятности вы нашли своего копирайтера. А если нет, всегда можно начать все сначала. Выбирайте!

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.

Оцените статью

Средняя оценка 0 / 5. Всего проголосовало 0