Онлайн-обучение — предпосылки к революции в традиционном понимании образования?

Онлайн-обучение — предпосылки к революции в традиционном понимании образования?

Карьера Саморазвитие

Айя Рено, корреспондент «Теплицы социальных технологий», специально для блога Нетологии написала колонку о том, как и почему онлайн-технологии меняют мир и традиционный подход к обучению.

Онлайн-обучение или e-learning — обучение с применением мультимедиа и интернет-технологий. Это самая распространенная на сегодня форма дистанционного обучения, неуклонно расширяющаяся последние 13 лет. С недавнего времени онлайн-обучение по некоторым параметрам опережает традиционный очный формат.

Одна из сильнейших сторон онлайн-образования — демократизация учебного процесса.

Онлайн-обучение позволяет устранить многие барьеры: географические, физические, финансовые. Студенты получают возможность заниматься в удобном для себя месте: дома, по дороге на работу, в спортзале и даже в очереди. Все чаще они также могут определять для себя наиболее подходящее время, содержание и темп учебы. Онлайн-обучение в разы дешевле классического аналога или не стоит вообще ничего. Одновременно расширяются и возможности вузов, получающих доступ к тем студентам, которые не могут присутствовать на занятиях лично.

Что такое МООК и в чем их особенности

Традиционные образовательные учреждения первыми начали пробовать себя в сфере онлайн-обучения. Разные формы онлайн-обучения уже адаптировали для своих потребностей тысячи учебных заведений. Яркий пример инновационного подхода — программа «Виртуальный обмен» технологического университета Делфта в Голландии. Она позволяет студентам набирать необходимые кредиты, проходя онлайн-курсы партнерских вузов.

Программа обучения: «Digital-старт: первый шаг к востребованной профессии»

Институты и колледжи могут предлагать смешанные или гибридные программы, в которых стандартные «живые» лекции сочетаются с работой онлайн. Так, посещать занятия можно удаленно: подключаясь к трансляции в реальном времени (синхронная опция) или прослушивая запись (асинхронная опция), курс может включать Skype-сессии и вебинары. На базах других вузов запущены полностью дистанционные курсы, не предполагающие личного присутствия студента: учеба и экзамены проходят удаленно.

Самый быстро развивающийся на сегодня сектор дистанционного обучения — массовые открытые онлайн-курсы или МООК, разрабатываемые учебными организациями для специализированных МООК-платформ.

Первые МООК стали логичным развитием движения за открытость знаний и данных, сопровождавшего развитие интернета и цифровых технологий. С 2000 годов университеты США и Европы начали экспериментировать с онлайн-инструментами, чтобы предоставить как можно большему числу людей возможность изучать преподаваемые предметы. Они использовали Moodle для дискуссий между студентами и RSS-подписку для рассылки учебного материала.

Постоянно расширявшиеся технические возможности для коммуникаций, доставки и потребления онлайн-контента привели к созданию первых независимых агентов онлайн-обучения — коммерческих и некоммерческих МООК-платформ. Среди них — старожил платного онлайн-образования Lynda.com, запустившая секцию онлайн-курсов в 2002 году, а так же Udemy, Khan Academy и Peer2Peer University.

В 2012 году мир МООК буквально взорвался и начал массово переходить на рельсы коммерции. Практически одновременно заработали крупнейшие платформы Coursera, Udacity, британская FutureLearn, французская OpenClassrooms и австралийская OpenLearning. В том же году, в ответ на резкую переориентацию онлайн-образования в сторону извлечения прибыли, преподаватели Массачусетского технологического института и Гарвардского университета инициировали крупнейшую некоммерческую платформу edX, на базе которой сегодня публикуют свои бесплатные курсы более 70 организаций и вузов.

Первая массовая открытая степень, магистратура компьютерных наук, была предложена пионером онлайн-образования — технологическим университетом Джорджии в партнерстве с Udacity в 2014 году. Сейчас онлайн можно получить любое научное звание вплоть до доктора. Всего, по подсчетам Class Central, у студентов есть доступ к 500 различным МООК и МООС-дипломам и сертификатам.

По данным за 2017 год на МООК-платформах, количество которых в мире превышает семь тысяч, размещены более девяти тысячи курсов от 800 университетов. Из них 150 курсов приходятся на долю российской МООК-платформы «Открытое образование». Лидер индустрии Coursera предлагает доступ к двум тысячам курсов, а число зарегистрированных пользователей достигает 25 миллионов человек из 200 стран мира.

Почти 40% всех МООК составляют курсы по бизнес-практикам и технологиям, пятая часть — это курсы по гуманитарным и точным наукам. Но встречаются и совсем неожиданные специальности. Например, при необходимости, можно записаться на онлайн-курс по правильному выращиванию марихуаны в медицинских целях, грамотному инвестированию в подобный бизнес и получить стипендию на учебу по этому направлению.

Существуют программы, по которым студент может получить звание бакалавра кулинарного дела, сельского хозяйства, магистра стоматологии и ассистента ветеринара.

Онлайн-обучение для всех и обо всем

Онлайн-обучение позволяет разным категориям людей закрывать пробелы в знаниях и получать новые навыки: родителям с маленькими детьми, людям с ограничениями по здоровью, тем, кто трудится полный рабочий день или хочет сменить профессию, или кому в свое время не удалось получить образование.

Большую часть слушателей онлайн-курсов составляют взрослые работающие люди с высшим образованием: до 75% — студенты старше 25 лет. Многих к продолжению учебы подталкивает современный рынок труда.

В профессиональной среде все более острой темой становится «обучение длиною в жизнь» — необходимость постоянно приобретать новые навыки и освежать уже имеющиеся из-за стремительного устаревания знаний на фоне технологического бума.

Более того, все громче звучат голоса в поддержку однажды озвученного Биллом Гейтсом мнения, что в будущем на смену образованию, оцениваемому академическими степенями, придет образование, измеряемое набором умений.

Ответом онлайн-обучения на эти тенденции стало появление микростепеней. В 2015 году платформа Udacity предложила наностепени, с того момента на программы Udacity поступили 53 тысячи человек, а 18 тысяч уже получили дипломы.

Микростепени — это распакованные и расфасованные в более короткие модули продолжительные программы, например, MBA. Они охватывают небольшой круг тем или обучают узкому спектру навыков. Так, среди наностепеней Udacity — специализация по Google AdWords и по разработке беспилотных автомобилей. Микростепени постепенно появляются у других платформ, в том числе у FutureLearn и у китайской МООК-платформы XuetangX. На платформе edX размещают свои микромагистратуры Массачусетский технологический институт, Колумбийский университет и университет Пенсильвании.

«Микрофикация» онлайн-обучения затронула и продолжительность учебных сессий. Как пишет Elucidat, современный студент тратит не более семи секунд, чтобы оценить, стоит ли материал внимания. С таким быстрым сокращением периодов концентрации длительность учебных сессий продолжает уменьшаться. В некоторых случаях — до пары-тройки минут в день, как, например, в мегапопулярном приложении для изучения языков Duolingo.

Этот подход стал известен как микрообучение и «учебные перекусы» — snack learning.

Онлайн-обучение становится привлекательной альтернативой не только для работающих профессионалов, но и для молодежи. В США число онлайн-студентов растет обратно пропорционально числу новых абитуриентов очных отделений в университетах и колледжах. В 2017 году 6,7 миллиона студентов в США, почти треть от общего числа, были зарегистрированы как минимум на один онлайн-курс.

Как следствие, онлайн-обучение напрямую трансформирует не только характер учебного процесса, но и другие устоявшиеся образовательные схемы. По статистике, около 70% студентов используют для прохождения курсов смартфоны. Поэтому мобильные версии курсов и приложения становятся еще одним необходимым требованием для успеха МООК.

Изменяется формат дипломов. В некоторых случаях электронные эквиваленты бумажных сертификатов заменяют цифровые бейджи, как бейджи IBM, которые затем можно вывесить в онлайн-профайлах, например, на странице в LinkedIn.

Современное онлайн-обучение задействует интерактивные видео, геймификацию, приложения, объяснение материала в формате сценариев, симуляций и историй. Например, виртуальная адаптивная платформа Osmosis для будущих медиков, или Tata Interactive Systems для патологоанатомов — она содержит даже симуляцию места преступления в 3D, чтобы студенты могли на практике применить получаемые знания. Некоторые компании, как SB Studio или Elucidat, используют готовые шаблоны с применением различных интерактивных методов онлайн-обучения.

Скоро МООК-платформы массово возьмут на вооружение другие крупные технологические наработки: искусственный интеллект, дополненную и виртуальную реальность, роботов и речевые технологии. Canvas, платформа для управления образованием, предоставляет пространство для организации виртуальных классов. В прошлом году было объявлено о запуске совместного проекта Canvas и Amazon по созданию серии навыков голосового ассистента Alexa. В случае успеха студенты смогут подключать Alexa к учебному процессу: просить ее резюмировать основные пункты лекции, провести сессию «вопрос-ответ» перед экзаменом, получать уведомления об обновлениях или домашней работе.

Чтение по теме: «Как создать свое неформальное движение: мультипликационный курс от Canvas»

Онлайн-обучение расширяется не только в высшем образовании. К-12 — термин, который также все чаще можно услышать в этой сфере. Им обозначают возрастную группу детей до 12 лет (K — от англ. kindergarten). Так растет число виртуальных школ. Некоторые из них, например Mosaica Online или K-12 Inc., работают на протяжении 10−15 лет. Еще одно популярное направление — онлайн-подготовка к школе. Целевая аудитория — родители, проживающие в удаленных районах или ограниченные финансово. По оценкам Technavio, к 2021 году количество виртуальных школ в Северной Америке вырастет на 13%.

Попытки приобщить детей к азам онлайн-обучения предпринимаются по всему миру. В Кении, Польше, Австралии. В декабре в одной из школ на Багамах заработал пилотный проект, поддерживаемый правительством. В учебном процессе будут широко задействованы цифровые технологии.

Онлайн-обучение часто становится временной альтернативой, если ученики не могут попасть в класс. Только в 2017 году множество учебных заведений, в том числе школ, использовали онлайн-платформы для продолжения занятий в экстремальных погодных условиях: сильного снегопада и ураганов. В американском штате Колорадо для проведения «дня электронного обучения», введенного из-за плохой погоды, использовали школьные автобусы. В них был установлен беспроводной интернет для детей, чьи дома не подключены к сети.

Опросы показывают, что студенты считают онлайн-обучение таким же эффективным или более качественным, чем традиционное образование.

На ранних этапах больше всего сомнений вызывало качество преподавания и получаемых знаний. Для решения этой проблемы многие МООК-платформы прибегли к внедрению системы отзывов и рейтингов, было основано несколько сертифицирующих органов.

Одной из основных сложностей остается мотивация студентов. Такая форма получения знаний требует высокого уровня самодисциплины, поддерживать который под силу не всем: от 40 до 60% студентов бросают учебу, не закончив курс.

Оппоненты онлайн-образования также часто затрагивают тему отсутствия социализации и прямого контакта между преподавателем и студентом и внутри обучаемой группы. Для восполнения этого звена образовательного процесса в онлайн-обучении становится популярной концепция социального образования: добавление к онлайн-курсам опций для прямых Skype-конференций, переписки в социальных сетях и других инструментов, способствующих более тесному общению и взаимообмену.

Другая часто цитируемая проблема — языковой и культурный барьеры. Как пишет eLearning Industry, английский язык по-прежнему является доминирующим языком онлайн-курсов, а их производителями выступают в основном западные институты. Как следствие, иностранным студентам может быть сложно участвовать в дискуссиях, задавать вопросы и понимать специфические требования, связанные с заданиями и их оценкой.

Часто также поднимается вопрос о признании получаемых сертификатов и дипломов среди потенциальных работодателей. В декабре компания General Electric заявила, что будет интервьюировать для потенциального трудоустройства любого студента, окончившего микромагистратуру Массачусетского технологического института. Google разработал и субсидировал курс по IT-технологиям для Coursera, выпускники которого смогут напрямую связываться с работодателями из созданного пула заинтересованных компаний.

Онлайн-образование и НКО

Онлайн-обучение доказывает свою состоятельность как инструмент для НКО (некоммерческих организаций — прим. ред.): как способ продвижения миссий, вовлечения целевых групп, обучения сотрудников.

В прошлом году исключительный проект запустил итальянский университет International Telematic University UNINETTUNO — единственный в мире, где преподавание ведется на пяти языках. На его базе был создан портал «Образование без границ». С его помощью мигранты и беженцы могут подтвердить свои дипломы, продолжить обучение или записаться на профессиональные или языковые курсы.

eLearnAfrica — социальный проект, запущенный в 2016 году. Эта бесплатная МООК-платформа нацелена на облегчение доступа к образованию для африканских студентов. Siyavula — южноафриканская компания, занимающаяся разработкой учебных онлайн-материалов категории «К-12».

Я начале года гомпания HeyPayless сообщила о запуске принципиально новой игровой платформы онлайн-обучения Dyslexia Dragon, специально созданной под нужды детей с дислексией.

Чтение по теме: «Как создать онлайн-курс для НКО»

НКО используют онлайн-обучение для повышения информированности аудитории о проблемах, на борьбу с которыми направлена деятельность организации. МООК-платформа Женевского центра аутизма работает уже много лет, на ней размещены курсы, посвященные особенностям аутизма. В 2015 году Amnesty International на базе edX запустила курс по основам прав человека.

МООК могут служить тренажерами, симуляторами, бесконечным источником информации для НКО и гуманитарных работников, как NGO Academy или Agora ЮНИСЕФ. Или австралийская МООК-платформа BloodSafe, нацеленная на подготовку медицинских работников к безопасному переливанию, забору и хранению крови. Все курсы на ней бесплатные.

Множество курсов на русском языке предлагает программа Восточного партнерства ЕС. У Global Health Learning Center есть бесплатные онлайн-программы по вопросам здравоохранения. Save the Children разработала свой курс по адвокации, а Всемирное антидопинговое агентство буквально на днях запустило антидопинговую платформу онлайн-обучения.

Всё это наводит на мысль, что рано или поздно именно онлайн-курсы и программы станут привычным форматом обучения для большинства людей.

Традиционный подход к образованию изменится в сторону полной геймификации, гибкости и использования новейших технологий для лучшего и более полного усвоения получаемых знаний.

Офлайн-формат останется в нишах, где для освоения новых навыков присутствие схемы «учитель — ученик» строго необходимо. В остальном уже сейчас понятно, что онлайн-образование выигрывает по многим параметрам: доступность, гибкость, демократичность, универсальность.

Читать ещё: «Как найти работу с дипломом Нетологии и нулевым опытом»

Однако остаются нерешенными проблемы качества и актуальности материалов и экспертности преподавателей — хотя, такие же проблемы (даже в более остром виде) стоят и перед традиционным образованием. Время покажет, как эволюционирует сфера обучения, а пока мы лишь можем наблюдать за тенденциями.

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.

Оцените статью

Средняя оценка 0 / 5. Всего проголосовало 0