События

Реалити-шоу «Нетологии»: бизнес-ангелы и первые тупики

td {
vertical-align: top;
border: none !important;
}
.article-content .article—text h2 {
margin: 35px 0 5px;
}

Четыре студента программы «Запуск стартапа» участвуют в реалити-шоу «Нетологии». Предприниматели работают над собственными проектами и каждую неделю рассказывают, что поменялось и с какими проблемами пришлось столкнуться.

В четвертом выпуске реалити-шоу начинающие предприниматели размышляют, нужны ли им инвестиции или бизнес-партнеры, а также отвечают на вопрос представителя фонда Maxfield Capital Надира Хабдулина.

Реалити-шоу «Нетологии»:
бизнес-ангелы и первые тупики

Денис Куликов,

делает сервис для селф-менеджмента

На прошедшей неделе основное время было уделено созданию сайта, на котором можно будет подписаться на нашу рассылку и в будущем получить доступ к ранней версии продукта. Сейчас уже практически определились с дизайном. В течение пары недель сайт запустим и будем стараться делать полезную рассылку.

В целом за прошедший месяц сильно изменилось видение того, как надо двигаться. Само представление продукта пока не изменилось, но вот конкретные шаги и действия мы серьезно переосмыслили. В данном случае польза от курса есть однозначная. Заставляет думать, предполагать, проверять, ошибаться, анализировать и снова думать. Проект сейчас делается не со стопроцентной отдачей по экономическим соображениям.

Большую часть времени занимает дело, которое уже приносит доход. Именно в этом свете потенциальные инвестиции могли бы позволить полностью сосредоточиться на продукте и запустить его максимально быстро. Но, не имея ни продукта, ни реальных продаж, по нему привлечь инвестиции практически невозможно. Поэтому исходим из того, что есть, и стараемся уделять этому максимум внимания.

Реалити-шоу «Нетологии»:
бизнес-ангелы и первые тупики

Любовь Палачева,

готовит семейный проект про здоровье

Вот и пролетела еще одна неделя, четвертая по счету. Проект по здоровью продолжается, развивается и крепнет. Изменилось ли мое отношение к проекту? Нет. Появилась некая усталость от неопределенности, которая есть следствие неопытности.

Был период, когда хотелось все свернуть. Потом я решила, что проект для меня — как ребенок, с которым носишься, холишь и лелеешь. Сейчас это просто бизнес, задача, которую хочу довести до конца (по своей задумке) и уже по результату смотреть, что дальше с ним делать.

За прошлую неделю восстановила работу блога — после неудачной установки двух плагинов и платформы для интернет-магазина была утрачена месячная работа: полностью потеряны все статьи и настройки. Вывод: сохраняйтесь, господа, сохраняйтесь. Теперь понимаю истинный смысл и суть резервных копий и необходимость архивации данных.

Протестировала очередную версию продукта. Оказалось, основная гипотеза, на которой строилось ранее предложение, — нерабочая. Более того, требуется возвращаться назад, практически в исходную точку. Говорили преподаватели — тестируйте тщательно свои гипотезы и копайте глубже по пользователям. Поспешишь — людей насмешишь. Как бы ни хотелось побыстрее запуститься, а этап проверки и тестирования надо делать досконально.

В целом глобальных изменений нет, продажи по-прежнему на личных контактах, но все более четко структурируется и выстраивается в логический последовательный ряд, что тоже немаловажно.

Пока работаю над проектом, пару раз была мысль привлечь инвестиции, чтобы быстрее все реализовать. Хотя понимаю, что проект может сам себя окупать. Приглашать бизнес-партнера непосредственно в работу над проектом (управление и выполнение текущих задач) не планирую, ибо нужен опыт в работе со средствами тайской народной медицины. А таких специалистов — только растить самой. Следовательно, это уже не бизнес-партнер, а наемник.

Если и привлекать — то инвестиции. Какие именно и в каком объеме, даже не думала. Изначально, при запуске проекта, рассчитывала на свои силы. Теперь понимаю, что инвестиции в виде денег не нужны. А вот в виде рабочих рук и практического опыта — да.

Закончу выводами в целом по неделе. Тщательное планирование рабочего времени — это жизненно важная задача. Обязательно нужно получать и анализировать обратную связь от пользователей в режиме нон-стоп.

Благодарю.

Реалити-шоу «Нетологии»:
бизнес-ангелы и первые тупики

Сергей Лавров,

разрабатывает инструмент для создателей игр

Прошлая неделя была напряженной и по работе, и по учебе, и по проекту. Наконец-то разобрался, как применять дизайн-мышление, — уже руки чешутся его испробовать в своем проекте.

Проработал первую версию бизнес-модели и разобрался, какие гипотезы буду проверять в экспериментах. Узнал, как проводить интервью и наконец-то появилось понимание, что нужно спрашивать.

Начал продумывать MVP проекта, посмотрел тренды в дизайне и представил, как может выглядеть прототип. Послушал, как измеряется метрики продукта и рассчитывается его экономика, — это мне пока еще рановато, но при создании прототипа учту.

В общем, я постепенно начинаю догонять группу и меняется мое понимание продукта. Из новых проблем в продукте, помимо нехватки времени, появилось следующее: пока не представляю, как и где найти аудиторию в тысячу геймеров, соискателей, новаторов и студентов для опроса и выявления проблем в создании игр.

Проблема со временем не только осталась, но и усилилась, так как помимо основной работы и фестиваля в Петербурге у меня запускается еще один проект, а с апреля начинается еще одна учеба. Также пришло понимание, что нужно срочно собирать команду.

Помимо этого, есть проблема с деньгами и осознание, что пока проект не начнет приносить выгоду, средства мне взять неоткуда.

Видение проекта начинает меняться. Раньше я думал, что можно провести интервью с 5−10 людьми, рассказать им про проект, услышать отзывы — и можно делать прототип. Сейчас все оказалось с точностью до наоборот. Сначала нужно опросить большое количество людей. В моем случае — около 700, для подтверждения или опровержения всех гипотез. Потом смоделировать экономику проекта, вывести ценностное предложение. Сделать MVP, который может быть совсем не похож на прототип. А потом уже строить прототипы и пытаться делать первые продажи.

По самой сути проекта есть внутреннее ощущение, что если продукт запустится, то будет не массовым. К тому же появляется все больше конкурентов и альтернатив, которые в какой-то момент могут перекрыть весь рынок. Поэтому по результату исследования, если гипотезы не подтвердятся, буду думать о пивоте продукта.

Я подумываю и о поиске бизнес-партнера, но не раньше стадии MVP. Можно, конечно, ввести партнера на стадии исследования и опросов, но будет ли кому-нибудь интересно это? Тем более это может увести проект в другую сторону и расфокусировать его.

Реалити-шоу «Нетологии»:
бизнес-ангелы и первые тупики

Ирина Даничкина,

создает службу доставки

На этой неделе мы закончили с интервью и по их результатам немного зашли в тупик.

От большого количества опрошенных мы слышали фразу «а вдруг привезут не то, что мне нужно». Мы поняли, что люди не сразу будут доверять нашему сервису, и какое-то время не могли сообразить, что с этим делать. Мы даже не задумывались, что такая проблема может возникнуть.

Потом нашли простой выход — добавить на сайт возможность оставлять отзывы о работе сервиса, в том числе просить людей указывать, получили они то, что хотели, или нет.

По результатам интервью мы поняли: пользователям нужно, чтобы сервис мог предоставлять нужную им информацию. Например, где можно забронировать столик для празднования или как можно из Бишкека улететь в Самару. Идея понравилась, но мы пока еще не придумали, как это монетизировать.

Самым приятным стало то, что мы нашли первого клиента. Это небольшая студия веб-разработки, которая хочет, чтобы через день к ним приезжал курьер и привозил по списку товары: напитки, сладости, сэндвичи. Несмотря на то что у нас еще ничего не готово с технической стороны, мы решили не терять этого клиента и придумали вариант, как обслуживать его «на коленке». Взяли обычный телефон, купили SIM-карту и дали курьеру, чтобы он мог получать их сообщения и выполнять заказы. Оплату будем принимать наличными по факту доставки.

Вообще видение проекта изменилось. Мы предполагали одно, а по факту получили совершенно другое. Мы не подтвердили большое количество гипотез, поэтому нужно многое пересматривать: целевые аудитории, проблемы клиентов, альтернативные пути их решения. Из всех гипотез мы попали только в 40 процентов.

К разработке MVP мы еще не приступили, запланировали на следующей неделе. Но уже сейчас у нас есть список проблем, с которыми столкнемся в любом случае.

Помимо рассказа о прошедшей неделе, мы предложили участникам реалити-шоу ответить на вопрос эксперта. На этой неделе его задает директор по корпоративным коммуникациям фонда Maxfield Capital Надир Хабдулин.

Реалити-шоу «Нетологии»:
бизнес-ангелы и первые тупики

Понадобятся ли вашему проекту инвестиции? Если да, то от какого фонда или бизнес-ангела вы бы хотели их получить и почему именно от него?

Реалити-шоу «Нетологии»:
бизнес-ангелы и первые тупики

Денис Куликов

Инвестиции бы не помешали, но пока сложно представить этого отчаянного бизнес-ангела, который согласился бы инвестировать на данном этапе. Но если бы была возможность выбирать, я бы посмотрел в сторону вот этого списка.

Реалити-шоу «Нетологии»:
бизнес-ангелы и первые тупики

Любовь Палачева

В привлечении денежных инвестиций на начальном этапе есть один большой минус — это сильно расслабляет и быстро съедаются ресурсы.

Инвестиции вливать надо тогда, когда проект уже минимально стоит на рельсах и двигается. Говорю, исходя из прошлого опыта в туризме.

Реалити-шоу «Нетологии»:
бизнес-ангелы и первые тупики

Сергей Лавров

Если бы у меня было все готово, то я бы разыскал все основные фонды, выяснил их условия, пообщался бы с ними. И тогда можно было бы выбирать.

Но все не так просто. Когда у стартапа только начинаются продажи — он мало кому интересен. И только когда продажи переваливают через какую-то сумму, про тебя каким-то образом узнают фонды и начинают предлагать сотрудничество.

Но к тому времени уже буду понимать, нужен мне фонд или нет. А если нужен, то сколько требуется денег и на что. 

А пока мне интересны акселератор «МетаБета» Дмитрия Масленникова и Евгения Гинзбурга, а также ФРИИ. Просто потому, что о них что-то слышал.

Это как выбирать марку машины, не имея прав и денег. Вот мне нравится Porsche. Но куплю ли я ее сразу, как будут права и деньги?

Реалити-шоу «Нетологии»:
бизнес-ангелы и первые тупики

Ирина Даничкина

Финансирование нам понадобится, мы будем работать с инвестиционным фондом The Farm. Он давно работает на рынке Средней Азии, вместе мы сделали уже не один проект и надеемся, что они поддержат нас и в этот раз.

Мы еще не обращались к ним за финансированием, пока справляемся своими силами. Но как только будет готов MVP и нам нужно будет запускать бэк-офис, то презентуем свой проект и очень надеемся, что получим финансирование.

В комментариях вы можете задать свои вопросы любому участнику нашего реалити-шоу. В прошлых выпусках они уже рассказывали о своих проектах, искали нишу и изучали конкурентов, а также разбирались с монетизацией.

 

Реалити-шоу «Нетологии»:
бизнес-ангелы и первые тупики