Стратегический UX/UI дизайн: когда продвигать продукт

10.04.2017
3775
Подпишитесь, чтобы получать новые статьи на почту

Елена Лысякова, директор по маркетингу и PR в Heads and Hands, специально для Нетологии написала колонку о том, что продвижение продукта должно начинаться уже в момент его создания.

При создании нового сервиса или продукта каждый грезит успехом. Миллионы контрактов, тысячи скачиваний, толпы клиентов, восторженные отзывы и профит. Вжух, и готово! Сплошные котики и радуга. Только вперед к быстрому росту.

Радужные мысли и надежды подкрепляются теоретической базой и аналитикой, а также безграничным желанием созидать и вкладываться в новую идею. Теоретически этого достаточно, особенно если добавить бюджеты на рекламу и продвижение и примерный план в голове о том, что «когда все будет готово, сделаем это и вау-эффект у нас в кармане». Практически — это ничтожно мало для успеха.

«Надежда — не лучшая стратегия», — говорил Терри Гудкайнд в своей книге «Восьмое правило волшебника».

И это правило действует не только в сказочных странах и в битвах с драконами. Оно применимо и при создании новых сервисов и продуктов.

Простой пример из жизни.

Вы решили разработать мобильный магазин, обрисовали идею, определились со сроками, нашли команду разработчиков и дизайнеров. Успешно выпустили приложение на рынок, решив вкладываться дальше в продвижение. Затраты большие, но и результат впечатляет, — его установила целая толпа.
Если бюджета на продвижение у компании нет, то обнаружить приложение становится сложно и оно постепенно теряет свою актуальность, так и не будучи установленным.
Первый вариант с продвижением затратный, зато подает больше надежд на успех, чем вариант вообще без рекламы. Хотя стоит заметить, что и здесь кроются подводные камни.

​Как думаете, сколько людей из скачавших и установивших приложение под натиском вашей рекламной кампании откроют его повторно и сделают заказ? А сколько из них решат заказать с его помощью повторно?

Возможно — многие, а возможно и ноль. Вопрос риторический, поскольку в нашем примере найти ответ на этот вопрос невозможно. Он зависит от других факторов, нежели бюджеты на реклам — удобство, красота и полезность мобильного приложения.

Чтобы ваша рекламная кампания после создания сервиса была эффективной, важно не просто стремиться вперед, но изначально создавать продукт, который нужен вашей аудитории и соответствует ее требованиям.

Стратегически думать и работать над маркетингом нужно уже на этапе проектирования (мобильное это приложение или веб-сервис — не важно). Изучать аудиторию, спрос, не забывать об УТП и потребностях пользователей, уделять внимание юзабилити, дизайну и другим мелочам, из которых складывается ваш продукт.  

Вы скажете: «это прописные истины, это и так известно». Может быть. Тем не менее, не поверите, скольких пользователей теряют различные сервисы и диджитал-продукты, которые в самом начале не задумались о качественном дизайне и интерфейсе.

Известный бренд — не равно удобный веб-сервис или мобильное приложение

На одной известности каши не сваришь. Неудобный интерфейс может испортить все. Пользователи давно перестали гнаться только за функционалом, предпочитая работать с удобными сервисами.

Приведем в пример Facebook. Известно много случаев, когда пользователи устанавливали его на свои смартфоны и после долго плевались при использовании. Будь у Facebook более удобная альтернатива, — многие перешли бы на нее, тут можно говорить уверенно.

Хотя бы потому, что интерфейс мобильной версии этой социальной платформы совершенно отличен от своей веб-версии и буквально заставляет людей заново учиться пользоваться сервисом. А учиться одному и тому же дважды нравится далеко не всем.

Всегда помните о дизайне и проектировании. Ни одно мобильное приложение и веб-сервис не состоят лишь из разработки и написания кода.

Каждая из стадий имеет свой вес в глазах целевой аудитории. Типичная компания думает о том, чем она и ее продукты могут быть полезны людям, забывая о других важных факторах.

Для пользователей качество приложения определяется его внешним видом, удобством и полезностью.

И если полезность приложения определяется на ранних стадиях формирования идеи, то внешний вид и удобство использования — на стадии проектирования и дизайна. Именно в этот момент нужно брать в оборот принципы UX/UI дизайна.

Иначе, как бы хороша ни была ваша идея, отсутствие удобства использования убьет эту идею на корню. Печально, но факт. Пользователи все равно уйдут с вашего сайта или удалят приложение после первого использования.

Просто добавьте дизайн

Грамотно проработанный дизайн поможет вашему продукту или сервису получить целую армию поклонников. Достаточно помнить о простой формуле и применять ее в своем бизнесе:

Интерфейс взаимодействия с пользователем (UX) + Пользовательский опыт (UI) = Приток поклонников сервиса

Неудивительно, что этап создания интерфейсов в проектировании больших сайтов и приложений является самым объемным и одним из самых важных этапов разработки.

Вот всего несколько объемных пунктов из нашей практики, чтобы вы понимали масштабы работы:

  • Детально прорабатываем все сценарии поведения пользователя на сайте и в приложении.
  • Избегаем сложных действий, которые заставляют пользователей думать.
  • Сосредотачиваемся в интерфейсе только на действительно необходимых вещах.
  • Всегда учитываем современные тенденции.

По мнению компании Apple, дизайн успешных мобильных приложений строится на 3 китах: контент, четкость, глубина. Такой подход с наскока не реализуешь, тут надо подходить к дизайну стратегически.

Именно поэтому мы выступаем за то, чтобы создавать сервисы, ориентируясь на принцип дружелюбного интерфейса.

Дружелюбный интерфейс — это когда все просто, без заморочек и максимально удобно: установил, запустил, легко освоился. Все функции, значки, настройки — все на виду, долго разбираться не нужно.

Звучит просто. Но за внешней простотой всегда скрывается сложная и комплексная проработка, а сам интерфейс состоит из множества элементов. Приведем некоторые из них.

Пользователям никогда нельзя говорить «нет»

Один из основных принципов в разработке — не дать пользователю заскучать и не заводить его в тупик. Именно этот подход часто называют привлекательным интерфейсом. И желательно чтобы ему подчинялись все страницы и экраны вашего сервиса.

Даже пустые экраны-заглушки из разряда «Нет описания товара» или «Товар отсутствует» не пустуют и не заканчиваются тупиком. Мы выходили из таких ситуаций двумя способами: обучали и попутно объясняли, почему пользователь зашел в тупик, либо предлагали альтернативное решение.

Хорошая структура здесь просто необходима, а логика не должна теряться даже в самых внезапных сценариях работы. Более того, на пути пользователя всегда должен предлагаться альтернативный осознанный шаг, — к примеру, сделать заказ.

Все сложное нужно максимально упростить

В любом мобильном магазине самые спорные экраны — это формы регистрации. Именно их пользователи заполняют с неохотой: формы слишком длинные, громоздкие, визуально непривлекательные. Если пользователь один раз закрыл приложение на этом этапе — он уже не вернется.

Поэтому так важно использовать упрощенную регистрацию. Можно разбить ее на два шага: приветствие и саму форму из нескольких простых экранов с подсказками. Еще лучше в таком случае сократить количество строк ввода на экран и разбавить текст уникальной графикой и анимацией.

Всегда подсказывать и обучать

Когда человеку что-то непонятно в работе сервиса — он либо пишет в техподдержку, либо, что случается чаще, удаляет непонятный софт. Это нормально для пользователя, но нежелательно для компании. В таком случае грамотным решением будет ввод подсказок.

Такие подсказки должны появляться не только тогда, когда пользователь сам не может понять, что делать дальше. Они должны сопровождать человека на всех этапах работы с вашим сервисом. В таком случае человеку просто не придет в голову удалять приложение из-за его сложности или закрывать страницу сайта.

Дизайн должен быть осознанным

Любой дизайн должен отталкиваться от предпочтений и необходимостей вашей аудитории. Если ваши клиенты хотят получить максимум информации о товаре из его карточки — надо предоставить ее полностью, при этом упаковав содержимое в красивый дизайн.

Если детали не так важны — от них можно отказаться.

Простота и ненавязчивость во всем

Не нужно при этом решать за пользователя, гораздо лучше будет, если вы просто дадите ему возможность решить его вопрос самому. И самое главное — все решения по дизайну должны быть обоснованными, а приложения и веб-сервисы должны органично развиваться и «учиться» вместе с пользователями. 

Как видите, для успеха сервиса и продукта надо учитывать массу нюансов и задумываться о продвижении еще до того, как ваш сервис вышел в свет.

Создание мобильного приложения или веб-сервиса — это комплексный процесс, требующий грамотного планирования, в котором никак нельзя пропускать дизайн.

«Определенно в этой норке скрывается мышка, — отметил про себя Эркюль Пуаро. — Вопрос в том, какой следующий шаг сделает кошка». — Агата Кристи.

Чтобы выстроить стратегию максимально четко, мы используем разработку на основе growth hack подхода и работаем на основе постоянных тестов и экспериментов на пике технологического стека. Советуем и вам поступать точно так же.


Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.

Елена Лысякова
директор по маркетингу и PR Heads and Hands
Университет интернет-профессий