Менеджерская сказка: Алиса, которая постоянно опаздывала

Саморазвитие

td {
vertical-align: top;
border: none !important;
}
.article-content .article—text h2 {
margin: 35px 0 5px;
}

«Нетология» открывает в блоге новую рубрику — «Менеджерская сказка». Мы рассказываем одну вымышленную историю и предлагаем руководителям разных компаний и читателям вместе разобраться, как следовало поступить ее героям. В первом выпуске — история про девушку Алису, с которой ругались коллеги из-за ее непунктуальности.

Алиса постоянно опаздывала на работу. Рабочий день в ее издательском доме начинался в 9:00. Начальник отдела коротких новостей Гордей очень не любил, когда кто-то опаздывал, но понимал, что из-за пробок, неудобного расписания автобусов или непонятливых таксистов сотрудники все равно не всегда смогут быть в кабинете в 9:00. Поэтому он разрешил своим четырем подчиненным опаздывать, но не более чем на 15 минут.

Алисе 15 минут совсем не хватало. Она жила на другом конце города и каждый день добиралась на работу около 45 минут, а в кабинет заходила в 09:20. Гордей предложил ей вставать раньше, но Алиса сказала, что не намерена подниматься в шесть утра, а на работе появляться в 08:30. Она очень не любила, когда кто-то указывал ей, что делать.

Вообще Алиса работала неплохо. Иногда отлично, иногда ужасно, но в целом поддерживала нормальный ритм. 

Спустя полгода Алиса переехала. Она сняла квартиру в 10 минутах ходьбы от работы и сказала Гордею, что ей самой не нравится опаздывать и теперь она совершенно точно будет приходить вовремя. Первую неделю все именно так и было — ровно в 09:00 Алиса уже заваривала первую чашку чая.

А в следующий понедельник она пришла в 09:30. Сломался кран на кухне. Во вторник — в 09:35. Отключили электричество, голову не высушить было никак. В среду Гордей в 09:30 разбудил Алису звонком. У нее сломался будильник. В четверг из-за прорыва канализации Алиса появилась в 10:00. В пятницу в 09:25, потому что по дороге ее обрызгала машина и пришлось возвращаться, чтобы переодеться.

На следующей неделе сломался фен, снова обрызгала машина, заболел кот, приехала сестра и снова прорвало трубу. Еще неделю Алиса просто извинялась за опоздания перед Гордеем. А после перестала даже это делать — просто спокойно приходила в кабинет в 09:30 и начинала работу, которой за полчаса накапливалось очень много.

Когда опаздывал кто-то другой из отдела, Гордей срывался на крик — даже если Алиса в итоге приходила позже. Другие не имели права опаздывать. В итоге Владимир, Алексей и Ольга невзлюбили Алису, а потом и вовсе прямо сказали Гордею, что им это надоело. И все они начали приходить в 09:30. В итоге у отдела сорвался план — они должны были выпускать первые материалы в 09:20 каждый день, а на деле это время сместилось на целый час.

Однажды утром директор издательского дома Валентин зашел в 09:20 в отдел коротких новостей и обнаружил в кабинете только Гордея, который пил чай с печеньем. Валентин молча вышел, а через пять минут вернулся с чашкой кофе, сел за свободный стул и стал ждать. В 09:37 пришел Владимир. В 09:39 — Ольга. В 09:43 влетел запыхавшийся Алексей. Алиса пришла в 10:03.

Валентин встал и тихим голосом спросил: «И что это все значит?» Повисла тяжелая пауза, после которой все пятеро коллег устроили громкую перепалку, в которой обвиняли поочередно то Алису за опоздания, то Гордея за расхлябанность и фаворитизм. Гордей же просто говорил, какие у него отвратительные сотрудники. Валентин молча вышел за дверь.

В конце дня он снова зашел в кабинет и сказал: «Либо вы разбираетесь в проблеме сами, либо решение принимаю я». 

Следующим утром на столе директора лежало два заявления на увольнение — от Алисы и Гордея.

Мнения практиков

Константин Панфилов

Константин Панфилов,

главный редактор «Цукерберг позвонит»

Мне часто встречаются такие люди, у которых вечно что-то случается. Вероятно, в компаниях с размытой степенью ответственности каждого сотрудника им есть место, но не в таком случае — новости есть новости, тут каждая минута на счету.

Гордею, вероятно, такие люди, как Алиса, еще не попадались, но тут стоило поступить как и с любым другим косяком — один раз он прощается, на второй раз выносится последнее предупреждение, на третий раз с сотрудником надо расставаться. К сожалению, в небольшой команде, которая работает на результат, приходится постоянно принимать жесткие решения. Тем более что Алиса — не незаменимый сотрудник.

Если позволяют корпоративные стандарты, еще можно было попробовать удаленную работу — если речь идет об интернет-издании, то присутствие в офисе, по сути, значения не имеет. Но тут уже могут проявляться другие ошибки — срыв дедлайна. Подход в этом случае такой же, как я описал выше. Думаю, Алиса не могла бы сосредоточиться на работе и сидя на собственной кухне — и дело вовсе не во времени пути до работы.

Что касается поведения других сотрудников, то Гордею следовало изначально придерживаться жесткой позиции касательно опозданий — штрафы или выговоры, но раз уж он позволил одному сотруднику наплевать на собственные запреты, то у него было мало шансов удержать и общую дисциплину в коллективе. Отсюда вытекает ответ на второй вопрос — со своими управленческими задачами Гордей справился так себе, и увольнение выглядит логичным шагом — непонятно, как бы он дальше работал с этими людьми, зная, что однажды не смог приучить их играть по его правилам.

Алиса правильно сделала, что уволилась, ей нужна другая работа, не требующая строгого отношения к дедлайнам или типа того. Цветы продавать, например.

Сергей Шалаев

Сергей Шалаев,

гендиректор Surfingbird

Я бы уволил Алису. После 7−8 опозданий. Как показывает практика, это не лечится и в целом такие сотрудники склонны к раздолбайству и безответственны. В целом Алиса — токсичный сотрудник, так как еще сумела негативно повлиять на коллег. Всего этого достаточно, чтобы расстаться с ней.

Также я бы уволил Гордея. Руководитель должен решать подобные конфликты до того, как они переходят в терминальную стадию. Да и в целом он немощь.

Павел Мищенко

Павел Мищенко,

сооснователь Runetlex

Очевидно, что в описанной ситуации начальник отдела потерял нити управления коллективом.

После периода уговоров следовало переходить к более жестким последовательным мерам — от лишения премий до увольнения.

Получилось, что потакание одному сотруднику привело к развалу отдела.

Думаю, что Гордей и Алиса приняли правильное решение. Гордею было бы сложно восстановить авторитет среди сотрудников. Тем более после того, как перед шефом он не взял весь удар на себя.

Алисе также проще уйти, чем приложить массу усилий для налаживания испорченных отношений. Наверное, ей следует найти более творческий коллектив, где время прихода будет не так важно для работодателя. Хотя сами по себе описанные действия Алисы — признак того, что она может не задержаться надолго на любой работе.

Трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка должен быть установлен режим рабочего времени сотрудника (ст.57, 91 Трудового кодекса).

Несоблюдение режима рабочего времени, в том числе опоздание на работу, — ненадлежащее выполнение сотрудником своих должностных обязанностей, т. е. дисциплинарный проступок.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание,

2) выговор,

3) увольнение по предусмотренному законом основанию.

Гордею следовало обсудить ситуацию с Валентином до ее выхода из-под контроля и согласовать порядок действий.

При игнорировании Алисой устных замечаний и уговоров за очередное опоздание необходимо было оформить дисциплинарное взыскание в виде замечания.

Если ситуация продолжается — оформить выговор.

Далее сотруднику можно было предложить два варианта:

  • увольнение по соглашению сторон,
  • увольнение по статье п. 5 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса (неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание).

Оцените статью

Средняя оценка 0 / 5. Всего проголосовало 0