Как заполнять бизнес-модель Остервальдера: структура издержек
Разобраться

Как заполнять бизнес-модель Остервальдера: структура издержек

Обновили материал 25.09.2023.

Наталья Гараханова, директор по маркетингу в digital-агентстве Black Engine и эксперт курса «Продакт-менеджер» в Нетологии, объяснила, что такое бизнес-модель Остервальдера и как правильно её заполнять — на примерах из «Игры престолов». Материал состоит из пяти частей. Эта пятая.

Как заполнять бизнес-модель Остервальдера: структура издержек

Наталья Гараханова

Директор по маркетингу Black Engine

Бизнес-модель Остервальдера, или Business Model Canvas — это шаблон из девяти блоков — ключевых элементов бизнеса.

Как заполнять бизнес-модель Остервальдера: структура издержек
Бизнес-модель Остервальдера

Структура издержек

В этот блок мы вписываем все расходы, которые обеспечат нормальное функционирование бизнес-модели.

Как заполнять бизнес-модель Остервальдера: структура издержек
Семейство Фрей, несмотря на свою силу и богатство, всегда тратит свои ресурсы по минимуму

Рекомендую начать с самых основных расходов, а именно:

  • расходы на создание, воплощение и тестирование ценностных предложений;
  • поддержание взаимоотношений с клиентами;
  • получение прибыли.

Если до этого все блоки заполнены грамотно, то посчитать издержки не сложно. Этот блок призван структурировать имеющуюся информацию и дать ясную финансовую картину бизнеса. Однако, некоторые компании используют структуру издержек как точку отсчёта.

В любой модели следует стремиться минимизировать издержки, но снижение издержек имеет разное значение. Если мы разделим все бизнес-модели на два типа, то будет наглядно видно, к какой больше тяготеет ваша компания. Большинство моделей же находятся посередине.

Как заполнять бизнес-модель Остервальдера: структура издержек
Лорд-командующий Мормонт умел обеспечивать полноценное выполнение всех задач Ночного Дозора, несмотря на скудность ресурсов

Больше внимания к издержкам

В таких моделях стараются как можно больше минимизировать издержки: используют дешёвые ценностные предложения, автоматизацию в обслуживании клиентов и привлечение сторонних ресурсов. Сюда можно отнести все компании недорогих авиаперевозок.

Как заполнять бизнес-модель Остервальдера: структура издержек
Лорд Фрей просчитывает трату каждого медяка

Как заполнять бизнес-модель Остервальдера: структура издержек Профессия

Продакт-менеджер

Узнать больше

  • Освоите необходимые навыки для работы менеджером продукта
  • Сможете принять участие в буткэмпе — практическом интенсиве с полным погружением в профессию
  • Попрактикуетесь с поддержкой менторов, оформите портфолио и сможете найти работу как IT, так и в других сферах

Больше внимания к ценности

Если компания берёт во внимание не расходы, а ценностные предложения, то, как правило, уровень услуг и обслуживание классом выше. Сюда можно отнести роскошные отели, где стараются угодить клиенту.

Как заполнять бизнес-модель Остервальдера: структура издержек
Станниса Баратеона не волнуют издержки, а важна лишь цель

Вопросы, на которые необходимо ответить при заполнении блока:

  • Какие расходы в нашей компании самые важные?
  • Какие из наших ключевых ресурсов наиболее дорогие?
  • Какие ключевые виды деятельности требуют больше затрат?

Рассмотрим бизнес-модель компании Apple iPod/iTunes ↓

Как заполнять бизнес-модель Остервальдера: структура издержек

iPod вышел на рынок в 2001 году. Устройство совместимо только с программой iTunes, которая позволяет переносить на плеер музыку и другие данные. iTunes также интегрирован с онлайн-магазином Apple Store, где пользователь может купить и скачать музыку и подкасты.

Именно эта совокупность трёх аспектов: устройства, ПО и онлайн-магазина позволила Apple занять лидерские позиции на рынке, совершив переворот в индустрии. Хотя Apple — не первая компания, кто пришёл на рынок с портативным плеером. Что помогло занять Apple лидерскую позицию? Использование лучшей бизнес-модели.

В одном ценностном предложении они объединили уникальное по дизайну устройство, многофункциональное программное обеспечение и доступный онлайн-магазин. Всё вместе сделало поиск, прослушивание и покупку музыки быстрым и удобным. Чтобы сделать такое предложение, компания заключила договора со всеми компаниями звукозаписи и создала самую крупную в мире онлайн-библиотеку.

Теперь рассмотрим бизнес-модель на примере королевы Дейнерис Таргариен ↓

Как заполнять бизнес-модель Остервальдера: структура издержек


Теперь у вас есть все необходимые навыки, чтобы описать собственную бизнес-модель. Если не знаете с чего начать, советую лайфхак:

1. Возьмите лист бумаги и нарисуйте шаблон. Визуализация поможет сконцентрироваться.

2. Распишите на листе все девять блоков, не раздумывая над каждым блоком больше трёх минут. Отложите в укромное место.

3. На следующий день проделайте то же самое на новом листе. Сравните результаты.

Заполнение бизнес-модели лишь кажется непростым. Если вы хорошо знаете свой бизнес, вы легко расставите информацию по нужным блокам и получите наглядную картину. Удачи!


В материале использованы кадры из сериала «Игра престолов», 2011–2019, HBO.

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Как заполнять бизнес-модель Остервальдера: структура издержек

Наталья Гараханова

Директор по маркетингу Black Engine

Оцените статью

Средняя оценка 3.9 / 5. Всего проголосовало 32