Почему стоит начинать с учебных проектов, а не стартапов

Карьера

Основатель inSearch App Алина Михайлова в колонке для «Нетологии» рассказывает, чему научилась во время неоплачиваемой работы в учебном проекте.

Привет, меня зовут Алина. В июле 2015 года я организовывала совместные проекты в лучшей группе для iOS разработчиков — iOS Development Course. Все участники хотели научиться командной разработке и получить приложение для портфолио. Идей о монетизации не было, участие носило добровольный характер. Сейчас наше приложение бесплатно распространяется в App Store и Play Market, в нем нет встроенных покупок. Одним из проектов была моя идея — поиск компании на любое событие.

Довольно быстро стало понятно, что вести такие проекты достаточно трудно:

— У участников не было опыта и понимания, насколько сложна для него та или иная задача.

— Зарплат или инвестиций не было — поэтому мы были ограничены в том, какие ресурсы использовать и неинтересны для опытных специалистов.

— Удаленная работа подходит не всем, но на старте это непонятно. Общение в основном текстом и зачастую асинхронно требует умения четко излагать мысли и высокого уровня самомотивации.

Мы работали вечерами, ночами и в выходные дни. Когда кто-то уходил — искали новых участников. Созваниваться больше трех человек одновременно не получалось. Путь от идеи до релиза inSearch App занял девять месяцев, но это был очень интересный и полезный опыт, который помог нам:

Учиться презентовать свою идею

Каждого нового участника надо было убедить и мотивировать. Со временем про нашу идею и формат работы знали все друзья и знакомые. Основатели стартапов часто боятся, что их идею украдут. У нас же был учебный проект, поэтому никто не боялся.

Идея про поиск компании очень популярная, но до сих пор ее не могли достаточно удобно решить. И мы взялись за свою версию, в процессе разработки сталкиваясь со все новыми пользовательскими историями и все глубже продумывая логику взаимодействия пользователей. Когда нет внешнего заказчика, ты не можешь давить или требовать внести изменения, нужно объяснять и вдохновлять, почему та или иная фича необходима.

Мы не пытались презентовать проект инвесторам. Мы рассказывали обычным пользователям о том, зачем приложение и как им пользоваться. Это дало нам много обратной связи и позволило улучшить первую версию приложения на обеих платформах.

Учиться увольнять из проекта

Да, поначалу это было тяжело! В бизнесе любое такое промедление — это прямые убытки, и гораздо полезнее научиться заранее принимать неприятные решения, чем за счет фирмы или собственных накоплений.

Увольнения не всегда значат, что человек плохой. В нашем случае требовалось не только умение обучаться самому, но и готовность месяцами работать в свободное время в удаленном формате. Не всем это подходит, не все справляются — это нормально.

Расстаться не поругавшись — очень полезный навык (мне не сразу удалось). От стартапов ждут слаженной команды, но как понять заранее, сможет ли она оставаться эффективной и менять состав при необходимости? Если нет такого опыта, то учебный проект — это отличная проверка себя на способность вести что-либо самостоятельно и организовывать других людей.

Учиться договариваться

Мы начали как учебный проект и должны были довести его до релиза в таком же формате. Мне не раз предлагали присоединиться за деньги или выполнить часть работ за оплату, но это было бы нечестно по отношению к остальным участникам. У всех были равные условия: мы работаем на голом энтузиазме и чтобы получить опыт. В глубине души мне хотелось вырастить проект в полноценную фирму, но не все участники придерживались этой же цели: одни хотели дальше получить работу по найму, другие занимались своими проектами и хотели также организовывать команды, как я. Это нормально.

Учебный проект — отличный способ понять, сможете ли вы идти вместе в одном направлении или нет, как будете решать конфликты и принимать решения. Относиться к чужим интересам и потребностям. Оставаться вежливым и порядочным, когда тебя ничто не ограничивает. Мы прошли через столько ситуаций, конфликтов, оскорблений или угроз — что сейчас уже ничего не страшно.

Учиться доверять

Работая удаленно, доверять друг другу гораздо важнее, чем в офисной работе. Какие бы соглашения ни подписывались, ни одно из них не сравнится с хорошим отношением друг к другу. Поэтому в команде могут оставаться только те, про кого не будешь каждый день сомневаться: а вдруг он завтра не выйдет на связь? Выложит исходники проекта в открытый доступ? Сделает что-то запрещенное с общего аккаунта?

В стартапах этот вопрос не так часто обсуждается, потому что на старте еще нечего делить. Когда вы работаете рядом друг с другом, про доверие не задумываешься, хотя оно очень важно. Замечают обычно только когда оно уже утрачено. Что подрывает доверие? Ложь, различие между «говорю» и «делаю», отсутствие результатов.

Еще в стартапах считается, что вся команда должна гореть идеей. Идея нашего проекта — как найти компанию на любое событие. Ожидается, что это должны быть активные, любознательные и интересно проводящие свободное время участники. Но мы все совмещали проект с работой — а это значит, что выходные были за монитором. Однообразные. Порой неотличимые от будних дней.

Надо было договариваться, кто что успеет, кому и когда поможет и напоминать, что релиз важен для всех участников. Надеяться до последнего получить результат в конце недели и доверять историю проекта незнакомым вживую людям. Учебный проект — это не об идее, которая кружит голову и так же легко забывается, когда остынешь. Учебный проект — это о том, как на самом деле надо работать, чтобы добиваться результатов. Даже вопреки всему.

Работать в команде

Самый сложный и вызывающий споры вопрос. С одной стороны, имея успешный опыт учебного проекта, совсем не страшно работать вместе и над коммерческими задачами. С другой, команда — это очень хрупкое состояние, ведь каждого нового участника нужно адаптировать и это не всегда  получается успешно.

Когда на твоих глазах приходят и уходят другие участники — это демотивирует. Когда происходят конфликты, не совпадают видения и один вкалывает значительно больше другого — это демотивирует. Моя задача, как основателя, — сглаживать углы и принимать неприятные решения, если это необходимо для успеха общего проекта.

Совместная неоплачиваемая работа очень меняет — приходится учиться быть открытой, подписывать свои эмоции ради лучшего понимания, чаще искать win-win решения. Я думала, что лидерство — это про железных леди, невозмутимых руководителей и императивные решения. Оказывается, что это совсем не так, команда лучше работает, когда видит результат каждого из участников и все готовы к диалогу.

Команды не рождаются, а создаются. с нуля или на основе существующих связей — все  равно на это требуется время.

В стартапах смотрят на профессиональный опыт участников, но когда все звезды, заниматься рутиной вроде заполнения таблиц, составления писем или ручным тестированием хотят не все. Сложно заранее понять, сработаются ли участники команды, если у них нет совместного опыта работы. Даже лучшие друзья могут не поделить доли, клиентов, видение проекта — и потерять все. Поэтому учебный проект — лучший способ проверить друг друга перед тем, как пускаться в совместный бизнес.

Использовать проект в научных целях

В этом году я закончила магистратуру НИУ ВШЭ по направлению «Электронный бизнес», и в практической части диплома про гибкие методологии для удаленных команд использовала историю нашего проекта. По сути, мы тоже занимались исследованиями, что подходит для нашего формата работы, а что — нет. Например, ежедневные scrum-встречи были невозможны, поскольку все в проекте работали в разное время и неполную занятость.

В то же время количество неопределенности в нашем проекте зашкаливало: мне было сложно планировать даже на месяц вперед, ведь никогда не знаешь, кто из участников к этому времени останется. Это мотивировало изучать особенности удаленной работы, экспериментировать, сомневаться или действовать — но в любом случае активно расти. Аналогичный опыт с таким же уровнем риска я не смогла бы получить на обычной работе.

Добавить первый проект к своим портфолио

Будем честными, для новичков первый блин обычно бывает комом: сложно сочетать в себе сразу навыки проектировщика, дизайнера, программиста на обеих платформах — iOS и Android, и тестировщика. Совместный проект позволяет превратить одно приложение в полезный опыт сразу для нескольких участников — не просто ссылка на пример кода или дизайн воображаемого сайта, а опубликованное приложение в App Store и Play Market.

Я видела уже десятки примеров того, что присылают новички о себе и своем опыте подготовки. Сказать честно? Очередной калькулятор, написанный по видеоурокам на Swift, меня не впечатляет и никак не гарантирует, что участник справится с реальным проектом и новыми задачами без инструкций как делать.

Мне хочется видеть не только и не столько красивый и понятный код, но и реализацию от идеи до логического конца. Это очень, очень важно — уметь завершать начатые проекты и делать полезные приложения, а не клоны уже существующих решений.

Понять свое отношение к удаленной работе

Сложно понять, пока не попробуешь. За несколько месяцев частичной занятости можно понять, насколько удаленная работа подходит каждому из участников — а дальше или с радостью пуститься во фриланс, или бодрым шагом направиться в офисы, расставшись с иллюзиями такой формы занятости. Нужно уметь себя организовывать, быть ориентированным на результат, а не процесс, уметь четко письменно излагать свои мысли и эмоции.

Это тяжело, и вполне возможно, что на старте полезнее сидеть в окружении более опытных коллег и внимать их словам. К сожалению, не в каждом городе такая работа вообще есть. и не всегда коллеги в офисе готовы активно обучать джуниоров, зная, что через месяц-два эти ученики легко перейдут на новую работу и сами сейчас не знают, чего хотят.

Понятие «удаленный стартап» пока непопулярно, и если кого-то и берут на удаленную работу, то с вероятностью 99% это делается ради экономии. Считается, что энтузиазм и горящие глаза на расстоянии не передашь, поэтому все удаленные команды обречены, если не встретятся вживую. Но что важнее — допилить первую версию продукта и запустить продажи, или потратить все деньги на корпоратив и живое общение, когда ничего еще нет?

Попробовать разные способы ведения проектов

Обычные компании не настолько мобильны, чтобы сегодня смотреть задачи в Jira, а через неделю — переключиться на таск-менеджер Asana. Мы пробовали вести доску задач в Trello, иногда грешили постановкой задач через Slack — особенно по исправлению багов, пробовали отмечать время в Toggl и диаграмму Гантта в Ganttpro, планировали разные сроки для выполнения задач, пока не определились с оптимальным — сейчас все задачи ставятся ровно на одну неделю, а с ВС на ПН подводим итоги в нашей группе.

Мы были открыты новому и пробовали разные способы, ведь до этого организовывать проекты в таких ограниченных условиях не получалось. Где-то ошибались, где-то успешно внедряли новые библиотеки или отправку push-сообщений. Это полезный опыт для всех участников, когда можно было осваивать что-то новое и предлагать идеи по реализации функционала.

Совмещать с основной работой и ничем не рисковать

Это особенно важно, если у вас уже есть семья или вы решили поменять профессию. ставить все свое время, силы и деньги на один проект, который с вероятностью 95% не взлетит (общая статистика по стартапам) — слишком рискованно.

Мы давали возможность совмещать, согласовывали объем работ на каждую неделю, я шла навстречу, если кто-то уходил в отпуск на основной работе и другие форс-мажоры. Учебный проект всегда может перерасти в стартап, когда сегодня ты разработчик, а завтра — технический директор, а вот наоборот ситуаций не бывает.

…к чему я все это? учебный проект гораздо полезнее для новичков в своей области, чем стартап. Во втором случае – гонка, постоянное сравнение с конкурентами, на обучение сотрудников нет времени, требуется полная отдача и не менее полная занятость. Обещание доли или зарплаты вовсе не гарантирует, что через полгода-год еще будет, что делить. Чтобы получить инвестиции, предпочтение отдают опытным специалистам и редко берут работать в удаленном формате. Часто окончание такого стартапа – удар по самооценке, провал и поиск виноватых.

В то время как учебный проект – это возможность сохранять текущее место работы, учиться в свободное время, осваивать новые технологии, не бояться ошибаться или не оправдать чужих ожиданий. На выходе получить приложение для портфолио, полезные контакты и лучшее понимание, чем именно ты хочешь заниматься и в каком формате.

Я верю, что за удаленным обучением — будущее, и если раньше отсутствие компании мешало кому-то перейти на удаленную работу, то теперь с помощью inSearch App можно находить, с кем пойти на ланч и поработать из кафе вместе.

Оцените статью

Средняя оценка 0 / 5. Всего проголосовало 0