Реалити-шоу «Нетологии»: выбор ниши и анализ конкурентов

Нетология

«Нетология» продолжает новый спецпроект — реалити-шоу. Четыре студента программы «Запуск стартапа» работают над собственными проектами и раз в неделю делятся своими успехами и проблемами.

Как правильно выбрать нишу? Какие у проекта есть конкуренты? Какую проблему решает стартап? Как будет выглядеть минимальный продукт (MVP)? С помощью каких сервисов организовать работу? Об этом и многом другом участники реалити-шоу рассказывают на этой неделе.

Сергей Лавров

Сергей Лавров,

разрабатывает инструмент для создателей игр

С прошлой пятницы я не сильно продвинулся по проекту, так как был аврал на основной работе, в бизнесе и учебе. Ходил на курсы по программированию под Android, которые понадобятся для создания прототипа. Успел сделать две вещи: оценил в первом приближении рынки сбыта (в людях и деньгах) и прикинул бизнес-модель проекта, используя канвас. После появилось много новых мыслей по проекту.

Из-за загруженности делами маловероятно, что успею в марте запустить стартап. Хотя буду стремиться как минимум к прототипу.

Целевая аудитория «+1 Game» — это люди, которые любят игры и желают создавать собственные. Рынок игр растет, а значит, все больше людей захотят построить свой бизнес на этом. Все стартаперы, которые заинтересовались моим проектом, начали либо делать свои проекты, либо ходить на мероприятия для разработчиков игр. Спрос есть. Многие считают, что барьер входа на рынок высокий — нужно много знаний в разных областях и опыт. Своим проектом я хотел бы понизить этот барьер.

Прямых конкурентов у «+1 Game» почти нет. Основная проблема всех аналогов — мотивация. Я сам учился на курсах по геймдизайну, где мы командой разрабатывали игру. Со временем мотивация падала до такой степени, что разработка замораживалась. В своем проекте я хочу мотивировать через геймификацию или вообще через превращение разработки в игру.

Если говорить о проблемах, которые решает «+1 Game», то это непонимание, с чего начать и что изучать, как собрать и удержать команду, как продвигать игру и сформировать сообщество фанатов. Поэтому хотелось бы предложить комплексное решение проблем и сделать процесс создания и выпуска игры простым и интересным.

MVP проекта, скорее всего, будет сайтом или мобильным приложением. Возможно, дополнительно появится комплект для прототипирования игры, а возможно, и офлайн-курсы, если решу, что это важная составляющая проекта.

Пока я работаю над «+1 Game» один и веду дела в Trello. Для структурирования информации, возможно, буду использовать mindmeister.com. При разработке прототипа планирую использовать систему версионирования и коллективной разработки Git (через SourceTree) в bitbucket.org. Если буду создавать Android-приложение, то в качестве системы разработки выберу Android Studio, для веб-разработки буду использовать Notepad++ и WebMatrix. Для создания и коррекции графики — Paint.NET (простой бесплатный аналог Photoshop).

Ирина Даничкина

Ирина Даничкина,

создает службу доставки

За прошедшую неделю мы определились, каким будет MVP. Правда, еще не закончили с проверкой своих гипотез, но огромный успех подобных сервисов в других странах убедил, что продукт нужно создавать. Если мы не сможем воплотить проект в нашем городе, то всегда сможем продать его на более развитые рынки.

С помощью «HelpMe!» мы хотим охватить сразу две ниши — доставку товаров B2C и консьерж-сервис. На первом этапе мы начнем с доставки товаров, потому что наша команда уже имеет как успешный, так и не очень, опыт в организации подобных проектов, и мы чувствуем силы организовать все как надо. Главный конкурент на рынке уже семь лет, его самые слабые места — это недостаточное технологическое развитие и маркетинг. У нас же очень хорошее программное обеспечение, которое мы сами разрабатываем и можем менять его под разные нужды. У других компаний такого ресурса нет. Что касается консьерж-сервиса, на данный момент на рынке Кыргызстана эта ниша никем не занята, и у нас есть все шансы стать либо первыми, либо быть в числе первых.

Своим проектом мы хотим решить несколько проблем нашего клиента. Обозначу самые важные.

Клиент все меньше желает тратить свое время на поиск нужного ему товара в интернете. Особенно это касается людей, которые живут в бешеном ритме и просто не имеют много свободного времени.

Все больше клиентов не хотят заполнять формы регистрации на сайте, складывать товары в корзину, оформлять заказ, вбивать данные. Даже автозаполнение полей не решает их проблем. Рост пользователей мобильного интернета происходит стремительно, и не все ресурсы успевают предоставить клиентам удобный интерфейс мобильной версии сайта. Не у всех локальных ресурсов есть приложения, либо они просто неудобны.

Мы же планируем избавить людей от этого неудобства. В «HelpMe!» пользователь сможет просто написать, какой товар и из какого магазина ему нужен, а мы сами закажем и доставим его.

Конечно, все эти проблемы сейчас являются всего лишь гипотезами. Мы их сформулировали и проверяем.

MVP нашего проекта будет состоять из посадочной страницы и внутреннего ПО по приему и обработке заказов. Сайт будет максимально простым, на нем мы разместим информацию о проекте, о проблемах, которые решает «HelpMe!», и как авторизоваться в системе.

В первую итерацию ПО войдет система авторизации клиента, база данных по неавторизованным клиентам, поля диалогов между пользователем и диспетчером, а также административная часть для обработки заказов. Админку мы интегрируем с системой Swift, с помощью которой можно назначать на заказы курьеров и отслеживать их перемещение.

Изначально мы планировали, что наши первые клиенты смогут пользоваться услугами через СМС. Но после небольшого анализа технической составляющей проекта поняли, что первым этапом запустим заказы через приложение WhatsApp. На прошедшей неделе разработчики как раз закончили программу для этого.

До последнего дня вся команда состояла из меня и технического директора Андрея. Мы всю неделю чертили свое видение на бумажках, а теперь включили в работу двух программистов, чтобы они начинали делать MVP. Техническая команда создаст проект в Teamwork, а остальные — в Trello.

Денис Куликов

Денис Куликов,

делает сервис для селф-менеджмента

Чем дальше идет курс, тем больше встают на место мозги в плане запуска проекта. Сейчас уже вырисовывается два пути: либо делать в фоне, в первую очередь для себя, либо бросать все и на какое-то время полностью сосредотачиваться на проекте. Со стартапом иначе не получится, а если выбрать первый путь, то это и не стартап вовсе. А для того чтобы все бросать, надо найти ресурс на полноценный Customer Development, дабы понять, что есть какие-то шансы на успех проекта. В целом работа началась, но масштаб ее далек от необходимого.

Большинство людей пытаются так или иначе планировать свою жизнь и ставить цели. Получается это далеко не у всех, потому что это сложно и требует определенных навыков. Большинство пытающихся в итоге «соскакивают» и возвращаются назад к «броуновскому» стилю жизни. А если им все же удается ввести планирование в свою жизнь, то пользуются им не очень эффективно.

Наша система позволит плавно, шаг за шагом, познать себя, свои настоящие, а не навязываемые ценности. А после поможет определить по-настоящему свои цели и грамотно спланировать их достижение. В итоге на острие пирамиды мы получим конкретные ежедневные задачи, выполняя которые, идем точно туда, где хотим оказаться. Все происходит очень органично, без особого насилия над собой, которым страдают большинство методик тайм-менеджмента.

Вообще в системе много «плюшек», некоторые из них не совсем явные, но выявились за годы использования.

Все это здорово и замечательно, но lean-подход требует проверить все наши гипотезы и доказать их состоятельность. А также проверить, действительно ли эта боль настолько значительна, что найдется достаточное количество людей, готовых платить за ее устранение. Вот этим всем нам и предстоит заниматься в ближайшее время.

Сейчас есть идея в первую очередь запускать веб-версию продукта и уже потом делать мобильные приложения. Так что, скорее всего, нашим MVP будет веб-сервис. Осталось только продумать его минимальную функциональность, чтобы не было ущерба самой системе. Иначе может получиться MVP без буквы V (viable — жизнеспособный).

За прошедшую треть курса пришло еще две идеи для потенциального стартапа. Произошло это непосредственно во время вебинаров и выполнения заданий. Так что получаемые знания точно не пропадут.

Любовь Палачева

Любовь Палачева,

готовит семейный проект про здоровье

Из всего материала курса я прошла и внедрила не более 30%, потому что вовсю работает принцип итерации — возвращения назад для анализа и исправления. С одной стороны, это напрягает, ведь хочется с первого раза получить быстрый и финансово ощутимый результат. Но я понимаю, что возвращаться назад — правильно. Например, наш проект перекроился почти полностью.

Изначально мы планировали сфокусироваться на продвижении с позиции оздоровления — давать читателям полезный контент. А что? Об этом говорят почти на всех курсах. Говорить-то говорят, но не все так гладко. Ок. Не читают люди, убиваться мы по этому поводу не стали. Не сработало — идем дальше. А куда?

Возвращаюсь к прошлым занятиям. Начинаю штудировать, достаю свою тетрадь-сундучок (записываю в нее все мысли по проекту) и начинаю читать записи. И тут на меня находит озарение — елки-палки, делаю-то не то.

Сворачиваю все, беру чистый листок бумаги и начинаю снова чертить и рисовать. Кто пользователь? С чего он у меня, такой красивой, будет покупать тайскую аптеку (сейчас это основной предмет монетизации проекта), да еще и с консультациями в придачу? Сидела долго, почти как в сказке — три дня и три ночи. Шучу, конечно.

Обдумала, и процесс пошел. Меняем, дополняем, допиливаем, переделываем. Такая встряска очень сильно прокачивает проект — реально видишь проблемы, белые пятна и прочую мистику. За неделю с концепции «публиковать полезный контент» дошли экспериментальным путем до личных контактов и email-маркетинга одного товара. Пока пользователей не так и много, личные контакты работают.

Еще более серьезная прокачка проекта — это исследование конкурентов. Вот где инсайты в голову приходят. Вещь, скажу вам, трудо- и времязатратная, еще и мозговыносительная, ибо все насекомые, которые в голове поселились, разбегаются как после ядерной атаки. Но зато после такая ясность наступает, кайф.

Когда разложил бизнес конкурента на части, свою концепцию строить почти и не надо. Она составляется по наброскам и записям, а потом чуть-чуть допиливается.

Поскольку мы работаем в нише товаров для здоровья из Тая, конкуренция жесткая. Изначально при анализе я составила список из 46 позиций, но потом поняла, что такой объем сейчас осилить не получится, и сократила список до двух компаний, а после и вовсе стала исследовать только продвижение схожих продуктов.

Очень сложно делать продукт под нужды пользователей. Особенно тяжело понять, чего они хотят, потому что порой клиенты сами этого не знают. Надо столько вопросов придумать и столько времени затратить, чтобы выспросить у него: «А чего же ты хочешь, дорогой товарищ?»

В основном работу тормозят технические моменты, в них нужна помощь профессионалов. Пока справляемся своими силами, но ночью коды разные уже снятся, графики, пользователи. Это значит, что погружение пошло полностью. А как иначе? Без самоотдачи запустить проект с полного нуля не получится. Здесь важна самоорганизация и жесткий контроль.

С большим скрипом, криво-косо, но проект движется. Основной показатель движения проекта — это оплаченный чек. А они есть, пусть пока и небольшие. Значит, жизнеспособность проекта уже доказана. Осталось подключить к нему системы жизнеобеспечения.

Сейчас я готовлю серию мастер-классов, на которых буду рассказывать и показывать, какого результата можно достичь, применяя тайские методики оздоровления в связке с местной аптекой.

Все мысли о новом подходе пришли после общения с пользователями. Я поняла, что люди читают всякие целебники, но не применяют, а пользуются химией — это проще и привычнее.

Кстати, мы запустили блог проекта — semyazdorova.ru. Буду благодарна за обратную связь и до встречи на следующей неделе.

Оцените статью

Средняя оценка 0 / 5. Всего проголосовало 0