Эмоциональный интеллект: как протестировать и прокачать

14.12.2018
9049
Подпишитесь, чтобы получать новые статьи на почту

Координатор программ «Бизнес и управление»  Мария Волкова рассказала, что такое эмоциональный интеллект, как его протестировать и прокачать.

Обучение в онлайн-университете: курс «Advanced Management Program: искусство управлять»

Крупные компании предлагают сотрудникам пройти не только тесты на профпригодность, но и психологическое тестирование. Procter & Gamble определяют уровень эмпатии кандидатов, а Nestle — коммуникативные навыки. IQ кандидата иногда востребован меньше, чем EQ — эмоциональный интеллект.

Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект или EQ — способность распознавать и управлять своими эмоциями, воспринимать чувства, понимать мотивацию и желания окружающих. Психологи заговорили о EQ, когда поняли: тестов на IQ недостаточно, чтобы предсказать успешность человека в жизни и карьере. Чтобы продвигаться по карьерной лестнице, человеку нужно общаться с начальством и подчиненными, чувствовать ответственность за свою часть работы в команде, справляться со стрессами и конфликтами.

Благодаря IQ Вы устраиваетесь на работу, а благодаря EQ — делаете карьеру.

Эмоциональный интеллект включает: коммуникативные навыки, мотивацию, эмпатию, социальную ответственность, навыки управления конфликтами.

Коммуникативные навыки

Что это:

  • умение слушать и слышать собеседника, понимать его позицию;
  • аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
  • вести переговоры с подчиненными, руководством, поставщиками, партнерам, инвесторами;
  • задавать вопросы, просить помощи опытных коллег для решения сложных задач;
  • выводить команду на обсуждение проблемы, инициировать и поддерживать обсуждения.

Зачем нужны

Чтобы заводить и поддерживать полезные деловые связи, налаживать общение с бизнес-инвесторами, общаться с коллегами и руководством и организовать рабочий процесс в команде. Коммуникативные навыки повышают личную продуктивность работников. Когда специалист умеет просить о помощи и обсуждать проблемы, он решает рабочие задачи быстрее. Руководителям развитая коммуникация позволяет эффективно управлять коллективом.

Как проверить:

Как прокачать:

«Коммуникация. Теория и практики», Эм Гриффин

Книга описывает базовые уровни коммуникации по группам. Автор описывает 31 теорию групповой, публичной, межличностной, массовой и кросс-культурной коммуникации. Освещает определения, принципы, сильные и слабые стороны всех теорий. Издание для руководителей и специалистов в коммуникациях.

«Наука общения. Как читать эмоции, понимать намерения и находить общий язык с людьми», Ванесса ван Эдвардс

Автор описывает ключевые принципы общения, благодаря которым вы будете чувствовать себя уверенно. Книга о правильном поведении, считывании эмоций, общении с собеседником.

Курс Advanced Management Program, «Нетология» совместно с Rambler Group

Курс по эмоциональному интеллекту и soft skills. Посвящен управлению командой проекта, контролю бюджета, стратегическим переговорам с партнерами, предотвращению и решению конфликтов. Для команд и руководителей.

Мотивация

Что это:

  • способность ставить цели, стремиться к их достижению;
  • внешнее или внутреннее побуждение к действию ради результата;
  • желание преодолевать трудности на пути к цели;
  • умение справляться с неудачами, искать другие способы решения задачи;
  • заинтересованность в достижении результата.

Зачем нужна

Руководители применяют внешнюю мотивацию, чтобы повысить работоспособность коллектива, обеспечить выполнение задачи оптимальным способом в установленный срок. Внутренняя мотивация нужна членам команды, чтобы выполнять работу качественно, нести ответственность за свою часть задачи.

Как проверить:

Как прокачать:

«Эффект плато. Как преодолеть застой и двигаться дальше», Боб Салливан, Хью Томпсон

Автор рассказывает, что такое эффект плато, когда после каждого успеха приходит застой. Книга посвящена 8 элементам плато и правилам, которые помогут разрушить их и развиваться дальше. Материал для тех, кто переживает застой в работе и других сферах жизни.

«Закончи то, что начал. Как доводить дела до конца», Джон Эйкафф

Практическое руководство, как завершать начатое. В книге собраны результаты  практического исследования, в котором участвовали люди с проблемами по завершению начатых проектов. Для тех, кто не умеет завершать начатые проекты и хочет решить проблему.

«Иди туда, где страшно. Именно там ты обретешь силу», Джим Лоулесс

Автор перечисляет популярные страхи, которые не позволяют двигаться дальше и достигать поставленных целей. Рассказывает о 10 правилах, которые помогут укротить страхи. Издание полезно тем, кто часто думает, что еще не время и у него ничего не выйдет.

Эмпатия

Что это:

  • способность воспринимать и правильно трактовать эмоции и чувства членов команды;
  • учитывать чувства коллег при принятии решений;
  • предсказывать реакции окружающих в конфликтных, стрессовых ситуациях.

Зачем нужна

Эмпатия — одна из ключевых составляющих положительной дружелюбной атмосферы в команде. Когда каждый работник беспокоится о чувствах коллег, учитывает их желание и интересы, работоспособность коллектива повышается. Все чувствуют поддержку и взаимовыручку. Навык полезен для разрешения конфликтов: стороны с высоким уровнем эмпатии умеют разрешать проблемы так, чтобы прийти к оптимальному решению и не задеть коллег или подчиненных.

Как проверить:

Как прокачать:

«Резонансное лидерство», Ричард Бояцис, Энни Макки

Сборник исследований в области психологии лидерства, посвященных способности руководителя вызывать эмоциональный отклик у подчиненных. Авторы рассказывают, как освоить стратегию резонансного лидерства и придерживаться ее.

«Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия», Евгений Ильин

Книга о помогающем поведении и личностных особенностях, которые способствуют или препятствуют ему. Автор собрал методики усовершенствования помогающего поведения. Рассказывает, почему стоит помогать окружающим и чем это полезно вам.

«Сила эмпатии. Ключ к конструктивному общению и успешным переговорам», Дебби Эбенштейн

Автор рассказывает, как вести переговоры с собеседниками и лучше понять, что ими движет. В издании собраны практические советы, как превращать конфликты в совместный поиск решения, принимать позицию других людей, налаживать диалог. 

Социальная ответственность

Что это:

  • способность воспринимать себя как часть команды;
  • взаимодействовать с коллегами и руководителями;
  • брать на себя ответственность за общий результат и других сотрудников, например, новичков;
  • выполнять свою часть работы качественно, а при необходимости — брать на себя задачи коллег, например, если они заболели или не справляются;
  • отслеживать дальнейшее развитие завершенного проекта, анализировать его успешность и учитывать опыт при решении следующих задач;
  • не перекладывать ответственность на коллег или руководителей в случае неудачи.

Зачем нужна

Команды с социально ответственными работниками лучше справляются с поставленными задачами. Когда каждый специалист чувствует свою личную ответственность за результат работы и готов подстраховать коллег, вероятность успешного завершения проекта выше.

Как проверить:

Как прокачать:

«Серьезный разговор об ответственности», Керри Паттерсон

Книга о невыполненных обещаниях, несоблюдении сроков и плохо сделанной работе. Авторы перечисляют сложные ситуации и способы их решения. Рассказывают, как избавиться от привычки забывать, сформировать ответственность.

«Корпоративная социальная ответственность», Александр Крылов

Обзор глобального и национального опыта корпоративной социальной ответственности. Авторы рассказываю о целесообразности КСО, моделях ответственности в разных странах и компаниях, определяют самые эффективные.

Навыки управления конфликтами

Что это:

  • способность решать конфликты;
  • прогнозировать и предотвращать их развитие, усугубление;
  • разрешать последствия конфликтов;
  • работать в текущих конфликтных ситуациях, которые нельзя решить прямо сейчас;
  • переводить деструктивные конфликты в конструктивные, которые приносят пользу;
  • анализировать прошлые конфликты, находить их причины и триггеры, применять опыт, чтобы не допустить повторения в будущем.

Зачем нужны

Чтобы предупредить конфликт при его первых признаках и избежать снижения эффективности работы команды. Если конфликт произошел — разрешить его как можно быстрее без потерь для процесса работы, коллектива в целом и по возможности — каждого его участника. Извлечь пользу для рабочего процесса и компании.

Как проверить:

Как прокачать:

«Управление конфликтами», Виктор Шейнов

Книга о механизмах возникновения и развития конфликтов, их типологии. Автор проанализировал конфликты в семьях, учебных и рабочих коллективах и предложил технологию управления ими. Материал полезен для тех, кто хочет научиться предотвращать и разрешать конфликтные ситуации.
 

«Лидерство через конфликт», Марк Герзон

Книга о бытовых и рабочих конфликтах и поведении людей в них. Автор рассказывает, как слышать оппонентов, учитывать интересы сторон и выступать лидером при решении конфликтов. Издание для директоров организаций и менеджеров всех уровней, которые хотят повысить продуктивность.
 

«Конфликт — это подарок. Как править энергию разногласий в мирное русло», Нейт Региер

Издание о конфликтах и способах их грамотного разрешения для процветания команды. Автор приводит теоретическую информацию и практические примеры из жизненных и рабочих ситуаций. Книга тех, кто хочет работать в эффективных коллективах.
 

Читать еще: «Soft Skills: что это такое и зачем они нужны в работе»


Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Мария Волкова
Координатор программ «Бизнес и управление» Нетология
Университет интернет-профессий