Soft skills: что это и зачем они нужны в работе

11.12.2018
6744
Подпишитесь, чтобы получать новые статьи на почту

Team Leader Qlean.ru и преподаватель Нетологии Федор Кошель рассказал, что такое soft skills, как они помогают в работе команды и зачем нужны как новичкам, так и опытным диджитал-специалистам.

Обучение в онлайн-университете: курс «Python-разработчик с нуля»

Разработчики предпочитают прокачивать hard skills — профессиональные навыки, например, знание языков программирования, шаблонов проектирования, алгоритмов, архитектуры баз данных и так далее. Soft skills придают меньшее значение, хотя они делают специалиста более высокооплачиваемым и востребованным.

Что такое soft skills

Это надпрофессиональные неспециализированные навыки, которые не связаны с должностными обязанностями сотрудника. Soft skills одинаковы для всех независимо от специальности. К ним относятся умения:

  • слушать собеседника, вести диалог и переписку, аргументированно отстаивать свою точку зрения, задавать вопросы;
  • общаться с представителями разных специальностей, социальных и культурных групп;
  • формировать команду, ставить цели, проявлять инициативу и делегировать обязанности;
  • понимать поставленную задачу — что, как и зачем нужно делать.

Недостаточно прокачать soft skills самому, нужно поделиться им с коллегами.

Зачем нужны

Повысить личную производительность. Иногда эффективнее задать вопрос коллеге и получить ответ за 10 минут, чем искать решение проблемы самостоятельно весь рабочий день.

Оптимизировать рабочий процесс. Если технические навыки не идеальны, софт скиллз компенсируют это. Сотрудник, который умеет задавать вопросы, может уточнить информацию или попросить помощи у другого специалиста.

Планировать время. Если работник умеет ставить задачи и распределять рабочее время, он успевает больше.

«Я знаю одного банкира, который поставил свое рабочее время под контроль и теперь он проводит больше времени со своей семьей на яхте. Тщательно распланировав свое время, он обнаружил, что теперь ему гораздо легче предпринимать новые проекты и приспосабливать каждодневные дела к своим долгосрочным планам. Его умение планировать — это не прирожденный талант. Просто банкир вложил много времени и усилий в планирование».
Алан Лакейн, «Искусство успевать»

Получить повышение. Чтобы получить руководящую должность, нужны лидерские качества, навыки делегирования обязанностей и конфликт-менеджмента. При обсуждении желаемой должности или прибавки к зарплате также понадобится навык вести переговоры и аргументировать свое мнение.

Что нужно всем

Слушать членов команды. Разберем на примере стандартной SCRUM-команды. Продукт менеджер хочет больше возможностей для клиентов, QA-инженер — убрать все баги, дизайнеры — красивое оформление и поиграть со шрифтами. Программисты понимают, что часть из этого невозможна, часть не нужна, на остальное нет времени. Команда сможет сделать продукт, только если все услышат друг друга.

Не бояться говорить о своей проблеме. Навык отрабатывают во время дейли или стендапов — коротких встреч на 5-15 минут, где выступает каждый член команды. Если у специалиста возникнет проблема, ему нужно сказать об этом. Коллеги помогут решить ее в течение 15 минут прямо во время дейли или хотя бы выработают путь решения. Например, если бэкенд-разработчик в рассказе о вчерашней работе упомянет о реализации, фронтендер сможет заметить несогласованность еще до написания своей части. В итоге проблему смогут решить еще до ее возникновения.

«Говорить — это все равно что играть в гольф, водить машину или держать магазин: чем больше этим занимаешься, тем лучше это выходит и тем большее доставляет удовольствие».
Ларри Кинг, «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно»

Планировать. Если продукт-менеджер принес задачу, которую невозможно или нецелесообразно выполнить за определенное время, членам команды нужно об этом сказать. Когда все выскажутся и услышат друг друга, смогут спланировать реальный график работы.

При общении проблему рассматривают с нескольких сторон — так шанс найти правильное решение выше.

Что нужно новичкам

Искать информацию. Если знаете, где искать — ищите самостоятельно. Не знаете надежный источник — обратитесь к коллегам.

Перенимать опыт коллег. Наблюдайте за работой опытных специалистов, спрашивайте советы, если есть возможность — просите ознакомиться с их готовыми проектами.

Спрашивать советы. Важно не стесняться подойти к опытному коллеге и сказать, что вы не можете придумать решение или оно кажется неправильным. Прежде, чем задать вопрос, обдумайте его и попытайтесь найти решение самостоятельно. Не мешайте коллегам работать и не просите решать проблемы за вас.

Не бояться показаться глупым. Если вы только учитесь, то имеете полное право задавать вопросы и просить поделиться опытом. Не задавая вопросов, вы можете выглядеть лучше, но развиваться при этом будете хуже.

Лучше один раз спросить и показаться глупым, чем не спросить и остаться таковым.

Что нужно опытным

Предлагать помощь новичкам. Многие новички будут бояться и стесняться, предлагайте им помощь сами. Благодаря опыту и навыкам вы сможете дать полезные советы. Это облегчит работу и вам: чем профессиональнее будут молодые коллеги, тем меньше проблем возникнет при работе над проектом и тем быстрее вы его сдадите.

Объяснять и учить. Попробуйте доступно и с примерами рассказать, как работают хэш-таблицы или В-деревья. Объяснение будет полезно и вам — так вы посмотрите на привычную задачу с другой стороны и начнете лучше ее понимать.

Критиковать и принимать критику. Озвучивайте только обоснованную критику. Если не можете сразу предложить альтернативное решение, выводите команду на обсуждение и совместный поиск. Не забывайте, что тоже можете ошибаться. Не считайте критику оскорблением профессионализма.

Профессионал уверен в своих навыках, его невозможно оскорбить критикой.

Предлагать новые решения. Скорее всего, вы уже работали с разными проектами, технологиями и моделями управления. Если текущая команда не использует какое-либо рациональное решение, значит, его никто не предложил и не описал преимущества. Станьте первым — принесите лучшее из своего опыта.

Вывод

  • Дейли, планирования и ретроспективы созданы не для начальника, а для команды, но чтобы это понять и начать пользоваться ими с удовольствием, нужно прокачать soft skills.
  • Пользуйтесь soft skills и улучшайте себя и свою команду. Тогда и на работу вы будете ходить с удовольствием и энтузиазмом.

Читать еще: «Нетворкинг для интровертов»


Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Федор Кошель
Бэкенд разработчик, Тимлид Qlean
Университет интернет-профессий
Мы используем файлы cookie
Чтобы улучшить работу сайта и предоставить вам больше возможностей для обучения. Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookie.