Правила жизни UX-проектировщика

21.06.2017
2460
Подпишитесь, чтобы получать новые статьи на почту

Гильдия проектировщиков и Нетология провела круглый стол. Редактор Екатерина Малахова побывала на нем и собрала правила жизни настоящего UX-проектировщика.

UX-проектирование в целом — это не только про создание интерфейса и тому подобное, а про то, как сделать что-либо хорошо.

Например, наладить работу государства — это тоже проектирование.


Пример такой работы — рассказ команды Rocketmind про редизайн единого портала госуслуг.

О понимании проектирования и профессии проектировщика

Когда заходит речь о том, чем занимается проектировщик, возникает большая путаница с терминами. UX-аналитик, проектировщик, специалист по продукту, дизайнер продукта, UI/UX-дизайнер, бизнес-аналитик, системный аналитик, ИТ-архитектор — все эти должности могут подразумевать одни и те же функции.  

Проектировщик — это тот, кто придумывает решение для задачи бизнеса с учетом технических ограничений, выдает результат на основе данных. В этом контексте очень сложно разделить роли аналитика и проектировщика, так как процесс выработки решений всегда включает два этапа: анализ имеющейся информации и дальнейший синтез.

Татьяна Субботина, специалист по продукту в Notamedia и магистр Гильдии:

«Данные сами по себе не имеют никакого смысла, они собираются и анализируются с определенной целью. И аналитика без последующего проектирования тоже бессмысленна — так же, как проектирование, которое происходит без подтверждения данными: в итоге оно делается в стол».

Важный навык для развития в профессии — прежде всего, уметь проектировать собственную жизнь.

О работе над продуктом и профессиональной этике

Для проектировщика важно не только правильно понять задачу и решить ее в заданных рамках, но и не навредить при этом пользователю. Оптимальное решение стремится к балансу между выгодой для клиента и удобством для пользователя.


 Иллюстрация flicr.com

 Ориентироваться на потребности пользователя советуют многие, но о выгоде для заказчика тоже не следует забывать.

Для цифрового продукта бывает сложно определить конечную точку готовности: в каком-то смысле он всегда «жив», в этом его преимущество и проблема одновременно. Тем не менее, стоит ориентироваться на конкретную цель: сколько людей пользуется продуктом и выполняет ли он поставленную задачу.

Чтобы избежать перфекционизма и в итоге выпустить работоспособный продукт, важно не бояться выпускать решения и апробировать их.

Для этого потребуется трезво оценивать возможности и не скупиться на аналитику.

Татьяна Субботина, специалист по продукту в Notamedia и магистр Гильдии:

«Ошибки всегда случаются, и это ещё не говорит о неправильности подхода к работе в целом».

Люди доверяют продукту, когда чётко понимают конкретную пользу от него лично для себя. Правильное позиционирование и адекватная коммуникация с пользователями важны не меньше интерфейса.

О работе в команде

В различных компаниях работа над продуктом организована по-разному: функции проектировщика может выполнять и один специалист, и целая команда. Отдельной должности для этой роли может вовсе не быть — это не значит, что процесс построен неправильно.


Источник flickr.com

Проектировщик занимается не только разработкой документации.

Важно уметь обосновать решение для клиента или работодателя с точки зрения выгоды для него самого: как предложенный вариант повысит доходы или сократит расходы компании. Интерес со стороны исполнителя (коллеги-разработчика или вендора) к работе важен не меньше, чем интерес самого проектировщика.

Алексей Бородкин, глава Гильдии, директор по продуктам в Notamedia:

«Должно быть отчетливое желание приносить пользу — равнодушие разрушает весь процесс создания продукта». 

При подготовке документации полезно формулировать задачи как можно более прямо и емко. Просто написать ТЗ мало: нужно подробно обсудить его с исполнителем и убедиться, что все задачи поняты правильно. Важно поддерживать постоянный контакт с командой и проверять, что все идет по плану, тогда недопонимания не возникает.

Подводя итоги

Хороший проектировщик всегда в первую очередь думает о пользе решения для всех сторон, которые оно затрагивает. Говорить со всей командой на одном языке и развиваться в профессии ему помогают наблюдательность, гибкость мышления и опыт коллег — та же Гильдия всегда готова им поделиться.


Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.

Университет интернет-профессий
Мы используем файлы cookie
Чтобы улучшить работу сайта и предоставить вам больше возможностей для обучения. Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookie.