Как за 10 минут подготовиться к презентации

Саморазвитие

Студентка «Нетологии» Анна Малюк рассказывает о способах борьбы с нудными и длинными презентациями.

Каждый квартал я наблюдаю за выступлениями своих коллег, которые рассказывают о проделанной работе и предстоящих проектах. К сожалению, мало кто умеет презентовать четко, понятно и убедительно. Говорят много, иногда не по теме, с кучей терминов и иностранных слов. Так, вместо отведенных 10 минут, речь затягивается на полчаса. В аудитории начинают ерзать, переговариваться и копаться в телефонах. Все сидят и думают об обеде, а не о том, что говорит выступающий.

Мои коллеги считают, что только ораторы, лекторы, бизнес-тренеры пишут сценарии своих выступлений, а маркетологам, логистам, финансистам этого делать не нужно. Достаточно нарисовать числа и графики на слайдах, а прокомментировать можно и без подготовки. В результате люди ничего не понимает и мысленно отключаются от презентации.

Чтобы выступить «без потерь» и уложиться в отведенное время, составим план.

 1.Начнем с вступления

От того, как начнете, что скажете после приветствия, зависит успех презентации. Вступление поможет сразу установить контакт с людьми, заинтересовать их и наладить диалог. В учебниках по риторике и деловому общению, на сайтах бизнес-тренеров есть много вариантов. Приведу пример некоторых из них, самых распространенных:

Интересный факт

«Только вчера узнал, что самый большой валенок в мире находится в Санкт-Петербурге, его высота — 6 метров».

Комплимент

«На сколько я знаю, здесь люди собрались серьезные, образованные, с высокой степенью подготовленности…». (Д. А. Медведев)

Короткая история

«Когда я ехал к вам на встречу….»

Вопрос

«Зачем носить неудобные валенки, когда есть практичная кожаная обувь?

Юмор

Беспроигрышный вариант добиться расположения публики. Но шутить нужно уметь. Иначе люди вас не поймут и получится странная ситуация, когда вам смешно, а другим нет.

Если у вас тихий или высокий голос, проблемы с дикцией или с языком, лучше сразу предупредить аудиторию.

В этом нет ничего страшного. Люди отнесутся к вам с пониманием. Зато никто не будет отвлекаться во время выступления, чтобы обсудить с соседом ваши недостатки.

В этом случае самоирония сыграет вам только на руку. Вот как начал речь министр иностранных дел ФРГ Ганс Геншер: «Леди и джентльмены! С английским языком у меня — как с женой: я ее люблю, но ею не владею».

2.Тезис

Продумали вступление, теперь сформулируйте тезис. Это короткая фраза из 5-6 слов, которая выражает главную мысль и цель выступления. Сразу скажите людям, для чего вы к ним пришли.

Носите наши валенки!  Почему и зачем? Объясняем дальше.

3.Переходим к основной части

В основной части обоснуйте тезис. На этом этапе важно продумать хронологию расположения фактов и аргументов (в риторике это называется изложением).

Часто спикеры перескакивают от одной мысли к другой или вообще затрагивают третью тему.

«Наши продажи в этом квартале упали. Причин много: падение рубля, конкуренция с Китаем, дорогая логистика. Но мы вот недавно закончили исследование рынка в Казахстане, даже встретились с потенциальными клиентами. Кстати, чуть не забыл, у нас в команде появился новый сотрудник. Он и будет работать с казахскими заказчиками….»

В итоге в конце, когда ожидаете вопросов из зала, стоит тишина. Люди запутались в потоке информации и не поняли, о чем была речь.

Мастера публичных выступлений рекомендуют располагать информацию по определенному принципу, например:

Проблема — решение (есть проблема — есть решение)

У людей мерзнут ноги. (проблема)

Решение:

  1. Валенки рассчитаны на мороз −30°.
  2. В них ноги сухие благодаря животному жиру в овечий шерсти.
  3. Валенки могут регулировать температуру. В них не жарко летом и не холодно зимой.

Заблуждение — истина

Молодые мамы считают валенки непрактичной обувью для детей.

  1. Современные валенки не скользят благодаря прорезиненной подошве.
  2. Удобно носить. Есть модели на молнии и липучках.
  3. В них тепло и сухо, так как они сделаны из 100% шерсти.

Недостатки — преимущества

Валенки — неудобная обувь. (недостаток)

  1. Но в них ноги всегда сухие.
  2. Валенки — экологически чистый продукт, 100% овечья шерсть.
  3. В них тепло в 30-градусный мороз.

Структура речи должна быть понятной, а главное — воспроизводимой. Так, чтобы после выступления, слушатели смогли вспомнить и повторить то, что вы говорили.

 

4. Доказательства

Аргументы — движущая сила выступления. Они убеждают, влияют, манипулируют сознанием людей. Поэтому стоит потратить время на изучение принципов и методов составления аргументов.

1. Думаю, вы не будете отрицать тот факт, что валенки — самая теплая обувь, они выдерживают 30 мороз….(Метод Сократа)

2. Да, валенки — неудобная обувь, но зато ноги в них всегда сухие благодаря животному жиру в овечий шерсти…(Метод «да — но»)

3.  Медики утверждают, что животный жир, который сохраняет сваленная шерсть, снимает боль в суставах….(аргумент к авторитету)

В учебниках по риторике авторы подробно расписывают техники построения аргументации. Мне нравится, как подает информацию И. М. Дзялошинский в книге «Деловые коммуникации: теория и практика».

 

5. Переходим к заключению

В заключении повторите главную мысль еще раз и призовите аудиторию к действию.

Например: «Валенки — это не только тепло, но и полезно. На нашем сайте вы можете выбрать цвет, размер и оформить заказ».

Хорошо также закончить свою речь шуткой или комплиментом аудитории.

Вступление и заключение запоминаются больше всего. Люди уходят с презентации, но у них еще остаются в голове последние фразы вашей речи.

Если страшно

Речь можно продумать, написать, выучить… Но как быть с волнением? Ведь все слова вылетают из головы, когда стоишь перед публикой. Надо сначала разобраться, чего боитесь:

  • страх вопросов;
  • страх потерять лицо или сделать ошибку;
  • страх все забыть;
  • страх некомпетентности;
  • страх враждебности аудитории.

Как побороть все эти ужасы? Понятно, что только с практикой приходит уверенность.

Интернет наводнен советами и рекомендациями. Каждый автор предлагает свои способы борьбы со страхом публичных выступлений. Но, на мой взгляд, никто из них еще не превзошел Дейла Карнеги. В книге «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично» он с помощью примеров из личной практики убеждает, что со всем справиться реально.

Что делать, чтобы снизить градус волнения, если нет времени читать книги

  • Написать подсказки с ключевыми словами.
  • Прокрутить в голове несколько раз свое выступление. Это поможет сконцентрироваться.
  • Попрыгать, чтобы снять напряжение. Можно еще подняться на носочки и резко опуститься на пятки — тоже бодрит.
  • Заранее осмотреть место, где предстоит выступать.
  • Помнить: никто не обидит! Даже если сделали ошибку или забыли слова. Люди склонны к сопереживанию. К тому же редко бывают враждебно настроенные аудитории.
  • Еще один способ, который нравится мне больше всего — представить свой успех. Вы стоите перед аудиторией, говорите уверенно и спокойно, а в конце зал взрывается от аплодисментов.

Итого

1.Импровизация не работает. План речи поможет уложиться в отведенное время и донести информацию до людей понятно и убедительно.

2.План:

  • Вступление. Заинтересовать публику можно шокирующим фактом, интересным вопросом, короткой историей. Расположить аудиторию можно комплиментом или шуткой.
  • Тезис — главная и единственная мысль выступления,  5-6 слов.
  • Основная часть. Располагаем факты последовательно.
  • Доказательства. Делаем аргументы убедительными.
  • Заключение. Повторяем главную мысль, побуждаем к действию, делаем комплимент аудитории и благодарим за внимание.

3.Бояться не нужно. Если одолевает волнение, лучше сразу сказать об этом публике. Люди поймут и простят ошибки.

4.Главное — настроить себя на успех. Все получится!

Оцените статью

Средняя оценка 4.9 / 5. Всего проголосовало 7